Арбитражный суд Челябинской области
Именем Российской Федерации
г. Челябинск
21 сентября 2023 года
Дело № А76-20983/2023
Резолютивная часть решения объявлена 14 сентября 2023 года
Решение в полном объеме изготовлено 21 сентября 2023 года
Судья Арбитражного суда Челябинской области Мрез И.В., рассмотрев дело по заявлению первого заместителя прокурора Челябинской области к Администрации Карабашского городского округа о признании незаконным бездействия,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1, личность установлена служебным удостоверением;
от ответчика: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Челябинской области (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации Карабашского городского округа:
- о признании незаконным бездействия выразившегося в неисполнении обязанности по разработке, принятию, опубликованию на официальном сайте администрации муниципального нормативного правового акта, регламентирующего порядок проверки инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств бюджета муниципального образования «Карабашский городской округ», на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения бюджетных средств,
- о возложении обязнности в течение трех месяцев со дня вступлению в силу решения суда разработать, принять и опубликовать на официальном сайте администрации городского округа http://karabash-go.ru муниципальный правовой акт, регламентирующий порядок проверки инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств бюджета муниципального образования «Карабашский городской округ», на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения бюджетных средств.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, о чем в материалах дела имеются соответствующие доказательства. С учетом изложенного, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика в порядке ст. 156 АПК РФ.
Представитель прокурора в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик отзыв в материалы дела не представил.
Заслушав объяснения представителя прокурора, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Органами прокуратуры проведена проверка исполнения Администрации Карабашского городского округа требований законодательства Российской Федерации об инвестиционной деятельности в Российской Федерации.
По результатам проверки установлено, что решением Собрания депутатов Карабашского городского округа Челябинской области от 22.10.2020 утверждена Стратегия социально-экономического развития Карабашского городского округа Челябинской области до 2035 года (далее - Стратегия).
Согласно Стратегии, на территории Карабашского городского округа запланирована реализация 35 муниципальных программ, финансирование которых, в том числе, осуществляется за счет средств местного бюджета.
В нарушение ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» администрацией Карабашского городского округа не принят муниципальный нормативный правовой акт, регламентирующий порядок проверки инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств местного бюджета, на предмет эффективности использования ч. направляемых на капитальные вложения бюджетных средств.
Полагая, что со стороны органа местного самоуправления – администрации Карабашского городского округа Челябинской области допущено незаконное бездействие, прокурор обратился в суд с настоящим заявлением.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По смыслу статей 200 и 201 АПК РФ для удовлетворения требования заявителя о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Требование Прокурора к Администрации предъявлено в интересах неопределенного круга лиц, осуществляющих (желающих осуществлять) предпринимательскую деятельность на территории соответствующего муниципального образования, и обусловлены неисполнением администрации возложенной на нее законом обязанности по разработке и утверждению муниципального нормативного правового акта, регламентирующего порядок проверки инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств бюджета муниципального образования «Карабашский городской округ», на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения бюджетных средств.
Частью 1 ст. 19 Федерального закона № 39-ФЗ установлен порядок участия органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.
Так, органы местного самоуправления осуществляют создание в муниципальных образованиях благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем: установления субъектам инвестиционной деятельности льгот; защиты интересов инвесторов; расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения.
Прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности осуществляется путем: разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями; проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В свою очередь, согласно ст. 6 Федерального закона № 39-ФЗ инвесторы имеют право на осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами; самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 39-ФЗ субъекты инвестиционной деятельности обязаны: осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; исполнять требования, предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства Российской Федерации; использовать средства, направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению.
В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 39-ФЗ инвестиционные проекты, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, подлежат проверке на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств соответствующих бюджетов в случаях и в порядке, которые установлены соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки установлено, что администрацией Карабашского городского округа не разработан и не утвержден муниципальный нормативный правовой акт, регламентирующий порядок проверки инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств бюджета муниципального образования «Карабашский городской округ», на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения бюджетных средств.
На основании изложенного, исходя из совокупности вышеприведенных норм права и установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о доказанности материалами дела факта неправомерного бездействия Администрации, выразившегося в неисполнении обязанности по разработке, принятию, опубликованию на официальном сайте администрации муниципального нормативного правового акта, регламентирующего порядок проверки инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств бюджета муниципального образования «Карабашский городской округ», на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения бюджетных средств.
Отсутствие указанного нормативного правового акта влечет нарушение прав хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности, создает правовую неопределенность в реализации прав участников данных правоотношений, являющихся субъектами предпринимательской деятельности.
Учитывая изложенное, требования Прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 АПК РФ, Арбитражный суд Челябинской области
РЕШИЛ:
Требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Карабашского городского округа Челябинской области, выразившееся в неисполнении обязанности по разработке, принятию, опубликованию на официальном сайте администрации муниципального нормативного правового акта, регламентирующего порядок проверки инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств бюджета муниципального образования «Карабашский городской округ», на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения бюджетных средств.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья И.В.Мрез