ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-18110/2011 от 28.12.2011 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

тел. (351)265-78-24, факс (351)266-72-10

E-mail: arsud@chel.surnet.ru, http:www.chel.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Челябинск

28 декабря 2011 года Дело №А76-18110/2011

Резолютивная часть решения объявлена 28.12.2011 года.

Полный текст решения изготовлен 28.12.2011 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Попова Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания З.И. Литвиной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Муниципального учреждения здравоохранения «Стоматологическая поликлиника г.Копейска» г.Копейск Челябинская область к ИФНС России по г.Копейску г.Копейск о признании незаконными действий налогового органа.

При участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от
  01.06.2011 г., паспорт;

от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности от 11.01.2011 г., служебное удостоверение.

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное учреждение здравоохранения «Стоматологическая поликлиника г.Копейска» г.Копейск Челябинская область, обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к ИФНС России по г.Копейску г.Копейск о признании незаконными действий по отказу в выдаче справки с указанием достоверной информации о наличии задолженности у учреждения перед бюджетом – указанием сумм задолженности, по которым налоговым органом право на взыскание утрачено в размере 198809,67 руб., и обязать инспекцию устранить нарушение прав и законных интересов учреждения, выдать справку с указанием достоверенной информации о наличии задолженности у учреждения перед бюджетом с указанием сумм задолженности право на взыскание по которым утрачено.

В обоснование заявления заявитель указал, что у налогового органа отсутствуют законные основания для включения в справки № 12012, №12426 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 25.08.2011 и 22.09.2011г. 198809,67 руб. сумм налога и пени, поскольку инспекция утратила возможность взыскания этих сумм, в связи с истечением сроков исковой давности, а потому заявитель не является лицом, обязанным их уплачивать.

Кроме того, считает заявитель, неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящаяся за налогоплательщиком, затрагивает его право, поскольку достоверная информация, необходима ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской (или) иной экономической деятельности, необходима также для подачи заявки на участие в тендере по оказанию стоматологической помощи по льготному зубопротезированию ветеранов на 2012 год..

Ответчик представил отзыв от 21.12.2011 №03-12/07432, считает справка выдана налогоплательщику по установленной форме.

Как следует из материалов дела, Муниципальное учреждение здравоохранения «Стоматологическая поликлиника г.Копейска» (далее –заявитель, налогоплательщик, учреждение) зарегистрировано в качестве юридического лица с 10.06.1992, состоит на налоговом учете в ИФНС России по г.Копейску, ОГРН <***>.

27.09.2011 заявителем был направлен запрос в ИФНС России по г.Копейску с просьбой выдать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам на дату выдачи этой справки. Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам № 12426 от 22.09.2011 была получена налогоплательщиком, ранее аналогичная справка была получена заявителем 25.08.2011 за №12012.

В соответствии с выданной инспекцией справкой за учреждением числится недоимка по налогам, сборам, задолженность по пеням и штрафам, в т.ч. и с истекшим сроком для ее взыскания, в частности: налог на имущество организаций (за исключением имущества организаций, входящих в единую систему газо) – 118223 руб., соответствующие пени по налогу – 63124,67 руб., штраф – 17462 руб.

Общая сумма задолженности с истекшим сроком для ее взыскания по данным справки составила 198809,67 руб.

23.12.2011 заявитель в третий раз обратился в инспекцию (запрос № 268 от 23.12.2011, получен налоговым органом 23.12.2011) с просьбой сформировать и выдать справку о состоянии расчетов по налогам, пени и штрафам с указанием достоверной информации о наличии задолженности у организации перед бюджетом, а именно, представить пояснения к данной справке с указанием задолженности, право на взыскание которой налоговым органом утрачено.

На дату рассмотрения дела в суде запрос учреждения от 23.12.2011 оставлен инспекцией без ответа.

Учреждение считает отказ инспекции в выдаче ему справки с указанием достоверной информации о наличии задолженности у организации перед бюджетом - указанием сумм задолженности, по которой налоговым органом право на взыскание утрачено в размере 198809 руб. 67 коп. не соответствует закону и нарушает права заявителя.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону и иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы в своей деятельности руководствуются Налоговым кодексом и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций вместе с Методическими указаниями по ее заполнению утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 № ММ-3-19/206@. Этот приказ издан в дополнение к приказам Федеральной налоговой службы от 10.08.2004 № САЭ-3-27/468 «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками» и от 04.04.2005 № САЭ-3-01/138@ «Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению».

Методическими указаниями по заполнению справки о состоянии расчетов по налогам сборам и взносам по форме № 39-1, утвержденными Приказом Федеральной налоговой службы России от 04.04.2005 г. № САЭ-3-01/138@, установлено, что справка о состоянии расчетов по налогам, сборам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составляется для юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица по заявлениям и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Справка о состоянии расчетов для юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица формируется с помощью программных средств налогового органа по форме № 39-1 по всем кодам бюджетной классификации.

При этом суммы недоимки по налогам (сборам) и задолженности по пени и налоговым санкциям показываются без учета (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей.

Согласно статье 44 Кодекса обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора; с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора; со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, и с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст.59 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ) безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:

1) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

2) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;

3) смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, - по всем налогам и сборам, а в части налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации;

4) принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;

5) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу части 2 статьи 59 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются:

1) налоговые органы по месту нахождения организации или месту жительства физического лица (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 и 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 1 настоящей статьи;

2) налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи;

3) таможенные органы, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, - по налогам, пеням, штрафам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Согласно ч.3 ст. 59 НК РФ законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам.

В соответствии с ч.5 ст.59 НК РФ порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).

Как следует из материалов дела и установлено судом, сумма 198809,67 рублей, включенная в справки от 25.08.2011 года № 12012 и от 22.09.2011 №12326, представляет собой задолженность, на принудительное взыскание которой инспекция утратила право в связи с пропуском установленного статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации пресекательного срока давности взыскания.

Таким образом, учитывая изложенные обстоятельства по делу в соответствии с пп.4 п. 1 ст. 59 НК РФ, суд считает требования заявителя в части признания не возможной ко взысканию недоимки по налогу на имущество пени, штрафу числящуюся за учреждением в сумме 198809,67 руб. подлежат удовлетворению.

Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.

В настоящем случае справка о состоянии задолженности по налоговым платежам была необходима учреждению для участия в тендере на оказание услуг по льготному зубопротезированию ветеранов на 2012 год.

Приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 № ММ-3-19/206@, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.

Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.

Таким образом, указанные обстоятельства имеют значение для правильного разрешения дела, так как включение в справку в качестве задолженности сумм пеней и штрафов по налогам, по которым инспекцией пропущен установленный срок на их взыскание, создает учреждению препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности для участия в тендере по получению льготного заказа по оказанию услуг. Вместе с тем, наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, само по себе не нарушает прав и законных интересов учреждения до тех пор, пока данные сведения не указываются в справках, получаемых налогоплательщиком для участия в различных экономических мероприятиях, как тендеры, получение кредитов и т.п.

Наличие или отсутствие у налогоплательщика задолженности по налогам и сборам перед бюджетом является одним из критериев успешности его предпринимательской деятельности, добросовестности и финансовой стабильности, поэтому включение в справку задолженности (без правовых оснований) нарушает права и законные интересы учреждение в сфере предпринимательской деятельности, создает ей препятствия для осуществления предпринимательской, а также иной экономической деятельности.

На основании статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Статьями 102, 104 и 105 АПК РФ предусмотрено, что основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины, основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины, а также льготы по уплате государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных должностных органов, должностных лиц незаконными по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 2000 рублей за каждый оспариваемый ненормативный акт.

Из положений пункта 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 АПК РФ вытекает, что уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд. Уплаченная государственная пошлина поступает в федеральный бюджет. Следовательно, отношения по ее уплате возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством.

В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Из этого следует, что после уплаты заявителем государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.

В соответствии с пунктом 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора, поэтому после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела возникают отношения между сторонами судебного спора (в данном случае - заявителем и заинтересованным лицом) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.

При этом арбитражный суд, взыскивая с заинтересованного лица уплаченную заявителем в бюджет государственную пошлину, возлагает на заинтересованное лицо обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации заявителю денежных сумм понесенных последним судебных расходов.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-168, 170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконными действия ИФНС России по г.Копейску по отказу в выдаче справки с указанием сумм задолженности, право на взыскание которых в бесспорном порядке утрачено налоговым органом, а именно: по налогу на имущество, входящее в систему газо – 118223 руб., пени 63124,67 руб., штрафу – 17462 руб.

Обязать ИФНС России по г.Копейску инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем выдачи Муниципальному учреждению здравоохранения «Стоматологическая поликлиника г.Копейска» г.Копейск Челябинская область справки о состоянии расчетов с бюджетом содержащей сведения о задолженности по уплате налогов, пеней с указанием информации о невозможности реального взыскания суммы 198809,67 руб.

Взыскать с ИФНС России по г.Копейску в пользу заявителя судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 2 000 руб., уплаченные при подаче заявления в арбитражный суд.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья Т.В. Попова

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет - сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18ааs.arbitr.ru.