АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2
тел. (351)265-78-24, факс (351)266-72-10
E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chel.arbitr.ru
Именем Российской федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск Дело № А76-16685/2009-53-349
14 сентября 2009 г.
Резолютивная часть решения объявлена 07 сентября 2009 г.
Полный текст решения изготовлен 14 сентября 2009 г.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Васильева Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Воробьевой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Закрытого акционерного общества «Дарос», г. Челябинск
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе, г. Екатеринбург
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: не явился, извещен.
от ответчика: ФИО1 – заместителя начальника юридического отдела, действующего на основании доверенности от 11.11.2008 № 109.
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество «Дарос», г. Челябинск (Далее именуемое – Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной службы по финансовым рынкам Регионального отделения в Уральском федеральном округе № 62-09-21/пн от 27.02.2009 о привлечении ЗАО «Дарос» к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о дате и времени судебного заседания, что подтверждается почтовым уведомлением № 77539, представителя в суд не направило, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ, не препятствует рассмотрению спора по существу по имеющимся в деле доказательствам.
Представитель межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому Федеральному округу (далее именуемый – административный орган, Управление), в судебном заседании заявленные требования не признал, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве /л.д. 48-50/.
Изучив представленные доказательства, выслушав доводы сторон, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Заявитель 28.11.2008 зарегистрирован в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1087452008082, при этом формой образования юридического лица является – Закрытое акционерное общество /л.д. 13/.
По факту не предоставления Обществом в административный орган документов на государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска акций, размещенных при создании Общества, административным органом, усмотрев в действиях Общества наличие признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.17 КоАп РФ, в отсутствии надлежащим образом уведомленного законного представителя общества о дате и времени составления протокола, что подтверждается почтовым уведомлением о получении уведомления №62-09сф-04/72 /л.д. 40, 41/, 05.02.2009 составлен протокол об административном правонарушении №62-09-073/пр-ап /л.д. 37-39/.
Определением от 06.02.2009 по делу № 62-09-075/АП-17, полученным обществом 16.02.2009, что подтверждается отметкой на почтовом уведомлении /л.д. 33/, дело назначено к рассмотрению на 20.02.2009 на 14 час. /л.д. 34/
Определением от 20.02.2009, полученным обществом 02.03.2009, что подтверждается отметкой на почтовом уведомлении /л.д. 31/, срок рассмотрения дела продлен на 27.02.2009 на 14 час. 00 мин. /л.д. 30/.
Дополнительно о дате и времени рассмотрения дела, административный орган уведомил заявителя телеграммой, направляемой по юридическому адресу организации – <...>, от получения которой учреждение отказалось, что зафиксировано уведомлением телеграфа /л.д. 28/.
27.02.2009 руководитель РО ФСФР России в УрФО, рассмотрев в отсутствие надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения дела, материалы проверки, привлек ЗАО «Дарос» к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях /далее – КоАП РФ/.
Полагая данное постановление незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований, заявитель ссылается на существенное нарушение административных органов процессуальных требований, выразившихся в не направлении копии оспариваемого постановления в адрес Общества, что свидетельствует о нарушении порядка привлечения к административной ответственности, что влечет за собой отмену оспариваемого постановления.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, административный орган указывает, факт совершения обществом административного правонарушения подтвержден материалами дела об административном правонарушении. Довод общества о неполучении копии оспариваемого постановления опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами. Нарушение порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено. Регистрация выпуска ценных бумаг должна быть независимо от того действует Общество или нет, без регистрации общество не сможет работать.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1, 5 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", создание общества путем учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя). Решение об учреждении общества принимается учредительным собранием. В случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично. Учредители общества заключают между собой письменный договор о его создании, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества. Договор о создании общества не является учредительным документом общества.
В случае учреждения общества одним лицом решение об учреждении должно определять размер уставного капитала общества, категории (типы) акций, размер и порядок их оплаты.
Отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при общении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг урегулированы Федеральным законом Российской Федерации от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – ФЗ «О рынке ценных бумаг»).
Эмиссия ценных бумаг, в соответствии с абз. 20 ст. 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг», представляет собой последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.
Статьей 19 ФЗ «О рынке ценных бумаг» прописана процедура эмиссии и ее этапы, включающая в себя: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг, утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг, государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. При учреждении акционерного общества, размещение эмиссионных ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска эмиссионных ценных бумаг.
Согласно статье 20 ФЗ «О рынке ценных бумаг» государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом на основании заявления эмитента с приложением решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, документов, подтверждающих соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о выпуске ценных бумаг, и других требований.
В соответствии со статьей 25 ФЗ «О рынке ценных бумаг» не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Главой 3.1 Приказа ФСФР РФ от 25.01.2007 № 07-4/пз-н"Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг", установлены особенности размещения акций при учреждении акционерного общества, в соответствии с которыми размещение акций при учреждении акционерного общества осуществляется путем их распределения среди учредителей этого акционерного общества, а в случаях учреждения акционерного общества одним лицом – путем их приобретения единственным учредителем. При этом распределение акций среди учредителей (приобретения единственным учредителем) акционерного общества осуществляется в день государственной регистрации акционерного общества до государственной регистрации их выпуска. Размещение акций при учреждении акционерного общества осуществляется на основании договора о создании, а в случае учреждения акционерного общества одним лицом – решения об учреждении акционерного общества, приятного единственным учредителем акционерного общества /п. 3.1.1, 3.1.2/.
В соответствии с требованиями п. 3.2.1, 3.2.2, 3.2.4 Приказа ФСФР РФ от 25.01.2007 № 07-4/пз-н, при учреждении акционерного общества государственная регистрация выпуска акций и государственная регистрация отчета об итогах выпуска акций осуществляются одновременно. Документы на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей (приобретенных единственным учредителем) акционерного общества при его учреждении, должны быть представлены в регистрирующий орган в течение одного месяца с даты государственной регистрации акционерного общества. Для государственной регистрации выпуска акций и отчета об итогах выпуска акций, размещенных при учреждении акционерного общества, в регистрирующий орган дополнительно представляются: копия решения единственного учредителя об учреждении акционерного общества - эмитента (протокола учредительного собрания, которым принято решение об учреждении акционерного общества - эмитента); копия договора о создании акционерного общества - эмитента в случае учреждения акционерного общества двумя и более лицами; отчет об итогах выпуска акций.
Действия, выражающиеся в нарушении процедуры эмиссии, установленной в главе 5 ФЗ «О рынке ценных бумаг», признаются недобросовестной эмиссией и является основаниями для отказа регистрирующими органами в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, признания выпуска эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся или приостановления эмиссии эмиссионных ценных бумаг /ст. 26 ФЗ «О рынке ценных бумаг»/.
Статьей 15.17 КоАП РФ «Недобросовестная эмиссия» предусмотрена ответственность за нарушение эмитентом установленного федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц эмитента в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
При этом объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, образуют действия эмитента, выражающиеся не только в нарушении установленного порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг, которые являются основанием для применение последствий, предусмотренных в статье 26 ФЗ «О рынке ценных бумаг», но и выражающиеся в не предоставлении в установленный срок в регистрирующий орган документов на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей акционерного общества при его учреждении.
Как следует из материалов дела, государственная регистрация заявителя при его создании произведена 28.11.2008, следовательно, необходимы документы в административный орган общество должно было представить не позднее 28.12.2008.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, и, кроме того, общество не оспаривается, документы на государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг (акций), отчета о выпуске эмиссионных ценных бумаг (акций), заявителем как в установленный срок, так и на день принятия судом решения, Обществом в административный орган не представлены.
Довод заявителя изложенные в письме за вх. № 62-09-124/ф от 06.02.2009, направленном в адрес административного органа суд полагает несостоятельным, поскольку законодатель установил обязанность по регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг (акций), отчета о выпуске эмиссионных ценных бумаг (акций) в зависимость от государственной регистрации общества, в данном случае при ее создании, которая, применительно к обстоятельствам данного дела, произведена (имело место), 28.11.2008.
Соответственно не соблюдая порядок (процедуру) эмиссии ценных бумаг в не предоставлении документов на государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг (акций), отчета о выпуске эмиссионных ценных бумаг (акций), обществом, тем самым совершено административное правонарушение.
На основании изложенного, суд полагает правомерной квалификацию административным органом действий заявителя по ст. 15.17 КоАП РФ.
Кроме того, в соответствии со ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения.
Обращаясь с заявлением в арбитражный суд, заявитель заявил ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления об оспаривании постановления административного органа, мотивирую пропуск срока неполучением на день подачи заявления в суд копии оспариваемого постановления, датированного 27.02.2009
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, копия оспариваемого постановления направлена в адрес заявителя – ул. Танкистов, д. 150 «д», <...>, ЗАО «Дарос», 03.03.2009 заказным письмом с простым уведомлением, идентификационный номер отправления 620000 07 23763 8 /л.д. 53/.
Согласно ответу УФПС Челябинской области филиала ФГУП «Почта России» за № 74.75.20-848и от 01.09.2009, данным на запрос административного органа, заказное письмо № 620000 07 23763 8 от 03.03.2009 адресом: Танкистов, д. 150 «д», <...>, ЗАО «Дарос» поступило 06.03.2009 в ОПС 454085 и вручено в этот же день по доверенности № 2 от 03.01.2007 офис-менеджеру ФИО2 /л.д. 52/.
Заявление о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления, датированного 27.02.2009, направлено в суд 29.07.2009, что подтверждается оттиском календарного штемпеля органа связи на конверте /л.д. 15/, т.е. с пропуском установленного ст. 208 АПК РФ срока.
Таким образом, факт пропуска установленного законом срока для обращения в суд подтвержден материалами дела.
Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока обжалования постановления административного органа, не содержит доводов, подтверждающих уважительность причин пропуска такого срока, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на обжалование постановления административного органа.
Пропуск срока на подачу заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Закрытого акционерного общества «Дарос», г. Челябинск о признании незаконным и отмене постановления Федеральной службы по финансовым рынкам Регионального отделения в Уральском федеральном округе № 62-09-21/пн от 27.02.2009 о привлечении ЗАО «Дарос» к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.
Судья: Т.Н.Васильева
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru/.