Арбитражный суд Челябинской области
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск
« 26 » ноября 2010 года Дело №А76-19480/2010-42-469
Судья Арбитражного суда Челябинской области Бастен Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Поповой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 г.Златоуст к Государственному учреждению Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации г.Челябинск о признании частично недействительным решение от 28.06.2010 №3806, при участии в заседании от заявителя: ФИО2 представителя по доверенности от20.10.2010; от ответчика: ФИО3 представителя по доверенности от 24.12.2009 № 8.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее по тексту заявитель, предприниматель, страхователь) обратилась в арбитражный суд Челябинской области с заявлением, измененным в порядке ст.49 АПК Российской Федерации, к Государственному учреждению Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту фонд, ответчик, страховщик) о признании недействительным решение от 28.06.2010 №3806 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в размере 110.620,61 (л.д.2-4,42).
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал.
Представитель ответчика требования заявителя не признал. В материалы дела представлен отзыв (л.д.18-22).
Заслушав представителя ответчика, суд в ходе судебного разбирательства установил следующие обстоятельства.
ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, основной государственный регистрационный номер 304740407900262 (л.д.43).
Согласно уведомления от 24.09.2009 предприниматель ФИО1 зарегистрирована в качестве страхователя, добровольно ступившего в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (л.д.15).
Предприниматель 24.05.2010 обратился в Златоустовский филиал №5 Государственного учреждения Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о выделении средств на выплату страхового обеспечения лицу, добровольно вступившему в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 143.565,87 руб. (л.д.24).
Златоустовским филиалом №5 Государственного учреждения Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации составлен акт камеральной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 31.05.2010 №3163 (л.д.25-27).
Филиалом установлено, что согласно расчета пособия по временной нетрудоспособности, предпринимателем заявлено пособие по беременности и родам в сумме 130.454,80 руб., единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности в сумме 473,89 руб., единовременное пособие на рождение ребенка в сумме 12.637,18 руб. На основании представленных документов филиалом сделан вывод о том, что в нарушение п.2.1 ст.14 Федерального закона №255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» страхователем начмслено пособие по беременности и родам по листку нетрудоспособности ВЧ 2808021, а именно средний заработок, исходя из которого начисляются пособия по беременности и родам принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая –не принято к зачету расходов на сумму 110.620,61 руб.
Акт проверки вручен предпринимателю 01.06.2010 (л.д.27).
На акт проверки подставлены возражения (л.д.29).
Рассмотрение материалов проверки состоялось 25.07.2009 в присутствии предпринимателя, что подтверждается протоколом №23 (л.д.30-31).
Заместителем директора Златоустовского филиала№5 Государственного учреждения Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации 28.06.2010 принято решение №3806 которым выделены средства на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 32.945,26 руб. В части выделения средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 110.620,61 руб. отказано (л.д.32).
Не согласившись с указанным решение Государственного учреждения Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, в части отказа в выделении средств, заявитель обратился в арбитражный суд Челябинской области с настоящим заявлением.
Заслушав лиц участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Основанием отказа выделения (возмещения) заявителю денежной суммы 110.620,61 руб. –пособия по беременности и родам, послужило то обстоятельство, что страховой случай наступил с 11.03.2010, в момент действия Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ в редакции Федерального закона № 213-ФЗ от 24.07.2009 г. и соответственно расчет пособия по беременности и родам должен быть произведен на основании действующего в то время законодательства.
Суд считает данный вывод правомерным.
В соответствии с ч.1 ст. 39 Конституции Российской Федерации установлена гарантия каждого на социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей.
Среди основных принципов осуществления социального страхования в Российской Федерации статья 4 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» закрепляет доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий. Из преамбулы Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» следует, что единая государственная система пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Согласно ст. 3 Федерального закона РФ от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», страховой случай - событие, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию.
На основании п. 1 ст.10 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов.
Согласно п.16 ст.37 Федерального закона РФ от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, возникшие по 31 декабря 2009 года (включительно) в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2002 года N 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» (далее - Федеральный закон «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан»), не прекращаются и регулируются в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции настоящего Федерального закона). Лица, добровольно вступившие по 31 декабря 2009 года (включительно) в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, имеют право на получение пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, единовременного пособия при рождении ребенка по страховым случаям, наступившим в 2010 году, при условии, что они уплатили страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» в течение шести месяцев либо за меньший период, но в размере не менее 1.507 руб. Если страховые взносы уплачены указанными лицами до 1 января 2010 года в сумме менее 1.507 руб., право на указанные пособия возникает у них при условии уплаты недостающей суммы страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации до наступления соответствующего страхового случая.
В соответствии с п.2.1 ст.14 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», застрахованным лицам, указанным в части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. При этом исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
В соответствии с п. 9 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 № 13-6, основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является выданный в установленном порядке больничный листок (листок нетрудоспособности).
На основании пп.1 п.2 ст. 4.3 Федерального закона РФ № 255-ФЗ от 29.12.2006 г., застрахованные лица обязаны представлять страхователю, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховщику достоверные документы, на основании которых выплачивается страховое обеспечение.
Согласно п.5 Федерального закона РФ № 255-ФЗ от 29.12.2006 г., для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика также сведения о среднем заработке, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, согласно представленного заявителем листка нетрудоспособности ВЧ № 2808021 – временная нетрудоспособность у заявителя возникла – 11.03.2010 (л.д.49).
Учитывая, что наступление страхового случая у заявителя произошло в период действия Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» уже в редакции федерального закона № 213-ФЗ от 24.07.2009, а именно 11.03.2010 (дата наступления временной нетрудоспособности), суд, считает, что расчет пособия должен производиться согласно правил, предусмотренных п.2.1 ст.14 Федерального закона РФ от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в редакции Федерального закона № 213-ФЗ от 24.07.2009.
Соблюдение условий для получения пособия по беременности и родам, предусмотренных ФЗ от 29.12.2006 № 255-ФЗ в редакции ФЗ от 24.07.2009 № 213-ФЗ (по уплате страховых взносов) сторонами не оспаривается.
Спор возник и исходит лишь из того, какое законодательство необходимо применять при исчислении среднего заработка для определения размера пособия (действующего на момент вступления в отношения по добровольному страхованию с Фондом, либо на момент наступления страхового случая).
Законодательство, регулирующее порядок и основы обязательного социального страхования, обязанность страховщика осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию (к числу застрахованных по которому относятся и лица, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности) связывает с наступлением страхового случая, события, представляющего собой реализацию социального страхового риска. Соответственно этим моментом определяется и порядок реализации застрахованным лицом своих прав по обязательному социальному страхованию.
Довод заявителя о том, что реализация его прав по социальному страхованию производится в момент возникновения правоотношений между ним и страховщиком, ошибочен и не соответствует закону, так как в момент регистрации в Фонде права на обеспечение по соцстраху у него не появляются и могут не возникнуть вообще.
Суд не может согласиться с доводами заявителя о необходимости применить статью 14 Федерального закона РФ № 255-ФЗ в редакции действующей до 01.01.2010.
Согласно ч.1 ст.13 АПК РФ, арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.
Учитывая приведенные процессуальные требования, а также то, что основания получения пособия по беременности возникли после 01.01.2010, уже в период действия Федерального закона РФ № 255-ФЗ от 29.12.2006 г. (в редакции Федерального закона РФ №213-ФЗ от 24.07.2009 г.), суд при разрешении настоящего спора, руководствовался федеральным законом, действующим в период возникновения правоотношений, позволяющих претендовать заявителю на получение гарантированного социального обеспечения - 11.03.2010 в момент наступления страхового случая.
При таких обстоятельствах действия Фонда по начислению пособия правомерны и у суда не имеется оснований для удовлетворения заявления предпринимателя.
Руководствуясь ст.ст.110,167-171, 176, 181,200,201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Индивидуальному предпринимателю ФИО1 в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федерального арбитражного суда Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья: Д.А. Бастен