ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-17530/2021 от 13.12.2021 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

20 декабря 2021 года                                                Дело № А76-17530/2021

Резолютивная часть решения объявлена 13 декабря 2021 года

Решение в полном объеме изготовлено 20 декабря 2021 года

Судья Арбитражного суда Челябинской области Мрез И. В.,  при ведении протокола судебного заседания ФИО1, рассмотрев дело по заявлению закрытого акционерного общества «Омский завод инновационных технологий» (ОГРН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области о признании недействительным решения,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального унитарного предприятия «Электротепловые сети», г.Троицк, ООО «РТС-тендер», Управления муниципальной собственности Администрации г. Троицка

при участии в заседании:

от заявителя: не явился, извещен;

от ответчика: ФИО2 – представителя по доверенности:

от третьего лица: не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Омский завод инновационных технологий»  (далее – заявитель, ЗАО «ОмЗИТ») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – ответчик) о признании недействительным решения № 074/06/105-446/2021 (по делу № 141-ж/2021) от 20.02.2021.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное унитарное предприятие «Электротепловые сети», ООО «РТС-тендер», Управление муниципальной собственности Администрации г. Троицка.

Представители заявителя, третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, о чем в материалах дела имеются соответствующие доказательства.

С учетом изложенного, суд рассмотрел дело в отсутствие представителей заявителя, третьих лиц, в порядке статьи 156 АПК РФ.

Представитель заявителя в обоснование заявленных требований указал, что при осуществлении Закупки подлежало применению постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 617, согласно п.4 которого ограничения, установленные указанным постановлением, распространяются на товары, включенные в перечень, в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.Выводы УФАС основаны на неверном толковании действующих норм права. Обоснованность требований ЗАО «ОмЗИТ», подтверждается правовыми выводами Президиума Верховного суда РФ, изложенными в п.29 Обзора судебной практики ВС РФ № 2 (2019), утвержденном Президиумом ВС РФ от 17.07.2019г., а также изложенными в определении ВС РФ от 13.03.2019г. № 309-КГ18-16754.

Представитель ответчика возражал по заявленным требованиям, представил отзыв, дополнительный отзыв.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

В Челябинское УФАС России 11.02.2021 поступила жалоба ЗАО «ОмЗИТ» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству центральной отдельно стоящей отопительной котельной пос. Энергетиков Троицкого городского округа Челябинской области (извещение №0169300008221000020).

 Согласно представленным документам изменения извещения о проведении электронного аукциона опубликованы уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС) в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 12.02.2021 в 16:43.

Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству центральной отдельно стоящей отопительной котельной пос. Энергетиков Троицкого городского округа Челябинской области – 398 354 170, 00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 20.02.2021 09:00.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.

По мнению подателя жалобы, Заказчик – МУП «Электротепловые сети» неправомерно при осуществлении закупки не установил Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 617), а также Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» (далее - Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014). По мнению заявителя поскольку часть оборудования, в том числе котлы водогрейные, поставляемого в рамках выполнения работ, исходя из объекта закупки, относятся коду ОКПД 2 25.21.12, заказчиком необоснованно, в нарушение пункта 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки не указана информация об условиях, запретах, ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранных государств. Документация о закупке в нарушение п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе не содержит требования к составу заявки о предоставлении участниками закупки подтверждения соответствия товара установленным ограничениям. Невыполнение заказчиком требований о применении национального режима при осуществлении закупки и неисполнение требований о минимальной доле закупок повлекло определение начальной (максимальной) цены контракта без учета требований законодательства.

При рассмотрении жалобы Комиссия Челябинского УФАС установлено следующее.

Из содержания изменений извещения о проведении электронного аукциона для закупки №0169300008221000020 следует, что объектом закупки является выполнение работ по строительству центральной отдельно стоящей отопительной котельной пос. Энергетиков Троицкого городского округа Челябинской области.

Согласно извещению о закупке заказчиком установлен код позиции КТРУ 42.99.29.000 - работы строительные по строительству гражданских сооружений, не включенные в другие группировки.

В пункте 3 информационной карты документации об аукционе определено, что количество (объем) выполняемых работ: в соответствии с техническим заданием, сметной документацией, проектной документацией, графиком выполнения работ, графиком оплаты выполненных работ, видами и объемами работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту и видами и объемами работ, определяемых по предложению подрядчика, которые включаются в контракт исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией и техническим заданием в совокупном стоимостном выражении, являющимися неотъемлемыми частями контракта.

В соответствии с техническим заданием на выполнение работ по строительству центральной отдельно стоящей котельной пос. Энергетиков Троицкого городского округа Челябинской области (Приложение № 1 к муниципальному контракту) вид строительства: новое капитальное строительство (пункт 4 Технического задания); краткая характеристика объекта:

1) площадь участка: 0,5088 Га;

2) площадь застройки (котельной): 864 м2;

3) строительный объем: 8314,52 м3;

4) категория здания котельной по пожарной опасности: – «Г»;

5) огнестойкость – II степень;

6) класс конструктивной пожарной опасности – СО;

7) класс по функциональной пожарной опасности – Ф5.1;

8) класс опасности котельной – III (№116-ФЗ от 21.07.1997);

9) уровень ответственности зданий и сооружений – нормальный;

10) тепловая мощность котельной: 60 МВт;

11) основное топливо: газ природный;

12) аварийное топливо: дизельное топливо;

13) вновь возводимые основные здания и сооружения: - здание котельной с пристроенными административно-бытовыми помещениями; - дымовые трубы; - резервуары запаса воды (2х100 м3); - площадка слива дизельного топлива; - резервуары запаса дизельного топлива (3х100 м3); - очистные сооружения; - трансформаторная подстанция; - дороги и разворотная площадка для обслуживания котельной; - ограждение.

Котельная представляет собой здание из «сэндвич- панелей» по металлокаркасу. Фундаменты - монолитная плита.

Здание АБК- двухэтажное кирпичное

Дымовые трубы и газоходы - из модульных теплоизолированных дымоходов «сэндвич», монтируемые на мачты из металлоконструкций.

Резервуары запаса воды и резервуары запаса дизельного топлива - заглубленные стальные баки весом 12 т каждый на песчаном основании ТП- заглубленная блочная, максимальный вес блока- 12т

Слив дизельного топлива - оборудованная площадка с локальными очистными сооружениями из сборных железобетонных конструкций.

14) в границах отведенного участка предусмотрена прокладка инженерных сетей:

- подземный газопровод высокого давления;

- теплотрасса подземной прокладки в железобетонном канале;

- сети водопровода и канализации подземной прокладки;

- трубопроводы дизельного топлива от котельной до резервуаров запаса топлива подземной прокладки в железобетонном канале;

- сети электроснабжения;

- слаботочные сети.

Челябинское УФАС России пришло к выводу, что из содержания аукционной документации не следует, что заказчиком будет приобретаться товар – котлы водогрейные центрального отопления для производства горячей воды или пара низкого давления с кодом по ОКПД 2 - 25.21.12 и жалобы о неправомерном определении заказчиком кода КТРУ является несостоятельным, так как законодательством о контрактной системе не предусмотрены запреты и ограничения, касающиеся порядка определения заказчиком указанного кода.

Также Челябинское УФАС России указало, что не представляется возможным сделать вывод о том, что выбранный заказчиком код КТРУ не соответствует описанию объекта закупки, в связи с чем Комиссия не усмотрела в действиях заказчика в части установления кода закупки по КТРУ нарушения законодательства о контрактной системе.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России приняла решение № 074/06/105-446/2021 (по делу № 141-ж/2021) от 20.02.2021 в соответствии с которым  признало жалобу ЗАО «ОмЗИТ» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству центральной отдельно стоящей отопительной котельной пос. Энергетиков Троицкого городского округа Челябинской области (извещение №0169300008221000020) не нашедшей подтверждения, необоснованной.

Полагая, что решение № 074/06/105-446/2021 (по делу № 141-ж/2021) от 20.02.2021 не соответствует требованиям законодательства и нарушают права и законные интересы ЗАО «ОмЗИТ», заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

          Статей 13 ГК РФ установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В силу п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия),  а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).

Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регламентируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе).

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень) установлен Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 617).

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 (далее - Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014) установлены минимальная обязательная доля закупок российских товаров и ее достижение заказчиком.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом, указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Исходя из содержания части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Как следует из материалов дела, при рассмотрении дела Комиссия УФАС установила, что из содержания изменений извещения о проведении электронного аукциона для закупки №0169300008221000020 следует, что объектом закупки является выполнение работ по строительству центральной отдельно стоящей отопительной котельной пос. Энергетиков Троицкого городского округа Челябинской области.

Согласно извещению о закупке заказчиком установлен код позиции КТРУ 42.99.29.000 - работы строительные по строительству гражданских сооружений, не включенные в другие группировки.

Комиссия УФАС также установила, что в пункте 3 информационной карты документации об аукционе определено, что количество (объем) выполняемых работ: в соответствии с техническим заданием, сметной документацией, проектной документацией, графиком выполнения работ, графиком оплаты выполненных работ, видами и объемами работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту и видами и объемами работ, определяемых по предложению подрядчика, которые включаются в контракт исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией и техническим заданием в совокупном стоимостном выражении, являющимися неотъемлемыми частями контракта.

В соответствии с техническим заданием на выполнение работ по строительству центральной отдельно стоящей котельной пос. Энергетиков Троицкого городского округа Челябинской области (Приложение № 1 к муниципальному контракту) вид строительства: новое капитальное строительство (пункт 4 Технического задания); краткая характеристика объекта: 1) площадь участка: 0,5088 Га; 2) площадь застройки (котельной): 864 м2; 3) строительный объем: 8314,52 м3; 4) категория здания котельной по пожарной опасности: – «Г»; 5) огнестойкость – II степень; 6) класс конструктивной пожарной опасности – СО; 7) класс по функциональной пожарной опасности – Ф5.1; 8) класс опасности котельной – III (№116-ФЗ от 21.07.1997); 9) уровень ответственности зданий и сооружений – нормальный; 10) тепловая мощность котельной: 60 МВт; 11) основное топливо: газ природный; 12) аварийное топливо: дизельное топливо; 13) вновь возводимые основные здания и сооружения: - здание котельной с пристроенными административно-бытовыми помещениями; - дымовые трубы; - резервуары запаса воды (2х100 м3); - площадка слива дизельного топлива; - резервуары запаса дизельного топлива (3х100 м3); - очистные сооружения; - трансформаторная подстанция; - дороги и разворотная площадка для обслуживания котельной; - ограждение. Котельная представляет собой здание из «сэндвич-панелей» по металлокаркасу. Фундаменты - монолитная плита. Здание АБК- двухэтажное кирпичное. Дымовые трубы и газоходы - из модульных теплоизолированных дымоходов «сэндвич», монтируемые на мачты из металлоконструкций. Резервуары запаса воды и резервуары запаса дизельного топлива - заглубленные стальные баки весом 12 т каждый на песчаном основании. ТП- заглубленная блочная, максимальный вес блока- 12т. Слив дизельного топлива - оборудованная площадка с локальными очистными сооружениями из сборных железобетонных конструкций; 14) в границах отведенного участка предусмотрена прокладка инженерных сетей: - подземный газопровод высокого давления; - теплотрасса подземной прокладки в железобетонном канале; - сети водопровода и канализации подземной прокладки; - трубопроводы дизельного топлива от котельной до резервуаров запаса топлива подземной прокладки в железобетонном канале; - сети электроснабжения; - слаботочные сети.

Таким образом, из буквального толкования содержания аукционной документации не следует, что заказчиком будет приобретаться товар – котлы водогрейные центрального отопления для производства горячей воды или пара низкого давления с кодом по ОКПД 2 - 25.21.12.

Соответственно, является обоснованным вывод Комиссии УФАС об отклонении доводов жалобы о неправомерном определении заказчиком кода КТРУ и его несоответсвии описанию объекта закупки.

Кроме того, представитель УФАС в ходе судебного разбирательства обратил внимание на то, что требования к содержанию и составу заявки установлены заказчиком в пункте 20 информационной карты документации об аукционе с учетом объекта рассматриваемой закупки. Так, определено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работ по строительству центральной отдельно стоящей отопительной котельной пос. Энергетиков Троицкого городского округа Челябинской области на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, проектом контракта и всеми его приложениями и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).

Как уже было отмечено ранее, перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлен Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617.

В утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 перечень код по ОКПД 2 42.99.29 не входит. Следовательно, Комиссией УФАС обоснованно отклонен довод заявителя о неправомерном неустановлении заказчиком ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 определено, что согласно приложению установлена минимальная обязательная доля закупок российских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств (далее - минимальная доля закупок), определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 установлено, что для цели достижения минимальной доли закупок заказчиком учитываются товары, происходящие из государств - членов Евразийского экономического союза.

В пункте 3 Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 установлены следующие особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) для цели достижения минимальной доли закупок:

- при определении идентичности и однородности товаров в соответствии с частями 13 и 14 статьи 22 Закона о контрактной системе заказчик учитывает исключительно товары, происходящие из государств - членов Евразийского экономического союза …, а также включенные в каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики (при наличии) соответствующих товаров;

- при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик направляет предусмотренный частью 5 статьи 22 Закона о контрактной системе запрос информации о цене товара субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности.

При рассмотрении дела, Комиссия УФАС, приняв во внимание, что в перечисленных в Приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. № 2014 кодах по ОКПД 2 код 42.99.29 также не входит, пришла к правомерному выводу о том, что указанное не позволяет сделать вывод об обязанности заказчика устанавливать предусмотренные частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами при осуществлении закупки на строительство центральной отдельно стоящей отопительной котельной пос. Энергетиков Троицкого городского округа Челябинской области.

Более того, органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление оценки достижения заказчиком минимальной доли закупок, в соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 определено Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

В силу пункта 7 Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 положения настоящего постановления о подготовке отчета об объеме закупок российских товаров, осуществленных для достижения заказчиком минимальной доли закупок, обоснования невозможности достижения заказчиком минимальной доли закупок применяются заказчиками при подготовке таких отчета и обоснования с 1 января 2022 г.

При обращении в суд, заявитель указывает, что ограничения, установленные пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 распространяются на товары, включенные в перечень, в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.

Однако, доводы представителя заявителя подлежат отклонению, как противоречащие фактическим обстоятельствам дела и материалам документации об аукционе.

Так, из содержания извещения о закупке, документации об аукционе (пункт 3 информационной карты документации об аукционе) следует, что объектом закупки, предметом контракта является выполнение работ по строительству центральной отдельно стоящей отопительной котельной пос. Энергетиков Троицкого городского округа Челябинской области.

Как установлено пунктом 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

В соответствии с пунктом 1 статьи 745 ГК РФ обязанность по обеспечению строительства материалами, в том числе деталями и конструкциями, или оборудованием несет подрядчик, если договором строительного подряда не предусмотрено, что обеспечение строительства в целом или в определенной части осуществляет заказчик.

Пунктом 2.2 контракта установлено, что подрядчик обязуется надлежащим образом выполнить работы по строительству центральной отдельностоящей отопительной котельной пос. Энергетиков Троицкого городского округа Челябинской области (далее - работы) в соответствии с условиями настоящего Контракта, согласно техническому заданию (приложение №1 к настоящему Контракту), сметной документации (приложение №2 к настоящему Контракту), проектной документации (приложение №3 к настоящему Контракту),нормативно-технических и нормативных правовых актов, а заказчик обязуется принять их результат и оплатить обусловленную настоящим Контрактом цену.

Техническим заданием (приложение № 1 к муниципальному контракту) определен вид строительства - новое капитальное строительство.

При этом, подпунктом 2.1. «сведения о производственной программе и номенклатуре продукции, характеристика принятой технологической схемы производства в целом и характеристика отдельных параметров технологического процесса, требования и организации производства» пункта 2 «тепломеханические решения» подраздела 7.1 «Технологические решения. Котельная» 157-19-ИОС7.1 тома 5.7.1 раздела 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» при описании характеристик технологического процесса, осуществлении организации производства определено следующее.

«Приготовление теплоносителя осуществляется в шести водогрейных котлах ТТ100 единичной мощности 10 000 кВт фирмы «Энтророс» (Россия). Котлы оборудуются системой автоматики, контроля, регулирования и безопасности. ...В соответствии с техническим заданием на проектирование в качестве основного оборудования котельной предусмотрена установка в помещении шести водогрейных котлов марки ТТ100, единичной мощности 10 000 кВт фирмы «Энтророс» (Россия). Шесть котлов оборудованы комбинированными горелками НК1040 МСРК.8.К11.К8.80.ЕС «С1В 11И1СА2» с топливным насосом, а также насосными группами с комплектом запорно-регулирующей арматуры. Перечень оборудования, входящего в комплект поставки производителя - см. приложения к настоящему разделу 167-19-ИОС7.1.»

Также согласно разделу «Тепломеханические решения» 167-19-ТМ Рабочей документации позиции К1-К6 предусматривают котлоагрегаты 10000кВт, РИ6 в количестве 6 шт.

Вместе с тем, на что верно указал представитель УФАС, условие проектной документации о необходимости установки определенного оборудования для выполнении работ по строительству котельной не свидетельствует о приобретении товара заказчиком.

Так, в соответствии с пунктом 1.5 проекта контракта результатом выполненной работы по Контракту, является построенный и введённый в эксплуатацию объект строительства - центральная отдельно стоящая отопительная котельная пос. Энергетиков Троицкого городского округа Челябинской области, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В силу пунктов 5.1.1, 5.1.14 контракта подрядчик обязан выполнить работы в соответствии со сметами (приложение №2 к настоящему контракту), техническим заданием (приложение № 1 к настоящему контракту), проектной документацией (приложение № 3 к настоящему контракту), являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта, а также с требованиями нормативно-технических и нормативных правовых актов; обеспечить объект строительства необходимыми строительными материалами, изделиями и конструкциями. Все используемые материалы,    конструкции    и   оборудование    должны    иметь    соответствующие документы, удостоверяющие их качество и возможность применения при выполнении работ. Ответственность за сохранность всех используемых при выполнении работ материалов до полного завершения работ (включая период времени, в течение которого подрядчик будет устранять выявленные в ходе приемки недостатки, демонтировать временные сооружения, а также вывозить находящуюся на территории строительной площадки строительную технику и оборудование) несет подрядчик. Подрядчик, предоставивший материалы и оборудование, отвечает за их соответствие государственным стандартам и техническим условиям и несет риск убытков, связанных с их ненадлежащим качеством, несоответствием строительным спецификациям, государственным стандартам и техническим условиям, а в случае несоответствия их указанной документации производит замену указанных материалов, изделий и конструкций за свой счет.

Следовательно, выполнение работ по строительству центральной отдельно стоящей отопительной котельной пос. Энергетиков Троицкого городского округа Челябинской области не предполагает приобретение заказчиком товара - водогрейных котлов, что исключает обязанность устанавливать ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617.

Кроме того, положения контракта не предусматривают оплату заказчиком какого-либо товара и анализ условий контракта и документации свидетельствует о том, что работы по строительству объекта капитального строительства выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами. Данное обстоятельство не предполагает в рамках исполнения контракта не только поставку подрядчиком какого-либо товара, но и отдельную приемку и оплату заказчиком какого-либо оборудования. Что исключает обязанность установления ограничений допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617.

Доводы представителя заявителя, со ссылкой на  п.29 Обзора судебной практики ВС РФ № 2 (2019), утвержденного Президиумом ВС РФ от 17.07.2019г. (определение ВС РФ от 13.03.2019г. № 309-КГ18-16754) также подлежат отклонению, поскольку определение ВС РФ от 13.03.2019г. № 309-КГ18-16754 вынесено по результатам рассмотрения дела с иным фактическими обстоятельствами.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что нарушений не имеется, оспариваемый ненормативный акт издан в пределах соответствующей компетенции и в соответствии с нормами действующего законодательства.

Поскольку совокупность условий, при наличии которых оспариваемый акт может быть признан недействительным, отсутствует, суд приходит к выводу, что в удовлетворении требований следует отказать.

руководствуясь статьями 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                              И.В. Мрез