ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-19993/2022 от 09.08.2022 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

Воровского ул., дом 2, Челябинск, 454091, www.chel.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

16 августа 2022 года

                         Дело № А76-19993/2022

Резолютивная часть решения объявлена 09 августа 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено 16 августа  2022 года

Судья Арбитражного суда Челябинской области А.А. Петров, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Р.Р. Хабибуллиной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Первого заместителя прокурора Челябинской области

к Администрации Лысковского сельского поселения Октябрьского муниципального района Челябинской области

о признании незаконным бездействия,

при участии в судебном заседании представителей: от заявителя –  ФИО1 (служебное удостоверение), от ответчика – не явился, извещен,

УСТАНОВИЛ:

Первый заместитель прокурора Челябинской области (далее – заявитель, Прокуратура) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации Лысковского сельского поселения Октябрьского муниципального района Челябинской области (далее – ответчик, Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по реализации полномочий в части создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования «Лысковоское сельское поселение».

Определением от 17.06.2022 заявление принято к производству арбитражного суда.

Протокольным определением от 09.08.2022, суд, руководствуясь частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, завершил подготовку по настоящему делу и перешел к рассмотрению дела в судебном заседании.

В судебном заседании представитель заявителя требования о признании незаконным бездействия администрации поддержал в полном объеме.

Ответчик в судебное заседание уполномоченных представителей не направил, представил в материалы дела Постановление Администрации Лысковского сельского поселения Октябрьского муниципального района Челябинской области от 10.06.2022 № 28 «Об утверждении Положения об общественном координационном совете по вопросам развития малого и среднего предпринимательства при администрации Лысковского сельского поселения» с приложениями, ходатайствовал о рассмотрении настоящего дела в отсутствие представителя Администрации.

Заслушав доводы представителей сторон, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, прокуратурой проведена проверка исполнения Администрации Лысковского сельского поселения Октябрьского муниципального района Челябинской области законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства в деятельности органов местного самоуправления, в ходе которой установлен факт бездействия администрации, выразившегося в непринятии мер по созданию координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства, то есть по решению в установленном порядке одного из вопросов местного значения сельского поселения, в соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), в том числе по разработке порядка создания координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства, в соответствии с частью 4 статьи 13  Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ).

Указанные обстоятельства подтверждаются актом прокурорской проверки от 19.05.2022 (л.д. 7).

В целях устранения нарушения вышеуказанных требований прокуратурой 19.05.2022 за номером 22-2022 вынесено представление Администрации о принятии мер, направленных на разработку и утверждение правового акта, регламентирующего порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 4 статьи 13 Закона № 209-ФЗ.

В ответ на представление прокурора администрацией представлено письмо от 23.05.2022 исх. № 132  (л.д. 12), в котором она сообщает, что нормативный правовой акт, регламентирующий порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства в Лысковском сельском поселении Октябрьского муниципального района Челябинской области отсутствует, оснований для принятия такого акта у Администрации не имеется.

В связи с отсутствием доказательств размещения на интернет-сайте администрации правового акта,регламентирующего порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства в Лысковском сельском поселении Октябрьского муниципального района Челябинской области, полагая, что со стороны органа местного самоуправления допущено незаконное бездействие, прокурор обратился в суд с настоящим заявлением.

Частью 1 статьи 53 АПК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

В соответствии с частью 2 статьи 198 АПК РФ прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемые решения, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Настоящие требования заявлены в рамках надзора за исполнением органами местного самоуправления Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Заявление предъявлено в интересах неограниченного круга лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и имеющих право на получение необходимой информации от органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 28 части 1, частью 3 статьи 14 Закона №131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона № 209-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства.

Частью 3 статьи 13 Федерального закона № 209-ФЗ предусмотрено, что координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства создаются в целях:

1) привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к выработке и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;

2) выдвижения и поддержки инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;

3) проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;

4) выработки рекомендаций органам исполнительной власти Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при определении приоритетов в области развития малого и среднего предпринимательства;

5) привлечения граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся реализации права граждан на предпринимательскую деятельность, и выработки по данным вопросам рекомендаций.

Согласно части 4 статьи 13 Федерального закона № 209-ФЗ порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона № 209-ФЗ, решения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о создании координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства подлежат опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению на официальных сайтах соответствующих государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сети «Интернет».

Таким образом, в соответствии с требованиями пункта 28 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, пункта 5 статьи 11, статьи 13 Федерального закона № 209-ФЗ, на территории городского, сельского поселения должны быть образованы координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства.

Судом установлено, что, информация относительно  принятия правового акта, направленного на создание координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства, на момент осуществления прокуратурой мониторинга интернет-сайта администрации, не была размещена.

Кроме того, в ответ на представление прокуратуры Октябрьского района Челябинской области об устранении соответствующих нарушений Администрациея Лысковского сельского поселения Октябрьского муниципального района Челябинской области письмом от 23.05.2022 № 132 сообщила об отсутствии нарушения закона с ее стороны (л.д. 12).

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Администрацией Лысковского сельского поселения Октябрьского муниципального района Челябинской области на момент осуществления прокуратурой мониторинга интернет-сайта администрации, а равно - до 10.06.2022 не были предприняты своевременные, зависящие от нее и входящие в сферу компетенции администрации действия по образованию координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства, в соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона № 209-ФЗ.

При этом обязанность органа местного самоуправления по образованию координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства, не поставлена в зависимость от требований надзорных органов, а подлежит выполнению в силу закона.

При таких обстоятельствах следует признать доказанным факт неправомерного бездействия Администрации по непринятию правового акта, регламентирующего образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства.

Поскольку материалами дела подтверждается, что в нарушение требований части 4 статьи 13 Закона № 209-ФЗ на официальном сайте администрации не был размещен правовой акт, регламентирующий порядок образования координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства, суд приходит к выводу о незаконности такого бездействия.

Спорное бездействие на момент обращения прокурора с настоящим заявлением в суд устранено не было, нарушает права субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку препятствует созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования.

Учитывая изложенное, требования прокуратуры подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Поскольку 26.07.2022 от Администрации в материалы дела поступило Постановление Администрации Лысковского сельского поселения Октябрьского муниципального района Челябинской области от 10.06.2022 № 28 «Об утверждении Положения об общественном координационном совете по вопросам развития малого и среднего предпринимательства при администрации Лысковского сельского поселения» с приложениями текста Положения об общественном координационном совете по вопросам развития малого и среднего предпринимательства при администрации Лысковского сельского поселения, состава общественного координационного совета по вопросам развития малого и среднего предпринимательства при администрации Лысковского сельского поселения, а также доказательств размещения указанных документов на официальном сайте Лысковского сельского поселения, суд считает, что на дату принятия решения суда по настоящему делу Администрацией устранены допущенные нарушения прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства Лысковского сельского поселения Октябрьского муниципального района Челябинской области, в связи с чем основания для применения испрашиваемой заявителем правовосстановительной меры отсутствуют.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Лысковского сельского поселения Октябрьского муниципального района Челябинской области Челябинской области, выразившееся в непринятии мер по реализации полномочий в части создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования «Лысковское сельское поселение» Октябрьского муниципального района Челябинской области.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья                                                                                                                А.А. Петров