Арбитражный суд Челябинской области
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск
«28» сентября 2006г. Дело № А76-16719/2006-41-828 Резолютивная часть объявлена 28.09.06.
Решение в полном объеме изготовлено 28.09.06.
Судья Попова Т.В.
при введении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Протасовой И.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
МУ «УКЖКХ», г. Снежинск
к ИФНС России по г. Снежинску
о признании незаконным решения № 724 от 31.07.06
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 – начальник договорно-прав. отд. по дов. от 30.12.05 № 01-14/4349
от ответчика: ФИО2 – гл. специалист юр. отд. по дов. от 23.05.06 № 13; ФИО3 – гл. специалист юр. отд. по дов. № 41 от 28.11.05
Муниципальное учреждение «Управляющая компания жилищным и коммунальным хозяйством – служба заказчика по жилищному и коммунальному хозяйству» г. Снежинска (далее МУ «УЖКХ») обратилось в арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции ФНС РФ по г. Снежинску о признании незаконным решения № 724 от 31.07.2006.
В обоснование заявления ссылается на выполнение всех требований, предъявленных для получения льготы по налогу на имущество, установленных п.1 ст.3 Закона Челябинской области «О налоге на имущество организаций» № 189-30 от 27.11.2003, так как МУ «УЖКХ» находится в муниципальной собственности муниципального образования ЗАТО г. Снежинска и все доходы, поступающие ему от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности в 2005 году, включая 4 квартал 2005г., поступали на счета, открытые в Федеральном казначействе, и учитывались в смете расходов и доходов МУ «УЖКХ», утверждаемой в установленном порядке (ст.215 БК РФ), следовательно, являются бюджетным финансированием, что подтверждается письмом Министерства финансов Челябинской области № 03-43/5/2196 от 12.09.2005, полагает льготой по налогу на имущество пользовался правомерно.
Ответчик требования заявителя отклонил, ссылаясь на мотивы, изложенные в отзыве по делу от 25.08.2006 № 03-02/16574, считает, что МУ «УЖКХ» неправомерно использовало льготу, предусмотренную п.1 ст.3 Закона Челябинской области «О налоге на имущество» № 189-ЗО от 27.11.2003, ст.ст.382, 383 НК РФ. Доходы учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, не отражены в установленном порядке смете доходов и расходов и в отчете об исполнении сметы и доходной части бюджета, то такие доходы нельзя считать учтенными в доходах соответствующего бюджета.
Кроме того, часть доходов предприятия не перечислена платежными поручениями в адрес распорядителя бюджетных средств после уплаты соответствующих налогов и сборов, что также свидетельствует о невозможности главным распорядителем учесть данные доходы.
Следовательно, считает инспекция, заявителем не выполняется условие применения заявленной налогоплательщиком льготы - финансирование в полном объеме из местного бюджета, МУ «УК ЖКХ» не представлены документы, подтверждающие, что все доходы в полном объеме учтены в бюджете г. Снежинска и направлены на финансирование учреждения.
Третье лицо Администрация г.Снежинска в судебное заседание не явилась, отзыв не представила, о дне и времени слушания дела извещена надлежащим образом.
Представителями ИФНС России по г.Снежинску заявлено встречное заявление о взыскании с МУ «УЖКХ г.Снежинск в доход бюджета налоговых санкций в сумме 18.732 923 руб., согласно оспариваемого решения.
В порядке ст.132 АПК РФ встречное заявление принято судом.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает требования заявителя подлежат удовлетворению.
Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка предприятия МУ «УЖКХ» г.Снежинска по вопросу правильности исчисления, уплаты налога на имущество и правомерности применения льготы по данному налогу по налоговой декларации за 2005 год, по результатам которой составлен акт № 35 ДСП от 11.06.2006 и принято решение № 724 от 31.07.2006 «О привлечении предприятия МУ «УЖКХ» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения», применена ответственность в виде штрафа по п.1 ст.122 НК РФ в размере 18 732 923 руб., предложено уплатить доначисленный налог на имущество организаций за 2005 год в размере 16 844 213 руб., пени за несвоевременную уплату налога в размере 686 032,05 руб.
Налоговое правонарушение, по мнению налогового органа, выражено в том, что налогоплательщик неправомерно пользовался льготой по налогу на имущество в соответствии с п.1 ст.3 Закона Челябинской области от 27.11.2003 № 189-30 «О налоге на имущество организаций» (код льготы – 2012000) как учреждение, финансируемое в полном объеме из местного бюджета.
В ходе проверки установлено, что МУ «УКЖКХ» кроме бюджетного целевого финансирования из местного бюджета получало доход от оказания платных услуг (предпринимательской деятельности). Сумма дохода от платных услуг, полученная МУ «УКЖКХ» за 2005 г. и учтенная на лицевом счете по учету внебюджетных средств № 06000230182, согласно справки ОФК г. Снежинска от 18.05.2006 г. № 2-02/70, составила 9 603 147,31 руб. С полученного дохода от платных услуг налогоплательщик уплачивает налог на прибыль и налог на добавленную стоимость в бюджет и представляет соответствующие налоговые декларации в ИФНС России по г. Снежинску. Доход МУ «УЖКХ» был получен в виде вознаграждения за начисление и сбор квартплаты (в т.ч.: за газоснабжение, водоснабжение, отопление, вывоз мусора и т.д.) с населения г. Снежинска, за управление долей в домовладении по поручению Домовладельца (в т.ч.: заключение хозяйственных и прочих договоров в интересах Домовладельца, принятие решений о порядке и условиях эксплуатации и ремонте дома и т.п.), в соответствии с договорами, заключенными между МУ «УКЖКХ» и предприятиями, оказывающими соответствующие услуги населению г. Снежинска, а также с домовладельцами.
Согласно п. 4 ст. 41 Бюджетного Кодекса РФ от 31.07.98 г № 145-ФЗ, к неналоговым доходам бюджетов относятся: … «доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно ... органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах». Согласно п. 2 ст. 42 Бюджетного Кодекса РФ от 31.07.98 г. № 145-ФЗ, доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. Таким образом, для подтверждения заявленной налогоплательщиком льготы, как учреждения полностью финансируемого из местного бюджета, считает инспекция должно выполняться условие, а именно: все доходы от предпринимательской деятельности, полученные бюджетным учреждением, после уплаты налогов и сборов, должны в полном объеме быть учтены в доходе местного бюджета г. Снежинска. Инспекцией ФНС России по г. Снежинску в ходе проверки был направлен запрос № 10-01-5/9168 от 18.05.2006 г. в Финансовое управление Администрации г. Снежинска, согласно которого инспекция просила предоставить информацию о том, в каком объеме (полном или не в полном) учитывался доход от предпринимательской деятельности, фактически полученный МУ «УКЖКХ» за 2005 г (согласно справки ОФК г. Снежинска в размере 9 603 147,31 руб.) в доходной части бюджета г. Снежинска (Приложение к акту № 8). На запрос инспекции был получен ответ от 26.05.2006 г № 3-11/334, согласно которого средства, полученные заявителем от предпринимательской, иной бюджетной деятельности, полностью отражены в консолидированном отчете об исполнении бюджета ЗАТО г.Снежинск за 2005 год, по коду дохода по КД 0030201030030000130 – 7 335 679,79 руб. по коду дохода 000 1140203203000172 – 6 910 762,35 руб. (Приложение № 9 к акту), доходы от предпринимательской деятельности МУ «УКЖКХ» в 2005 г. в доходной части бюджета не учитывались (Приложение № 10 к акту). Поскольку доходы от предпринимательской деятельности МУ «УКЖКХ» не были учтены в доходах местного бюджета г. Снежинска, поэтому в соответствии с п. 2 ст. 42 Бюджетного Кодекса РФ от 31.07 98 г № 145-ФЗ, не соблюдено условие для применения налоговой льготы в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Челябинской области от 27.11.2003 г. № 189-30 «О налоге на имущество организаций», а именно - финансирования в полном объеме из областного и местного бюджета.
Согласно письма МУ «УКЖКХ» от 26.07.2006 г. № 01-14/2416, налогоплательщик распределял полученный доход от предпринимательской деятельности следующим образом: уплачивал налоги и сборы в бюджет, выплачивал заработную плату своим сотрудникам, оплачивал оказанные услуги поставщикам, оплачивал поставщикам суммы за покупку основных средств и покупку материальных запасов. Таким образом, видно, что налогоплательщик распределял доходы от предпринимательской деятельности в т.ч. на покупку основных средств и материальных запасов, а также на выплату заработной платы своим работникам. Приобретение основных средств за счет доходов от предпринимательской деятельности (внебюджетных средств) подтверждается также балансом исполнения сметы доходов и расходов на 2005 г. Формулировка п. 2 ст. 42 Бюджетного Кодекса РФ не предполагает иные цели расходования дохода от предпринимательской деятельности кроме уплаты установленных налогов и сборов в бюджет. Денежные средства должны поступать бюджетным учреждениям в качестве бюджетного целевого финансирования, которые в соответствии со ст. 70 Бюджетного Кодекса расходуются на оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами, оплату товаров, работ, услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам, либо по утвержденным сметам без заключения указанных контрактов. Установленный в ходе проверки факт расходования дохода от предпринимательской деятельности без отражения в доходной части бюджета г.Снежинска также подтверждает неправомерное применение заявленной налоговой льготы МУ «УКЖКХ». Поскольку доходы от предпринимательской деятельности МУ «УКЖКХ» не учитывались в доходах местного бюджета, следовательно, расходоваться в виде финансирования из бюджета они также не могли.
Заявителем не соблюдено условие предоставление льготы, установленной Законом Челябинской области от 27.11.2003 г. № 189-30 «О налоге на имущество организаций», а именно - финансирования в полном объеме из областного и местного бюджета.
Налогоплательщиком в свою защиту в инспекцию были представлены возражения от 26.07.2006 № 01-14/2416, которые не приняты.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 56 Кодекса льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В пункте 1 статьи 374 Кодекса предусмотрено, что объектом налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Налоговые льготы по названному налогу определены в статье 381 Кодекса, в пункте 6 которой установлено, что от налогообложения освобождаются организации в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
Из содержания приведенных норм следует, что необходимыми условиями получения права на налоговую льготу являются нахождение объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса на балансе предприятия и полное или частичное финансирование их содержания за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
Все имущество МУ «УЖКХ» находится в муниципальной собственности муниципального образования ЗАТО г. Снежинск.
Доводы налоговой инспекции о том, что налогоплательщик в соответствии с п.1 ст.3 Закона Челябинской области «О налоге на имущество организаций» № 189-30 от 27.11.2003 не выполнил условия по применению льготы, поскольку доходы от предпринимательской деятельности не были отражены в смете о доходах соответствующего бюджета не могут быть приняты судом.
Согласно п.2 ст.42 Бюджетного Кодекса РФ от 31.07.98 № 145-ФЗ, доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. В соответствии с п. 2 ст. 142 БК РФ в редакции действовавшей в 2005 г. «Исполнение бюджета закрытого административно - территориального образования производится Федеральным казначейством Российской Федерации». В соответствие со ст. 215 БК РФ: «В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений». Все доходы, поступающие в МУ «УКЖКХ» от предпринимательской деятельности и иной, приносящей доход деятельности в 2005 г., поступали на счета открытые в Федеральном Казначействе, и учитывались в смете расходов и доходов МУ «УКЖКХ», утверждаемой в установленном порядке. Смета расходов, в том числе за счет средств от предпринимательской деятельности МУ «УЖКХ» направлялась в ОФК г. Снежинска для исполнения.
Факт использования полученных средств от предпринимательской деятельности на содержание объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры налоговым органом не оспаривается, в связи с чем, суд приходит к выводу, что эти средства также являются бюджетным финансированием, что подтверждают письма Министерства финансов Челябинской области от 12.09.2005 № 03/43/5/2196 и Городского финансового управления Администрации г. Снежинска от 26.05.2006 № 3-11/334 (т.д. 2 л.д. 76). Смета расходов МУ «УЖКХ» за счет бюджетных средств была утверждена и исполнена с учетом доходов, полученных заявителем от предпринимательской деятельности Городским финансовым управлением Администрации г.Снежинска.
Формальное неисполнение налогоплательщиком Постановления Губернатора Челябинской области от 22.03.05 № 95 «О порядке учета средств бюджетных учреждений, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в системе казначейского исполнения областного бюджета» и не отражение этих доходов в смете местного бюджета ЗАТО г.Снежинска также не является основанием для отказа в применении льготы по налогу на имущество, так доходы поступали на счет, открытый в ОФК по г.Снежинску, расходование их осуществлялось по распоряжению Финансового управления г.Снежинска.
На основании вышеизложенного, требования ИФНС России по г.Снежинску о взыскании с МУ «УЖКХ» г.Снежинск штрафа в сумме 18 732 923 руб. не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным решение ИФНС России по г. Снежинску № 724 от 31.07.2006 в части доначисленного налога на имущество в размере 16 844 213 руб. и пени за просрочку уплаты налога в размере 686 032 руб. 05 коп., и привлечение к ответственности в виде штрафа в сумме 18 732 923 руб. (по п.1 ст.122 НК РФ), принятое в отношении Муниципального учреждения «Управляющая компания жилищным и коммунальным хозяйством – служба заказчика по жилищному и коммунальному хозяйству г. Снежинска» как не соответствующее нормам НК РФ, Закону Челябинской области «О налоге на имущество» № 189-ЗО от 27.11.2003.
Возвратить заявителю из федерального бюджета РФ госпошлину в сумме 2 000 руб., уплаченную по платежному поручению № 2503 от 03.08.2006.
В удовлетворении требования ИФНС России по г.Снежинску о взыскании с МУ «Управляющая компания жилищным и коммунальным хозяйством служба заказчика по жилищному и коммунальному хозяйству г. Снежинска» штрафа в сумме 18 732 923 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Челябинской области в порядке и сроки, предусмотренные главой 34 АПК РФ.
Судья Т.В. Попова
0_5