ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-19849/2018 от 17.07.2018 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

24 июля 2018 года Дело №А76-19849/2018

Резолютивная часть решения объявлена 17 июля 2018 года

Решение в полном объеме изготовлено 24 июля 2018 года

Судья арбитражного суда Челябинской области Кунышева Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Салыковой Е.Н., рассматривает в судебном заседании дело по заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №6 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области» (ИНН 7411015951) к Межрайонной ИФНС №10 по Челябинской области о признании недействительным решения от 16.03.2018 №61 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В судебном заседании участвуют:

от заявителя: Полякова Е.М. – представитель по доверенности от 23.11.2017 №217, служебное удостоверение;

от ответчика: Соснин А.В. – представитель по доверенности от 29.12.2017 №05-1-07/21397, служебное удостоверение, Данчинова Т.Г. – представитель по доверенности от 16.07.2018 №05-1-07/10347, служебное удостоверение.

У С Т А Н О В И Л :

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №6 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Межрайонной ИФНС №10 по Челябинской области о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС №10 по Челябинской области от 16.03.2018 №61 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с п. 1 ст. 126.1 Налогового кодекса Российской Федерации за представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения (справка формы 2-НДФЛ за 2016 год).

По мнению заявителя, решение вынесено с нарушение норм налогового законодательства.

Ответчик в материалы дела представил отзыв на заявление, в порядке ст.131 АПК РФ, в котором не согласился в заявленными требованиями по доводам, изложенным в отзыве (л.д.82-84).

Суд, исследовав материалы дела и заслушав мнение сторон, установил следующее.

Согласно пункту 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с ИК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

На основании пункта 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги; представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Пунктом 1 статьи 226 НК РФ установлено, что российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ. исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 НК РФ.

В силу части 1 статьи 105 УИК РФ осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством РФ о труде, однако при этом законодатель не отнес указанную категорию граждан к лицам, работающим по трудовым договорам, т.е. состоящим в трудовых правоотношениях с учреждениями (организациями, предприятиями), в которых они трудоустраиваются на период отбывания наказания. Осужденные привлекаются к труду не по своему волеизъявлению, а в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства. Поскольку общественно полезный труд как средство исправления (статья 9 УИК РФ) и обязанность (статьи 11, 103 УИК РФ) осужденных является одной из составляющих процесса отбывания наказания, их трудовые отношения с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер.

В связи с тем, что осужденным выплачиваются доходы, на основании подпункта I пункта 3 статьи 24, пункта 1 статьи 226 НК РФ на исправительное учреждение, исполняющее наказание, возлагается обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ с суммы дохода осужденного в виде оплаты труда.

В соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если иное не предусмотрено пунктом 4 статьи 230 НК РФ.

Форма и порядок заполнения указанных сведений за 2016 год утверждены Приказом ФИС России от 30.10.2015 №ММВ-7-11/485 @ «Об утверждении формы сведений о доходах физического лица, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме» (далее - Порядок).

Пунктом IV Порядка заполнения Раздела 2 «Данные о физическом лице - получателе дохода» установлено следующее:

- при заполнении поля «ИНН в Российской Федерации» указывается идентификационный номер налогоплательщика - физического лица, подтверждающий постановку данного физического лица на учет в налоговом органе Российской Федерации. При отсутствии у налогоплательщика ИНН данный реквизит не заполняется;

- при заполнении поля "Код документа, удостоверяющего личность" указывается код вида документа, удостоверяющего личность, в соответствии со Справочником "Коды видов документов, удостоверяющих личность налогоплательщика";

- при заполнении поля «Серия и номер» указываются реквизиты документа, удостоверяющего личность налогоплательщика, соответственно, серия и номер документа, знак «№» не проставляется;

- при заполнении поля «Адрес места жительства в Российской Федерации» указывается полный адрес места жительства налогоплательщика на основании документа, удостоверяющего его личность, либо иного документа, подтверждающего адрес места жительства.

Согласно материалам дела, учреждением в Инспекцию 16.02.2017 представлено 714 справок по форме 2-НДФЛ за 2016 год.

В ходе проведения мероприятий налогового контроля на предмет достоверности сведений, указанных в справках по форме 2-НДФЛ за 2016 год, Инспекцией установлено, что в 331 справке персональные данные физических лиц не соответствуют сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (далее - ЕГРН), а именно, указаны недостоверные сведения о коде документа, удостоверяющего личность, о серии и номере паспорта, об адресе места жительства налогоплательщика, а также в Разделе 2 «Данные о физическом лице - получателе дохода» поле «ИНН в Российской Федерации» в отношении физического лица не заполнено.

Инспекцией в адрес ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Челябинской области 19.10.2017 направлено по ТКС информационное сообщение о перепроверке персональных данных физических лиц, которое получено заявителем 20.10.2017.

25.10.2017 Учреждением представлены в налоговый орган уточненные сведения в справках по форме 2-НДФЛ за 2016 год в отношении 331 физического лица.

По факту установленного нарушения Инспекцией составлен акт от 19.01.2018 №3085 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях.

При рассмотрении материалов Инспекцией установлены обстоятельства, смягчающие ответственность, а именно: несоразмерность деяния тяжести наказания (отсутствие неблагоприятных последствий), социальная направленность Учреждения (численность организации более 100 человек), устранение ошибок (представление уточненных сведений).

По результатам рассмотрения материалов мероприятий налогового контроля Инспекцией вынесено решение от 16.03.2018 №61, в резолютивной части которого ФКУ ИК- 6 ГУФСИН России по Челябинской области привлечено к ответственности по п. 1 ст. 126.1 НК РФ с учетом пункта 1 статьи 112, пункта 3 статьи 114 НК РФ за представление 331 документа, содержащего недостоверные сведения, в виде штрафа в размере 20 687,50 руб. с учетом его снижения в 8 раз.

Согласно пункту 1 статьи 126.1 НК РФ представление налоговым агентом налоговому органу документов, предусмотренных НК РФ, содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения.

На основании пункта 2 статьи 126.1 НК РФ налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной статьей 126.1 НК РФ, в случае, если им самостоятельно выявлены ошибки и представлены налоговому органу уточненные документы до момента, когда налоговый агент узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности содержащихся в представленных им документах сведений.

Поскольку в представленных Учреждением справках по форме 2-НДФЛ помимо сведений о серии, номере паспорта и об адресе места жительства налогоплательщика, не заполнено иоле «ИНН в Российской Федерации», что не позволяет идентифицировать физических лиц, а уточненные справки представлены налоговым агентом 25.10.2017, т.е. после того, когда налоговый агент узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности сведений, налоговый агент в оспариваемом решении правомерно привлечен к ответственности по п. 1 ст. 126.1 НК РФ.

Довод заявителя о наличии оснований для применения судом положений ст. 111 НК РФ судом отклонен, поскольку доказательства наличия оснований, указанных в ст. 111 НК РФ заявителем суду не представлено. При этом, судом учтено, что уточненные справки представлены налоговым агентом 25.10.2017, т.е. после того, когда налоговый агент узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности сведений.

Довод заявителя о наличии смягчающих ответственность обстоятельств судом отклонен по следующим основаниям.

Ссылка заявителя о том, что взыскание штрафных санкций в размере 20 687, 50 руб. усугубит финансовое положение учреждения, по мнению суда не является обоснованной. Довод заявителя о том, что он является добросовестным налоговым агентом и является колонией строго режима, по мнению суда, не могут быть отнесены к смягчающим ответственность обстоятельствам.

На основании изложенного, суд считает, что оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 167-168,176,110 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый Арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Арбитражный суд Уральского округа http.fasuo.arbitr.ru.

Судья Н.А.Кунышева