ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-2126/2012 от 20.03.2011 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

454000, г. Челябинск, ул. Воровского, д. 2

тел.(351)265-78-24, факс (351)266-72-10

е-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chel.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

«27» марта 2012 года                                                            дело № А76-2126/2012

Резолютивная часть решения оглашена 20 марта 2011 года

Решение в полном объеме изготовлено 27 марта 2011 года

Судья Арбитражного суда Челябинской области Елькина Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Добронравовым В.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Управления государственного автодорожного надзора по Челябинской области, г. Челябинск

к ООО «Магнитогорские услугу», г. Магнитогорск Челябинской области

о привлечении к административной ответственности предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ

при участии в заседании:

от заявителя: Семененко С.В. – главный специалист-эксперт, действующий на основании доверенности от 04.04.2011 № 1-4/01 д, должность подтверждается удостоверением

от ответчика: представитель не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен

УСТАНОВИЛ:

Управление государственного автодорожного надзора по Челябинской области Федеральной службы в сфере транспорта обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении ООО «Магнитогорские услугу» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ответчик в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке (ст. 121 АПК РФ). Почтовое уведомление с отметкой о его получении в суд возвращено. Заявлений, ходатайств по спору, возражений о рассмотрении дела без его участия не представил.

Кроме того, информация о принятии искового заявления к производству и назначении его к рассмотрению размещена судом на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке предусмотренном ч. 1 ст. 121 АПК РФ. Документ, подтверждающий размещение указанных сведений в сети «Интернет», приобщен к материалам дела.

При таких обстоятельствах отсутствие стороны, надлежащим образом извещенной о времени и месте проведения судебного разбирательства, согласно ст. 156 АПК РФ не препятствует разрешению спора по существу по имеющимся в деле документам.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд считает требования Управления государственного автодорожного надзора по Челябинской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Магнитогорские услуги» зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 15.12.2004 за основным государственным номером 1047420509916 /л.д. 50/.

На основании лицензии регистрационный номер АСС-74-100051 от 24.05.2010, выданной Управлением Государственного автодорожного надзора по Челябинской области, ООО «Магнитогорские услуги» имеет право с 25.05.2010 по 24.05.2015 осуществлять перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек /л.д. 33/.

В соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта», на основании приказа начальника Управления от 22.12.2011 № 09(11)0655/лиц в периоде с 10.01.2012 по 06.02.2012 была проведена плановая проверка деятельности ООО «Магнитогорские услуги». Предметом проверки явилось соответствие лицензионным требованиям и условиям, установленными «Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 г. № 637 п. 4 /л.д. 6/.

В ходе проведения проверки сотрудником Управления были выявлены факты осуществления Обществом деятельности с нарушениями требований законодательства.

По результатам проверки оформлен акт от 31.01.2012 № 0007, в котором зафиксированы установленные нарушения Обществом требований постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 № 26 /л.д. 12-22/. Копию акта законный представитель Общества получил в день его оформления, о чем свидетельствует учиненная им подпись на последней странице акта /л.д. 21/.

Рассмотрев акт проверки, государственным транспортным инспектором Скориков С.В. в присутствии законного представителя Общества, был составлен протокол № 002487/74 от 27.01.2012 об административном правонарушении /л.д. 23-26/. Копию данного протокола директор получил на руки, о чем свидетельствует учиненная им подпись на последней странице протокола /л.д. 26/.

Считая установленным наличие в деятельности ООО «Магнитогорские услуги» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности.

Обращаясь с заявлением о привлечении ответчика к административной ответственности, заявитель ссылается на обязанность выполнения, предусмотренных законодательством, лицензионных требований при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции закона от 22.07.2008 года) деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.

В соответствии со статьей 2 Закона № 128-ФЗ выполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Лицензионные требования и условия представляют собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пп. «а», «б», «в» п. 4 Положения о лицензировании требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются:

- наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении (пп. «а»);

- соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (пп. «б»);

- соблюдение лицензиатом установленных ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров (пп. «в»).

Выполнение указанных требований является обязательным.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), является основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 20 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

- организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

- соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;

- создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

- анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

- организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

- обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;

- обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Пунктом 2.2 «Требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте» утвержденного приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15 установлено, что при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий назначают на должности исполнительных руководителей и специалистов, связанные с обеспечением безопасности движения, лиц, прошедших специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами. Лица, занимающие должности, связанные с обеспечением безопасности движения, проходят периодическую аттестацию на право занятия этих должностей в установленном порядке.

Разрабатывают для всех работников, деятельность которых влияет на обеспечение безопасности дорожного движения, должностные инструкции, устанавливающие их обязанности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, и осуществляют контроль за их исполнением.

В нарушение требований названых норм ООО «Магус», приказом от 30.06.2006 № 75/1, назначило заместителем начальника автотранспортного цеха Усик Н.Ф., который не проходил в установленные сроки (каждые пять лет) повышение квалификации по безопасности движения (БДД). Согласно свидетельству по ББД № 945 предыдущее повышение квалификации было 10.08.2005.

Отсутствует и аттестация руководителя на соответствие занимаемой должности (один раз в пять лет). Согласно удостоверению об аттестации от 24.08.2006 № 001135, предыдущая аттестация была 24.08.2005 (пункт 1.4 акта проверки).

Так же со стороны руководителя ООО «Магус» отсутствует контроль за деятельностью должностных лиц (пункт 1.4.1 акта проверки).

В соответствии с п. 2.5.4 «Требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утверждены приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что отсутствует контроль технического состояния транспортных средств при выезде на линию и при возврате к месту стоянки, в связи с отсутствием технической  возможности его проведения.

Не применяются средства инструментального контроля.

Согласно ст. 23 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.

Пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях оказывается первая помощь, а также медицинская помощь, которая заключается в:

- оказании скорой медицинской помощи на месте дорожно-транспортного происшествия и в пути следования в лечебно-профилактическое учреждение;

- оказании первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи.

Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, а также порядок организации медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях устанавливаются федеральным законом.

Пунктами 2.2 и 2.3.2 «Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 закреплено, что к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся:

- прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы;

- организация стажировки водителей;

- организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей;

- проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей;

- регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей;

- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей;

- регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте;

- организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок (п. 2.2).

В соответствии со ст. 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», владельцы автобусов обязаны организовать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автобусов.

В случаях, когда водитель начинает рабочий день (смену) или заканчивает его вне производственных территорий владельца автобусов (при осуществлении междугородных перевозок, на маршрутах большой протяженности, специальных перевозок, при смене водителей на линии и т.п.), владелец автобуса обязан обеспечить проведение указанных медосмотров через автовокзалы, автостанции и иных юридических лиц, обладающих соответствующей базой (п. 2.3.2).

В нарушение названных норм ООО «Магус» не организовано (отсутствует) после рейсовый медицинский осмотр водителей автобусов на основной базе.

В ходе проверки были выявлены случаи не проведения после рейсового медосмотра водителей, так согласно путевому листу от 04.12.2011 № 23344 на водителя Медведева. Ю.М. и путевому листу от 04.12.2011 № 23330 на водителя Мурзина А.С., не был проведен после рейсовый мед осмотр названных водителей. Отметки в путевых листах отсутствуют (пункт 3.7 акта проверки).

Пунктами 3, 4, 18 Постановления Правительства РФ от 29.06.1995 № 647 установлено, что учету подлежат все дорожно-транспортные происшествия.

Учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется для изучения причин и условий их возникновения и принятия мер по устранению этих причин и условий (п. 3).

Учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется:

органами внутренних дел;

владельцами транспортных средств;

государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог.

Медицинские организации ведут учет погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях (п. 4).

Владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств (п. 18).

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что отсутствует учет нарушений водителями ПДД. Не организован анализ и устранение причин ДТП и нарушений водителями ПДД. Не проводятся аналитическая работа и служебные расследования (путч 4.2 акта проверки).

Пунктами 7, 13, 16, 17 Приказа Минтранса № 152 от 18.09.2008 установлено, что сведения о водителе включают:

1) фамилию, имя, отчество водителя;

2) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.

Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя (п. 13).

Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества (п. 16).

Собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов (п. 17).

В спорной деятельности у юридического лица форма путевого листа и порядок заполнения обязательных реквизитов, не соответствуют указанным требованиям, а именно в путевых листах отсутствуют:

- ФИО мед работника проводившего предрейсовый и послерейсовый медосмотр;

- дата и время, штамп и подпись с указанием фамилии, имени и отчества механика проводившего пред рейсовый и после рейсовый технический контроль;

- имени и отчества механика;

- время, число, месяц, показания одометра при выезде и возврате к месту стоянки;

- контроль технического состояния при возврате автомобиля к месту стоянки (пункт 4.8 акта проверки).

В соответствии с п. 2.3.3. Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, к деятельности по обеспечению профессиональной надежности водителей автобусов предъявляются следующие дополнительные требования:

- контроль за соблюдением установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей осуществляется владельцами автобусов, автовокзалами, пассажирскими автостанциями, расположенными на маршрутах регулярных перевозок, органами Государственной автомобильной инспекции, Российской транспортной инспекции.

Согласно материалам дела, ООО «Магус» (работодателем) графики работы (сменности) на линии для водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени не составлялись и до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие не доводились.

Пунктом 4 Приказа Минтранса РФ № 15 от 20.08.2004 предусмотрено, что  графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

В нарушение названной нормы, Обществом не установлено время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы(смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного(междусменного) и еженедельного отдыха. Работодателем не утвержден график работы (сменности) с учетом мнения представительного органа работников.

В соответствии с требованиями п. 8 Приказа Минтранса РФ № 15 от 20.08.2004, в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Согласно материалам дела суммированный учет рабочего времени предприятием ООО «Магус» для водителей не вводился.

Пунктом 11 Приказа Минтранса РФ № 15 от 20.08.2004 закреплено, что при суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

Согласно материалам дела, из прилагаемых копий путевых листов за декабрь 2011 года №№ 23330, 23334, видно, что смена у водителей составляет 18-19 часов (с 9.00 час 04.12.2011 и до 05.00 час 05.12.2011), то есть, нарушается норматив продолжительности ежедневной работы(смены) водителей.

В соответствии с требованиями п. 20 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (подпункт «в» пункта 15 Положения), и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя (подпункт «г» пункта 15 Положения) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

В нарушение названной нормы Обществом не определены состав и продолжительность подготовительно-заключительного времени и времени проведения медицинских осмотров водителей (пункт 4.9 акта проверки).

Вышеприведенные выявленные Управлением нарушения образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Проверка административным органом проводилась по юридическому адресу деятельности ООО «Магнитогорские услуги»: Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. 9 мая, 3. Перечень документов, осмотренных в ходе проверке, и мероприятий контроля указаны в акте проверки.

Согласно объяснениям, содержащимся в протоколе ответчик с выявленными нарушениями согласен, обязался устранить /л.д. 20/.

В судебном заседании представитель Управления ГАДН отказался от заявленных требований в части привлечения Общества к административной ответственности за нарушения, указанные в пунктах 3, 9, 10 протокола об административном правонарушении от 31.01.2012 № 002487/74.

Таким образом, ООО «Магус» признано административным органом виновным в совершении семи нарушений законодательства о лицензировании, которые свидетельствуют об угрозе общественным отношениям.

Данная заявителем квалификация действий ответчика признается судом правомерной и обоснованной, а вина предпринимателя в совершении административного правонарушения, выразившегося в осуществление деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), доказанной.

Порядок и сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные нормами статей 28.2, 28.5 КоАП РФ, управлением не нарушены.

Каких-либо обстоятельств, смягчающих ответственность за совершенное правонарушение (статья 4.2 КоАП РФ), ООО «Магнитогорские услуги» не названо. Не было установлено судом при рассмотрении материалов дела и обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у предпринимателя возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Допущенное правонарушение является социально опасным правонарушением, так как связано с угрозой жизни и здоровью пассажиров, перевозку которых осуществляет предприниматель. Суд считает недопустимым применить к правонарушению малозначительность (статья 2.9 КоАП РФ), которая носит исключительный характер. При этом, учитывая совершение предпринимателем правонарушения впервые, а также признание вины правонарушителем, суд считает возможным ограничиться минимальным размером наказания.

Штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам:

Получатель платежа: Управление Федерального казначейства по Челябинской области (Управление государственного автодорожного надзора по Челябинской области)

ИНН 7453000467, КПП  745301001

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Челябинской области г. Челябинск

Счет получателя: 40101810400000010801

БИК 047501001

КБК 10611690040040000140

ОКАТО 75401000000

Руководствуясь ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ, ст.ст. 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

Требование  заявителя удовлетворить.

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Магнитогорские услуги», зарегистрированного в ЕГРЮЛ 15.12.2004, юридический адрес: г. Магнитогорск, ул. 9 мая, 3, к административной ответственности по основанию части 3 статьи 14.1  КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья                                                                                                         Л.А. Елькина

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда  www.18aas.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа  www.fasuo.arbitr.ru