АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
02 октября 2022 года Дело № А76-17270/2023
Резолютивная часть решения вынесена 25 сентября 2023 года.
Решение изготовлено в полном объеме 02 октября 2023 года.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Соцкая Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хабибуллиной Д.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги», ОГРН <***>, г. Челябинск, к акционерному обществу «Евросиб СПБ-транспортные системы», ОГРН <***>, г. Санкт-Петербург, о взыскании 157 493 руб. 54 коп.,
При участии в судебном заседании:
от ответчика: ФИО1 – представитель, действующий на основании доверенности от 03.10.2022,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – истец, ОАО «РЖД»), обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к акционерному обществу «Евросиб СПБ-транспортные системы» (далее – ответчик, АО «Евросиб СПБ-ТС»), о взыскании задолженности в сумме 156 195 руб. 27 коп., пени за несвоевременную оплату выполненных работ в размере 39 864 руб. 07 коп. по состоянию на 03.02.2023 в размере 139 руб. 52 коп. с продолжением начисления пени согласно п. 6.1 договора по день фактической оплаты долга, пени за несвоевременную оплату выполненных работ в размере 90 298 руб. 66 коп. по состоянию на 18.01.2023 в размере 1 158 руб. 75 коп. с продолжением начисления пени согласно п. 6.1 договора по день фактической оплаты суммы долга (т.1, л.д. 3-5).
Определением суда от 09.06.2023 исковое заявление принято к производству, назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства (т.1, л.д. 1-2).
Определением суда от 01.08.2023 суд перешёл к рассмотрению дела по общим правилам искового производства (т. 2 л.д. 57)
Представитель истца в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Согласно ч. 4 ст. 137 АПК РФ, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.
О возможности окончания подготовки дела к судебному разбирательству и рассмотрении требований по существу после окончания предварительного судебного заседания указано в определении суда от 01.08.2023.
Ответчик возражений по переходу на стадию судебного разбирательства не высказал.
По результатам предварительного судебного заседания судом открыто судебное заседание в первой инстанции в порядке ч. 4 ст. 137 АПК РФ.
В силу ч. 4 ст. 131 и ч. 1 ст. 168 АПК РФ арбитражный суд, рассмотрев дело по имеющимся доказательствам, установил следующие обстоятельства.
В ходе рассмотрения дела от ответчика поступил отзыв на исковое заявление (т. 1 л.д. 52), в которой ответчик с исковыми требованиями не согласился, указал, что истцом не доказан факт наличия выщербины колеса обода по вагону № 28070167, не доказано наличие неисправностей колесных пар, вследствие которых была необходима отцепка и проведение среднего ремонта.
Вагон № 52916160 отцеплен по коду неисправности 107, данный вагон принят к оплате, акт выполненных работ и расчетно-дефектная ведомость подписаны, по данному вагону ответчиком была внесена предоплата, документы на ремонт приняты ответчиком и подписаны, истец произвел списание предоплаты. Истцом не были представлены документы, подтверждающие необходимость в проведении ремонтных работ колесных пар вагона № 29129889.
Истцом в материалы дела представлены возражения на отзыв ответчика (т. 2 л.д. 64).
В судебном заседании представитель ответчика доводы изложенные в отзыве на исковое заявление поддержал в полном объеме.
Исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела между ОАО «РЖД» и АО «Евросиб СПб-ТС», заключен договор на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов № ТОР-ЦДИЦВ/202 от 01.12.2021 (далее –Договор).
В соответствии с пунктом 1.1 Договора Заказчик поручает и обязуется оплачивать, а Подрядчик обязуется производить работы по текущему отцепочному ремонту (далее – ТР-2) грузовых вагонов, принадлежащих Заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании.
Согласно пункту 4.1.1 Договора Подрядчик обязуется производить ТР-2 грузовых вагонов и обеспечить качество выполнения работ в соответствии с требованиями Руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов, утвержденного МПС России 2 сентября 1997 г. № РД 32 ЦВ-056-97 (далее – РД) и других действующих нормативных документов МПС России и ОАО «РЖД» в части ТР-2 грузовых вагонов.
В соответствии с подпунктом 2.3.3 Договора окончательный расчет за проведение ТР-2 грузовых вагонов в отчетном месяце производится Заказчиком с учетом выплаченного авансового платежа на основании подписанных сторонами актов выполненных работ, счетов-фактур и иных документов, указанных в пункте 3.10 настоящего договора, в течение 5 рабочих дней с даты получения Заказчиком указанных документов.
09.12.2022 г. на станции Карталы ЮУЖД в ТР-2 отцеплен вагон №28070167 по неисправности – выщербина обода колеса, код 107. Произведен ТР-2 указанного вагона, что подтверждается первичными документами, в том числе актом о выполненных работах от 28.12.2022№ 000027 на сумму 36 193 руб. 45 коп.
15.12.2022 г. на станции Карталы ЮУЖД в ТР-2 отцеплен вагон №61716833 по неисправности – неравномерный прокат по кругу катания выше нормы, код 117. Произведен ТР-2 указанного вагона, что подтверждается первичными документами, в том числе актом о выполненных работах от 28.12.2022 № 000024 на сумму 72 164 руб. 94 коп.
29.12.2022 на станции Карталы ЮУЖД в ТР-2 отцеплен вагон
№ 52916160 по неисправности – выщербина обода колеса, код 107. Произведен ТР-2 указанного вагона, что подтверждается первичными документами, в том числе актом о выполненных работах от 31.12.2022 № 000028 на сумму 8 661 руб. 18 коп.
19.01.2023 на станции Карталы ЮУЖД в ТР-2 отцеплен вагон
№ 29129889 по неисправности – тонкий гребень, код 102. Произведен ТР-2 указанного вагона, что подтверждается первичными документами, в том числе актом о выполненных работах от 25.01.2023 № 000002 на сумму 47 836 руб. 88 коп.
В связи с отсутствием оплаты текущего отцепочного ремонта за АО «Евросиб СПб-ТС» образовалась задолженность в размере 156 195 руб. 27 коп. (с учетом НДС).
Согласно пункту 1 статьи 17 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожный подвижной состав должен удовлетворять обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В силу пункта 2 статьи 20 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасность перевозок грузов, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
В соответствии с пунктом 129 раздела № IX к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 23 июля 2022г. № 250 (далее - ПТЭ), железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, являются владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие.
Указанные действия по браковке вагонов соответствуют обязанности по контролю за технической пригодностью подаваемых под погрузку вагонов согласно ст. 20 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, а также п. 7 «Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом», утвержденных приказом МПС России от 18 июня 2003 г. № 28.
Согласно п. 130 раздела 9 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации № 250 от 23.06.2022 (далее ПТЭ) не допускается выпускать в эксплуатацию и к следованию в поездах железнодорожный подвижной состав, имеющий неисправности, угрожающие безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также ставить в поезда грузовые вагоны, состояние которых не обеспечивает сохранность перевозимых грузов. Требования к техническому состоянию железнодорожного подвижного состава и производству его технического обслуживания и ремонта устанавливаются нормами и правилами. Порядок его технического обслуживания и ремонта, в ходе которого подтверждается исправное техническое состояние железнодорожного подвижного состава, устанавливается, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
Пунктом 163 раздела IX ПТЭ установлено, что грузовые вагоны при эксплуатации на инфраструктуре на железнодорожных станциях формирования, назначения, оборота, расформирования и в пути следования должны проходить техническое обслуживание (включая безотцепочный ремонт), а при выявлении неисправности должны быть отремонтированы.
В соответствии с пунктами 2.12, 2.13 Положения о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении, утвержденным на 57-м заседании Совета по железнодорожному транспорту Государств участников Содружества от 16-17 октября 2012 г. неисправными считаются вагоны, которые по своему техническому состоянию не могут быть допущены к эксплуатации на железнодорожные пути общего пользования и требуют ремонта или исключения из инвентаря. Неисправность вагона устанавливается работниками вагонного хозяйства или другими работниками, на которых приказом возложены обязанности по техническому обслуживанию вагонов.
При техническом обслуживании вагонов проверяется: наличие деталей и узлов вагонов и их соответствие установленным нормативам; сроки ремонта, исправность автосцепного устройства, тормозного оборудования, буферных устройств, переходных площадок, специальных подножек и поручней, тележек, колесных пар, буксовых узлов, рессорного подвешивания, привода генератора, климатической установки (для пунктов формирования и оборота), наличие и исправность устройств, предохраняющих от падения на путь деталей и подвагонного оборудования; исправность рамы и кузова вагона. Работники пунктов технического обслуживания, связанные с движением поездов, должны в соответствии с технологическим процессом своевременно и качественно выполнять техническое обслуживание вагонов. Они несут ответственность за безопасное проследование вагонов в составах грузовых и пассажирских поездов в пределах гарантийного участка, установленного железнодорожной администрацией или владельцем инфраструктуры.
Согласно пункту 1.4 Договора основанием для отцепки вагона в текущий отцепочный ремонт являются требования, установленные Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации, утвержденной Советом по железнодорожному транспорту Государств-участников Содружества (протокол 21-22 мая 2009 г. №50) (далее – Инструкция).
Согласно пункту 1.3 Инструкции под текущим отцепочным ремонтом понимается, ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности вагона с заменой или восстановлением отдельных составных частей, отцепкой от состава или группы вагонов, переводом в нерабочий парк и подачей на специализированные пути.
Перевозчик обязан обеспечивать техническую исправность вагонов в пути следования.
В соответствии с пунктом 4.1.1 Договора Подрядчик обязуется произвести текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов и обеспечить качество выполнения работ в соответствии с требованиями РД и других действующих нормативных документов МПС России и ОАО «РЖД» в части текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов.
Требования РД являются обязательными при проведении ТР-2 грузовых вагонов железных дорог Российской Федерации колеи 1520 мм. Вагоны, не принадлежащие МПС России, допускаемые к обращению по железнодорожным путям общего пользования и подлежащие ТР-2, ремонтируются в соответствии с требованиями РД (пункт 1.1 РД).
Согласно пункту 2.4 РД при текущем отцепочном ремонте должны быть выявлены и устранены неисправности кузовов, рам вагонов, колесных пар, рам и надрессорных балок тележек, буксового узла, пружинно-фрикционного рессорного комплекта, тормозного оборудования, автосцепного устройства вне зависимости от причины поступления вагона в текущий отцепочный ремонт. Неисправности устранять в соответствии с требованиями настоящего Руководства и технологического процесса текущих отцепочных ремонтов вагонов.
Таким образом, на момент проведения текущего отцепочного ремонта спорных грузовых вагонов ремонт колесных пар производился также в соответствии с положениями действующего РД.
Пунктом 3.2 Договора предусмотрено, что каждый грузовой вагон при постановке в ТР-2 осматривается соответствующим должностным лицом Подрядчика с последующим составлением дефектной ведомости формы ВУ-22 ЭТД.
Согласно пункту 3.3 Договора дефектная ведомость формы ВУ-22 ЭТД составляется представителем Подрядчика в одностороннем порядке. При этом Заказчик выражает свое согласие на проведение подрядчиком работ по проведению ТР-2 грузовых вагонов в объеме, определенном подрядчиком в дефектной ведомости формы ВУ-22, и не вправе отказаться от их приемки и оплаты. Согласование стоимости ТР-2 грузовых вагонов в РДВ с Заказчиком не требуется.
Таким образом, текущий отцепочный ремонт спорных вагонов и выпуск их из ремонта произведен ОАО «РЖД» в соответствии с требованиями Инструкции, РД и РД-1 и обязательства по выполнению ремонта грузовых вагонов исполнены ОАО «РЖД» надлежащим образом, в связи с чем отклонение Заказчиком документов об оплате проведенных текущих отцепочных ремонтов вагонов является необоснованным.
Истец направил в адрес ответчика претензии с требованиями оплатить задолженность, возникшие в связи некачественным плановым ремонтом вагонов № 28070167, 61716833, 52916160, 2912989.
Однако претензия истца оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в Арбитражный суд Челябинской области с иском.
Согласно пункту 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат).
Кроме того, в соответствии с пунктом 6.1 Договора в случае нарушения сроков оплаты ТР-2 грузовых вагонов и связанных с ним работ/услуг, предусмотренных пунктами 2.3-2.5 настоящего договора, Заказчик уплачивает подрядчику пеню в размере 0,07% от цены выполненных и принятых Заказчиком, но не оплаченных в срок заказчиком работ, за каждый день просрочки.
Но основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении размера исковых требований в размере 156 195 руб. 27 коп., за произведенный ремонт с учетом НДС.
В соответствии с пунктом 6.1 Договора в случае нарушения сроков оплаты ТР-2 грузовых вагонов и связанных с ним работ/услуг, предусмотренных пунктами 2.3-2.5 настоящего договора, Заказчик уплачивает подрядчику пеню в размере 0,07% от цены выполненных и принятых Заказчиком, но не оплаченных в срок заказчиком работ, за каждый день просрочки.
Истцом представлен расчет пени, согласно которому, по состоянию на 03.02.2023 размер пени за несвоевременную оплату работ на сумму 39 864 руб. 07 коп. оставил - 139 руб. 52 коп. и за несвоевременную оплату выполненных работ в размере 90 298 руб. 66 коп. по состоянию на 18.01.2023 размер пени составил - 1 158 руб. 75 коп. (л.д. 9). Кроме того, истец просит осуществлять в дальнейшем начисления пени согласно п. 6.1 договора по день фактической оплаты суммы долга, начиная со следующего дня по каждой несвоевременно оплаченной суммы.
Расчет истца судом проверен, признан соответствующим условиям договора, арифметически правильным и принимается судом.
Контррасчет ответчиком не представлен.
Из материалов дела и фактических обстоятельств следует, что работы ответчиком фактически выполнены, однако имеет место нарушение сроков выполнения работ.
Поскольку соглашение о неустойке определено сторонами в положениях договора и неисполнение ответчиком обязательства по нему подтверждено материалами дела, требование истца о взыскании финансовой санкции является обоснованным.
Учитывая, что ответчиком не представлено заявления о снижении размера неустойки с доказательствами ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, оснований для применения арбитражным судом статьи 333 ГК РФ в рассматриваемом споре не имеется.
Исследовав представленные сторонами доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования истца о взыскании неустойки по состоянию на 03.02.2023 в размере 139 руб. 52 коп. с продолжением начисления пени согласно п. 6.1 договора по день фактической оплаты суммы долга (39864 руб. 07 коп.) и пени, начисленные по состоянию на 18.01.2023 в размере 1 158 руб. 75 коп. с продолжением начисления пени согласно п. 6.1 договора по день фактической оплаты суммы долга (90 298 руб. 66 коп.) являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Общая сумма неустойки составила 1298 руб. 27 коп.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
При цене иска 157 493 руб. 54 коп. (156195 руб. 27 коп. + 1298 руб. 27 коп.) размер государственной пошлины составляет 5 725руб. (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»).
При обращении в суд истец уплатил государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 5 725 руб., что подтверждается платежным поручением от 03.05.2023 № 757349 (т. 1 л.д. 8).
Поскольку исковые требования удовлетворены, государственная пошлина в размере 5 725 руб. подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в качестве судебных расходов.
Руководствуясь статьями 101, 110, 112, 150-151, 167-171, 176, 181 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с акционерного общества «Евросиб СПБ-транспортные системы», ОГРН <***> в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги», ОГРН <***>, задолженность в сумме 156 195 руб. 27 коп., пени за несвоевременную оплату выполненных работ в размере 39 864 руб. 07 коп. по состоянию на 03.02.2023 в размере 139 руб. 52 коп., производить дальнейшее начисление пени согласно п. 6.1 договора по день фактической оплаты долга; пени за несвоевременную оплату выполненных работ в размере 90 298 руб. 66 коп. по состоянию на 18.01.2023 в размере 1 158 руб. 75 коп., производить дальнейшее начисление пени согласно п. 6.1 договора по день фактической оплаты суммы долга, в возмещение расходов по госпошлине 5725 руб. 00 коп..
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Судья Е.Н. Соцкая