Арбитражный суд Челябинской области
454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2
тел.(351)265-78-24, факс (351)266-72-10
E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chel.arbitr.ru
Именем Российской федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
30 июня 2011 года Дело №А76-2068/2011
Арбитражный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Первых Н.А., судей Михайловой Е.А., Костылева И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.Р. Мартын,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению
Прокурора Челябинской области
к Собранию депутатов Кыштымского городского округа
третьи лица не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора:
1. Комитет по управлению имуществом Кыштымского городского округа
2. Администрации Кыштымского городского округа
3. Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области
о признании недействующим решения от 23.08.2007 № 161 «Об утверждении Положения «Об учете муниципального имущества и ведении реестра муниципального имущества муниципального образования Кыштымский городской округ»
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: ФИО1- удостоверение
от ответчика: ФИО2- доверенность № 11 от 11.04.2011, паспорт
от третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора:
1.не явился, извещен
2.не явился, извещен
3. не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Челябинской области(далее Прокурор) обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействующим решения от 23.08.2007 № 161 «Об утверждении Положения об учете муниципального имущества муниципального образования Кыштымский городской округ», принятого Собранием депутатов Кыштымского городского округа(далее Собрание).
Как указал Прокурор, оспариваемое решение не соответствует п.5 ст.51 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлению Правительства РФ от 05.06.2008 № 437 «О Министерстве экономического развития РФ», постановлению Правительства от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», то есть принято с превышением полномочий и подлежит признанию недействующим.
Собрание с доводами Прокурора не согласилось, поскольку Решением Собрания от 25.11.2010 № 155 установлено, что Решение от 23.08.2007 № 161, оспариваемое в рамках настоящего дела, носит временный характер до принятия Минэкономразвития России соответствующего нормативного акта, регулирующего порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества.
Третье лицо – Министерство промышленности и природных ресурсов мнения, относительно заявленных требований не представило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителей.
Третьи лица – Комитет по управлению имуществом Кыштымского городского округа и Администрация Кыштымского городского округа в поддержали возражения, заявленные Собранием, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Дело в отсутствие надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства лиц, участвующих в деле, проводится судом по правилам ст.156 АПК РФ.
Рассмотрев представленные доказательства и заслушав пояснения сторон, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 192 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания недействующим нормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия нормативного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
Исследованием материалов дела установлено, что Собранием депутатов Кыштымского городского округа 23.08.2007 принято решение № 161 «Об утверждении Положения об учете муниципального имущества и ведении реестра муниципального имущества муниципального образования Кыштымский городской округ».
Данное решение опубликовано в газете «Кыштымский рабочий» от 11.12.2007 № 142.
Оспариваемое решение является нормативным правовым актом, так как рассчитано на неопределенный круг лиц и на неоднократное применение.
Согласно п. 17 ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт - решение по вопросам местного значения, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом
местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования.
В силу ст. 7 указанного Федерального закона муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 решения № 161 от 23.08.2007 г. предусмотрено, что положение устанавливает порядок учета муниципального имущества и ведения реестра муниципального имущества муниципального образования Кыштымский городской округ.
Разделами 2-7 решения установлены: определение и назначение реестра, структура реестра, порядок ведения реестра, права, обязанности, ответственность держателя реестра, порядок предоставления информации, содержащейся в реестре, порядок хранения реестра и документов, являющихся основанием внесении сведений в реестр.
Пунктом 15 решения №161 от 23.08.2007 определено, что правовые акты Комитета по управлению имуществом по вопросам учета муниципального имущества, формирования и ведения реестра являются обязательными для всех муниципальных предприятий, муниципальных учреждений и организаций, пользователей муниципального имущества других организационно - правовых форм.
То есть, данным решением №161 от 23.08.2007 фактически установлен порядок ведения реестра муниципальной собственности.
Поскольку, в соответствии ст.51 Федерального Закона №131-Ф3 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного акта, органы местного самоуправления от имени
муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в отсутствие федеральных законов, регулирующих порядок ведения реестра муниципальной собственности, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный акт принят Собранием в соответствии с компетенцией, предоставленной ему Федеральным Законом № 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления.
Часть 5 статьи 51 Федерального Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на которую сослался Прокурор и согласно которой органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, была введена в действие Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ, то есть после принятия Собранием оспариваемого решения.
Также, после принятия Собранием Кыштымского городского округа оспариваемого решения, Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 437 «О Министерстве экономического развития РФ» установлена компетенция федерального органа Минэкономразвития России и Постановлением Правительства от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» утверждены Правила, которыми определен порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, осуществляемой Министерством юстиции Российской Федерации, и независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
В связи с чем, доводы Прокурора, что решение Собрания № 161 от 23.08.2007 принято с превышением полномочий в нарушение положений, предусмотренных ч.5 ст.51 Федерального закона № 131-ФЗ, Постановлением Правительства от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 г. № 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации», судом не принимаются как противоречащие материалам дела.
Кроме того, подпункт 5.2.28(59) Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 г. № 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» в действующей редакции вступил в силу с 01.06.2010 г.
Данная норма относит к полномочиям Минэкономразвития РФ установление порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества.
Однако, как установлено судом, на момент рассмотрения настоящего спора в суде, порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества Министерством еще не утвержден.
В судебном заседании Собрание пояснило, что 25.11.2010 Собранием принято решение № 155, которым установлено, что Положение Об учете муниципального имущества, утв. Собранием 23.08.2007 за № 161, является временным и действует до утверждения Минэкономразвития России порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества. Комитет по управлению имуществом Кыштымского городского округа, со своей стороны инициировал обращение в Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области (исх. № 13/920 от 05.04.2011 г.) с просьбой о содействии в ускорении принятия Министерством экономического развития РФ порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества. От Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области Администрацией Кыштымского городского округа получен ответ, что в связи с тем, что приказ Минэкономразвития проходит независимую экспертизу в соответствии с п.6 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, утв. Постановлением Правительства от 26.02.2010 № 96, учет муниципального имущества осуществляется на основании положений, утвержденных органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Таким образом, с учетом того, что оспариваемый нормативный акт принят в пределах предоставленной Собранию компетенции, его действие во времени связано с принятием федеральным органом власти нормативного акта, регулирующего порядок ведения реестра муниципальной собственности, с учетом того, что федеральным органом власти нормативное регулирование данного вопроса не произведено, суд не приходит к выводу, что Решение Собрания от 23.07.2007 № 161 нарушает права неограниченного круга лиц.
При этом, суд также учитывает, что при признании недействующим Решения Собрания депутатов Кыштымского городского округа от 23.08.2007 № 161 «Об утверждении Положения «Об учете муниципального имущества и ведении реестра муниципального имущества муниципального образования Кыштымский городской округ» в Кыштымском городском округе будут отсутствовать какие-либо правовые основы ведения реестра муниципального имущества, что повлечет за собой отсутствие в Муниципальном образовании сведений о состоянии и движении муниципального имущества, а так же информации об объектах муниципальной собственности.
Пользователями указанных сведений наряду с органами местного самоуправления Кыштымского городского округа и органами государственной власти Российской Федерации и Челябинской области, являются так же и органы налоговой службы, суды, правоохранительные органы, судебные приставы, и другие заинтересованные лица, в том числе использующие данные из Реестра муниципального имущества для регистрации прав и оформления сделок по переходу права муниципальной собственности на объекты недвижимости.
На основании изложенного, поскольку судом не установлено несоответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, а доказательства нарушения прав неопределенного круга лиц, в защиту которых Прокурор обратился в суд, в материалах дела отсутствуют, суд считает заявленные Прокурором требования не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 195 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Прокурора Челябинской области о признании Решения Собрания депутатов Кыштымского городского округа от 23.08.2007 № 161 «Об утверждении Положения «Об учете муниципального имущества и ведении реестра муниципального имущества муниципального образования Кыштымский городской округ» не соответствующим п.5 ст.51 Федерального Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления» отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления решения по делу в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.
Председательствующий судья Н.А. Первых
Судья Е.А. Михайлова
Судья И.В. Костылев