Арбитражный суд Челябинской области
454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 2
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск Дело № А76-19018/2008-45-776/47
«15» января 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 15 января 2009 г.
Полный текст решения изготовлен 15 января 2009 г.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Костылев И.В.
при ведении протокола помощником ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
ООО «Бизнес Геймс» г.Челябинск
к Инспекции ФНС России по Ленинскому району г.Челябинска
о признании незаконным бездействия налогового органа и обязании ИФНС России по Ленинскому району г.Челябинска произвести возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес в размере 1 329 475 руб.
Третье лицо без самостоятельных требований – ИФНС РФ по Калининскому району г. Челябинска
при участии в заседании:
от заявителя : ФИО2 – представителя по доверенности от 22.05.2008г. б/н (паспорт <...> выдан 21.05.2008г. Отделением УФМС России по Челябинской области в Красноармейском районе)
от ответчика : ФИО3 – специалиста юридического отдела по доверенности от 15.04.2008г. № 03-19/6331 (удостоверение УР № 388869)
от третьего лица : ФИО4 – ведущего специалиста-эксперта по доверенности от 21.03.2008 г. № 05-20/14088.
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Бизнес Геймс» г. Челябинск зарегистрировано в качестве юридического лица 27.05.2004 г. ИМНС РФ по Калининскому району г. Челябинска, состоит на налоговом учете в ИФНС РФ по Калининскому району (л.д. 7).
Общество с ограниченной ответственностью «Бизнес Геймс» г. Челябинск (далее – Заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд Челябинской области с заявлением к ИФНС России по Ленинскому району г.Челябинска о признании незаконным бездействия ИФНС РФ по Ленинскому району г. Челябинска и об обязании ИФНС России по Ленинскому району г.Челябинска (далее – Инспекция, Ответчик) произвести возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 1329475 руб.
Заявитель в обоснование требований ссылается на то, что обратился 21.07.2008 г. в Инспекцию с требованием о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 1329475 руб. в связи с его уплатой за период с января по июнь 2006 г. по повышенным ставкам.
ИФНС России по Ленинскому району г.Челябинска данное обращение Заявителя оставлено без ответа.
Заявитель считает,чтокак субъектмалого предпринимательства за вышеуказанный период вправе применять ставку налога на игорный бизнес, действовавшую на момент его государственной регистрации 27.05.2004 г. - 2150 рублей.
В обоснование требований заявитель ссылается на ст.9 Федерального закона РФ от 14.06.1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», Закон Челябинской области от 27.11.2003 г. № 187-ЗО «О ставках налога на игорный бизнес территории Челябинской области», Определения Конституционного суда РФ от 01.07.1999 г. № 111-О, от 05.06.2003 № 277-О, Постановление Конституционного суда РФ от 19.06.2003 г. № 11-П.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.
Ответчик с заявленным требованием не согласен по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 118-119).
Ответчик указывает, что ответ на обращение Заявителя был дан в установленные сроки.
Ответчик также полагает, что возврат излишне уплаченного налога должно проводить ИФНС РФ по Калининскому району г. Челябинска, где Заявитель состоит на налоговом учете, поскольку с налогового учета в ИФНС РФ по Ленинскому району г. Челябинска (по месту нахождения обособленного подразделения) Заявитель снят с 09.01.2007 г., о чем свидетельствует уведомление о снятии с учета в налоговом органе юридического лица (л.д. 121).
Судом привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора ИФНС РФ по Калининскому району г. Челябинска.
В соответствии с устными пояснениями третьего лица, Заявитель состоит на налоговом учете в ИФНС РФ по Калининскому району, в данную Инспекцию с требованием о возврате излишне уплаченного налога Общество не обращалось.
Ответчиком было заявлено ходатайство о привлечении в качестве соответчика ИФНС РФ по Калининскому району г. Челябинска.
В ходе рассмотрения вопроса о привлечении к участию в деле второго ответчика, ИФНС РФ по Калининскому району указал на то, что Заявитель в Инспекцию по месту своего учета не обращался, в связи с чем отсутствуют основания признавать бездействие ИФНС РФ по Калининскому району г. Челябинска незаконными и Обществом, при таких условиях, не соблюден досудебный порядок спора.
Заявитель считает, что в данном случае Ответчиком должно выступать ИФНС РФ по Ленинскому району г. Челябинска, куда Заявитель обращался с требованием о возврате налога, в связи с чем судом в удовлетворении ходатайства о привлечении в качестве соответчика ИФНС РФ по Калининскому району отказано.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителей сторон, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Как следует из материалов дела, Заявитель обратился в ИФНС России по Ленинскому району г.Челябинска с письмом исх. № 2008.025 от 21.07.2008 г. о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период с января по июнь 2006 года в сумме 1329475 руб. (л.д. 8-9).
По мнению Заявителя, вышеуказанные суммы уплачены им излишне по повышенной ставке налогообложения.
Заявитель полагает, что данное обращение осталось без ответа.
Ответчиком представлена в материалы дела копия ответа от 30.07.2008 г. № 11-38/11288 (л.д. 22) и доказательства его отправки в адрес Заявителя (л.д. 24). В данном ответе указано, что в отношении решения Арбитражного суда Челябинской области от 07.08.2006 г. по делу № А76-13125/2006-46-686 подана апелляционная жалоба и, что решение возврате налога будет принято по результатам рассмотрения апелляции.
Таким образом, фактически Ответчиком применительно к требованиям Общества ответ дан не был.
Заявителем требование о возврате налога на игорный бизнес было подано по месту нахождения на налоговом учете структурного подразделения в 2006 г. – в ИФНС РФ по Ленинскому району г. Челябинска.
Согласно представленному в материалы дела уведомлению о снятии с учета в налоговом органе юридического лица, обособленное подразделение Заявителя было снято с учета 09.01.2007 г. (л.д. 121).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный возврат (зачет) сумм излишне уплаченных налогов, а налоговый орган обязан осуществлять возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ. Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном этой статьей.
Как следует из пунктов 6 и 7 статьи 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Причем в силу пункта 2 статьи 78 НК РФ возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
Таким образом, в силу прямого указания статьи 78 НК РФ возврат (зачет) излишне уплаченного налога производит налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на налоговом учете.
Как уже указано выше, обособленное подразделение Общества было снято с учета ИФНС РФ по Ленинскому району с 09.01.2007 г. (л.д. 121).
Исходя из вышеизложенного следует, что на дату подачи в ИФНС РФ по Ленинскому району г. Челябинска заявления о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес (21.07.2008 г.) обособленное подразделение Общества было снято с учета в указанной инспекции.
Следовательно, возврат суммы излишне уплаченного налога, в силу п. 2 ст. 78 НК РФ, не мог быть осуществлен ИФНС РФ по Ленинскому району г. Челябинска на дату обращения Заявителя с вышеуказанным требованием о возврате.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации отсутствуют основания для вывода о незаконности бездействия ИФНС РФ по Ленинскому району г. Челябинска, выраженном в не возврате излишне уплаченного налога, поскольку такие полномочия по возврату налога принадлежат налоговому органу по месту учета налогоплательщика.
Соответственно, отсутствуют основания обязать ИФНС РФ по Ленинскому району г. Челябинска возвратить Заявителю излишне уплаченный налог, поскольку такие полномочия принадлежат налоговому органу по месту налогового учета налогоплательщика.
Действующее налоговое законодательство РФ не предусматривают право налогоплательщика произвольно выбирать налоговый орган с обращением о возврате излишне уплаченного налога, вне зависимости от того, на налоговом учете в какой Инспекции налогоплательщик состоит.
В пункте 2 статьи 78 НК РФ однозначно определен налоговый орган, в который подается заявление о возврате излишне уплаченного налога.
Также, согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.05.2006 г. N 1334/06 с переходом налогоплательщика на учет в другой налоговый орган обязанность по возврату излишне уплаченного налога возлагается на орган, в котором состоит на учете налогоплательщик на дату подачи заявления о возврате налога.
ИФНС РФ по Калининскому району не оспаривает наличие права у Заявителя обратиться в налоговый орган по месту налогового учета с требованием о возврате излишне уплаченного налога.
В рассматриваемой ситуации, у Общества имеется возможность обратиться с требованием о возврате налога в налоговый орган по месту налогового учета.
В связи с вышеизложенным, требования Заявителя удовлетворению не подлежат.
Заявителю в порядке п. 4 ст. 102 АПК РФ, ст. 333.41 НК РФ при подаче заявления была предоставлена отсрочка уплаты госпошлины в сумме 20147,38 руб. до рассмотрения судом заявления по существу. Согласно п.1 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь ст. ст. 102, 110, 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленных Обществом с ограниченной ответственность «Бизнес Геймс» требований отказать.
2. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Бизнес Геймс», г. Челябинск в доход Федерального бюджета госпошлину в сумме 20147,38 руб.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru . или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья И.В. Костылев