АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2
тел. (351)265-78-24, факс (351)266-72-10
E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chel.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
25 ноября 2010г. Дело № А76-20514/2010-56-513
Решение в полном объеме изготовлено 25 ноября 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 30 ноября 2010 года
Судья Арбитражного суда Челябинской области В.В. Худякова
при ведении протокола судебного заседания пом. судьи Юшковой О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Муниципального дошкольного образовательного учреждения Копейского городского округа «Детский сад № 1», г. Копейск, Челябинской области
к - Отделу государственного пожарного надзора Копейского городского округа г. Копейск Челябинской области,
- Главному Управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГУ МЧС) по Челябинской области, г. Челябинск
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)
в судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя: ФИО1– заведующая (выписка из Приказа № 90 параграф 1 от 31.05.2002г., паспорт), от ответчика: ФИО2 - специалист (доверенность от 24.05.2010 №2738, паспорт)
В судебном заседании объявлялся перерыв до 25.11.2010г.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Копейского городского округа «Детский сад № 1» (далее – заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Отделу Государственного пожарного надзора Копейского городского округа о признании незаконным и отмене постановления № 359 от 04.10.2010года о назначении административного наказания ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде взыскания административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Определением от 18.10.2010г. в качестве второго ответчика судом привлечено - Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее – административный орган) .
В судебном заседании установлено, что Отдел государственного пожарного надзора Копейского городского округа, г. Копейск Челябинской области не имеет прав юридического лица
Согласно 2 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке. Дела по экономическим спорам с участием образований, не являющихся юридическими лицами, подведомственны арбитражному суду лишь в случаях, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
Как видно из материалов дела и установлено судом Отдел государственного пожарного надзора Копейского городского округа, г. Копейск Челябинской области является обособленным подразделением ГУ МЧС по Челябинской области и не имеет прав юридического лица. Каких-либо исключений из правил о подведомственности, определенных в ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для данного дела не имеется.
Таким образом, Отдел государственного пожарного надзора Копейского городского округа, г. Копейск Челябинской области в силу ст. 48, 55 Гражданского кодекса Российской Федерации не обладает собственной гражданской правоспособностью, в связи, с чем не может быть истцом или ответчиком в арбитражном суде.
При таких обстоятельствах суд считает, что требование, заявленное к Отделу государственного пожарного надзора Копейского городского округа, г. Копейск Челябинской области не подлежит рассмотрению в арбитражном суде на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи, с чем производство по данному требованию должно быть прекращено
В обоснование заявленных требований заявитель указывает на частичное устранение допущенных нарушений Правил Пожарной безопасности, а также на отсутствие финансирования учреждения в связи, с чем невозможно оперативно произвести устранение допущенных нарушений .
Представителем административного органа заявленные требования отклонены, ссылаясь на совершение заявителем административного правонарушения, в связи, с чем последний привлечен к административной ответственности, что порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.
Заслушав представителей заявителя, административного органа, изучив материалы дела, суд считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Из материалов дела видно, что на основании распоряжения № 321 от 30.08.2010г. начальника ОГПН Копейского городского округа госинспектором Копейского городского округа по пожарному надзору проведена проверка по соблюдению Муниципальным дошкольным образовательным учреждением Копейского городского округа «Детский сад № 1» (МДОУ Копейского городского округа «ДС № 1») , юридический адрес: инд. 456618, <...> по результатам которой составлен акт проверки № 321 от 24.09. 2010года.
24.09.2010 года в отношении МДОУ Копейского городского округа «ДС № 1» составлен протокол № 359 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением № 359 от 04.10.2010г. заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 10 000 рублей.
Согласно протоколу от 24.09.2010 года административное правонарушение состоит в том, что МДОУ Копейского городского округа «ДС № 1» нарушены требования: ст. 67, ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (принят ГД ФС РФ 04.07.2008), - п. 3, 16, 22, 40, 98, 108 приложение 3 п. 16, п. 15, п. 17 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.06.2003 N 4838), - п. 12.16, п. 12.21 "НПБ 88-2001. Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования" (утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 04.06.2001 N 31) (ред. от 31.12.2002); п. 13.3.9, п. 5.2 табл. «а» приложение «а» "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 175); табл. 1 п. 9, табл. 3 п. 5.2 "НПБ 110-03. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315); п. 6.2.7 "ГОСТ Р 12.2.143-2009. Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.07.2009 N 260-ст); п. 4.3, п. 4.1.32, п. 4.1.33 "СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации" (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 179), а именно:
1. Не обеспечен подъезд пожарных автомобилей к зданию МДОУ «Детский сад № 1» со всех сторон. С западной и южной стороны проезды отсутствуют. Ворота для въезда на территорию детского сада пожарной техники выполнены шириной 3,0 метра.;
2. Ширина проездов для пожарной техники на территории детского сада составляет менее 6м. ;
3. В противопожарном разрыве между зданием МДОУ ДС № 1 и строениями складов на расстоянии 5 м от здания детского сада складируются горючие материалы, хозяйственный инвентарь;
4. В групповой ячейке Младшей группы в помещении кладовой дымовые пожарные извещатели не установлены в каждом отсеке, образованном строительными конструкциями, верхние края которых отстоят от потолка на расстоянии менее 0,6 м, а именно: расстояние от верха перегородки до перекрытия 0.1 м. ;
5.Складские помещения, расположенные на территории детского сада, не оборудованы установкой автоматической пожарной сигнализации;
6. В кабинете заведующей на окне установлена глухая металлическая решетка;
7. План эвакуации не соответствуют требованиям ГОСТ Р 12.2.143-2009, а именно: план эвакуации не выполнены на основе фотолюминесцентных материалов;
8.Распорядительным документом (приказом) не определено лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения;
9.Техническое обслуживание огнетушителей не проводится в соответствии с инструкцией по эксплуатации огнетушителей;
10. На огнетушители, установленные на объекте, не заведены паспорта по установленной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В п. 1 Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (далее – Правила) установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Согласно пункту 10 Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности,
Судом установлено и материалами дела подтверждается: МДОУ Копейского городского округа «Детский сад № 1» является муниципальным учреждением, учредителем которого является Администрация Копейского городского округа.
Поскольку заявитель является муниципальным учреждением, имущество закреплено за ним на праве оперативного управления (здание, расположенное по адресу ул. Борьбы, 18, г. Копейск, Челябинской области) Таким образом, МДОУ Копейского городского округа «Детский сад № 1» является лицом ответственным за соблюдение требований правил пожарной безопасности.
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила) (п. 2,3 ст. 3 ФЗ -123 от 22.07.2008).
На основании представленных материалов административного дела, в том числе, акта проверки, протокола об административном правонарушении, суд полагает доказанными факты нарушений, выявление которых влечет административную ответственность по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, т.к. заявитель имел возможность для соблюдения требований Правил пожарной безопасности, но им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований.
Между тем, в соответствии с частью 1 статьи 4.1. КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Санкция части 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает административное наказание, как в виде предупреждения, так и в виде взыскания административного штрафа.
Текст оспариваемого постановления, содержащий описание выявленных нарушений Правил пожарной безопасности не содержит обоснованного вывода административного органа о применении административного наказания в виде административного штрафа, тогда как санкция статьи наряду с административным штрафом допускает назначение административного наказания в виде предупреждения.
При таких обстоятельствах суд, с учетом впервые совершенного административного правонарушения, степени вины лица, привлекаемого к административной ответственности, устранения выявленных нарушений, считает возможным изменить административное наказание, предусмотренное частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, назначенное оспариваемым постановлением на «предупреждение», признав в этой части постановление незаконным.
Порядок и срок привлечения к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях, административным органом не нарушен.
В удовлетворении требования заявителя к Отделу государственного пожарного надзора Копейского городского округа суд считает необходимым отказать, в связи с тем, что Отдел госпожнадзора Копейского городского округа является структурным подразделением ГУ МЧС РФ по Челябинской области и не обладает статусом юридического лица.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст.150, 167-170, 176, 211 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным постановление от 04.10.2010 № 259 о привлечении Муниципального дошкольного образовательного учреждения Копейского городского округа «Детский сад № 1» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части назначения административного наказания в виде взыскания штрафа в сумме 10 000 рублей, изменив его на «предупреждение».
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать
Производство по требованию МДОУ Копейского городского округа «Детский сад № 1» к Отделу государственного пожарного надзора Копейского городского округа прекратить .
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://www.fasuo.arbitr.ru
Судья: В.В. Худякова