АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск
14 декабря 2012 года Дело № А76-17982/2012
Резолютивная часть решения объявлена 07 декабря 2012 года
Решение изготовлено в полном объеме 14 декабря 2012 года
Судья Арбитражного суда Челябинской области Е.М. Шайхутдинов, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального учреждения Администрации Травниковского сельского поселения, с. Травники Челябинской области, ОГРН <***>
к Главному управлению МЧС России по Челябинской области,
о признании недействительным ненормативного правового акта,
при участии в судебном заседании до и после перерыва представителей
заявителя: ФИО1 протокола №3 избирательной комиссии, распоряжения от 02.04.2010 №6-К, ФИО2 по доверенности от 16.08.2012,
ответчика: ФИО3 по доверенности № 6577 от 20.12.2010,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шальковой О.А.,
установил:
Муниципальное учреждение Администрация Травниковского сельского поселения (далее: заявитель, администрация) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению МЧС по Челябинской области (далее: ответчик, ГУ МЧС по Челябинской области) о признании недействительным распоряжения ОНД № 5 Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Челябинской области от 31.07.2012 № 172 о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица.
Заявление принято к производству суда. Определением от 26.09.2012 возбуждено производство по делу.
23.10.2012 администрацией представлено в материалы дела заявление, содержащее дополнительные требования, которые заявитель просило рассмотреть в рамках настоящего дела, а именно, требования о признании недействительными предписаний об устранении нарушений от 08.08.2012 № 172/3/172-3, от 08.08.2012 № 172/4/172-3.
Часть 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее: АПК РФ) закрепляет право истца (заявителя) при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Вышеуказанное заявление администрации фактически содержит новые требования, предполагающие изменение как предмета, так и основания иска, что с учетом приведенной статьи 49 АПК РФ не является допустимым. Соответствующие дополнительные требования администрация вправе заявить в рамках самостоятельного дела.
При изложенных обстоятельствах, заявление администрации от 23.10.2012 не принято арбитражным судом, что отражено в протоколе предварительного судебного заседания от 18.10.2012 (подписанном 24.10.2012).
В судебном заседании (07.12.2012) представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении, дополнении и пояснениях к нему (л.д. 4-6, 64-73 т. 1, л.д. 21-34, т.2).
Представитель ответчика исковые требования не признал, сослался на доводы, изложенные в отзыве на заявление и дополнительном отзыве (л.д. 75-76, 118-119, т.1).
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
31.07.2012 со ссылкой на Указ Президента Российской Федерации от 17.07.2012 № 1015 «О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия-наводнения в Краснодарском крае», поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 18.07.2012 № ДМ-П4-4073, ОНД № 5 Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Челябинской области вынесено распоряжение № 172 о проведении внеплановой проверки в отношении Администрации Травниковского сельского поселения, расположенной по адресу: <...> в период с 31.07.2012 по 08.08.2012 (л.д. 8-9, т. 1).
Указанное распоряжение получено администрацией 06.08.2012.
Полагая, что названное распоряжение от 31.07.2012 № 172 нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Челябинской области с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Настоящее дело рассматривается арбитражным судом в порядке главы 24 АПК РФ (статьи 197-201).
Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- не соответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта возлагается на ответчика, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов – на заявителя.
Суд полагает, что оспариваемый акт соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя на основании следующего.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее: ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
Требования к организации и порядку проведения внеплановой проверки установлены статьей 10 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда (часть 1).
Одним из оснований проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (пункт 3 части 2).
Судом установлено, что Указом Президента Российской Федерации от 17.07.2012 № 1015 «О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия-наводнения в Краснодарском крае», в том числе Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России) поручено во всех зонах возможного затопления (подтопления) на территории Российской Федерации в срок до 16 августа 2012 г. проверить наличие средств, предназначенных и выделяемых для эвакуационных мероприятий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и при необходимости произвести доукомплектование (абзац 1 пункта 11).
18.07.2012 Председателем Правительства Российской Федерации издано поручение № ДМ-П4-4073, которым, в том числе МЧС России поручено обеспечить реализацию названного Указа Президента Российской Федерации.
Приказом МЧС России от 18.07.2012 № 427 «О мерах по реализации Указа президента Российской Федерации от 17 июля 2012 года №1015» (л.д. 10-12, т. 1) департаменту надзорной деятельности приказано в срок до 30 июля 2012 года осуществить меры по проверке готовности систем оповещения населения (пункт 3).
Начальникам региональных центов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальникам главных управления МЧС России по субъектам Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в том числе:
- осуществить меры по проверке готовности системы оповещения населения;
- проверить в установленном порядке готовность сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к выполнению задач по оповещению и эвакуации населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (пункт 6).
При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что у Отдела надзорной деятельности № 5 Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Челябинской области имелись правовые основания для вынесения распоряжения от 31.07.2012 №172 о проведении внеплановой выездной проверки Администрации (л.д. 8-9, т. 1), а именно, соответствующие поручения Президента Российской Федерации, а также Правительства Российской Федерации.
При этом ссылка заявителя на недопустимость представленного ответчиком в материалы дела доказательства – поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 18.07.2012 № ДМ-П4-4073 (в связи с отсутствием второй страницы документа и неясностью того, каким образом данное поручение получено ОНД № 5), арбитражным судом не принимается.
Действующее законодательство, в том числе ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не содержит требований к форме поручения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, а также к порядку его направления в органы исполнительной власти.
На основании статьи 16 АПК РФ арбитражным судом в адрес МЧС России направлен запрос от 24.10.2012 о предоставлении в материалы дела текста поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 18.07.2012 № ДМ-П4-4073.
30.11.2012 МЧС России передало в материалы настоящего дела по факсу текст названного поручения, первая страница которого соответствует представленной ответчиком части документа.
Учитывая фактическое основание издание поручения от 18.07.2012 № ДМ-П4-4073 (чрезвычайную ситуацию), а также наличие на первой странице поручения штампа «вручить немедленно» суд полагает допустимыми и непротиворечащими законодательству действия ответчика по изданию оспариваемого распоряжения, не смотря на неполучение полного текста поручения.
Довод заявителя о подписании (издании) распоряжения от 31.07.2012 № 172 неуполномоченным должностным лицом не основан на нормах действующего законодательства.
В силу статьи 32 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий...
Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 №868 утверждено Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, согласно которому МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (пункт 1).
МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций … (пункт 3).
Основными задачами МЧС России являются в том числе:
- осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации (пункт 7).
МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:
- организует, в том числе:
работу по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межрегионального и федерального характера, спасению людей при этих чрезвычайных ситуациях;
выполнение мероприятий по развитию общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;
- осуществляет, в том числе:
надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности (за исключением пожарного надзора на подземных объектах и при ведении взрывных работ), а также по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий.
Приказом МЧС России от 26.06.2012 № 359 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее: Административный регламент).
Согласно пунктам 1 и 2 Административного регламента исполнение государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее: государственная функция) осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами (далее: надзорные органы).
Исполнение указанной государственной функции осуществляется в соответствии, в том числе с:
- приказом МЧС России от 06.08.2004 № 372 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 августа 2004 г., регистрационный № 5977);
- приказом МЧС России от 25.01.2011 № 14 «Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных осуществлять государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 марта 2011 г., регистрационный № 20115).
Предметом государственного надзора является проверка выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), а также должностными лицами и гражданами (далее: субъекты надзора) требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 4).
Должностные лица надзорных органов при исполнении государственной функции вправе, в том числе:
- осуществлять проверку выполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера субъектами надзора;
- проводить проверки территорий, зданий, сооружений, помещений в целях соблюдения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- запрашивать документы, необходимые для проверки выполнения субъектами надзора требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 6).
В приложении № 1 к приказу МЧС России от 06.08.2004 № 372 утверждено Положение о территориальном органе МСЧ России – органе, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации (далее: Положение)
Согласно пункту 2 Положения, полное наименование территориального органа МЧС России - органа, специально уполномоченного решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации: «Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации».
Главное управление МЧС России осуществляет в установленном порядке руководство подчиненными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, пожарно-спасательными, поисково-спасательными, аварийно-спасательными формированиями, центром управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и иными подразделениями и организациями МЧС России, дислоцированными на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 8).
В соответствии с пунктом 11 положения основными задачами Главного управления МЧС России являются, в том числе:
- реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории субъекта Российской Федерации в пределах установленных полномочий (часть 1);
- осуществление управления в пределах своей компетенции в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (часть 2);
- осуществление в установленном порядке надзорных и контрольных функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории субъекта Российской Федерации (часть 3).
В силу пункта 12 Положения Главное управление МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции, в том числе:
- осуществляет в установленном порядке надзор за выполнением органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне, обеспечению пожарной безопасности (за исключением пожарного надзора на подземных объектах и при ведении взрывных работ), а также по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий (часть 15).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 № 712 утверждено Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляющим МСЧ России, согласно которому государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций) осуществляется в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения (пункт 1).
Государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляют МЧС России и его территориальные органы (далее - органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций) (пункт 2).
В пределах своих полномочий органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе организуют и осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения (подпункт а) пункта 4).
В силу пункта 5 указанного положения государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется лицами, перечень должностей которых утверждается МСЧ России.
Согласно Перечню должностных лиц МЧС России, уполномоченных осуществлять государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденном Приказом МЧС России от 25.01.2011 N 14, в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации соответствующий надзор вправе осуществлять должностные лица территориальных подразделений надзорной деятельности, в том числе начальник отдела.
При этом по смыслу вышеприведенных норм, с учетом Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290, не исключается совмещение функций по надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и в области пожарной безопасности.
Указанное Положение о федеральном государственном пожарном надзоре, как и вышеприведенные нормативные документы, связывает полномочия по надзору в сфере пожарной безопасности не с уровнем территориального органа МЧС России, а непосредственно со статусом проверяющего лица (например, полномочия в указанной сфере деятельности в силу пункта 8 названного Положения вправе осуществлять государственные инспекторы по пожарному надзору).
Из материалов дела следует, что оспариваемое распоряжение от 31.07.2012 №172 подписано временным исполняющим обязанности начальника Отдела надзорной деятельности № 5 Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Челябинской области ФИО4, то есть, надлежаще уполномоченным лицом.
Суд также не принимает довод заявителя об отсутствии на территории Травниковского сельского поселения территорий возможного затопления (подтопления).
Так, Постановлением Госстандарта РФ от 25.05.1995 N 267 утвержден действующий Межгосударственный стандарт «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95».
Согласно раздела I указанного Межгосударственного стандарта настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области безопасности в природных чрезвычайных ситуациях.
Разделом 3 Межгосударственного стандарта установлено содержание терминов:
ЗАТОПЛЕНИЕ: Покрытие территории водой в период половодья или паводков (пункт 3.3.9).
ПОДТОПЛЕНИЕ: Повышение уровня грунтовых вод, нарушающее нормальное использование территории, строительство и эксплуатацию расположенных на ней объектов (пункт 3.3.10).
ЗОНА ЗАТОПЛЕНИЯ: Территория, покрываемая водой в результате превышения притока воды по сравнению с пропускной способностью русла (пункт 3.3.11).
ЗОНА ВЕРОЯТНОГО ЗАТОПЛЕНИЯ: Территория, в пределах которой возможно или прогнозируется образование зоны затопления (пункт 3.3.12).
ЗОНА КАТАСТРОФИЧЕСКОГО ЗАТОПЛЕНИЯ: Зона затопления, на которой произошла гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, повреждены или уничтожены материальные ценности, а также нанесен ущерб окружающей природной среде (пункт 3.3.13).
ЗОНА ВЕРОЯТНОГО КАТАСТРОФИЧЕСКОГО ЗАТОПЛЕНИЯ: Зона вероятного затопления, на которой ожидается или возможна гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, повреждение или уничтожение материальных ценностей, а также ущерб окружающей природной среде (пункт 3.3.14).
Суд полагает, что заявитель ошибочно смешивает понятия затопление, подтопление, катастрофическое затопление.
Вышеприведенным Указом Президента Российской Федерации поручено осуществить проверочные мероприятия во всех зонах возможного затопления (подтопления).
Действующее законодательство не предусматривает необходимости (и возможности) нормативного закрепления всех зон возможного подтопления, в связи с чем, суд считает обоснованной ссылку ответчика при определении перечня территорий и поселений, подлежащих проверке, на соответствующую статистическую информацию.
Имеющиеся в материалах дела Перечень гидротехнических сооружений, расположенных на территории Челябинской области (с письмом Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 04.05.2012 № 6/5736), статистические данные по подтоплению и затоплению… на территории Челябинской области в период с 2002 года по 2011 год, свидетельства о государственной регистрации права на гидротехнические сооружения от 03.06.2009 № 74 АВ 142607, от 03.06.2009 № 74 АВ 142623, подтверждают наличие на территории Травниковского сельского поселения гидротехнических сооружений, равно как и фиксацию фактов подтопления указанной территории.
Порядок организации проверки установлен статьей 14 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которой проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 1).
В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются:
1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
7) перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;
8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
9) даты начала и окончания проведения проверки (часть 2).
Оспариваемое распоряжение от 31.07.2012 № 172 соответствует приведенным требованиям законодательства.
Как выше было отмечено, заявитель не освобождается от доказывания факта нарушения оспариваемым актом, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов, представления соответствующих доказательств.
Администрацией не заявлено достаточных доводов, не представлено доказательств, подтверждающих факт нарушения оспариваемым актом своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Оспариваемое распоряжение не возлагает на заявителя каких-либо обязанностей, не ограничивает его деятельность, иным образом не нарушает его прав и законных интересов.
При этом суд учитывает, что у ответчика отсутствовала возможность в ином порядке выполнить соответствующие поручения Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, поскольку действующее законодательство не предусматривает другой процедуры проверки, кроме установленной ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Более того, как следует из пояснений представителей сторон (отраженных в аудиопротоколе судебного заседания) фактически проверочные мероприятия на основании оспариваемого распоряжения проведены, по их результатам вынесены предписания.
Арбитражный суд полагает, что соответствующие интересы заявителя могут быть защищены в суде путем оспаривания соответствующих предписаний органа МЧС России.
При таких обстоятельствах, распоряжение ОНД №5 Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Челябинской области от 31.07.2012№ 172 не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления муниципального учреждения Администрация Травниковского сельского поселения (ОГРН <***>) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий по Челябинской области о признании недействительным распоряжения ОНД №5 Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Челябинской области от 31 июля 2012 года № 172 о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течении месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Челябинской области.
Судья подпись Е.М. Шайхутдинов
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.