ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-18026/09 от 28.01.2010 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 2

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

29 января 2010 Дело № А76-18026/2009-57-334/11

Резолютивная часть решения объявлена 28 января 2010.

Решение изготовлено в полном объеме 29 января 2010.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Г.С. Щукина

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.А. Чигинцевой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Закрытого акционерного общества «Челябинская Финансовая Строительная Компания» г. Челябинск

к Администрации г. Челябинска

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора:   1. ФИО1, 2. ФИО2, 3. ФИО3, 4. Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям <...>. Муниципальное унитарное предприятие «Центр по приватизации» г. Челябинск

о признании недействительным распоряжения № 823-д от 17.03.2009.

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: ФИО4  , доверенность б/н от 05.05.2009 года, паспорт <...> выдан Тракторозаводским РУВД г. Челябинска 24.07.2001.

от ответчика: ФИО5,   доверенность № 05-417 от 18.03.2009, паспорт <...> выдан УВД Центрального района г. Челябинска 27.03.2002 года.

от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: 1. ФИО1,   паспорт <...> выдан УВД Калининского района г. Челябинска 09.01.2001 г.; 2. ФИО2,   паспорт <...> выдан УВД Калининского района г. Челябинска 26.02.2002 г.; 3. не явился, извещен; 4. не явился, извещен; 5 не явился, извещен.

У С Т А Н О В И Л:

Закрытое акционерное общество «ЧФСК» г. Челябинск обратилось в арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации г. Челябинска о признании недействительным распоряжения № 823-д от 17.03.2009г.

Определением от 10 августа 2009 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: ФИО1, ФИО2, ФИО3, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, МУП «Центр по приватизации жилья».

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, по основаниям, изложенным в заявлении, а также в дополнении к заявлению (л.д. 3-7, 127-130). Пояснил, что оспариваемое распоряжение не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, незаконно создает препятствия для осуществления заявителем правомочий собственника на квартиру. Считает, что нормами Гражданского кодекса РФ прямо предусмотрено возникновение права собственности заявителя на квартиру, поскольку данное право возникает в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом, а именно в результате создания лицом для себя и за счет своих средств с соблюдением закона и иных правовых актов новой вещи в виде вновь созданного недвижимого имущества. Так как заказчиком-застройщиком дома являлся заявитель и основанием возникновения права собственности на квартиру является п. 1 ст. 218 ГК РФ, то приобретение каким-либо иным лицом права собственности на квартиру возможно лишь в результате приобретения квартиры у заявителя на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении имущества. Каких-либо сделок между МО г. Челябинск и заявителем не заключалось, заявитель также не совершал передачи квартиры в собственность МО г. Челябинск. Заявитель также считает, что у МО г. Челябинск отсутствует право собственности на квартиру, но и отсутствуют предусмотренные законом основания для возникновения такого права.

Представитель Администрации г. Челябинска в судебном заседании требования не признал по основаниям, изложенным в представленном письменном отзыве (л.д. 100 - 103), из которого следует, что на момент издания оспариваемого Постановления Администрация г. Челябинска, как собственник объекта недвижимого имущества, вправе была распорядиться принадлежащим ему имуществом.

Представители третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО3, КУИЗО г. Челябинска, МУП «Центр приватизации жилья» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. В соответствии с п.5 ст.156 АПК РФ судебное заседание проводиться без участия представителей сторон, уведомленных, надлежащим образом, письменных мнений по заявленным требованиям не представили.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

Закрытое акционерное общество «Челябинская Финансовая Строительная Компания» (далее – ЗАО «ЧФСК», Общество), г. Челябинск зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией г. Челябинска 24.06.1996, в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о юридическом лице, за основным государственным регистрационным номером 1027403883088, что подтверждается свидетельством серии 74 № 002183054 (л.д. 14).

Материалами дела установлено, что постановлением Главы администрации г. Челябинска от 07.08.1995 № 709-п ЗАО «ЧФСК» был предоставлен земельный участок площадью 1,2051 га в краткосрочную аренду сроком на два года для строительства разноэтажных жилых домов со встроено-пристроенными объектами соцкультбыта в микрорайоне № 28 Северо-Запада по ул. Бр. К-ных в Калининском районе г. Челябинска (л.д. 23-24).

В соответствии с актом государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию № 47 от 30.09.1997 10-этажный, 110 кв. жилой дом № 30 (стр.) микрорайон 28 Северо-Запад с трансформаторной подстанцией и кабельными линиями электропередачи принят в эксплуатацию (л.д. 25-29).

Постановлением Главы города Челябинска № 1556-п от 16.12.1997 акт приемочной комиссии № 47 от 30.09.1997 был утвержден (л.д. 30).

Согласно свидетельства 74АА № 750554 от 13.08.2008 квартира общей площадью 52,4 кв.м., расположенная по адресу: <...>, эт. 1, кв. 71, зарегистрирована на праве собственности за ЗАО «ЧФСК» (л.д. 31).

Распоряжением первого заместителя главы города Челябинска № 823-д от 17.03.2009 ФИО6 разрешена приватизация служебной квартиры, расположенной по адресу: <...>, эт. 1, кв. 71 (л.д. 22).

Посчитав, что вынесенное распоряжение № 823-д от 17.03.2009 нарушает права и законные интересы ЗАО «ЧФСК», заявитель обратился в суд с требованием о признании незаконным бездействия.

Как следует из материалов дела, 28.08.2009 решением Калининского районного суда г. Челябинска по делу N 2-2155/2009 по заявлению ФИО2, ФИО1, ФИО3 к администрации г. Челябинска, ЗАО "ЧФСК" о признании недействительным зарегистрированного права собственности, признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <...>, эт. 1, кв. 71, в порядке приватизации заявленные требования были удовлетворены в полном объеме (л.д. 78 - 80).

09.11.2009 определением Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда по делу N 2-2155/2009 решение Калининского районного суда г. Челябинска оставлено без изменения (л.д. 81-83).

Таким образом, из решения Калининского районного суда г. Челябинска от 28.08.2009 и определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 09.11.2009 усматривается, что зарегистрированное право собственности за ЗАО «ЧФСК» на квартиру, расположенную по адресу: <...>. К-ных, 138 – 71, признано недействительным. Право собственности по 1/3 доли в праве собственности за каждым на квартиру, расположенную по адресу: <...>. К-ных, 138 – 71 признано за ФИО1, ФИО2 и ФИО3

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права заинтересованного лица, может быть признан судом недействительным.

Требования заявителя носят характер оспаривания действий (бездействий) государственных органов, порядок признания которых незаконными установлен главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности, об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно Постановлению Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Из смысла названных норм следует, что для применения последствий, предусмотренных данными статьями, истцу следует доказать незаконность обжалуемого акта и нарушение его гражданских прав.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии с п.3, 4, 5 Порядка предоставления гражданам служебных жилых помещений в городе Челябинске, утвержденном Решением Челябинской Городской Думой от 25.04.2006 №12/11, право на предоставление служебных жилых помещений в соответствии с настоящим Порядком имеют граждане, замещающие муниципальные должности муниципальной службы, выборные муниципальные должности, а также граждане, состоящие в трудовых отношениях с муниципальными учреждениями города Челябинска и сотрудники органов внутренних дел, содержание которых осуществляется за счет бюджета города Челябинска.

Специализированный фонд является составной частью муниципального жилищного фонда города Челябинска, который формируется в соответствии с настоящим Порядком и предназначен для проживания установленных категорий граждан.

К служебным жилым помещениям (для целей настоящего Порядка) относятся жилые помещения специализированного фонда в виде отдельных квартир, предназначенные для заселения и проживания установленных категорий граждан.

Формирование специализированного фонда осуществляется органами местного самоуправления.

Использование жилого помещения в качестве служебного возможно только после принятия Главой города Челябинска соответствующего правового акта.

Согласно п.10 вышеуказанного Порядка включение жилого помещения в специализированный фонд, а также исключение служебного жилого помещения из специализированного фонда осуществляется на основании правового акта Главы города Челябинска или должностного лица, в пределах их компетенции.

В соответствии с пунктами 13,14 Порядка предоставления гражданам служебных жилых помещений в городе Челябинске Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска ведет реестр служебных жилых помещений специализированного фонда города Челябинска. Включение и исключение жилых помещений из реестра осуществляется на основании правового акта Главы города Челябинска или должностного лица, в пределах их компетенции.

Правовой акт об отнесении жилого помещения к специализированному фонду направляется в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение трех рабочих дней с даты принятия такого правового акта.

В силу ст.2 Федерального закона от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии с п.3 ст.39 Устава Глава города вправе в соответствии с утвержденным порядком самостоятельно либо через органы управления Администрации города в пределах их компетенции передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование юридическим лицам и гражданам, сдавать в аренду, отчуждать их, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов с обязательным установлением контроля за выполнением указанных условий.

В соответствии с п.3 Решения Челябинской городской Думы от 25.04.2006 №12/7 «Об утверждении порядка приватизации служебных жилых помещений в г.Челябинске» приватизация служебного жилого помещения осуществляется после принятия соответствующего решения комиссией по рассмотрению вопросов приватизации гражданами предоставленных им служебных жилых помещений (далее - комиссия), созданной в соответствии с распоряжением Главы города Челябинска от 18.07.2005 №764.

В Решении Челябинской городской Думы от 25.04.2006 №12/7 «Об утверждении порядка приватизации служебных жилых помещений в г.Челябинске» установлена категория граждан, в отношении которых может быть принято решение о приватизации служебного помещения.

В соответствии с п.8 указанного постановления на основании решения комиссии оформляется распоряжение главы города о разрешении приватизации конкретного служебного жилого помещения. Служебный ордер и распоряжение Главы города являются основанием для приватизации служебного жилого помещения.

Как установлено материалами дела, в соответствии с Постановлением главы города Челябинска № 847-п от 26.06.1998 в муниципальную собственность от ЗАО «ЧФСК» был передан жилой фонд площадью 41076,5 кв.м., в том числе и дом по улице Бр. К-ных 138 (л.д. 104)

Решением Калининского районного суда г.Челябинска по делу №2-2155/2009 от 28.08.2009 по заявлениюФИО2, ФИО1, ФИО3 к администрации г. Челябинска, ЗАО "ЧФСК" о признании недействительным зарегистрированного права собственности, признании права собственности на квартиру в порядке приватизации заявленные требования были удовлетворены в полном объеме (л.д. 78 - 80).

09.11.2009 определением Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда по делу N 2-2155/2009 решение Калининского районного суда г. Челябинска оставлено без изменения (л.д. 81-83).

Таким образом, из вышеуказанных решения и определения усматривается, что за ФИО1, ФИО2 и ФИО3 признано право собственности по 1/3 доли в праве собственности за каждым на квартиру, расположенную по адресу: <...>. К-ных, 138 – 71.

Из Определения Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда по делу №2-2155/2009 от 09.11.2009 усматривается, что на основании установленных обстоятельств по делу и доказательств в их совокупности, с учетом общих положений договорного права, содержащихся в ч.1 ГК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда пришла к выводу о том, что ЗАО «ЧФСК» добровольно распорядилось спорным жильем путем отчуждения его муниципалитету в качестве исполнения обязательств по состоявшейся между администрацией г. Челябинска и ЗАО «ЧФСК» законной сделке и, соответственно, право на квартиру общей площадью 52,4 кв.м., расположенную по адресу: <...>, эт. 1, кв. 71, утратило (л.д. 81 – 83).

В соответствии с ч.3 ст. 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Вступившее в законную силу Определением Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда по делу №2-2155/2009 от 09.11.2009 обязательно для арбитражного суда.

Облечение сделки по отчуждению жилья в форму распоряжения органа муниципальной власти, согласованного с директором ЗАО «ЧФСК», и актов передачи, подписанных сторонами, ее юридическую природу не меняет.

Поскольку определением судебной коллегии суда по гражданским делам Челябинского областного суда регистрация права собственности на спорный объект недвижимости за ЗАО "ЧФСК" признана недействительной, то права заявителя оспариваемым распоряжением не нарушены.

Так как совокупность обстоятельств необходимая для признания ненормативного акта недействительным судом не установлена, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

В соответствии с ч.2 ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Основанием для вынесения оспариваемого распоряжения является принадлежность спорного объекта недвижимости к муниципальной собственности, которая в силу Определения Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда по делу №2-2155/2009 от 09.11.2009 возникла у Администрации города Челябинска с момента передачи ЗАО «ЧФСК» квартиры общей площадью 52,4 кв.м., расположенной по адресу: <...>, эт. 1, кв. 71 в качестве служебной МУП «Альфа». Данное обстоятельство в силу ч. 3 ст. 69 АПК РФ не подлежит доказыванию при рассмотрении настоящего дела.

В соответствии с ч.1,2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с ч.2 ст.8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Из содержания правомочий собственника, по смыслу ч.2 ст. 35 Конституции Российской Федерации, следует, что каждый собственник вправе распоряжаться своим имуществом свободно.

Суд считает, что ЗАО «ЧФСК» не представлены доказательства того, что оспариваемый ненормативный правовой акт нарушает права и законные интересы заявителя, что в силу ч.3 ст.201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.

руководствуясь ч. 4 ст. 198, ст.ст. 167-170,176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований  закрытого акционерного общества «Челябинская Финансовая Строительная Компания» о признании недействительным Распоряжения Первого заместителя Главы г.Челябинска ФИО7 № 823-д от 17.03.2009 «О приватизации служебной квартиры, расположенной по адресу: г.Челябинск, ул.Бр. Кашириных, дом 138, кв. 71,отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья Г.С. Щукина