ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-1987/08 от 22.04.2008 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 2

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

29 апреля 2008г. Дело № А76-1987/2008-51-85

Резолютивная часть решения объявлена 22 апреля 2008 года

Решение в полном объеме изготовлено 29 апреля 2008 года

Судья Арбитражного суда Челябинской области Забутырина Л.В.

При ведении протокола судебного заседания судьей Забутыриной Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области

к Администрации Чебаркульского муниципального района

Третьи лица:

Общество с ограниченной ответственностью «ЮжУралБизнес», г. Челябинск

Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области

О признании недействительным постановления от 04.06.2007 № 599 «О предоставлении в аренду земельного участка ООО «ЮжУралБизнес» из земель сельскохозяйственного назначения»

При участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, представителя, удостоверение, доверенность от 09.01.2008 № 04

от ответчика: не явился, извещен

третьи лица: УФАКОН – ФИО2, представителя, удостоверение, доверенность от 09.01.2008 № 51/08

ООО «ЮжУралБизнес» – ФИО3, юрисконсульта, паспорт, доверенность от 20.06.2007

У С Т А Н О В И Л :

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области (далее – заявитель, ТУ ФАУФИ) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Челябинской области к Администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области (далее – ответчик, Администрация района) о признании недействительным Постановления от 04.06.2007 № 599 Главы Чебаркульского муниципального района «О предоставлении в аренду земельного участка ООО «ЮжУралБизнес» из земель сельскохозяйственного назначения».

Определением суда от 28.02.2008 (л.д.1 т.1) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области (далее – УФАКОН).

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал. В обоснование требований ссылается на следующие обстоятельства (л.д. 2-4 т.1, л.д. 146-148 т. 2). На основании государственного акта от 12.04.1994 произведена государственная регистрация права собственности РФ на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. Право постоянного (бессрочного) пользования ОПХ «Тимирязевское» часть земельного участка площадью 11773,8 кв.м в порядке ст.ст. 45,53 ЗК РФ не прекращалось. Право сдачи в аренду земельных участков в силу ст. 22 ЗК РФ принадлежит собственнику. Акты согласования границ поля №№ 4, 5 подписаны конкурсным управляющим с нарушением требований законодательства. В нарушение ст.ст. 8, 78, 80 ЗК РФ, Закона о переводе в аренду предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения без перевода го в другую категорию. Нарушены права и охраняемые интересы не только РФ, но и неопределенного круга лиц, поскольку издано в нарушение принципа приоритета охраны земли как средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества. В результате издания акта уменьшилась площадь земельного участка, принадлежащего РФ.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, в материалах дела имеются сведения об извещении указанного лица о времени и месте судебного заседания (л.д.108, 110 т.3). Отзывом по делу, считает требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению. В силу ст. 1 Закона № 28-ФЗ государственный кадастровый учет земельных участков – описание и индивидуализация в ЕГРЗ. Земельный участок, предоставленный обществу, поставлен на кадастровый учет, внесен в ЕГРЗ, с присвоением кадастрового номера. Земельный участок, на который зарегистрировано право собственности РФ поставлен на кадастровый учет внесен в ЕГРЗ и ему присвоен кадастровый номер, отличный от кадастрового номера земельного участка, предоставленного в аренду. Следовательно, это два различных объекта недвижимости, предоставление в аренду земельного участка не ущемляет права РФ, как собственника земельного участка (л.д. 75 т.1).

Определением суда от 11.03.2008 (л.д.63 т.1) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Общество с ограниченной ответственностью «ЮжУралБизнес», г. Челябинск (далее – общество, ООО «ЮжуралБизнес»).

Представитель общества в судебном заседании представил письменное мнение (л.д. 89 т.1, л.д. 1-3 т.2) и пояснил, что требования заявителя считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению. По мнению представителя общества, заявитель неправомерно отождествляет сельское поселение с землями ОПХ «Тимирязевское». Согласно выписке из ГЗК от 22.03.2007 земельный участок с кадастровым № 74:23:00 00 000:0151 прекратил свое существование. Регистрация права собственности РФ на несуществующий земельный участок не имеет юридической силы. Кадастровый план не может являться надлежащим доказательством существования права в связи с отсутствием самого объекта. ГУП ОПХ «Тимирязевское» было признано банкротом, конкурсное производство завершено, следовательно, право постоянного пользования прекращено. На момент вынесения оспариваемого постановления право собственности РФ не было зарегистрировано, следовательно, Глава района вправе был распоряжаться спорным земельным участком. У земельных участков различные кадастровые номера, значит это два различных объекта.

Определением суда от 28.02.2008 (л.д. 1 т.1) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области (далее – УФАКОН по Челябинской области).

Представитель УФАКОН по Челябинской области в судебном заседании пояснил, что границы земельного участка, расположенного по адресу Чебаркульский район, 1832 км + 500 м (справа и слева) а/д М-5 «Урал» Москва-Челябинск, кадастровым № 74:23: 00 00 000: 0163 не нарушает права третьих лиц и не входят в границы земельного участка, расположенного по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, ОПХ «Тимирязевское», с кадастровым № 74:23:00 00 000:0151. Согласно картам земельного участка, имеющимся в землеустроительных делах №№ 504, 505 земельный участок кадастровым № 74:23: 00 00 000: 0163 находится в ведении МО Тимирязевское сельское поселение, согласование границ земельного участка поле №№ 4, 5 выполнено в соответствии с требованиями ЗК РФ (л.д. 107 т.3).

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующие фактические обстоятельства.

В соответствии с п.1 Устава Российской Академии сельскохозяйственных наук, принятого Объединенным (учредительным) собранием Российской академии сельскохозяйственных наук 5 февраля 1992 года (далее – Устав Россельхозакадемии) Российская академия сельскохозяйственных наук (Россельхозакадемия) создана Указом Президента Российской Федерации от 30 января 1992 г. N 84 на базе Российской академии сельскохозяйственных наук, Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ) и в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", имеет государственный статус, является самоуправляемой организацией, проводит фундаментальные и прикладные научные исследования в области агропромышленного комплекса.

Россельхозакадемия формируется по научно-отраслевому и территориальному принципам. Она имеет отраслевые и региональные отделения, отраслевые и региональные научные и научно-методические центры, всероссийские и межрегиональные научно-технические центры, центры научного обеспечения, технологические, селекционные и биотехнологические центры, другие научные формирования (п.3 Устава Россельхозакадемии).

Российская академия сельскохозяйственных наук в своем составе имеет научно-исследовательские институты, опытные станции, отделы и лаборатории, конструкторские, проектные и проектно-технологические организации, ботанические сады, заповедники, опытно-производственные экспериментальные хозяйства и предприятия, экспериментальные заводы, библиотеки, архивы, типографии, другие учреждения, организации и предприятия (п.4 Устава Россельхозакадемии).

В соответствии с п. 6 Устава Россельхозакадемии основным источником финансирования фундаментальных и приоритетных прикладных научных исследований Академии, а также строительства объектов, предназначенных для ведения научно-исследовательских и экспериментальных работ, являются средства федерального бюджета.

В силу п. 46 Устава Россельхозакадемии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 января 1992 г. N 84 Российская академия сельскохозяйственных наук является собственником основных фондов и другого имущества самой Академии, региональных отделений, научных и научно-методических центров, научных учреждений, опытно-производственных, экспериментальных хозяйств и предприятий, входящих в ее систему.

В соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Эти права Российской академии сельскохозяйственных наук осуществляются Президиумом Россельхозакадемии.

Президиум Академии передает региональным отделениям, научным и научно-методическим центрам, научно-исследовательским учреждениям и другим организациям полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом на праве оперативного управления, а опытно-производственным экспериментальным хозяйствам и предприятиям на праве хозяйственного ведения.

При этом продажа, передача в аренду во временное пользование, под залог, в обмен, дарение и вложение в качестве имущественного вклада в уставные фонды объединений, товариществ и ассоциации зданий, сооружений и иного особо ценного имущества без согласия Президиума Академии не допускается.

Пунктом 47 Устава Россельхозакадемии предусмотрено, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 января 1992 г. N 84 Российской академии сельскохозяйственных наук переданы в бессрочное бесплатное пользование земли, ранее предоставленные Российской академии сельскохозяйственных наук ВАСХНИЛ и их научным учреждениям.

Россельхозакадемия делегирует научно-исследовательским учреждениям, опытно-производственным, экспериментальным хозяйствам и предприятиям, организациям право землепользования с оформлением соответствующего свидетельства или государственного акта.

Любые изменения в землепользовании научно-исследовательских учреждений, опытно-производственных хозяйств и других предприятий могут быть произведены только с согласия Россельхозакадемии.

Региональные отделения, научные и научно-методические центры в силу п. 48 Устава Россельхозакадемии являются основными научно-организационными, научно-методическими и координационными формированиями Россельхозакадемии, объединяющими действительных членов (академиков) и членов-корреспондентов Академии, ученых научно-исследовательских учреждений, высших учебных заведений, опытно-конструкторских, технологических и других организаций, осуществляющих научное обеспечение агропромышленного комплекса данного региона, и ведут свою работу в тесном взаимодействии с отраслевыми отделениями Академии.

В соответствии с п. 59 Устава Россельхозакадемии основным звеном в научно-исследовательской и организационной деятельности в системе Россельхозакадемии являются институт и другие научные учреждения, главная задача которых состоит в проведении исследований, имеющих теоретическое значение для науки и практическую ценность для агропромышленного производства.

Научно-исследовательские институты и другие научные учреждения являются организациями Россельхозакадемии, имеют право юридического лица и действуют на основе Устава, утвержденного Президиумом Академии. Они самостоятельно организуют выполнение программ научных исследований, решают экономические, социальные и организационные задачи, владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, закрепленным за ними в пределах, установленных Академией.

Институты и другие научные учреждения входят в состав одного из отраслевых (по научному направлению) или региональных отделений, научных центров и находятся в их непосредственном подчинении.

Опытно-производственные, экспериментальные хозяйства и предприятия в силу п. 63 Устава Россельхозакадемии являются сельскохозяйственными предприятиями Академии, имеют право юридического лица, самостоятельный баланс и подчиняются непосредственно научно-исследовательским учреждениям. Они могут быть реорганизованы в структурное подразделение научного учреждения и учитываться на общем балансе этого учреждения.

Государственное унитарное предприятие Опытно-производственное хозяйство «Тимирязевское» (далее – ГУП ОПХ «Тимирязевское») организовано на основании приказа от 26.02.1992 № 34-н Научно-производственного объединения «Челябинское». Учредитель – Научно-исследовательский институт сельского хозяйства является правопреемником Научно-производственного объединения «Челябинское». Предприятие является сельскохозяйственным предприятием Российской Академии сельскохозяйственных наук (л.д. 9-13 т.2).

В соответствии с п.3.4 Устава ГУП ОПХ «Тимирязевское» земли, закрепленные за предприятием, находятся в бессрочном бесплатном землепользовании Российской Академии сельскохозяйственных наук. Право землепользования передается Академией предприятию. Изменение границ землепользования хозяйства без согласия Академии не допускается (л.д. 12 т.2).

Постановлением Главы администрации Чебаркульского района от 12.04.1999 № 402 ОПХ «Тимирязевское» предоставлен земельный участок площадью 6 146 Га на праве бессрочного (постоянного) пользования для сельскохозяйственного пользования. Чебаркульским районным Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству выдан государственный акт № ЧБО-23-504, зарегистрирован в Книге записей государственных актов на право собственности, владения, пользования землей за № 504 (л.д.8-13 т.1).

Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет кадастровый № 74:23:00 00 000:0151 (л.д. 19-20 т.1).

26.07.2007 Управлением Федеральной регистрационной службы по Челябинской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № 74-74-38/046/2007-363 права собственности Российской Федерации на земельный участок кадастровый № 74:23:00 00 000:151 категории земли сельскохозяйственного назначения площадью 61460000 кв.м по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, ОПХ «Тимирязевское». Основанием для регистрации права собственности указан государственный акт на право собственности на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей от 12.04.1994 № 23-504 (л.д.7 т.1).

ГУП ОПХ «Тимирязевское» прекратило свою деятельность по решению Арбитражного суда Челябинской области в связи с признанием предприятия банкротом. 31.01.2008 в ЕГРЮЛ Межрайонной инспекцией ФНС № 5 по Челябинской области внесены сведения о прекращении деятельности юридического лица, в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства (л.д. 142-145 т.1).

15.05.2007 Главой Чебаркульского муниципального района постановлением № 507 утвержден акт выбора земельного участка под размещение двухсторонней автозаправочной станции ООО «ЮжУралБизнес» на 1832 км + 500 (справа и слева) автодороги М-5 «Урал» Москва-Челябинск на землях фонда перераспределения. Одновременно данным постановлением указывалось на необходимость получения застройщику архитектурно-планировочного задания (л.д. 82 т.1).

04.06.2007 Главой Чебаркульского муниципального района издано постановление № 599 «О предоставлении в аренду земельного участка ООО «ЮжУралБизнес» из земель сельскохозяйственного назначения». Указанным постановлением на основании заявки общества предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения земель Чебаркульского муниципального района, расположенный по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, 1832 км + 500 м (слева и справа) автодороги М-5 «Урал» Москва-Челябинск, для размещения двухсторонней автозаправочной станции, общей площадью 20000 кв. м сроком на 11 месяцев. Указано, что использование вышеуказанного земельного участка для размещения автозаправочной станции осуществлять с момента перевода участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения.

04.06.2007 между Чебаркульским муниципальным районом в лице начальника Управления муниципальной собственности Чебаркульского муниципального района (Арендодатель) и ООО «ЮжУрлБизнес» (Арендатор) заключен договор № 55 аренды вышеуказанного земельного участка на срок с 04.06.2007 по 03.05.2008 (л.д.26-29 т.3).

04.06.2007 арендодатель передал, а арендатор принял в аренду земельный участок для размещения двухсторонней автозаправочной станции, общей площадью 20 000 кв.м сроком на 11 месяцев (л.д. 30 т.3).

Распоряжением № 225 Управления муниципальной собственности Чебаркульского муниципального района утвержден проект границ земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в составе единого землепользования, расположенных по адресу: Челябиснкая область, Чебаркульский район, 1832 км + 500 (справа и слева) автодороги М-5 Москва-Челябинск, ориентировочной площадью 11773,8 кв.м. Одновременно было установлено разрешенное использование – для размещения автозаправочной станции (л.д. 24 т.3).

25.09.2007 Заместителем начальника ТО № 7 УФАКОН по Челябинской области утверждено землеустроительное дело № 413 на земельный участок, расположенный по адресу: Челябиснкая область, Чебаркульский район, 1832 км + 500 (справа и слева) автодороги М-5 «Урал» Москва-Челябинск (л.д. 66-95 т.3). При этом, в акте согласования и установления границ земельного участка отсутствует согласование с ГУП ОПХ «Тимирязевское» (л.д. 90 т.3).

Глава Чебаркульского муниципального района рассмотрев землеустроительное дело № 413 постановлением от 03.10.2007 № 1021 утвердил границы земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения. Одновременно обществу предлагалось обратиться в ТО № 7 УФАКОН по Челябинской области для постановки на государственный кадастрвоый учет земельных участков в составе единого землепользования (л.д. 52 т.3).

Заявка о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка по адресу: Челябиснкая область, Чебаркульский район, 1832 км + 500м (справа и слева) автодороги М-5 «Урал» Москва-Челябинск, для размещения автозаправочной станции подана в Территориальный отдел № 7 УФАКОН по Челябинской области и зарегистрирована 05.10.2007 (л.д. 51 т.3).

Земельный участок площадью 11773,8 кв.м, расположенный в Челябиснкой области, р-н Чебаркульский, 1832 км+500м (справа и слева) а/д М-5 «Урал» Москва-Челябинск поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 74:23:00 00 000:0163, что подтверждается выпиской из государственного земельного кадастра от 27.10.2007 № 23/07-2-2548 (л.д. 21-22 т.1).

19.10.2007 ООО Научно-производственная фирма «Недра» по заявке ООО «ЮжУралБизнес» от 04.10.2007 № 111 подготовила отчет по определению размера потерь сельскохозяйственного производства, вызванные изъятием сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд (л.д.3-46 т.3).

Письмом от 21.11.2007 исх. № 3/8941 Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области сообщило Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области. Что в Министерство поступило ходатайство органа местного самоуправления о переводе земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 11 773,8 кв.м кадастрвоый № 74:23:00 00 000:0163, имеющего адресные ориентиры: Чебаркульский район, 1832 км + 500 м (справа и слева) а/д М-5 «Урал» Москва-Челябинск. При этом сообщалось, что в отчете по определению размера потерь сельскохозяйственного производства, выполненном ООО НПФ «Недра», указано, что данный земельный участок расположен в границах Тимирязевского сельского поселения (в границах бывшего ОПХ «Тимирязевское».

Письмом от 26.12.2007 исх. № 3/10147 Министерством дополнительно сообщалось, что согласно информации, представленной Управлением Роснедвижимости от 21.12.2007 № 4540/4, земельный участок площадью 11773,8 кв.м, кадастровый № 74:23:00 00 000:0163, имеющий адресные ориентиры: Чебаркульский район, 1832 км + 500 м (справа и слева) а/д М-5 «Урал» Москва-Челябинск, находится в ведении МО Тимирязевское сельское поселение и не входит в границы земельного участка , кадастровый № 74:23:00 00 000:0151, находящегося в собственности Российской Федерации.

Руководителем ТУ ФАУФИ по Челябинской области утверждено техническое задание на выполнение работ по землеустройству с целью проведения государственного кадастрового учета земельных участков, на которые у РФ возникает право собственности на землю при разграничении государственной собственности на землю в 2007 году (л.д.20-25 т.2). В соответствии с заданием исполнители обязаны выполнить работы по землеустройству при разграничении государственной собственности на землю в 2007 году на территории Челябинской области по 73 земельным участкам, перечень которых представляется Заказчиком, общей площадью 8624,99 га.

15.12.2007 Заместителем начальника Территориального отдела № 7 Управления Роснедвижимости по Челябинской области утверждены землеустроительные дела № № 504, 505 по межеванию земельных участков ГУП ОПХ «Тимирязевское» земли сельскохозяйственного назначения поле №№ 4, 5 (л.д. 14-138 т.2). Основанием для проведения землеустроительных работ на земельный участок поле №№ 4, 5 послужил государственный контракт №7-Зем от 30.07.2007, приложением к которому является техническое задание на выполнение работ по землеустройству с целью проведения государственного кадастрового учета земельных участков, на которые у РФ возникает право собственности на землю при разграничении государственной собственности на землю в 2007 году.

Полагая, что постановление от 04.06.2007 № 599 Главы Чебаркульского муниципального района «О предоставлении в аренду земельного участка ООО «ЮжУралБизнес» из земель сельскохозяйственного назначения» не соответствует закону и нарушает права и законные интересы РФ, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании данного постановления недействительным.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушением указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Согласно ч.1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности.

Указанным положениям корреспондирует норма, установленная ч.1 ст. 4 Федерального закона 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации прав), в соответствии с которой государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 2 Закона о государственной регистрации прав государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В материалах дела имеется свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения): площадью 6146 га (свидетельство №74АА 157949), подтверждающий факт о том, что на дату вынесения судом решения по настоящему делу Российской Федерации принадлежат на праве собственности земельный участок площадью 6146 га, находившийся ранее в постоянном (бессрочном) пользовании у ГУП ОПХ «Тимирязевское». При этом, в качестве документа-основания для регистрации вышеуказанного права собственности на указанный земельный участок регистрирующим органом указан государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей от 12.04.1994 № 23-504, подтверждающий право бессрочного (постоянного) пользования вышеуказанными земельными ГУП ОПХ «Тимирязевское».

В соответствии с ч.1, 2 ст. 6 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений являются, в том числе земельные участки и части земельных участков (ч.1).

Земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (ч.2).

В силу ч.1, 3 ст. 20 Земельного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.

Согласно требованиям статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

В соответствии со статьей 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок, на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного пользования прекращается принудительно при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 55 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 53 ЗК РФ отказ лица от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет за собой прекращения соответствующего права. Пунктом 3 указанной статьи установлено, что при отказе лица от права постоянного (бессрочного) пользования распоряжение данным участком осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.

В статье 49 ЗК РФ установлен перечень оснований, при которых возможно изъятие земельного участка. Условия и порядок изъятия земельных участков определен в статье 55 ЗК РФ, согласно которой изъятие возможно путем выкупа и принудительного отчуждения земельного участка для государственных и муниципальных нужд.

В силу изложенного, а также учитывая положения Устава Академии наук и предприятия конкурсный управляющий фактически произвел отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками ГУП ОПХ «Тимирязевское» с нарушением требований статьей 20, 49, 55 ЗК РФ и без согласия Российской академии сельскохозяйственных наук, нарушив её право бессрочного пользования земельными участками, закрепленными за ГУП ОПХ «Тимирязевское».

Доводы общества, УФАКОН по Челябинской области о том, что акты согласования границ земельного участка поля № 4, 5 подписаны конкурсным управляющим как уполномоченным лицом ГУП ОПХ «Тимирязевское», следовательно, процедура согласования границ соответствует требованиям ЗК РФ, не принимается как противоречащий нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам. Кроме того, землеустроительные дела на земельные участки поле №№ 4,5 утверждались после внесения записи в Единый государственный земельный кадастр в отношении земельного участка, предоставленного обществу.

Согласно статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.

Согласно пункту 3 Указа Президента Российской Федерации от 30.01.1992 №84 вновь создаваемой Российской академии сельскохозяйственных наук были переданы в постоянное (бессрочное) пользование земли, ранее предоставляемые РАСХН, ВАСХНИЛ и их научным учреждениям.

Указанное, в силу статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», свидетельствует о том, что переданные Российской академии сельскохозяйственных наук в постоянное (бессрочное) пользование земли, куда включены земельные участки ГУП ОПХ «Тимирязевское», отнесены к федеральной собственности.

Факт регистрации права собственности РФ 26.07.2007, после вынесения оспариваемого постановления, по мнению суда не влияет на наличие прав собственности РФ, установленных в силу прямого указания закона.

Таким образом, факт наличия права собственности Российской Федерации на земельный участок, площадью 6146 га, находившиеся в постоянном (бессрочном) пользовании у ГУП ОПХ «Тимирязевское», судом установлен и подтверждается материалам дела.

В силу вышеизложенного, довод общества о том, что оспариваемым ненормативным правовым актом не нарушены права Российской Федерации, поскольку право собственности Российской Федерации на земельный участок зарегистрировано после вынесения оспариваемого постановления, судом отклоняется.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» от 2 января 2000 года N 28-ФЗ (далее – Закон о земельном кадастре) земельный участок - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами.

Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения:

государственного и муниципального управления земельными ресурсами;

государственного контроля за использованием и охраной земель;

государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

установления обоснованной платы за землю;

иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности (ст. 4 Закона о земельном кадастре).

Государственному кадастровому учету в соответствии с ч.1 ст. 7 Закона о земельном кадастре подлежат земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.

В соответствии с ч.2 ст. 7 Закона о земельном кадастре государственный кадастровый учет земельных участков, проводившийся в установленном порядке на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительным.

В силу ч.9 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе выданные государственные акты о праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей».

В соответствии с ч.12 ст.3 Закона о введении в действие ЗК РФ предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

В соответствии с ч.3 ст. 17 Закона о земельном кадастре сведения о правах на земельные участки и об ограничениях (обременениях) этих прав вносятся в Единый государственный реестр земель на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки, являющихся юридически действительными на момент внесения указанных сведений в государственный земельный кадастр.

В силу ч.2 ст. 19 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» 2 января 2000 года N 28-ФЗ (далее – Закон о земельном кадастре)
 для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.

В силу ч.3 ст. 20 Закона о земельном кадастре в проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано, в том числе, в случае, если при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей.

Основанием для проведения землеустроительных работ и кадастрового учета на земельный участок, предоставленный в аренду обществу, послужило оспариваемое постановление. При этом, установление и согласование границ произведено без согласования смежного землепользователя ГУП ОПХ «Тимирязевское», Российской Академии сельскохозяйственных наук, что является грубым нарушением процедуры землеустройства.

В соответствии с выпиской из государственного земельного кадастра от 22.03.2007 № 23/07-1-383 площадь земельного участка с кадастровым № 74:23:00 00 000:0151 ориентировочная; сведения о границах не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, подлежащего передаче по сделке; сведения об участке подлежат уточнению при межевании (л.д. 19-20 т.1). Указанное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии земельного участка как объекта недвижимости, поскольку границы последнего установлены государственным актом, и на момент вынесения оспариваемого постановления, и на момент регистрации права собственности РФ ГУП ОПХ «Тимирязевское» существовало как юридическое лицо. Кроме того, выписка из ГЗК свидетельствует, что границы участка определить невозможно только для передачи по сделке, в настоящее время, как установлено судом и подтверждается материалами дела, ТУ ФАУФИ производится межевание земельных участков, в результате которого границы земельного участка будут уточнены. При этом, уточнение площади земельного участка при межевании не означает возможность уменьшения или увеличения площади земельного участка, учтенного в Государственном земельном кадастре.

Довод общества о том, что земельный участок с кадастровым номером 74:23:00 00 000:0151 прекратил свое существование, а регистрация права собственности РФ произведена на несуществующий земельный участок, не принимается судом, поскольку в силу ч.1 ст. 2 Закона о регистрации зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Кроме того, как пояснил представитель заявителя в судебном заседании издание постановления Главы Чебаркульского муниципального района от 31.10.2006 № 644 об изъятии земельных участков у ГУОПП «Медведевское» и ГУП ОПХ «Тимирязевское» и включение их в фонд перераспределения земель привело к внесению в ЕГРЗ сведений о том, что земельный участок с кадастровым № 74:23:00 00 000:0151 прекратил свое существование. Указанный довод не опровергнут.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.10.2007 по делу № А76-4782/2007-49-74/53-326 требования ТУ ФАУФИ по Челябинской области к Администрации Чебаркульского муниципального района удовлетворены. Постановление Главы Чебаркульского муниципального района от 31.10.2006 № 644 «Об изъятии земельного участка у ГУОПП Медведевское» и ГУП ОПХ «Тимирязевское», находящегося на праве постоянного (бессрочного) пользования» признано недействительным как несоответствующее Земельному кодексу РФ, Федеральному закону от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (л.д. 4-8 т.2). Решение вступило в законную силу.

В соответствии с ч.1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Не внесение соответствующих изменений в Единый государственный земельный кадастр, в связи с принятием решения Арбитражным судом, не лишает законной силы государственный акт, на основании которого была произведена регистрация права собственности РФ. Кроме того, внесение записи в ЕГРЗ носит заявительный характер и не ограничено определенными сроками.

Кроме того, дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель в силу ч.3 ст. 14 Закона о земельном кадастре является моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка лишь как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах.

В силу ч.3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе на принципах сохранения целевого использования земельных участков.

В силу ч.1 ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В соответствии с ч.1 ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

В соответствии с ч.1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях.

В кадастровом плане земельного участка с кадастровым № 74:23:00 00 000:0151 отсутствуют сведения о вкрапленном земельном участке, а при сравнении выделенные части земельных участков поля № № 4, 5 по конфигурации соответствуют плану границ земельного участка с кадастровым номером 74:23:00 00 000:0163.

При этом, доказательств прекращения права постоянного (бессрочного) пользования в установленном законом порядке материалы дела не содержат.

Исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что земельный участок, предоставленный в аренду ООО «ЮжУралБизнес», входит в границы земельного участка, принадлежащего РФ на праве собственности, а оспариваемое постановление вынесено Главой Чебаркульского муниципального района с превышением своих полномочий.

В связи с чем, довод Администрации района о том, что земельный участок, предоставленный аренду ООО «ЮжУралБизнес», поставлен на кадастровый учет, внесен в ЕГРЗ, ему присвоен кадастровый номер, отличный от кадастрового номера земельного участка, на который зарегистрировано право собственности РФ, следовательно, это два различных объекта недвижимости, не принимается судом как противоречащий фактическим обстоятельствам.

Таким образом, требования заявителя основаны на законе и нашли подтверждение в материалах дела.

В силу ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ч.1). Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (ч.2).

В судебном заседании получил подтверждение довод заявителя о том, что в результате вынесения ответчиком оспариваемого акта нарушены права Российской Федерации в виду уменьшения площади земельного участка на площадь фактически изъятого ответчиком земельного участка, в силу чего Российская Федерация потерпела убыток от не поступления арендных платежей за использование земельного участка. Указанное подтверждается фактом, который не оспаривается ответчиком, о том, что фактически изъятый земельный участок сдавался ответчиком в аренду юридическому лицу – ООО «ЮжУралБизнес» и полученный за его использование доход зачислялся в бюджет Чебаркульского муниципального района, в том числе договором аренды земельного участка от 04.06.2007 № 55 (л.д. 26-30 том 3).

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Учитывая, что доводы заявителя о несоответствии постановления главы Чебаркульского муниципального района от 04.06.2007 № 599 «О предоставлении в аренду земельного участка ООО «ЮжУралБизнес» из земель сельскохозяйственного назначения» требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» нашли подтверждение в материалах дела, а ответчик не доказал, что при принятии оспариваемого ненормативного правового акта и осуществлении процедур предоставления земельного участка им были исполнены все требования Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче в арбитражный суд искового заявления неимущественного характера, подлежащего оценке, уплачивается государственная пошлина. Согласно части 3 статьи 110 Арбитражно-процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины. В силу статьи 333.37 Налогового кодекса РФ ответчик не является лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственная пошлина подлежит взысканию с Администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области в доход федерального бюджета в размере 3 000 руб. (за рассмотрение заявления о признании недействительным ненормативного правового акта, за рассмотрение заявления о принятии обеспечительных мер).

Именем РФ, руководствуясь ст.ст. 167-170,176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области удовлетворить.

Признать недействительным постановление Главы Чебаркульского муниципального района от 04.06.2007 № 599 «О предоставлении в аренду земельного участка ООО «ЮжУралБизнес» из земель сельскохозяйственного назначения» как не соответствующее Земельному кодексу РФ, Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Взыскать с Администрации Чебаркульского муниципального района в доход федерального бюджета госпошлину в размере 3 000 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья Л.В. Забутырина