ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-21103/13 от 13.01.2014 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

тел. (351)265-78-24, факс (351)266-72-10

E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chel.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

13 января 2014 года Дело № А76-21103/2013

Решение в полном объеме изготовлено 15 января 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 13 января 2014года

Судья Арбитражного суда Челябинской области В.В. Худякова

При ведении протокола судебного заседания секретарем Савчук А.С.

При рассмотрении в открытом судебном заседании дела по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "Декларант", г. Челябинск,

к Федеральной Таможенной службе России, г. Челябинск,

о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности

в судебном заседании приняли участие представители:

заявителя: Прокопышин Денис Олегович (личность установлена по паспорту, действующий на основании доверенности № 41 от 01.10.2013),

Саксеева Ольга Николаевна (личность установлена по паспорту, действующая на основании Протокола № 1 от 27.03.2013),

ответчика: Аркан Наталья Викторовна (личность установлена по служебному удостоверению, действующая на основании доверенности № 66 АА 2019842 от 12.12.2013),

Общество с ограниченной ответственностью "Декларант" (далее – заявитель, общество), обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Федеральной Таможенной службе России (далее – ответчик, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления № 10000000-57/2013 от 24.09.2013года о привлечении к административной ответственности по ст. 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ) в виде наложения штрафа в размере 20 000 руб.

Заявитель ссылается на отсутствие события административного правонарушения, так как законодательство не устанавливает конкретной даты поступления отчетности в таможенный орган, полагая, что установлен лишь срок отправки отчетности.(до 10 числа) . Представитель общества в судебном заседании пояснил, что отчетность в электронном виде о совершенных во 2 квартале 2012 года таможенных операциях была направлена в ФТС России 09.07.2012 на электронный адрес guftd_otchet@ca.customs.ru, при этом подтверждение доставки электронного сообщения с отчетностью ООО «Декларант» не получало, в связи с чем указанная отчетность на бумажном носителе направлена в ФТС России также почтой с сопроводительным письмом от 09.07.2012 № 149. В подтверждение отправки отчетности электронной почтой обществом предоставлены распечатка электронного сообщения из папки отправленных сообщений электронного почтового ящика Общества office@declar.ru и копия квитанции отделения почтовой связи Челябинского почтамта Почты России от 09.07.2012.

Представителем административного органа заявленные требования полностью отклонены, ссылаясь на совершение заявителем вменяемого ему административного правонарушения в связи, с чем общество привлечено к административной ответственности, что порядок привлечения к административной ответственности соблюден: протокол об административном правонарушении от 09.09.2013года составлен в отсутствие законного представителя общества, но с извещением его 04.09.2013г. о времени и месте его составления. Административное дело в отношении общества рассмотрено с участием законного представителя общества. Представитель ответчика пояснила также , что отчетность таможенного представителя ООО «Декларант» за 2 квартал 2012 года в электронном виде на адрес guftd_otchet@ca.customs.ru не поступала, почтовой связью поступила с просрочкой 27.07.2013года.

Заслушав представителей сторон, а также, исследовав все материалы дела, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела, Обществом с ограниченной ответственностью «Декларант» в Федеральную таможенную службу 27.07.2012, т.е. с нарушением установленного срока (до 10 июля 2012 года), представлена отчетность о совершенных Обществом в качестве таможенного представителя таможенных операциях за 2 квартал 2012 года. Отчетность представлена на бумажном носителе, в электронном виде на электронный адрес ФТС России guftd_otchet@ca.customs.ru отчетность не поступала.

По факту нарушения ООО «Декларант» таможенных правил уполномоченным по особо важным делам отдела административных расследований УТРД К.А. Кальковым 09.09.2013 составлен протокол об административном правонарушении № 10000000-57/2012. Протокол от 09.09.2013года в отношении общества составлен в отсутствие законного представителя общества, но с извещением его о времени и месте его составления телеграммой от 07.08.2013года и 04.09.2013года. 24 сентября 2013года начальником управления таможенных расследований и дознания ФТС России Кизлык А.П. Общество с ограниченной ответственностью «Декларант» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 16.15 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 20 000рублей.

В соответствии с частью 6 статьи 177 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенный представитель обязан ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным представлять в таможенный орган отчетность нарастающим итогом о товарах, в отношении которых совершены таможенные операции. Форма и порядок представления отчетности таможенного представителя о совершенных таможенных операциях регламентируются Порядком представления и форм отчетности лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, утвержденным приказом ФТС России от 28 декабря 2010 г. № 2636 (далее -Порядок).

В соответствии с пунктом 22 указанного Порядка таможенный представитель обязан ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в таможенный орган отчетность по установленной форме, указанной в приложении № 6, нарастающим итогом о товарах, в отношении которых совершены таможенные операции.

Нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Представив 27.07.2012 в ФТС России отчетность о совершенных таможенных операциях за 2 квартал 2012 года, Обществом с ограниченной ответственностью «Декларант» нарушен установленный законодательством срок ее представления, чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 16.15 КоАП России.

В соответствии со статьей 16.15 КоАП РФ непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 2.1 Ко АП России юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП России предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалы дела об административном правонарушении не содержат данных, свидетельствующих о наличии непреодолимых, находящихся вне контроля Общества обстоятельств, которые не позволили бы Обществу с ограниченной ответственностью «Декларант» выполнить возложенную на него обязанность по представлению в ФТС России отчетности таможенного представителя.

Следовательно, у общества с ограниченной ответственностью «Декларант» имелась возможность в установленный срок представить в Федеральную таможенную службу отчетность, однако обществом не была проявлена должная степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона, что свидетельствует о виновности Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.15 КоАП России.

Между тем, в соответствии с частью 1 статьи 4.1. КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Санкция статьи 16.15 КоАП РФ предусматривает административное наказание, как в виде предупреждения, так и в виде взыскания административного штрафа..

Текст оспариваемого постановления, содержащий описание выявленных нарушений Федерального закона № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» не содержит обоснованного вывода административного органа о применении административного наказания в виде административного штрафа, тогда как санкция статьи наряду с административным штрафом допускает назначение административного наказания в виде предупреждения. При таких обстоятельствах суд, с учетом впервые совершенного административного правонарушения, степени вины лица, привлекаемого к административной ответственности, устранения выявленных нарушений и предоставление отчетности, считает возможным изменить административное наказание, предусмотренное статьей 16.15 КоАП РФ, назначенное оспариваемым постановлением на «предупреждение», признав в этой части постановление незаконным.

При этом, суд отклоняет довод общества о возможности применения ст. 2.9 КоАП РФ исходя из следующего.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п. 18 постановления Пленума ВАС РФ N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В силу п. 18.1 указанного постановления Пленума квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 постановления Пленума ВАС РФ N 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Исходя из положения ст. 2.9 КоАП РФ, положений Пленума ВАС РФ N 10, конкретных обстоятельств рассматриваемого дела суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания допущенного обществом правонарушения малозначительным.

Совершением вмененного нарушения общество посягает на охраняемые государством общественные отношения в сфере таможенного дела.

Вступая в таможенные правоотношения, Общество должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Порядок и срок привлечения к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях, административным органом не нарушен.

Довод заявителя об отсутствии в законодательстве конкретной даты представления отчетности в таможенный орган основан на неверном толковании норм права. Пункт 22 Порядка содержит обязанность таможенного представителя ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в таможенный орган отчетность о совершенных таможенных операциях.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным постановление № 10000000-57/2013 от 24.09.2013 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Декларант", г. Челябинск, к административной ответственности по ст. 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 20 000 руб, изменив его на «предупреждение» .

В остальной части в удовлетворении отказать

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объёме), через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья В.В.Худякова

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aas.arbitr.ru).