ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-19138/18 от 22.04.2019 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

29 апреля 2019 года Дело № А76-19138/2018

Резолютивная часть решения объявлена 22 апреля 2019 года

Решение изготовлено в полном объеме 29 апреля 2019 года

Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Наконечной О.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зоновой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Промжилстрой», г. Челябинск (ОГРН <***>)

ккомитету градостроительства и архитектуры города Челябинска, г. Челябинск (ОГРН <***>)

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:администрации города Челябинска, г. Челябинск, ФИО1, г. Челябинск, ФИО2, г.Челябинск и акционерного общества «Уральский промышленный банк», г. Челябинск

о признании незаконным решения от 05.06.2018 вх. № 40-8627/6ц и обязании совершить действия

при участии в заседании:

заявителя: ФИО3 - представителя по доверенности от 10.01.2019, паспорт,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Промжилстрой» (далее – ООО «Промжилстрой») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным отказа комитета градостроительства и архитектуры города Челябинска (далее – КГиА) от 05.06.2018 вх. № 40-8627/6ц в согласовании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 74:36:0511005:133 и об обязании КГА г. Челябинска подписать Акт согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 74:36:0511005:133 в следующих координатах (№ точки, координата Х, координата Y): н1 606013,03 2324185,95; 1 606014,01 2324203,92; 2 606015,52 2324231,60; 3 606019,78 2324231,09; 4 606022,40 2324284,07; н2 606018,37 2324284,48; н3 606019,85 2324298,68; н4 606028,30 2324297,97; н5 606029,32 2324321,19; н6 605916,16 2324327,04; 5 605915,86 2324321,27; 6 605915,84 2324316,76; 7 605914,75 2324293,97; 8 605914,65 2324287,85; 9 605908,35 2324287,06; 10 605902,46 2324284,96; 11 605897,77 2324281,75; 12 605896,61 2324263,59; 13 605881,99 2324265,79; 14 605881,23 2324265,58; 15 605871,92 2324267,79; 16 605870,79 2324263,15; 17 605861,26 2324264,54; 18 605860,84 2324264,45; н7 605852,60 2324265,69; 19 605852,39 2324261,20; 20 605850,68 2324225,19; н8 605848,67 2324195,85; н9 605856,99 2324193,77; н10 605857,17 2324197,17; н11 605857,50 2324203,46; н12 605915,88 2324200,43; н13 605915,55 2324194,14; н14 605915,38 2324190,82; н1 606013,03 2324185,95; 26 605997,22 2324204,79; 25 605998,76 2324238,72; 24 605983,30 2324239,95; 23 605984,70 2324251,56; 22 605954,62 2324252,05; 21 605952,79 2324207,09; 26 605997,22 2324204,79 (с учетом уточнения заявления от 15.04.2019, которое с соблюдением положений статьи 49 АПК РФ принято арбитражным судом, т.1 л.д.147,148).

Оспариваемое решение заявитель находит противоречащим законодательству Российской Федерации, нарушающим его права и законные интересы в экономической сфере.

КГиА представил мнение на заявление от 30.10.2018, в котором оспариваемый отказ находит правомерным, требования заявителя - подлежащими отклонению (т.1 л.д.87-90).

На основании статьи 51 АПК РФ определением суда от 27.09.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация города Челябинска (далее – Администрация), ФИО1, (далее – ФИО1), ФИО2 (далее – ФИО2) и акционерное общество «Уральский промышленный банк» (далее – АО «Уралпромбанк»).

Третьи лица мнения по спору не представили.

В судебном заседании 15.04.2019 на основании статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 22.04.2019. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Челябинской области в сети Интернет (т.2 л.д.140).

КГиА и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом посредством направления в их адрес копий определений заказными письмами с уведомлениями, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определениях суда.

На основании статей 156, 163 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителей вышеуказанных лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал позицию, изложенную в заявлении с учетом уточнения от 15.04.2019.

Заслушав пояснения представителя заявителя, исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд считает заявлениеподлежащим удовлетворению по следующим мотивам.

Как следует из материалов дела, заявитель является собственником объектов незавершенного строительства:

1) помещение с кадастровым номером 74:36:0000000:51011, площадью 7 794,70 кв.м, степень готовности 18%, адрес: Челябинская область, г. Челябинск, Центральный район, пересечение пр-та Ленина и ул. Свободы (2-я очередь);

2) торгово-культурный центр с кадастровым номером 74:36:0508011:139, площадью 3 154,8 кв.м, степень готовности 15%, адрес: Россия, Челябинская область, г. Челябинск, Центральный район, пересечение пр-та Ленина и ул. Свободы (3-я очередь) (далее - Объекты).

Указанные объекты расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 74:36:0511005:133 (бывший кадастровый номер 74:36:0511005:11), предоставленного Администрацией в краткосрочную аренду по договору аренды № 2161-К-98 для проектирования и строительства торгово-культурного центра на пересечение пр. Ленина и ул. Свободы в Центральном районе г. Челябинска.

В силу пункту 1 статьи 35 ЗК РФ заявитель является арендатором земельного участка с кадастровым номером 74:36:0511005:133, предоставленного в аренду по договору № 2161-К-98 от 13.11.1998.

Данные обстоятельства подтверждаются судебными актами по делам № А76-3646/2009, № А76-16245/2010, № А76-10700/16.

В связи с необходимостью уточнения местоположения границ и площади арендуемого земельного участка с кадастровым номером 74:36:0511005:133 подготовлен межевой план от 08.05.2018 с Актом согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 74:36:0511005:133 в координатах согласно межевому плану от 08.05.2018.

С указанными документами 31.05.2018 вх. № 11627 заявитель обратился в уполномоченный орган местного самоуправления - КГиА с просьбой согласовать местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 74:36:0511005:133 в координатах согласно межевому плану от 08.05.2018 путем подписания соответствующего Акта.

Однако, письмом от 05.06.2018 № 40-8627/6ц заявителю сообщено, что у заинтересованного лица в настоящее время отсутствуют основания для согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 74:36:0511005:133 в координатах согласно межевому плану от 08.05 2018.

В качестве причин отказа заинтересованное лицо сослалось на то, что границы уточняемого земельного участка, представленные в межевом плане:

1. Частично попадают в территорию общего пользования, ограниченную красными линиями ул. Свободы и пр. Ленина;

2. Пересекают границы трех территориальных зон: А.1.4. – зона зеленых насаждений Б.2.1 – зона административно-деловых комплексов; К.3.1 – зона инженерной и транспортной инфраструктуры.

Не согласившись с указанным решением об отказе в согласовании границ земельного участка с кадастровым номером 74:36:0511005:133, полагая, что последнее нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, ООО «Промжилстрой» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Как следует из материалов настоящего дела, постановлением главы города Челябинска от 02.11.1998 № 1552-п «О предоставлении земельного участка в краткосрочную аренду для проектирования и строительства торгово-культурного центра на пересечении пр. им. В.И. Ленина и ул. Свободы в Центральном районе для Товарищества с ограниченной ответственностью предприятия «Жилтехстрой» данной организации предоставлен земельный участок площадью 1,8267 га в краткосрочную аренду сроком на пять лет для проектирования и строительства торгово-культурного центра на пересечении пр. им. В.И. Ленина и ул. Свободы в Центральном районе г. Челябинска.

Между Администрацией (арендодатель) и обществом «Жилтехстрой» (арендатор) 13.11.1998 заключен договор № 2161-К-98 аренды земли и инфраструктуры г.Челябинска на земельный участок площадью 18 267 кв.м с кадастровым номером 74:36:051105:01. Государственная регистрация данного договора произведена 25.06.2003.

Земельный участок с кадастровым номером 74:36:051105:01 поставлен на государственный кадастровый учет 02.11.1998, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке (выпиской из государственного кадастра недвижимости) от 26.04.2011 № 7436/201/11-3594.

В качестве разрешенного использования / назначения данного земельного участка указано «для проектирования и строительства торгово-культурного центра».

Согласно кадастровой выписке о земельном участке (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 26.04.2011 № 7436/201/11-3594 кадастровый номер 74:36:051105:01 изменен на кадастровый номер 74:36:051105:11.

Между Администрацией (арендодатель) и ООО Предприятие «Жилтехстрой» (арендатор) 02.07.2003 подписано дополнительное соглашение № 1 к договору аренды земли и инфраструктуры г. Челябинска № 2161-К-98.

Между ООО «Предприятие «Жилтехстрой» (арендатор) и ФИО4 (новый арендатор) 03.11.2005 заключен договор о переходе прав и обязанностей по договору № 2161-К-98 аренды земли и инфраструктуры; 05.12.2005 произведена государственная регистрация данного договора.

Между ФИО4 (арендатор) и ФИО1 (новый арендатор) 16.06.2006 подписан договор о переходе прав и обязанностей по договору № 2161-К-98 аренды земли и инфраструктуры; 21.07.2006 произведена государственная регистрация данного договора.

Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного Суда Челябинской области от 26.09.2014 по делу № А76-4633/2011.

Кроме того, вступившими в законную силу судебными актами по делу № А76-16245/2010 установлено, что земельный участок с кадастровым номером 74:36:051105:01 поставлен на государственный кадастровый учет 02.11.1998.

В качестве разрешенного использования/назначения данного земельного участка указано: «для проектирования и строительства торгово-культурного центра». Впоследствии кадастровый номер 74:36:051105:01 был изменен на кадастровый номер 74:36:0511005:11. Это же следует из кадастровой выписки о земельном участке от 29.12.2013 № 7400/101/13-1008891.

Из представленных в материалы дела кадастровых паспортов на земельные участки следует, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 74:36:0511005:0011 площадью 18 267 кв.м были внесены в государственный кадастр недвижимости 14.05.2003. При этом в публичном реестре имелось описание местоположения границ земельного участка с координатами характерных точек контура.

Однако, 28.05.2007 земельный участок с кадастровым номером 74:36:0511005:11 снят с кадастрового учета.

При этом в публичный реестр внесена запись о наличии на государственном кадастровом учете с 13.11.1998 земельного участка с кадастровым номером 74:36:0511005:133 площадью 18 267 кв.м.

Анализ кадастровых паспортов от 04.03.2014 № 7400/101/14-161689 и от 16.07.2015 № 7400/101/15-583245 на указанный земельный участок свидетельствует, что сведения о земельном участке внесены без координат границ.

Данные из ЕГРН подтверждают наличие у ФИО1 зарегистрированного права аренды на земельный участок с кадастровым номером 74:36:0511005:133 площадью 18 267 кв.м.

ООО «Промжилстрой» является собственником объектов незавершенного строительства, расположенных на спорном земельном участке, а именно помещение с кадастровым номером 74:36:0000000:51011, площадью 7 794,70 кв.м, степень готовности 18%, адрес: Челябинская область, г. Челябинск, Центральный район, пересечение пр-та Ленина и ул. Свободы (2-я очередь) и торгово-культурный центр с кадастровым номером 74:36:0508011:139, площадью 3 154,8 кв.м, степень готовности 15%, адрес: Россия, Челябинская область, г. Челябинск, Центральный район, пересечение пр-та Ленина и ул. Свободы (3-я очередь).

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 19.03.2018 по делу № А76-10700/2016 установлено, что ООО «Промжилстрой» наравне с ФИО1 является арендатором по договору аренды земельного участка от 13.11.1998 № 2161-К-98 пропорционально доле в праве общей долевой собственности на объект недвижимости, расположенный на данном земельном участке.

Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.

Таким образом, указанные выводы суда имеют преюдициальное значение, и не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении настоящего спора с участием тех же лиц.

С учётом ранее вступившим в силу решений Арбитражного суда Челябинской области суд по настоящему делу приходит к выводу о совпадении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0511005:11 с земельным участком с кадастровым номером 74:36:0511005:133, а также к выводу о том, что ООО «Промжилстрой» фактически является арендатором земельного участка с кадастровым номером 74:36:0511005:133 по договору аренды земельного участка от 13.11.1998 № 2161-К-98

Таким образом, ООО «Промжилстрой» имеет законный интерес в установлении границ арендуемого земельного участка в целях его использования по назначению для проектирования и строительства торгово-культурного цента. Кроме того, установление границ земельного участка необходимо для последующего ввода в эксплуатацию законченного строительством здания.

Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных названным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии со статьями 11.1, 11.2 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона «О кадастровой деятельности» от 24.07.2007 № 221-ФЗ (далее – Федеральный закон № 221-ФЗ) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В силу части 3 статьи 39 Федерального закона № 221-ФЗ согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды.

Согласно статье 40 Федерального закона № 221-ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью. Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

В силу положений статьи 22 Федерального закона № 221-ФЗ межевой план является документом, необходимым при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка. В случае, если межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения границ земельного участка, заявителем должна быть представлена копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.

В силу статьи 17 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно пунктами 2 и 3 Правил установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 688, установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства.

Установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.

Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

В целях реализации своих прав ООО «Промжилстрой» обратился в Комитет градостроительства и архитектуре г. Челябинска с заявлением от 31.05.2018 № 11627 о согласовании от имени органа местного самоуправления местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 74:36:0511005:133, расположенного по адресу: город Челябинск, Центральный район, пересечение улиц Свободы и проспекта Ленина (с учетом дополнения от 04.06.2018) (т.1 л.д.10-20, 94-120).

Однако, КГА г. Челябинска письмом от 05.06.2018 № 40-8627/бц отказало заявителю в согласовании местоположения границ названного земельного участка.

Согласно, положений части 5 статьи 40 Федерального закона № 221-ФЗ и статьи 64 ЗК РФ споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, разрешаются в судебном порядке.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других прав», к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.

В настоящем деле спор между ООО «Промжилстрой» и КГА г. Челябинска возник в отношении установления границ земельного участка с кадастровым номером 74:36:0511005:133, расположенного по адресу: город Челябинск, Центральный район, пересечение улиц Свободы и проспекта Ленина и, следовательно, в данном случае обращение ООО «Промжилстрой» в суд с заявлением об установлении (определении) границ земельных участков является надлежащим способом защиты нарушенных прав заявителя.

В качестве оснований оспариваемого отказа в согласовании границ земельного участка с кадастровым номером 74:36:0511005:133 в координатах согласно межевому плану от 08.05 2018, изложенного в письме от 05.06.2018 № 40-8627/6ц, КГА г. Челябинска указало:

1. Частично попадают в территорию общего пользования, ограниченную красными линиями ул. Свободы и пр. Ленина;

2. Пересекают границы трех территориальных зон: А.1.4. – зона зеленых насаждений Б.2.1 – зона административно-деловых комплексов; К.3.1 – зона инженерной и транспортной инфраструктуры.

Однако, согласно пункту 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).

Доказательств нахождения на оспариваемом земельном участке линий электропередач, линий связи, трубопроводов, автомобильных дорог, железнодорожных линий и других подобных сооружений в материалы настоящего дела представлено.

Более того, в соответствии со статьей 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута на основании разрешений уполномоченных органов в случаях, указанных в пункте 1 данной статьи, в частности, для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из пункта 10.1 статьи 1 ГрК РФ следует, что линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Во исполнение статей 39.33 и 39.36 приведенного Кодекса постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300, вступившим в силу 01.03.2015, утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в соответствии с которым к таким объектам относятся подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Кроме того, вопрос о пересечении спорного участка с красными линиями ранее уже был предметом судебного разбирательства.

Так вступившем в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 26.09.2014 по делу № А76-4633/2011 признано недействующим постановление Администрации города Челябинска от 27.12.2010 № 402-п как не соответствующее Гражданскому кодексу РФ, Градостроительному кодексу РФ, Земельному кодексу РФ.

В названном судебном акте установлено, что «постановлением Администрации г. Челябинска от 27.12.2010 № 402-п утверждена документация по планировке территории (в части установления красных линий) в границах: ул. Коммуны, ул. Красноармейская, проспект Ленина, ул. Свободы в Центральном районе города Челябинска.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что границы красных линий, установленные постановлением Администрации г. Челябинска от 27.12.2010 № 402-п, проходят по арендуемому земельному участку, занятому принадлежащим предпринимателю на праве собственности объектом незавершенного строительства, в границах объекта недвижимости.

При этом администрацией не представлено обоснования необходимости установления красных линий таким образом, что они пересекают данный земельный участок непосредственно по его застроенной части.

Доказательств того, что на спорном участке находятся объекты общего пользования либо данный земельный участок используется как территория общего пользования, в материалы дела не представлено. Отсутствуют также сведения о принятых администрацией решениях о резервировании указанного земельного участка с целью его последующего выкупа для государственных или муниципальных нужд.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что планировка территории и установление красных линий без учета имеющейся застройки спорного земельного участка противоречит приведенным выше нормам градостроительного законодательства.»

Согласно части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.

Таким образом, ссылка КГА г. Челябинска на наличие красных линий в районе подлежащих согласованию границ земельного участка с кадастровым номером 74:36:0511005:133 в координатах согласно межевому плану от 08.05.2018, основан на неправомерном акте органа местного самоуправления, что исключает его применение при рассмотрении настоящего спора.

Не может быть принята судом ссылка заинтересованного лица на решение Челябинского городского совета народных депутатов от 04.07.1978 № 236.

Так, согласно части 1 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 3 ГрК РФ по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона «О введении в действие градостроительного кодекса РФ» от 29.12.2004 № 191-ФЗ утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная документация, в том числе генеральные планы городских и сельских поселений … действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Заинтересованное лицо не представило в материалы дела текст решения Челябинского городского совета народных депутатов от 04.07.1978 № 236, а также проектные приложения к нему, в части установления красных линий.

Суд отмечает, что заинтересованным лицом в материалы дела не представлен проект детальной планировки центра города Челябинска в границах: проспекта Победы (с севера), железной дороги (с востока), улицы Овчинникова, улицы Елькина и улицы Сони Кривой (с юга), улицы Чайковского (с запада), который утвержден решением Челябинского городского совета народных депутатов от 04.07.1978 № 236.

Кроме того, решение Челябинского городского совета народных депутатов от 04.07.1978 № 236 принято до введения в действие действующего в настоящее время Градостроительного кодекса РФ. В связи с этим при наличии проекта детальной планировки он может применяться на территории города Челябинска лишь в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ, в частности, положениям данного кодекса, определяющим требования к территориальному планированию и к соответствующей градостроительной документации.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: 3) генеральные планы городских округов.

В силу части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов, входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем: 1) подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.

В силу части 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Следовательно, проект планировки территории должен утверждаться на основе и во исполнение генерального плана городского округа и не может ему противоречить.

Генеральный план города Челябинска утвержден решением Челябинской городской думы от 30.12.2003 № 32/3, то есть после принятия решения от 04.07.1978 № 236 по проекту детальной планировки центра города Челябинска и после введения в действие Градостроительного кодекса РФ.

Таким образом, генеральный план города Челябинска предусматривает, с момента его утверждения, разработку и реализацию новой документации по планировке территории города, основанной на содержащихся в нем проектных решениях.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что утвержденные до введения в действие генерального плана города Челябинска 2003 году проекты планировки территорий, в том числе проект детальной планировки центра города Челябинска, утвержденные решением Челябинского совета народных депутатов от 04.07.1978 № 236, разработанные на основе ранее действовавшего генерального плана города, не подлежат применению как не основанные на проектных решениях, содержащихся в указанном генеральном плане.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2016 № 242-О порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации.

Таким образом, ни сам проект, ни пояснительная записка к нему не могут подтвердить, что в состав проектируемого района были включены называемые заинтересованным лицом красные линии (план красных линий и их разбивочный чертеж подлежали утверждению в составе проекта).

Согласно пункту 4.4. Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ от 06.04.1998 № 18-30 (принята постановлением Госстроя РФ) при разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.

В силу пункта 4 раздела 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (СНиП 11-04-2003) проект планировки территории должен содержать план красных линий (основной чертеж) и разбивочный чертеж красных линий.

Поэтому проект красных линий утверждается отдельными документами в составе документации по планировке территории.

В связи с этим доводы заинтересованного лица в этой части признаются судом не обоснованными ни материалами дела, ни нормами права. Надлежащих доказательств установления красных линий не представлено.

Судом также отклоняется и ссылка заинтересованного лица о наличии пресечений уточняемых границ земельного участка с несколькими территориальными зонами, утвержденными решением Челябинской городской думы от 09.10.2012 № 37/13 «Правила землепользования и застройки муниципального образования «Челябинский городской округ» (зона А.1.4 – зона защитных зеленых насаждений; Б.2.1 – зона административно-деловых комплексов; К.3.1 – зона инженерной и транспортной инфраструктур (магистрали городского и районного значения).

Согласно вступившему в законную силу решению Арбитражного суда Челябинской области от 07.03.2013 по делу № А76-19887/2012 решение Челябинской городской Думы от 09.10.2012 № 37/13 об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Челябинский городской округ» и о признании утратившими силу отдельных решений Челябинской городской Думы» в части, касающейся территориальной зоны А.1.4 территории, находящейся на пересечении пр. Ленина и ул. Свободы в г. Челябинске, признано недействительным как не соответствующее положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В названном судебном акте также установлены следующие обстоятельства в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0511005:11 (74:36:0511005:133).

«При наличии на земельном участке указанного объекта недвижимости отнесение земельного участка на пересечении пр. Ленина и ул. Свободы в г. Челябинске к территориальн0й зоне А.1.4 произведено с нарушением требований, содержащихся в части 2 статьи 36, пункте 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ, без учета сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

По мнению суда, при наличии вышеуказанных обстоятельств земельный участок на пересечении пр. Ленина и ул. Свободы в г. Челябинске соответствует разрешённым видам использования, отнесённым оспариваемым решением к общественно-деловой территориальной зоне «Б».».

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 74:36:0511005:133 находится в границах территориальной зоны Б.2.1.

Согласно части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.

Доводам заинтересованного лица о наложения на спорный земельный участок инженерной и транспортной инфраструктур, уже дана оценка судом при рассмотрении довода заинтересованного лица о наличии красных линий.

Данные обстоятельства также был предметом рассмотрения судом при вынесении решения Арбитражного суда Челябинской области от 26.09.2014 по делу № А76-4633/2011. В названном судебном акте отражен факт наложения на земельный участок Заявителя и находящийся на нем объект незавершенного строительства участка автодороги – схода пр. Ленина – ул. Свободы и границ красных линий.

Суд в рамках дела № А76-4633/2011 указал на незаконность такого наложения, отсутствие доказательств нахождения на земельном участке объектов общего пользования, либо использования данного земельного участка как территории общего пользования, либо резервировании указанного земельного участка.

Не представлено таких доказательств и в рамках настоящего дела.

Проанализировав перечисленные выше обстоятельств и сопоставив их с доводами заинтересованного лица, суд приходит к выводу о том, что органы местного самоуправления в своей деятельности в отношении спорного земельного участка не учитываются вступившие в законную силу судебные акты Арбитражного суда Челябинской области, которыми признаны недействующими ряд нормативных правовых актов местного значения. Действий по внесению в такие нормативные правовые акты корректировок с учетом судебных актов не предпринято до настоящего времени. Такое бездействие органов местного самоуправления влекут для заявителя и иных лиц негативные последствия.

Судом также отклоняется довод заинтересованного лица об отсутствии в разделе «Заключение кадастрового инженера» указания на факт наложения на несколько территориальных зон и обоснования местоположения уточненных границ земельного участка.

Как было установлено выше, спорный земельный участок находится в одной территориальной зоне. При этом в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» сделаны ссылки на судебные акты по делам А76-19887/2012 и А76-4633/2011. Из этого следует, что при формировании межевого плана кадастровым инженером были правильно учтены положения вступивших в законную силу судебных, регулирующих спорные правоотношения.

В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» также приведено обоснование местоположения границ земельного участка. Указано на тот факт, что при постановке земельного участка на кадастровый учет границы не были установлены. Местоположение границ устанавливается с учетом фактического землепользования, договора аренды от 13.11.1998 № 2161-К-98 и установленных на местности границ всех земельный участков, расположенных в кадастровом квартале 74:36:0511005.

Кроме того, за время освоения земельного участка, предоставленного заявителю на основании договора от 13.11.1998 № 2161-К-98, в его границах были возведены здания «Новатэк» и здание «Уралпромбанк». Это обстоятельство является общеизвестным в городе Челябинске (часть 1 статьи 69 АПК РФ), а также нашло свое отражение в решении Арбитражного суда Челябинской области от 29.12.2008 по делу № А76-20545/2008.

Следовательно, в целях реализации заявителем своих прав по завершению строительства на спорном земельном участке, а также учитывая интересы смежных землепользователей, границы земельного участка подлежат уточнению с учетом фактического землепользования и границ, существующих на местности.

Указанное прямо предусмотрено положениями действующего законодательства (часть 10 статьи 22; пункт 31 части 1 статьи 26; частями 1, 2 статьи 43 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Так, согласно части 10 статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

При этом заинтересованным лицом не представлено доказательств наложения испрашиваемых границ земельного участка с границами других (смежных) земельных участков, а также иными объектами капитального строительства.

Таким образом, права заявителя и иных лиц соблюдены при уточнении границ спорного земельного участка. Заинтересованным лицом не указано на то, каким образом должны быть установлены границы спорного земельного участка, чтобы учитывать положений договора аренды от 13.11.1998 № 2161-К-98, а также сложившееся фактическое землепользование.

Материалами дела опровергается также довод заинтересованного лица о наложении испрашиваемых границ земельного участка с объектом капитального строительства (АО «Уралпромбанк»).

Заинтересованным лицом не представлено каких-либо доказательств в обоснование этого утверждения, в то время как заявителем в материалы дела приобщено заключение кадастрового инженера о наличии (отсутствии) объекта(ов) в границах земельного участка от 30.10.2018.

В этом заключении установлено, что административное здание с банком с кадастровым номером 74:36:0511005:45 находятся в границах земельного участка с кадастровым номером 74:36:0511005:131 (<...>). При этом часть помещений в здании в силу своих конструктивных особенностей (консольное выпирание) без опоры на земельный участок на уровне 2-4 этажа объекта с кадастровым номером 74:36:0511005:45, а также элементы входной группы – ступени лестницы крыльца (не относящиеся к основным несущим конструктивным элементам здания) выступают за пределы границ земельного участка с кадастровым номером 74:36:0511005:131.

Следовательно, у уточняемых границ спорного земельного участка отсутствует наложение на объект капитального строительства (АО «Уралпромбанк»).

Указанное обстоятельство признано правообладателями объекта капитального строительства с кадастровым номером 74:36:0511005:45 и земельного участка с кадастровым номером 74:36:0511005:131 - АО «Уральский промышленный банк» и ФИО2.

При этом согласно части 2 статьи 70 АПК РФ признанные сторонами в результате достигнутого между ними соглашения обстоятельства принимаются арбитражным судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

При таких обстоятельствах на основании статьи 71 АПК РФ, оценивая доказательства по делу в их взаимной связи и совокупности, а также каждое доказательство в отдельности, в том числе: межевой план от 08.05.2018, изготовленный в связи с уточнением границ земельного участка с кадастровым номером 74:36:0511005:133, суд приходит к выводу, что требования ООО «Промжилстрой» о признании недействительным отказа КГиА от 05.06.2018 вх. № 40-8627/6ц в согласовании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 74:36:0511005:133 и об обязании КГиА подписать Акт согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 74:36:0511005:133 в координатах

.

Обозначение характерных точек границ

Уточненные координаты, м

X

Y

н1

606013,03

2324185,95

1

606014,01

2324203,92

2

606015,52

2324231,60

3

606019,78

2324231,09

4

606022,40

2324284,07

н2

606018,37

2324284,48

н3

606019,85

2324298,68

н4

606028,30

2324297,97

н5

606029,32

2324321,19

н6

605916,16

2324327,04

5

605915,86

2324321,27

6

605915,84

2324316,76

7

605914,75

2324293,97

8

605914,65

2324287,85

9

605908,35

2324287,06

10

605902,46

2324284,96

11

605897,77

2324281,75

12

605896,61

2324263,59

13

605881,99

2324265,79

14

605881,23

2324265,58

15

605871,92

2324267,79

16

605870,79

2324263,15

17

605861,26

2324264,54

18

605860,84

2324264,45

н7

605852,60

2324265,69

19

605852,39

2324261,20

20

605850,68

2324225,19

н8

605848,67

2324195,85

н9

605856,99

2324193,77

н10

605857,17

2324197,17

н11

605857,50

2324203,46

н12

605915,88

2324200,43

н13

605915,55

2324194,14

н14

605915,38

2324190,82

н1

606013,03

2324185,95

26

605997,22

2324204,79

25

605998,76

2324238,72

24

605983,30

2324239,95

23

605984,70

2324251,56

22

605954,62

2324252,05

21

605952,79

2324207,09

26

605997,22

2324204,79

согласно межевому плану от 08.05.2018 подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным решение комитета градостроительства и архитектуры города Челябинска 05.06.2018 № 40-8627/6ц по вопросу согласования границ земельного участка.

Обязать комитет градостроительства и архитектуры города Челябинска согласовать местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 74:36:0511005:133 в координатах согласно межевому плану от 08.05.2018.

Взыскать с комитета градостроительства и архитектуры города Челябинска в пользу общества с ограниченной ответственностью «Промжилстрой» 3 000 руб. - государственную пошлину, уплаченную по чеку-ордеру от 13.07.2018 при обращении в арбитражный суд.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья О.Г. Наконечная