АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 2
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск Дело № А76-19302/2014
02 декабря 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 25 ноября 2014 года
Решение суда в полном объеме изготовлено 02 декабря 2014 года
Судья Арбитражного суда Челябинской области Е.А. Позднякова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Набиевой Э.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Уральская производственная компания» (ИНН <***>, г.Челябинск)
к Инспекции ФНС России по Курчатовскому району г.Челябинска
о признании недействительным ненормативного правового акта в части
в заседании участвовали:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 24.07.2014г., паспорт
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 14.10.2014, служебное удостоверение; ФИО3 по доверенности от 08.10.2014г., служебное удостоверение
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Уральская производственная компания» (ИНН <***>, г.Челябинск) (далее – заявитель, общество) 31.07.2014 года обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением (в редакции заявления от 05.08.2014г., принятого судом в порядке ст.49 АПК РФ) к Инспекции ФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска (далее – ответчик, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения №12 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 03.04.2014г. в части доначисления земельного налога в сумме 593 552 руб., начисления пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 478728 руб. 33 коп., привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ за неполную уплату налога на добавленную стоимость, в виде штрафа в размере 341745 руб. 10 коп., привлечения к ответственности, предусмотренной ст.123 НК РФ, в виде штрафа в размере 110859 руб. 30 коп.
Основания заявленных требований приведены в заявлении, поданном в суд 31.07.2014г., а также в письменных пояснениях от 16.10.2014г.
Налоговый орган требования заявителя не признал по основаниям изложенным в отзыве от 29.09.2014г. №05-11/.
Материалами дела установлено:
Инспекцией на основании решения от 18.04.2013 № 5 проведена выездная налоговая проверка ООО «УралПром» по вопросам соблюдения налогового законодательства в части правильности исчисления, своевременности уплаты в бюджет в том числе, НДС за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, налога на доходы физических лиц (далее по тексту - НДФЛ) (налоговый агент) за период с 01.01.2010 по 17.04.2013 и земельного налога за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.
По результатам проведенной выездной налоговой проверки установленные нарушения отражены в акте проверки от 05.02.2014 № 15-25/2, который 12.02.2014 получен уполномоченным представителем Общества ФИО4 по доверенности от 03.02.2014 № 356, что подтверждается её подписью на данном акте.
Извещение от 12.02.2014 № 15-37/464 о времени (18.03.2014 в 14 ч.) и месте рассмотрения материалов выездной налоговой проверки 12.02.2014 получено уполномоченным представителем Общества ФИО4 по доверенности от 03.02.2014 № 356, что подтверждается её подписью на данном уведомлении.
Извещением от 03.03.2014 № 15-37/476 перенесли время рассмотрения материалов выездной налоговой проверки на 14.03.2014. Данное уведомление 03.03.2014 получено уполномоченным представителем Общества ФИО5 по доверенности от 22.10.2013 № 342, что подтверждается её подписью на данном уведомлении.
14.03.2014 Обществом представлены в Инспекцию письменные возражения от 14.03.2014 б/н (входящий № 008095) по акту проверки от 05.02.2014 № 15-25/2.
В назначенное время (14.03.2014) в присутствии уполномоченных представителей Общества ФИО4 по доверенности от 03.02.2014 № 356 и ФИО5 по доверенности от 22.10.2013 № 342 в Инспекции состоялось рассмотрение материалов выездной налоговой проверки и возражений налогоплательщика от 14.03.2014 б/н (входящий № 008095), что подтверждается протоколом от 14.03.2014 № 2368.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки и возражений налогоплательщика от 14.03.2014 б/н (входящий № 008095) 14.03.2014 Инспекцией принято решение № 3 о проведении в срок до 27.03.2014 дополнительных мероприятий налогового контроля, которое 14.03.2014 получено уполномоченным представителем Общества ФИО5 по доверенности от 22.10.2013 № 342, что подтверждается её подписью на данном решении.
18.03.2014 Обществом представлены дополнения от 17.03.2014 № 2 (входящий № 008501) к возражениям от 14.03.2014 б/н по акту от 05.02.2014 № 15-25/2.
Извещение от 31.03.2014 № 15-37/482 о времени (03.04.2014 в 12 ч.) и месте рассмотрения материалов выездной налоговой проверки с учетом дополнительных мероприятий налогового контроля 31.03.2014 получено уполномоченным представителем Общества ФИО4 по доверенности от 03.02.2014 № 356, что подтверждается её подписью на данном уведомлении.
03.04.2014 в присутствии уполномоченных представителей Общества ФИО4 по доверенности от 03.02.2014 № 356 и ФИО5 по доверенности от 22.10.2013 № 342 в Инспекции состоялось рассмотрение материалов выездной налоговой проверки, возражений налогоплательщика от 14.03.2014 б/н (вх. 008095) и от 17.03.2014 № 2, заявления Общества от 03.04.2014 б/н, а также результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, что подтверждается протоколом от 03.04.2014 № 2368.1.
С результатами дополнительных мероприятий налогового контроля 03.04.2014 ознакомлены уполномоченные представители Общества ФИО4 по доверенности от 03.02.2014 №35** ФИО5 по доверенности от 22.10.2013 № 342, что подтверждается их подписями "та протоколе рассмотрения материалов проверки с учетом дополнительных мероприятий налогового контроля от 03.04.2014 № 2368.1.
Кроме того, в материалах дела имеется копия письма Инспекции от 28.03.2014 № 15-37/003763 о направлении в адрес налогоплательщика материалов дополнительных мероприятий налогового контроля с приложением документов, полученных в рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. Данное письмо 31.03.2014 получено уполномоченным представителем Общества ФИО4 по доверенности от 03.02.2014 № 356, что подтверждается её подписью на данном письме.
По результатам рассмотрения материалов проверки 03.04.2014 принято решение № 12 о привлечении ООО «УралПром» к ответственности за совершение налогового правонарушения по п. 1 ст. 122 НК РФ (с учетом п. 1 ст. 112 НК РФ и п. 3 ст. 114 НК РФ) за неполную уплату НДС, в виде штрафа в размере 341 745,10 руб., ст. 123 НК РФ (с учетом п. 1 ст. 112 НК РФ и п. 3 ст. 114 НК РФ) за неправомерное неудержание и неперечисление НДФЛ в установленный законодательством срок, в виде штрафа в размере 110 589,30 рублей. В решении налогоплательщику также предложено уплатить в том числе, земельный налог в разме 593 552 руб., пени по НДФЛ в размере 297,57 руб., пени по НДС в размере 478 728,33 рублей, ф
Решение Инспекции от 03.04.2014 № 12 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения 10.04.2014 вручено уполномоченному представителю Общества ФИО4 по доверенности от 03.02.2014 № 356, что подтверждается её подписью на данном решении.
Решением Управления ФНС России по Челябинской области от 11.07.2014 №16-07/002135 решение Инспекции ФНС России по Курчатовскому району г.Челябинска от 03.04.2014г. №12, утверждено.
Общество, полагая, что оспариваемый ненормативный правовой акт нарушает его права и интересы, обратилось в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Пени и штрафные санкции по налогу на добавленную стоимость.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, а также представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Положениями ст. 81 НК РФ предусмотрено право налогоплательщиков представлять в налоговые органы уточненные налоговые декларации (расчеты) и это право не ограничено сроком.
Как следует из материалов дела и установлено налоговым органом в ходе проверки, обществом в Инспекцию представлены уточненные налоговые декларации по НДС, а именно:
- за 4 квартал 2010 года представлено 5 корректировочных налоговых деклараций;
- за 1 квартал 2011 года - 4 корректировочные налоговые декларации;
- за 1 квартал 2012 года - 4 корректировочные налоговые декларации;
- за 4 квартал 2012 года - 4 корректировочные налоговые декларации.
Последние корректировочные налоговые декларации за указанные периоды представлены обществом 05.12.2013 в ходе проведения инспекцией настоящей выездной налоговой проверки.
Согласно положениям главы VI «Порядок отражения в карточках «Расчеты с бюджетом» местного уровня информации о начисленных к уплате, уменьшению суммах налогов, сборов» Единых требований к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» местного уровня, утвержденного Приказом ФНС России от 18.01.2012 № ЯК-7-1/9® (далее по тексту -Приказ № ЯК-7-1/9®), если представлены декларации за предыдущие отчетные (налоговые) периоды, то срок уплаты исчисленной суммы налога в карточке «Расчеты с бюджетом» указывается за тот отчетный (налоговый) период, по которому вносится исправление. По результатам проведения контрольных мероприятий начисленные суммы проводятся в карточку «Расчеты с бюджетом» из соответствующих решений.
Согласно данным карточки «Расчеты с бюджетом» по НДС, судом установленочто уточненные налоговые декларации по НДС за 4 квартал 2010 года, 1 квартал 2011 года и 1 и 4 кварталы 2012 года разнесены налоговым органом по сроку уплаты НДС за соответствующий отчетный период, в котором заявителем вносились исправления, а именно, не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, что подтверждается сведениями, содержащимися в информационном ресурсе налогового органа.
Таким образом, разноска уточненных налоговых деклараций по НДС за 4 квартал 2010, 1 квартал 2011 года и 1 и 4 кварталы 2012 года произведена Инспекцией в соответствии с Приказом № ЯК-7-1/9®.
В связи с чем довод заявителя об отражении налоговым органом в карточке «Расчеты с бюджетом» данных уточненных налоговых деклараций по НДС за 4 квартал 2010 года, 1 квартал 2011 года и 1 и 4 кварталы 2012 года по сроку их сдачи, следует признать необоснованным.
Согласно п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном ст. 88 НК РФ (п. 1 ст. 176 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 176 НК РФ по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
Согласно главе IV Приказа № ЯК-7-1/9® после принятия налоговым органом решения о возмещении сумм НДС, в том числе в заявительном порядке, и одновременно с ним решений о зачете и (или) возврате, а также на основании решений судебных органов о возмещении сумм НДС, в карточке «Расчеты с бюджетом» по НДС проводятся операции по уменьшению начислений с указанием решения о зачете или возврате и его номера, даты такого решения, суммы, отраженной в решении.
При этом, в случае возмещения НДС в порядке, определенном ст. 176 НК РФ, в карточке «Расчеты с бюджетом» в графе срок уплаты указывается дата представления налоговой декларации к возмещению. Суммы пени, начисленные на недоимку в размере, не превышающем сумму, указанную в решении о зачете или возврате, списывают с даты, указанной в графе срока уплаты, до даты, указанной в графе даты решения о зачете или возврате.
На основании п. 5 ст. 176 НК РФ в случае, если налоговый орган принял решение о возмещении суммы налога (полностью или частично) при наличии недоимки по налогу, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей сумму, подлежащую возмещению по решению налогового органа, Пни на сумму недоимки не начисляются.
Следовательно, сроком уплаты признается дата представления декларации к возмещению, в случаях представления уточненных налоговых деклараций по НДС – дата представления уточненной налоговой декларации. Переплата по НДС в карточке «Расчеты с бюджетом» отражается на дату представления уточненной налоговой декларации.
11.03.2014 налоговым органом в соответствии с Налоговым кодексом РФ приняты решения №№ 2452 - 2455 о возмещении сумм НДС по уточненным налоговым декларациям по НДС за 4 квартал 2010 года, 1 квартал 2011 года и 1 и 4 кварталы 2012 года, представленным налогоплательщиком в ходе выездной налоговой проверки.
Суммы переплаты по НДС, признанные налоговым органом по уточненным налоговым декларациям за 4 квартал 2010 года, 1 квартал 2011 года и 1 и 4 кварталы 2012 года, учтены при расчете пени по НДС с даты представления данных деклараций.
Отражение решений о возмещении сумм НДС, заявленных к возмещению в уточненных налоговых декларациях по НДС за указанные выше периоды, осуществлено налоговым органом в соответствии с положениями Приказа № ЯК-7-1/9®, - на дату вынесения налоговым органом решения о возмещении – 11.03.2014г.
Таким образом, довод заявителя в данной части является несостоятельным, решение Инспекции от 03.04.2014 № 12 в части привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату НДС за 2 - 3 кварталы 2011 года, 2-3 кварталы 2012 года в результате занижения налоговой базы и неправильного исчисления налога и начисления соответствующей суммы пени является обоснованным.
Земельный налог.
Как следует из оспариваемого решения, основанием для доначисления земельного налога в размере 593552 руб. явилось установление налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки факта занижения налогоплательщиком налогооблагаемой базы в связи с неверным применением кадастровой стоимости в отношении земельных участков 74:36:0706002:179 и 74:36:0706002:180.
В соответствии со сведениями, представленными Управлением Росреестра по Челябинской области в порядке информационного взаимодействия, налоговым органом установлено, что в 2012 году обществу на праве собственности принадлежали, в том числе, земельные участки с кадастровыми номерами 74:36:0706002:179 и 74:36:0706002:180, расположенные по адресу: <...>. Данные земельные участки образованы путем раздела с сохранением в измененных границах земельного участка с кадастровым номером 74:36:0706002:103, и поставлены на государственный кадастровый учет 15.09.2011.
Согласно письму «ФКП Росреестра» от 28.03.2014 № 2644, при постановке на государственный кадастровый учет расчет кадастровой стоимости земельных участков не осуществлен ввиду неоднозначного толкования вида разрешенного использования.
12.01.2012 в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0706002:179, а 21.02.2012 в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0706002:180 осуществлен расчет кадастровых стоимостей, с применением удельных показателей кадастровых стоимостей земель, утвержденных Постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 № 284-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области».
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0706002:179 составила 3136510 руб. 30 коп.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0706002:180 составила 98865492 руб. 84 коп.
05.02.2013 ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области в расчете кадастровых стоимостей вышеуказанных земельных участков выявлены технические ошибки.
Согласно решениям ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области от 05.02.2013г. № Ф7400/13-19020 и № Ф7400/13-19029 выявленные технические ошибки исправлены.
Указанными решениями ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области в государственный реестр внесены следующие сведения о кадастровой стоимости земельных участков:
- земельный участок с кадастровым номером 74:36:0706002:179 - 7979707 руб. 53 коп.;
- земельный участок с кадастровым номером 74:36:0706002:180 – 36433594 руб. 86 коп.
Налоговый орган полагая, что спорные земельные участки сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет 15.09.2011, право собственности общества зарегистрировано в установленном законодательством порядке, кадастровая стоимость на момент представления налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год внесена в государственный кадастр недвижимости, произвел доначисление земельного налога, исходя из наименьшей кадастровой стоимости по земельному участку 74:36:0706002:179 в размере 3136510 руб. 30 коп., по земельному участку 74:36:0706002:180 в размере 36433594 руб. 86 коп.
Суд считает решение налогового органа в части доначисления земельного налога не соответствующим действующему законодательству в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Исходя из положений ст. ст. 66 и 85 ЗК РФ об установлении кадастровой стоимости участков в соответствии с государственной кадастровой оценкой земель вид разрешенного использования определяется документами кадастрового учета и может быть изменен только в порядке, предписанном земельным законодательством. Категории земель определены в п. 1 ст. 7 ЗК РФ, к которым в том числе относятся земли поселений (с 1 января 2007 г. - земли населенных пунктов) и земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Земли промышленности и иного специального назначения составляют самостоятельную категорию земель РФ (п. 1 ст. 87 ЗК РФ).
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316. Пункт 10 Правил устанавливает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка.
В силу статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает определение кадастровой стоимости не только посредством проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с Правилами № 316, но и посредством установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ при определении рыночной стоимости земельного участка допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (редакция, вступившая в силу с 01.01.2008).
Такой порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". При этом до 01.03.2008 указанные сведения предоставляются в порядке, установленном ст. 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 вступило в силу 20.02.2008 в соответствии с п. 6 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", который соответствует ст. 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Как следует из оспариваемого решения, основанием для исчисления земельного налога в отношении земельных участков №74:36:0706002:179 и № 74:36:0706002:180 исходя из кадастровых стоимостей 3136510, 30 руб. и 98865492, 84 руб., соответственно, явилось Постановление Правительства Челябинской области от 17.08.2011 № 284-П «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области», утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Челябинской области для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством, которым были утверждены удельные показатели кадастровых стоимостей земель, в том числе в отношении спорных участков.
Судом установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земель были утверждены Постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области", которое опубликовано в "Южноуральская панорама", N 237, 29.09.2011 (спецвыпуск).
В указанном постановлении Правительства Челябинской области определен перечень видов разрешенного использования, а также средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам), средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов по муниципальным районам (городским округам).
При этом в отношении спорных земельных участков кадастровая стоимость не была определена.
Как следует из представленных в материалы дела свидетельств о государственной регистрации права в отношении земельных участков 74:36:0706002:179 и 74:36:0706002:180, земельные участки относятся к категории земель – земли населенных пунктов – для эксплуатации нежилых зданий.
Согласно представленному в материалы дела ответу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области от 17.12.2013г. №36758, полученному налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки, при постановке земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0706002:179 , 74:36:0706002:179 на государственный кадастровый учет 15.09.2011 их кадастровая стоимость не рассчитывалась, в виду неоднозначного толкования вида разрешенного использования земельного участка.
21.02.2012 в базу данных ГКН вносятся сведения о кадастровой стоимости земельных участков, рассчитанные исходя из их принадлежности к 5 группе (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания). В расчете применен удельный показатель кадастровой стоимости земель 5 группы кадастрового квартала 74:36:0706002 в размере 7193,88 руб./кв. м.
05.02.2013 в результате выявленной технической ошибки в сведения об экономической характеристике земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0706002:179, 74:36:0706002:179 внесены изменения.
Их кадастровая стоимость рассчитана в соответствии с п. 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12.08.2006 №222 (далее - Методические указания). Для земельного участка с кадастровым номером 74:36:0706002:179 ее величина составила 7979707,53 руб., земельного участка с кадастровым номером 74:36:0706002:180 - 36433594,86 руб..
При этом судом установлено, что согласно кадастровым справкам от 24.10.2013 и от 11.11.2013, полученным налоговым органом от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в порядке информационного взаимодействия, кадастровая стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2012 в государственном кадастре недвижимости отсутствовала.
Таким образом следует признать, что по состоянию на 01.01.2012 кадастровая стоимость конкретных земельных участков, принадлежащих ООО «Уральская производственная компания» (74:36:0706002:179, 74:36:0706002:180) определена не была.
При этом, в материалы дела налоговым органом не представлены доказательства доведения до налогоплательщика сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков в установленные сроки, также как и доказательства размещения указанной информации на информационном сайте.
В связи с указанным суд считает, что у общества отсутствовала возможность определения суммы подлежащей уплате земельного налога, поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка (налоговая база по земельному налогу) Постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 №284-П не утверждена), а сведения о достоверной кадастровой стоимости спорных земельных участков внесены в государственный реестр только 05.02.2013, в что свидетельствует о наличии неустранимых сомнений, противоречий и неясностей в актах законодательства по данному вопросу, и невозможности налогоплательщику совершить действия по исчислению и уплате земельного налога, в соответствии с требованиями п. 3 ст. 391 НК РФ.
При таких обстоятельствах суд считает возможным применение п. 7 ст. 3 НК РФ.
Учитывая вышеизложенное суд считает, что налоговым органом в оспариваемом решении №12 от 03.04.2014г. не определены действительные налоговые обязательства налогоплательщика, в связи с чем решение Инспекции ФНС России по Курчатовскому району г.Челябинска №12 от 03.04.2014г. в части доначисления земельного налога в размере 593552 руб. нельзя признать соответствующим требованиям Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем решение Инспекции ФНС России по Курчатовскому району г.Челябинска №12 от 03.04.2014г. в части доначисления земельного налога в размере 593552 руб. подлежит отмене.
При этом суд также считает необходимым отметить, что ранее налоговым органом проводились камеральные проверки налоговых деклараций за спорные периоды и нарушений при исчислении земельного налога (в том числе в определении кадастровой стоимости земельного участка) не установлено. Налогоплательщиком самостоятельно исчислялся и уплачивался земельный налог за 2012 год, при этом из оспариваемого решения не следует, что за спорный период (2012 год) у налогоплательщика имелась переплата либо недоимка по указанному налогу.
Налог на доходы физических лиц.
В рамках рассмотрения настоящего дела налогоплательщиком также заявлено о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по Курчатовскому району г.Челябинска №12 от 03.04.2014г. в части привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, в виде штрафа в размере 110859 руб. 30 коп., в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента, то на основании подпункта 5 пункта 3 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня удержания сумм налога налоговым агентом.
Пунктом 1 статьи 24 НК РФ установлено, что налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 24 НК РФ следует, что налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, именуемые в главе 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ налоговыми агентами, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 НК РФ.
Пунктом 3 статьи 226 НК РФ установлено, что исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
Согласно пункту 4 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты.
В силу пункта 6 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
В силу статьи 123 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ, действующей с 02.09.2010 года, неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Таким образом, меры налоговой ответственности, предусмотренные статьей 123 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ), подлежат применению начиная с 02.09.2010 года в случае неперечисления (неполного удержания и (или) перечисления) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, независимо от факта его удержания и (или) перечисления налоговым агентом после установленного НК РФ срока.
Из материалов выездной налоговой проверки следует, что Общество не исполнило обязанность по своевременному перечислению исчисленного и удержанного НДФЛ в размере 1108 593 руб. по срокам перечисления 15.12.2011, 16.01.2012, 31.01.2012, 08.02.2012, 15.03.2013 и 15.04.2013.
При таких обстоятельствах и учитывая вышеназванные нормы налогового законодательства, налоговая инспекция правомерно привлекла заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ (в редакции, действующей с 02.09.2010), за неправомерное неперечисление в установленный НК РФ срок НДФЛ. При этом налоговым органом, в связи с установлением в ходе проверки обстоятельств смягчающих ответственность, размер штрафных санкций был снижен в два раза, в связи с чем обществу начислен штраф в размере 110859 руб. 30 коп.
Факт совершения налогового правонарушения – несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц, расчет штрафных санкций заявителем признаны и подтверждены в судебном заседании.
Расчет штрафных санкций судом проверен, является арифметически верным.
Вместе с тем, налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, то есть виновно совершенного противоправного (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность (ст. 106, п. 1 ст. 114 НК РФ).
Перечень смягчающих ответственность обстоятельств указан в пункте 1 статьи 112 НК РФ, однако этот перечень не является исчерпывающим, поэтому отнесение обстоятельств к смягчающим является прерогативой суда (подпункт 3 пункта 1 статьи 112 Кодекса).
Согласно п. 4 ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ.
При этом размер санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
Налоговым органом не оспорен факт, того что, общество предпринимало меры к погашению задолженности по налогу на доходы физических лиц за проверяемый период, сумма налога, исчисленного и удержанного с фактически выплаченной заработной платы, полностью уплачена до вынесения оспариваемого решения, что прямо следует из текста оспариваемого решения.
Из оспариваемого решения не следует, что правонарушение совершено обществом умышленно.
Суд при рассмотрении спора о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности должен проверить не только наличие состава налогового правонарушения, но и исследовать вопрос о наличии (отсутствии) обстоятельств, смягчающих и отягчающих налоговую ответственность.
В соответствии с п.3 ст. 114 Кодекса при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.
Право оценки представленных сторонами доказательств и признания того или иного обстоятельства смягчающим ответственность принадлежит суду первой инстанции.
Суд, исследовав и оценив характер и обстоятельства совершенного обществом правонарушения, учитывая факт добровольного и добросовестного устранения налогоплательщиком последствий налогового правонарушения - уплату НДФЛ, до вынесения оспариваемого решения, а также учитывая принципы справедливости и соразмерности при назначении наказания, считает возможным уменьшить размер штрафных санкций в соответствии со ст. ст. 112, 114 Налогового кодекса РФ в два раза.
В соответствии со ст. 102 АПК РФ заявителем при подаче настоящего заявления уплачена госпошлина в сумме 2000 руб. по платежному поручению №536 от 28.07.2014 за заявление о признании недействительным ненормативного правового акта, а также 2000 рублей по платежному поручению от 28.07.2014 №535 за заявление о приостановлении действия ненормативного правового акта на основании ч.3 ст.199 АПК РФ.
При этом, согласно правовой позиции, изложенной в п.29 Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" действующее законодательство не предусматривает обязанности по уплате государственной пошлины при подаче ходатайств о приостановлении исполнения решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица (часть 3 статьи 199 АПК РФ).
В связи с чем государственная пошлина в размере 2000 руб., уплаченная заявителем по платежному поручению №535 от 28.07.2014 (л.д.49 т.2), подлежит возврату на основании ст.333.40 НК РФ.
Согласно ст. 110 АПК РФ в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Поскольку главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом по правилам главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отношении сторон по делам искового производства.
Вместе с тем, исходя из неимущественного характера требований, к данной категории дел не могут применяться положения пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований.
В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2008 г. № 7959/08).
Поскольку в рассматриваемом деле решение принято в пользу заявителя, а Инспекция ФНС России по Курчатовскому району г.Челябинска принимала участие в качестве ответчика, в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ, с последнего подлежат взысканию в пользу заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные им при обращении в арбитражный суд в сумме 2000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, ч.2 ст. 176 и ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные обществом с ограниченной ответственностью «Уральская производственная компания» (ИНН <***>, г.Челябинск) требования удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Инспекции ФНС России по Курчатовскому району г.Челябинска №12 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 03.04.2014г., в части доначисления земельного налога в размере 593552 руб., привлечения к ответственности, предусмотренной ст.123 НК РФ, в виде штрафа в размере 55429 руб. 65 коп.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Инспекции ФНС России по Курчатовскому району г.Челябинска в пользу общества с ограниченной ответственностью «Уральская производственная компания» (ИНН <***>, г.Челябинск) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Уральская производственная компания» (ИНН <***>, г.Челябинск) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Судья подпись Е.А. Позднякова
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru