ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-17705/20 от 11.08.2020 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

17 августа 2020 года Дело № А76-17705/2020

Резолютивная часть решения объявлена 11 августа 2020 года

Решение изготовлено в полном объеме 17 августа 2020 года

Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Наконечной О.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лушниковым Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

администрации Коркинского городского поселения, г. Коркино (ОГРН 1057406007262)

к контрольно-счетной палате Коркинского муниципального района, г. Коркино (ОГРН 1107412000255)

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Кияткиной Юлии Юрьевны, г. Коркино

о признании незаконным и отмене предписания от 12.05.2020 № 04-04/2-ксп,

УСТАНОВИЛ:

администрация Коркинского городского поселения (далее – Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным предписания контрольно-счетной палаты Коркинского муниципального района (далее – КСП, заинтересованное лицо) от 12.05.2020 № 04-04/2-ксп.

В обоснование заявления указано, что оспариваемое предписание противоречит законодательству Российской Федерации, нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере.

КСП предоставило отзыв на заявление от 09.06.2020, в котором оспариваемое предписание находит правомерным, заявление Администрации - подлежащим отклонению (л.д. 76-77).

Определением суда от 02.07.2020 на основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Кияткина Юлия Юрьевна (далее – Кияткина Ю.Ю.).

Кияткина Ю.Ю. представила мнение на заявление от 20.07.2020, в котором выразила единство с позицией заявителя (л.д. 108-111).

Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание 11.08.2020 не обеспечили, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом посредством направления в их адрес копий определений заказными письмами с уведомлениями, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определениях суда.

При таких обстоятельствах на основании статьи 156 АПК РФ судебное заседание 11.08.2020 проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд считает требование заявителя подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов настоящего дела следует, что на основании плана работы контрольно-счетной палаты Коркинского муниципального района на 2020 в отношении администрации Коркинского городского поселения проведено контрольное мероприятие «Проверка использования средств бюджета на оплату труда сотрудникам администрации Коркинского городского поселения».

По результатам проверки КСП сделан следующий вывод - расходы бюджета поселения по выплаченной надбавке за государственную награду за 2019 год Кияткиной Ю.Ю. в общей сумме 34 048 руб. 81 коп., являются неправомерными и не отвечают принципу эффективности использования бюджетных средств, предусмотренному статьёй 34 БК РФ.

Эти выводы КСП послужили основанием для выдачи Администрацией предписания от 12.05.2020 № 04-04/2-ксп (л.д. 9-10), согласно которому в качестве мероприятий по устранению выявленных нарушений Администрации предписано незамедлительно:

устранить указанные факты нарушений, возместить нанесенный муниципалитету ущерб (с учетом положений ТК РФ) и привлечь к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации.

Не согласившись с данным предписанием заинтересованного лица, полагая, что последнее нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, Администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства в числе прочего дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 29 АПК РФ).

Частью 5 статьи 27 Федерального закона «О счетной палате Российской Федерации» предусмотрена возможность обжалования предписания контрольно-счетной палаты в судебном порядке.

При этом в силу пункта 1 статьи 49 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. В связи с чем, деятельность по исполнению бюджета, в частности выплата заработной платы, служит целям материального обеспечения исполнения местными органами власти своих полномочий и поэтому носит экономический характер.

Принимая во внимание положения пункта 1 статьи 266.1, пунктов 2 и 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», оспариваемое представление контрольно-счетной палаты обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку порождает для заявителя правовые последствия, обязывает его к действенным и ощутимым мерам, затрагивает сферу его имущественных прав и законных интересов.

Предписание КСП от 12.05.2020 № 04-04/2-ксп обязывает Администрации Коркинского городского поселения к безотлагательному совершению конкретных действий, что, безусловно, влияет на права администрации как хозяйствующего субъекта в сфере экономической деятельности.

Предписание КСП от 12.05.2020 № 04-04/2-ксп направлено уполномоченным органом, содержит властные и обязательные для исполнения указания.

Таким образом, данное представление может быть оспорено в Арбитражном суде.

Согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами. В отношении администрации Коркинского городского поселения КСП является органом внешнего муниципального финансового контроля (пп.12 п. 1. ст. 4 Регламента Контрольно-счетной палаты Коркинского муниципального района, утв. распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты Коркинского муниципального района от 25.12.2017 № 11-КСП, далее -Регламент).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 6-ФЗ) внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий.

Контрольное мероприятие – это, форма выражения муниципального финансового контроля, проводимого КСП в пределах своей компетенции. Проверка - система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций проверяемых органов местного самоуправления (статья 16 Регламента).

Согласно части 4, 5 статьи 16 Федерального закона № 6-ФЗ в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счетных органов контрольных мероприятий контрольно-счетные органы направляют в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание.

Предписание контрольно-счетного органа должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения предписания.

При проведении контрольного мероприятия КСП нельзя допускать неоправданных обобщений, должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства, подтверждающие выводы, сделанные по результатам этого мероприятия. Доказательства - информация, полученная при проведении контрольного мероприятия, и результат ее анализа, которые подтверждают результаты этого мероприятия. Доказательства считаются достаточными, если для подтверждения выводов, сделанных по результатам контрольного мероприятия, не требуются дополнительные доказательства. Достаточность представляет собой количественную меру доказательств. Доказательства считаются надлежащими, если они подтверждают выводы, сделанные по результатам контрольного мероприятия. Надлежащий характер представляет собой качественную сторону доказательств. Руководитель контрольного мероприятия вправе получать необходимые письменные объяснения от должностных, материально ответственных и иных лиц проверяемой организации (пункты 4, 7, 13 статьи 17 Регламента).

В данном случае, КСП при вынесении оспариваемого в рамках настоящего дела предписания руководствовалась следующими доводами:

1)не наступление, по мнению КСП, случая для выплаты ежемесячной надбавки за государственную награду (дата вручения в удостоверении отсутствует, при этом запись о приеме на работу в Администрации - 16.01.2003), ставится под сомнение получение награды в период прохождения муниципальной службы;

2)отсутствие, по мнению КСП, медали «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения» в государственной наградной системе.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее -должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации (часть 1). Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2).

Согласночасти 1 статьи10ЗаконаЧелябинскойобласти от 30.05.2007 № 144-ЗО «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области» (далее - Закон Челябинской области от 30.05.2007 № 144-30) оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит в том числе: из ежемесячной надбавки за государственные награды СССР, государственные награды Российской Федерации.

Частью 2 статьи10ЗаконаЧелябинскойобласти от 30.05.2007 № 144-30 предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Челябинской области.

На основании части 2 статьи 10 Закона Челябинской области от 30.05.2007 № 144-ЗО решением Совета депутатов Коркинского городского поселения (представительный орган) от 27.04.2010 № 14 утверждено Положение об оплате труда муниципальных служащих в органах местного самоуправления Коркинского городского поселения, согласно пункту 13 которого (в редакции от 02.04.2010 № 14) размер ежемесячной надбавки муниципальным служащим за государственные награды РФ, полученные в период прохождения муниципальной службы, включая государственные награды РФ, государственные награды СССР, при условии награждения ими в период до 07.09.2010, составляет 25 процентов должностного оклада.

Норма о том, что доплата сохраняется за государственные награды Российской Федерации, государственные награды СССР, полученные гражданами в период муниципальной службы до реформы государственной наградной системы, была включена в Положение об оплате труда муниципальных служащих Коркинского городского поселения решением от 02.10.2013 в соответствии с пунктом 4 Указа Президента РФ от 07.09.2010 № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» которым установлено, что лицам, удостоенным государственных наград Российской Федерации, входивших в государственную наградную систему Российской Федерации до вступления в силу настоящего Указа (07.09.2010), а также гражданам Российской Федерации, удостоенным государственных наград СССР, предоставляются меры социальной поддержки в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Кроме того, ежемесячная надбавка за государственные награды СССР, государственные награды Российской Федерации предусмотрена частью 1 статьи 10 Закона Челябинской области от 30.05.2007 № 144-ЗО. Содержащееся в указанной норме упоминание о государственных наградах СССР также указывает на то, что надбавка может быть установлена и за государственные награды, полученные гражданами до вступления в силу Указа Президента РФ от 07.09.2010 № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации».

Таким образом, Положение об оплате труда муниципальных служащих в органах местного самоуправления Коркинского городского поселения в указанной части не противоречит законодательству Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Челябинской области, принято представительным органом Коркинского городского поселения в пределах своей компетенции, в судебном порядке не оспаривалось, является действующим.

При рассмотрении настоящего спора судом установлено, что в соответствии с приказом Госкомстата России от 09.09.2003 № 320 Белкина (Кияткина) Ю.Ю. награждена Медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения», учрежденной Указом Президента Российской Федерации от 14.10.2002 № 1151 «О медали «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения» в связи с активным участием в организации переписи населения, состоявшейся в октябре 2002 года (л.д. 79-81).

Согласно имеющейся в материалах дела копии трудовой книжки на момент принятия Госкомстатом России приказа от 09.09.2003 № 320 о награждена Белкину (Кияткину) Ю.Ю. Медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения», последняя являлась муниципальной служащей – ведущим специалистом отдела правового обеспечения Администрации г. Коркино (л.д. 82-95).

Таким образом, награждение Белкиной (Кияткиной) Ю.Ю. Медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения» произведено во время прохождения ей муниципальной службы в администрации Коркинского городского поселения.

Данный обстоятельства опровергают вывод КСП о ненаступлении случая для выплаты Кияткиной Ю.Ю. ежемесячной надбавки за государственную награду.

В качестве ещё одного основания для вынесения КСП оспариваемого предписания указано, что Медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения» не является государственной наградой.

Данный довод КСП, суд находит несостоятельным, поскольку он основан на ошибочном толковании норм права.

Согласно пункту «с» статьи 71 Конституции Российской Федерации государственные награды и почетные звания Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.

Из содержащейся в материалах дела копии удостоверения к медали «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения» следует, что она была вручена от имени Президента Российской Федерации (л.д. 81).

На момент награждения Белкину (Кияткину) Ю.Ю. указанной выше медалью виды государственных наград, основания и порядок их вручения определялись Указом Президента Российской Федерации от 02.03.1994 № 442 «О государственных наградах Российской Федерации».

В силу пункта 1 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 02.03.1994 № 442 (далее - Положение) государственными наградами Российской Федерации являются: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации; почетные звания Российской Федерации.

Президент Российской Федерации издает указы об учреждении государственных наград и о награждении государственными наградами (пункт 2 Положения).

Награда вручена по поручению Президента Российской Федерации и от его имени председателем Государственного комитета Российской Федерации по статистике (пункт 7 Положения).

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 14.10.2002 № 1151 медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения» учреждена в целях поощрения граждан, внесших значительный вклад в подготовку и проведение Всероссийской переписи населения 2002 года.

Пунктом 3 данного Указа Президента Российской Федерации № 1151 предусмотрено, что награждение медалью граждан производится в соответствии с положением об этой медали.

Государственному комитету Российской Федерации по статистике поручено разработать правила и порядок вручения данной медали и произвести ее вручение от имени Президента Российской Федерации (пункт 4 Указа Президента Российской Федерации № 1151).

Согласно Правилам и порядку вручения медали «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения», утвержденным распоряжением Госкомстата Российской Федерации от 10.11.2002 № 19 сведения о вручении медалей представляются в Управление Президента Российской Федерации по государственным наградам.

При этом, средства на оплату работ по изготовлению медали «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения» и бланков удостоверений к ним были выделены из резервного фонда Правительства Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 11.12.2002 № 1748-р).

Таким образом, суд считает, что Медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения» учреждённая Указом Президента Российской Федерации от 14.10.2002 № 1151 полностью соответствует критериям и условиям, определенным в нормах о государственных наградах Российской Федерации (пунктам 1, 2 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 02.03.1994 № 442) и до 07.09.2010 входила в государственную наградную систему.

При этом невключение указанной выше медали в перечень государственных наград, установленный Указом Президента Российской Федерации от 07.09.2010 № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» само по себе не меняет её статус, поскольку медаль была учреждена в связи с проведением именно Всероссийской переписи населения 2002 года, что уже не предполагает награждение ею граждан при проведении переписи населения в другие периоды времени.

Кроме того, из письма Территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Челябинской области (ЧЕЛЯБИНСКСТАТ) от 19.05.2020 № 73/ОГ следует, что Медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения» учреждённая Указом Президента Российской Федерации от 14.10.2002 № 1151 является государственной наградой Российской Федерации (л.д. 78).

На основании изложенного суд считает, что назначение ежемесячной надбавки Кияткиной Ю.Ю., за государственную награду соответствует пункту 13 Положения об оплате труда муниципальных служащих в органах местного самоуправления Коркинского городского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Коркинского городского поселения от 27.04.2010 № 14, указанные выплаты начислялись и производились администрацией Коркинского городского поселениям правомерно.

Таким образом, в действиях Администрации отсутствует нарушение требований статьи 34 БК РФ, связанные с нарушением принципа эффективности использования бюджетных средств.

При таких обстоятельствах, проанализировав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства каждое в отдельности, а также в их совокупности, арбитражный суд приходит к выводу о том, что предписание контрольно-счетной палаты Коркинского муниципального района от 12.05.2020 № 04-04/2-ксп противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.

Следовательно, требование Администрации следует удовлетворить.

Судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат распределению между сторонами в соответствии со статьей 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд Челябинской области

РЕШИЛ:

Признать недействительным предписание контрольно-счетной палаты Коркинского муниципального района от 12.05.2020 № 04-04/2-ксп.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья О.Г. Наконечная