АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
18 августа 2021года Дело № А76-17322/2021
Резолютивная часть решения объявлена 11 августа 2021 года.
Решение изготовлено в полном объеме 18 августа 2021 года.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Белякович Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сморчковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании постановления Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Челябинской области Уральского межрегионального Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о привлечении к административной ответственности незаконным,
при участии в судебном заседании представителей: от заявителя – ФИО2 (доверенность от 22.05.2021), от административного органа – ФИО3 (доверенность от 18.05.2021),
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании постановления Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Челябинской области Уральского межрегионального Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 17.05.2021 №007016/74 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного частью 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) незаконным.
В представленном отзыве административным органом высказаны возражения против доводов заявления (л.д. 43-47).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в заявлении, административный орган просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
При рассмотрении дела судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.
Как следует из материалов дела, 06.04.2021 по адресу: <...> при проведении государственного контроля по распоряжению №14(21)0086Р от 02.04.2021 сотрудниками административного органа проведен осмотр транспортного средства – автобус ГАЗ-322132 АР713 74.
В ходе осмотра установлено, что предприниматель допустил использование данного транспортного средства для осуществления регулярной перевозки пассажиров по маршруту №6 «Вокзал-п. Динамо» при отсутствии у водителя ФИО4 карты маршрута регулярных перевозок, что является нарушением требований пункта 10 статьи 4, части 2, 3 статьи 17, части 1, 2 статьи 28, части 3 статьи 35 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №220-ФЗ).
По факту выявленного нарушения административным органом составлен протокол от 19.04.2021 об административном правонарушении по признакам нарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ (л.д. 69).
17.05.2021 административным органом вынесено постановление №007016/74 о назначении административного наказания, которым предприниматель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей (л.д. 32).
Не согласившись с вынесенным постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Заявленное требование рассматривается в порядке параграфа 2 главы 25 АПК РФ (статьи 207-211).
Согласно части 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения в сфере законодательного регулирования порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса.
Субъектом правонарушения является лицо, допущенное в установленном законом порядке к осуществлению регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Объективная сторона правонарушения заключается в использовании для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Законом №220-ФЗ.
Законом №220-ФЗ одним из обязательных для осуществления регулярных перевозок документов признана карта маршрута регулярных перевозок – документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (пункт 20 части 1 статьи 3), а также определен порядок оформления, переоформления карты маршрута регулярных перевозок (статья 28).
Частью 2 статьи 14 Закона №220-ФЗ установлено, что осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Закона №220-ФЗ.
Государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок в соответствии с максимальным количеством транспортных средств, необходимых для исполнения соответствующего контракта (часть 8 статьи 14 Закона № 220-ФЗ).
Согласно статье 17 Закона №220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок. Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.
Частью 1 статьи 19 Закона №220-ФЗ предусмотрено, что карты маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.
Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту. Количество таких карт должно соответствовать максимальному количеству транспортных средств, указанному в соответствующем реестре маршрутов регулярных перевозок в отношении этого маршрута (часть 3).
В карте маршрута указываются, в числе прочего, следующие сведения: регистрационный номер маршрута регулярных перевозок в реестре маршрутов регулярных перевозок; наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конченого остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок или в виде наименований поселений, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту; наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и, если имеется, отчество (для индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, который осуществляет перевозки по данному маршруту; вид транспортного средства и класс транспортного средства; срок действия карты маршрута регулярных перевозок, если в соответствии с названным Законом она выдана на ограниченный срок (часть 4).
Из анализа приведенных положений следует, что карта маршрута регулярных перевозок является одним из основных документов, который подтверждает право соответствующего хозяйствующего субъекта на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по определенному маршруту регулярных перевозок.
Следовательно, перевозчик не вправе выполнять регулярные перевозки пассажиров при отсутствии на автобусах карт маршрута регулярных перевозок.
Согласно части 2 статьи 28 Закона №220-ФЗ бланк карты маршрута регулярных перевозок является документом строгой отчетности, защищенным от подделки.
Частью 3 статьи 35 Закона №220-ФЗ предусмотрено, что водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.
Из материалов дела следует, что автобус, находившийся под управлением водителя предпринимателя, осуществлял перевозку пассажиров по маршруту регулярных перевозок №6 в отсутствие карты маршрута для осуществления регулярных перевозок пассажиров на данном маршруте.
В ходе проверки административным органом установлено, что водителем предпринимателя была представлена черно-белая ксерокопия карты маршрута, заверенная подписью и печатью предпринимателя.
Данные обстоятельства подтверждаются актом осмотра от 06.04.2021, фото и видеоматериалами (л.д. 55-63).
Довод заявителя о том, что водителем в ходе осмотра транспортного средства через некоторое время был найден оригинал карты маршрута и представлен инспектору, суд находит подлежащим отклонению, поскольку какими-либо доказательствами в нарушение статьи 65 АПК РФ не подтвержден.
Сам по себе факт представления в судебном заседании оригинала карты маршрута не свидетельствует об отсутствии объективной стороны и в целом события административного правонарушения.
Доводы предпринимателя в части адреса совершения административного правонарушения судом проверены и признаны подлежащими отклонению ввиду следующего.
Из материалов дела усматривается, что автобус, осуществлявший перевозку пассажиров, был осмотрен на общественной парковке.
Следовательно, в данном случае, учитывая место совершения административного правонарушения (общественная парковка), суд полагает возможным указание адресного ориентира.
При установленных обстоятельствах указанный адресный ориентир места совершения административного правонарушения – <...>, достаточен для определения места совершения административного правонарушения.
Кроме того, судом исследована находящаяся в открытом доступе карта г. Миасса и установлено, что указанный адресный ориентир с учетом расположения общественной парковки, где было оставлено транспортное средство, является достоверным и достаточным в целях определения места совершения административного правонарушения.
Таким образом, суд приходит к выводу о доказанности наличия в действиях предпринимателя объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.
Вина заявителя в совершении вышеназванного правонарушения установлена административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении.
Доказательств того, что предпринимателем предпринимались все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований законодательства, в материалах дела не имеется. Допущенное нарушение не было вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне его контроля, и, следовательно, оно должно было соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения установленных законом обязанностей.
Таким образом, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд полагает, что действия предпринимателя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33
КоАП РФ.
Доводы заявителя по делу судом проверены и признаны подлежащими отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права и опровергающиеся материалами дела.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.
Суд обращает внимание, что уведомление о составление протокола передано сотрудником административного органа предпринимателю телефонограммой от 12.04.2021 (л.д. 66).
Кроме того, данные обстоятельства подтверждаются детализацией начислений по услугам фиксированной телефонии (л.д. 67), что также свидетельствует о факте осведомленности предпринимателя о дате составления протокола об административном правонарушении.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Суд отмечает, что протокол и постановление об административном правонарушении направлены в адрес предпринимателя посредством Почты России заказными письмами (л.д. 70, 76).
Риск неполучения корреспонденции по адресу регистрации предпринимателя лежит на заявителе, который не обеспечил надлежащее получение корреспонденции.
Доказательств нарушения Почтой России правил надлежащего извещения материалы дела не содержат.
Доводы предпринимателя о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, суд находит подлежащими отклонению по следующим основаниям.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – Постановление № 10), при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2, 3 стати 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 названного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 Постановления № 10).
Таким образом, правила о малозначительности правонарушения применяются в исключительных случаях и независимо от состава административного правонарушения. Применение названных норм является правом, а не обязанностью суда и осуществляется с учетом конкретных обстоятельств дела.
Предпринимателем не представлено доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок публичных общественных отношений в области антимонопольного законодательства. Следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношением может быть оценено судом с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности. В частности, существенная степень угрозы охраняемым общественным отношениям имеет место в случае пренебрежительного отношения лица к установленным правовым требованиям и предписаниям (публичным правовым обязанностям).
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера, степени общественной опасности и длительности правонарушения, суд считает, что обстоятельства, свидетельствующие о возможности признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ, отсутствуют.
Суд также не усматривает оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ и назначения предупреждения.
Вместе с тем, в данном случае суд считает возможным снизить размер штрафа исходя из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
По правилам частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Суд считает, что с учетом конкретных обстоятельств дела предусмотренный частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ размер штрафа 300 000 рублей не будет отвечать в данном деле принципу справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению, размер административного наказания будет носить карательный характер.
С учетом представленных в деле доказательств и фактических обстоятельств, связанных с допущенными предпринимателем нарушений, суд считает возможным снизить назначенный административный штраф до 150 000 рублей.
По мнению суда, данный размер штрафа будет отвечать принципу справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению, учитывая то, что размер административного наказания не должен носить карательный характер.
Руководствуясь статьями 207, 210, 211 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Постановление Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Челябинской области Уральского межрегионального Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 17.05.2021 №007016/74 по делу о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, назначенное административное наказание в виде штрафа снизить до 150 000 (Сто пятьдесят тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья Е.В. Белякович