ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-16755/19 от 23.06.2020 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

02 июля 2020  года                                                 Дело № А76-16755/2019

      Резолютивная часть решения объявлена 23 июня 2020 года

      Полный текст решения  изготовлен 02 июля 2020 года

Судья Арбитражного суда челябинской области Гордеева Н.В., при ведении протоколасудебного заседания секретарем судебного заседания Иргалиной Р.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

общества с ограниченной ответственностью «Чесменское управление коммунального хозяйства» Чесменский район, с. Чесма ИНН 7458001560, ОГРН 1147458000403 к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Углицкая средняя общеобразовательная школа» Чесменский район, пос. Углицкий ИНН 7443004543 при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации Чесменского муниципального района о взыскании 957 323 руб. 54 коп.

при участии в судебном заседании:

от истца: Зинченко А.А., на основании доверенности от 09.03.2020, личность удостоверена паспортом; Овчинниковой О.А., на основании доверенности от 02.03.2020, личность удостоверена паспортом;

от ответчика: Козлова И.М., представитель по доверенности от.16.07.2019 личность удостоверена паспортом;

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Челябинской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Чесменское управление коммунального хозяйства» (далее – ООО «ЧУКХОЗ», истец) к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Углицкая средняя общеобразовательная школа» (далее-ответчик, школа, МБОУ «Углицкая средняя общеобразовательная школа») о взыскании задолженности  за поставленную тепловую энергию, полученную  в результате бездоговорного потребления в размере 957 323 руб. 54 коп. (т. 1 л.д. 5-10).

В обоснование заявленных требований, истец, со ссылкой на ст. ст. 309, 310, 541, 544, ГК РФ, ст. 19, 22, 29 Закона «О теплоснабжении» указывает, что ответчиком произведено бездоговорное потребление тепловой энергии, а именно осуществлена самовольная замена прибора учета,  вместо прибора учета, введенного в эксплуатацию.

Определением суда от 24.05.2019 дело принято к производству, назначено предварительное судебное заседание на 19.06.2019.

Протокольным определением суд завершил предварительное, перешел в судебное заседание.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Углицкая средняя общеобразовательная школа» представило отзыв, в соответствии с которым возражает против заявленных требований, в том числе указывает, что в акте ввода в эксплуатацию была допущена ошибка, прибор учета был введен изначально и не менялся (т. 1 л.д.116-119, т. 2 л.д. 1-5, 81-86).

Истцом представлены возражения на отзыв ответчика.

Определением суда от 19.06.2019 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлеченаАдминистрации Чесменского муниципального района Челябинской области (т. 1 л.д. 115).

В судебном заседании истец настаивал на заявленных требованиях, ответчик возражал против заявленных требованиях.

         Заслушав доводы истца,  возражения ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает, что при разрешении спора следует руководствоваться следующим:

    Как следует из материалов дела, общество «Чесменское управление коммунального хозяйства» является ресурсоснабжающей организацией по оказанию услуг теплоснабжения (подаче тепловой энергии) в поселке Углицкий Чесменского муниципального района Челябинской области.

ООО «ЧУКХОЗ» обеспечивает теплоснабжением МБОУ «Углицкая средняя общеобразовательная школа» с 2017 года по настоящее время на основании заключенных договоров на поставку тепловой энергии.

В период с 01.10.2017 но 30.04.2018 и в период с 01.10.2018 по 28.02.2019 поставка тепловой энергии в образовательное учреждение осуществлялась в соответствии  с договором, с учетом показаний прибора учета и с начислениями па оплату, исходя из показаний прибора учета.

06 февраля 2017 года между ООО «ЧУКХОЗ» (Ресурсоснабжающая организация, РСО) и МБОУ «Углицкая COШ» (потребитель) заключен договор на поставку тепловой энергии  (т. 1 л.д. 14-18),  в соответствии с которым ресурсоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде до границы раздела балансовой принадлежности, а потребитель обязуется  обеспечить безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и систем теплоснабжения и исправность используемых им приборов учета и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии, оплатить отпущенную тепловую энергию в порядке и в сроки, предусмотренные настоящим договором, а также обеспечить учет потребления тепловой энергии на объекте (п. 1.2. договора).

Продолжительность отопительного периода составляет 218 календарных дней, объем потребленной за отопительный период тепловой энергии составляет 450, 23 Гкал (п. 1.3. договора).

РСО обязуется отпускать потребителю для теплоснабжения объектов тепловую энергию на год в объеме, согласованном настоящим договором (п. 2.1.1. договора).

Расчеты за пользование тепловой энергией предусмотрены разделом 4 договора.

Настоящий договор заключен на срок с даты подписания договора по 31.12.2017.

К договору составлен график теплопотребления.

Аналогичный договор заключался между сторонами в 2018 году (т. 119-24), в 2019 году заключен контракт  на поставку тепловой энергии (т. 1 л.д. 25-30).

Из материалов дела следует, что перед началом отопительного сезона 2017,2018 г., а именно 15 августа 2017 узел учета тепловой энергии, оборудованный в МБОУ «Углицкая COШ», был принят в эксплуатацию с указанием установленных приборов учета тепловой энергии: Карат 520-40, карат 520-40, карат 306 КТСП-Н (т. 1 л.д. 31).

19.03.2019 истцом проведены контрольные мероприятия, в ходе которых установлено, что вместо термометра КТСП-Н № 2154, принятого по акту допуска в эксплуатацию теплового узла от 01.10.2017 года, без согласования, уведомления и разрешения ресурсоснабжающей организации, установлен термометр сопротивления КТСП-Н с заводским номером № 9228.  По данному факту составлен акт о бездоговорном потреблении тепловой энергии (т. 1 л.д. 48-49).

В акте также отражено, что термометры сопротивления КТСПН с зав. № 9228 установлены с нарушением вариантов установки рекомендованным заводом изготовителем, при котором осуществляется корректная работа термометров сопротивления. Отсутствуют паспорта с отметкой поверки, а также нет данных о длине рабочей части, не отвечает установленным техническим требованиям.

Выводы комиссии:

При  выполнении монтажных работ были допущены отступления от требований, предусмотренных в технической документации, а также обязательных для этих работ норм и правил:

1)Узел учета тепловой энергии МБОУ «Углицкая СОШ» был принят с термометрами сопротивления КТПТР зав. 2154 (комплект) о чем свидетельствует Акт допуска в эксплуатацию от 01.10.2017, фактически стоят термометры сопротивления КТСПН зав. № 9228 (комплект) которые не были приняты представителями ООО «ЧУКХОЗ», о дате замены термометров сопротивления МБОУ «Углицкая СОШ» не сообщала, термометры сопротивления КТСПН зав. 9228 установлены с нарушением вариантов установки рекомендованным заводом изготовителем, при котором осуществляется корректная работа термометров сопротивления, а также отсутствуют паспорта с отметкой поверки и длине рабочей части. Узел учета тепловой энергии МБОУ «Углицкая СОШ» не отвечает установленным техническим требованиям и не может быть допущен в эксплуатацию.

К акту представлен фотоматериал (т. 1 л.д. 50-53).

Также представлены сведения о приемке приборов учета. (т. 1 л.д. 32-36).

Акт составлен  в присутствии директора школы, которая от подписи отказалась.

  По мнению истца, ответчик в нарушение договора самовольно произвел замену узла учета (термометра), что недопустимо в силу закона, в связи с чем узел учета тепловой энергии не принят в эксплуатацию надлежащим образом, соответственно,  ООО «ЧУКХОЗ» не вправе принимать показания самовольно установленного прибора учета для расчета начислений на оплату.

В соответствии с заключенными договорами, сторонами согласованы количество поставляемой энергии, тарифы и сумма.

В результате выявленного нарушения истцом произведены доначисления ответчику, применен расчетный метод за периоды с 01.10.2017 по 31.12.2017 в размере 214 720 руб. 78 коп., за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 в размере 620 605 руб. 23 коп., за период с 01.01.2019 по 28.02.2019 в размере 121 997 руб. 53 коп. Итого 957 323 руб. 54 коп.

            Истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием оплатить задолженность доначисления за тепловую энергию (т. 1 л.д. 43-44). Выставлен счет на оплату задолженности в размере 957 323 руб. 54 коп (т. 1 л.д. 46).

Неисполнение ответчиком требований истца послужило основанием для обращения в Арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

На основании пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, а также права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).

Как следует из статьи 19 Закона о теплоснабжении, количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (пункты 1 и 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении).

При этом коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов (пункт 7 статьи 19 Закона о теплоснабжении).

Таким образом, учет тепловой энергии в силу действующего законодательства является приоритетным методом для определения количества потребленного энергосресурса.

        В соответствии с п. 5 ст. 20 ФЗ «О теплоснабжении», проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны:

1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб;

2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей;

3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии;

4) обеспечивать качество теплоносителей;

5) организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии;

6) обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей;

7) обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения;

8) обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Определение бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя дано в пункте 29 статьи 2 Закона о теплоснабжении: бездоговорное потребление тепловой энергии - потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных (технологически присоединенных) к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения), либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем.

Учитывая, что истец в обоснование исковых требований указывает, что ответчиком осуществлена самовольная замена прибора учета,  то есть с нарушением установленного порядка подключения, в предмет доказывания по настоящему делу входит установление факта бездоговорного потребления тепловой энергии, охватывающего, в том числе понятие потребления с использованием теплопотребляющих установок, подключенных к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения.

Как следует из пунктов 7 - 10 статьи 22 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации обязаны проводить проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, оснований для этого потребления в целях выявления бездоговорного потребления.

В силу пункта 8 статьи 22 Закона о теплоснабжении теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией при выявлении ими факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя составляется акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя. В указанном акте должны содержаться сведения о потребителе или об ином лице, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, о способе и месте осуществления такого бездоговорного потребления, описание приборов учета на момент составления указанного акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, относительно факта выявленного бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их претензии к составленному акту (в случае наличия этих претензий). При составлении указанного акта должны присутствовать потребитель или иное лицо, осуществившие бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представители. Отказ потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представителей от подписания составленного акта, а также их отказ от присутствия при его составлении отражается с указанием причин этого отказа в указанном акте или в отдельном акте, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц и подписанном ими.

Из содержания пункта 9 статьи 22 Закона о теплоснабжении следует, что расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их стоимости производится на основании акта, при этом объем энергии определяется за весь период, истекший с даты предыдущей проверки, в месте осуществления бездоговорного потребления тепловой энергии.

Таким образом, как следует из вышеприведенных норм права, бездоговорное потребление тепловой энергии должно быть подтверждено актом о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, содержащим указанные в пункте 8 названного Закона сведения.

Как следует из искового заявления, 19.03.2019 истцом проведены контрольные мероприятия, в ходе которых выявлена самовольная замена узла учета. По данному факту составлен акт о бездоговорном потреблении тепловой энергии.

Акт составлен в присутствии представителя потребителя который отказался от подписи.

В соответствии с Законом о теплоснабжении постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 утверждены Правила N 1034).

Достоверность приборного способа учета энергоресурсов достигается соблюдением совокупности нормативных требований, касающихся приборов (узлов) учета, в том числе: места установки (пункт 1 статьи 13 Закона об энергосбережении, пункт 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении); технических требований (пункт 1 статьи 13 Закона об энергосбережении, Методические рекомендации по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии, утверждены приказом Минпромторга Российской Федерации от 21.01.2011 N 57); ввода в эксплуатацию (пункты 52 - 59 Правил N 1034); надлежащей эксплуатации, включая снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета (пункт 6 статьи 19 Закона о теплоснабжении).

Перед началом отопительного периода после очередной поверки или ремонта осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на источнике тепловой энергии в порядке, установленном пунктами 53 - 59 настоящих Правил (п. 60 Правил N 1034).

         В соответствии с п.7 ст. 22 ФЗ «О теплоснабжении», теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей или источников тепловой энергии проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, оснований для потребления тепловой энергии, теплоносителя в целях выявления бездоговорного потребления. Лица, потребляющие тепловую энергию, теплоноситель, теплосетевые организации должны обеспечивать в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, беспрепятственный доступ представителей теплоснабжающей или теплосетевой организации к приборам учета и теплопотребляющим установкам в целях проведения проверок с учетом положений жилищного законодательства. Проверка одного лица может осуществляться не чаще чем один раз в квартал.

Согласно п. 4  Правил коммерческого учета, теплоносителя № 1034, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013, коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется в целях:

а) осуществления расчетов между теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии;

б) контроля за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребляющих установок;

в) контроля за рациональным использованием тепловой энергии, теплоносителя;

         г) документирования параметров теплоносителя - массы (объема), температуры и давления

          Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (далее - договор) не определена иная точка учета.

 Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется во всех точках поставки и точках приема.

Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями настоящих Правил, включает:

а) получение технических условий на проектирование узла учета;

б) проектирование и установку приборов учета;

в) ввод в эксплуатацию узла учета;

г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;

Выдача технических условий на установку узла (прибора) учета, ввод в эксплуатацию, пломбирование узлов (приборов) учета и участие в комиссиях по приемке узлов (приборов) учета осуществляется без взимания с потребителя тепловой энергии платы.

Потребитель или теплосетевая организация обязаны обеспечить беспрепятственный доступ представителей теплоснабжающей организации или по указанию теплоснабжающей организации представителей иной организации к узлам учета и приборам учета для сверки показаний приборов учета и проверки соблюдения условий эксплуатации приборов узла учета.

Исходя из пункта 31 Правил N 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях:

а) отсутствие в точках учета приборов учета;

б) неисправность приборов учета;

 в) нарушение установленных договором сроков предоставления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.

Согласно пункту 68 Правил N 1034 акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.

В соответствии с Правилами N 1034 организация коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя включает в себя, в частности, ввод узла учета в эксплуатацию (пункт 17); узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию (пункт 58).

При наличии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. В этом случае составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению. Указанный акт составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней (пункт 72 Правил N 1034).

В случае если имеются основания сомневаться в достоверности показаний приборов учета, любая сторона договора вправе инициировать проверку комиссией функционирования узла учета с участием теплоснабжающей (теплосетевой) организации и потребителя. Результаты работы комиссии оформляются актом проверки функционирования узла учета (пункт 83 Правил N 1034).

В соответствии с заключенными договорами, контрактом за период с 2017 года, ответчику определен объем тепловой энергии, на протяжении всего периода с 2017 по 2019 год принимались показания приборов учета и оплата тепловой энергии от потребителя.

       Согласно части 4 статьи 19 Закона о теплоснабжении, ввод в эксплуатацию источников тепловой энергии и подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок новых потребителей без оборудования точек учета приборами учета согласно правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя не допускаются.

       Истцом указанные действия по включению отопления и горячего водоснабжения ответчика реализованы по собственному волеизъявлению, что указывает на то, что, как при заключении договора, так и в процессе исполнения договора, у истца претензий к прибору учета ответчика не возникало, начисления производились в соответственными с данными прибора учета, оплата от ответчика в соответствии с данными учета как было указано выше истцом также принималась.

         Истец также подтвердил,  что с 2017 года не проводил проверок на выявление фактов безучетного потребления либо иных нарушений, также материалы дела не содержат подтверждения о том, что ответчик препятствовал доступу в помещение для проверки и осмотра прибора учета.

Согласно п. 59 Правил N 1034 в случае выявления несоответствия узла учета положениям настоящих Правил узел учета не вводится в эксплуатацию и в акте ввода в эксплуатацию приводится полный перечень выявленных недостатков с указанием пунктов настоящих Правил, положения которых нарушены, и сроков их устранения. Такой акт ввода в эксплуатацию составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней.

В соответствии с п. 62 Правил, ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе:

а) представитель теплоснабжающей организации;

б) представитель потребителя;

в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.

В соответствии с п 64 Правил,  для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта, который включает в себя:

а) схему трубопроводов (начиная от границы балансовой принадлежности) с указанием протяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами;

б) свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя;

в) базу данных настроечных параметров, вводимую в измерительный блок или тепловычислитель;

г) схему пломбирования средств измерений и оборудования, входящего в состав узла учета, исключающую несанкционированные действия, нарушающие достоверность коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;

В соответствии с п. 66 Правил, при приемке узла учета в эксплуатацию комиссией проверяется:

а) соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и настоящим Правилам;

б) наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм;

в) соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета;

г) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения.

В соответствии с п. 67 Правил,  при отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя.

Согласно пункту 68 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034) акт ввода в эксплуатацию узла учета является основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по прибору учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.

Пунктом 3 статьи 19 Закона о теплоснабжении, пунктом 31 Правил N 1034 предусмотрено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: а) отсутствие в точках учета приборов учета; б) неисправность прибора учета; в) нарушение установленных договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.

В пункте 75 Правил N 1034 установлены случаи, при которых узел учета считается вышедшим из строя:

а) отсутствие результатов измерений;

б) несанкционированное вмешательство в работу узла учета;

в) нарушение установленных пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета, а также повреждение линий электрических связей;

г) механическое повреждение средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета;

д) наличие врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учета;

е) истечение срока поверки любого из приборов (датчиков);

ж) работа с превышением нормированных пределов в течение большей части расчетного периода.

Таким образом, пунктами 61, 62, 68 Правил N 1034 предусмотрено, что смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссионно представителями теплоснабжающей организации и потребителя. Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии по приборам учета.

В случае наличия у членов комиссии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, этот узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

Согласно пункту 73 Правил N 1034 перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 настоящих Правил.

В силу пункта 91 Правил N 1034 не реже 1 раза в год, а также после очередной (внеочередной) поверки или ремонта проверяется работоспособность узла учета, а именно: а) наличие пломб (клейм) поверителя и теплоснабжающей организации; б) срок действия поверки; в) работоспособность каждого канала измерений; г) соответствие допустимому диапазону измерений для прибора учета фактических значений измеряемых параметров; д) соответствие характеристик настроек тепловычислителя характеристикам, содержащимся во вводимой базе данных.

В пункте 114 Правил N 1034 установлено, что определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

           По мнению ответчика, школой не производилась самовольная замена комплектов термопреобразователей с КТПС-Н 2154 на КТПТР № 9228, поскольку при заполнении акта первичного ввода в эксплуатацию узла учета теплоснабжающей организацией была допущена техническая ошибка, выразившееся в неправильном указании модели и номера комплектов.

       В подтверждение своих доводов ответчиком представлен договор поставки оборудования № 2 от 30.08.2017 (т. 2 л.д. 66-69), договор подряда № 1 от 30.08.2017 (т. 2 л.д. 59-63), товарная накладная № 19 от 30.08.2017, счет –фактура от 30.08.2017 на монтаж узлов учета тепловой энергии здания школы, акт о приемке выполненных работ, локальная смета,  (т. 2 л.д. 46-52), копии паспортов приборов учета (т. 2 л.д. 56-58) в соответствии с которыми в школу был поставлен комплект термопреобразователей КТПТР-01-1-100П-60, а не КТПС-Н (у данный комплектов разные производители).

В соответствии с товарной накладной, школой приобретались вычислитель Карат-306-3, Расходомер –счетчик Карат 520-40, Комплект монтажных частей, комплект термопреобразователей КТПТР 01-1-100П-60 (т. 2 л.д. 70).

Судом принимается во внимание, что акты готовности системы отопления и тепловых сетей потребителя к эксплуатации в отопительный период 2018-2019, 2017-2018 (т.2 л.д. 8-11, 22-25), подтверждают удовлетворительное состояние тепловых сетей.

При составлении актов стороны не установили, что термометр сопротивления иной, также не определено, что имеются какие-либо замечания, нарушения в работе приборов учета, в том числе термометров, требования об опломбировании не выставлялись, в том числе не устанавливался факт несанкционированной замены, напротив, в актах указано, что при осмотре камер и сооружений тепловой сети дефекты по приборам не обнаружены, также в ходе проведения проверки готовности к отопительному периоду комиссия рассмотрела документы, подтверждающие выполнения требований по готовности, в том числе акт допуска в эксплуатацию приборов учета, акт наличия и состояния контрольно-измерительных приборов и автоматических регуляторов.

Данные акты составлены с участием представителей истца, т.е. представитель теплоснабжающей организации участвовал в каждой проверке созданной по проверке готовности к отопительному сезону.

Согласно пункту 60 Правил № 1034 перед началом отопительного периода после очередной поверки или ремонта осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на источнике тепловой энергии в порядке, установленном пунктами 53 - 59 настоящих Правил.

В силу пункта 7 статьи 22 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей или источников тепловой энергии проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, оснований для потребления тепловой энергии, теплоносителя в целях выявления бездоговорного потребления. Лица, потребляющие тепловую энергию, теплоноситель, теплосетевые организации должны обеспечивать в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, беспрепятственный доступ представителей теплоснабжающей или теплосетевой организации к приборам учета и теплопотребляющим установкам в целях проведения проверок с учетом положений жилищного законодательства. Проверка одного лица может осуществляться не чаще чем один раз в квартал.

При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя (пункт 67 Правил № 1034).

При наличии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. В этом случае составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению. Указанный акт составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней (п. 72 Правил № 1034).

 В случае если имеются основания сомневаться в достоверности показаний приборов учета, любая сторона договора вправе инициировать проверку комиссией функционирования узла учета с участием теплоснабжающей (теплосетевой) организации и потребителя. Результаты работы комиссии оформляются актом проверки функционирования узла учета (п. 83 Правил № 1034).

 Соответственно с 2017 года истцом принимались показания приборов учета, нарушения при подготовке к каждому отопительному сезону не выявлялись, принималась оплата со стороны ответчика.

      С учетом изложенного, пока не доказано обратного, действует презумпция того, что на момент допуска в эксплуатацию представителем организации, осуществляющей теплоснабжение проверены все фланцы, задвижки, обводные линии имеющиеся на приборе учета ответчика.

Также из вышеуказанных норм Правил следует, что истец обязан был проверить состояние технических устройств и тепловых сетей на соответствие их правилам эксплуатации от точки приема тепловой энергии до точки передачи, прибор учета и тепловые сети. 

Как было указано выше, истцом указанные действия по включению отопления и горячего водоснабжения ответчика реализованы по собственному волеизъявлению, что указывает на то, что, как при заключении договора, так и в процессе исполнения договора, у истца претензий к прибору учета ответчика не возникало, начисления производились в соответственными с данными прибора учета, оплата от ответчика в соответствии с данными учета истцом также принималась.

Кроме того следует отметить, с учетом приоритета приборного метода исчисления, спорный термометр как и приборы учета неисправными не были признаны.

Истец является профессиональным участником спорных правоотношений, знал, мог и должен был знать, при каких условиях, возможно подключение потребителя, тем не менее всего объема необходимых действий не реализовал, в частичности принимал показания прибора учета в течении трех лет, заключал договоры, а также составлял акты готовности систем отопления и тепловых сетей к отопительному периоду без замечаний, то есть допустил необоснованное бездействие, в силу чего такие риски его коммерческой деятельности влекут неблагоприятные последствия для его деятельности.

Установленные при проверке обстоятельства не могут безусловно свидетельствовать о безучетном потреблении со стороны ответчика и самовольной замене термометра.  

          Таким образом, из материалов дела следует, что истцом проверка прибора учета производилась при принятии актов о готовности к каждому отопительному периоду, неисправность приборов учета, термометра в установленном порядке не зафиксирована, напротив, показания прибора учета постоянно передавались истцу. Проверки установленных режимов потребления тепловой энергии в нештатных ситуациях истцом не организованы (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Более того, факт неисправности прибора учета опровергается также действиями истца, который принимал показания прибора учета во внимание при начислении оплаты за тепло за спорный период времени с 2017 по 2019 год.  Доказательств обратного в материалы дела не представлено, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований следует отказать.

При подаче искового заявления истцом была уплачена государственная пошлина в размере 22 146 руб. 48  по платежному поручению № 297 от 17.05.2019 (т. 1 л.д. 11).

В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167–171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Чесменское управление коммунального хозяйства» отказать.

           Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Судья                                                                                              Н.В. Гордеева

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru