ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-22278/18 от 29.01.2019 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

5 февраля 2019 года                                                           Дело № А76-22278/2018

Резолютивная часть решения объявлена 29 января 2019 года.

Решение в полном объеме изготовлено 5 февраля 2019 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Белякович Е.В., 

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степановой О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению частного профессионального образовательного учреждения «Челябинское летное училище гражданской авиации» о признании акта проверки и предписания Министерства образования и науки Челябинской области недействительными,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, Челябинской транспортной прокуратуры,

при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – Кулешова В.Ю. (доверенность от 22.01.2019), от заинтересованного лица – Асатулиной Т.В. (доверенность от 14.01.2019), от Челябинской транспортной прокуратуры – Павлова М.А. (доверенность от 14.11.2018),

установил:

частное профессиональное образовательное учреждение «Челябинское летное училище гражданской авиации» (далее – училище) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением признании акта проверки от 06.04.2018 № Н179/2018 и предписания от 06.04.2018 № Н179/2018П Министерства образования и науки Челябинской области (далее – министерство) недействительными.

Определением суда от  02.10.2018 к участию в деле привлечена Челябинская транспортная прокуратура (далее – прокуратура).

В представленных отзывах на заявления министерство и прокуратура указывают на необоснованность заявленных требований (л.д. 78-92).

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, представители министерства и прокуратуры возражали против удовлетворения требований по доводам, изложенным в отзывах.

При рассмотрении дела судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.

Как следует из материалов дела, 23.09.2015 министерством выдана училищу лицензия № 11725 на право реализации одной программы среднего профессионального образования по специальности 25.02.04 «Летная эксплуатация летательных аппаратов» с присвоением квалификации пилот, дополнительных профессиональных программ и дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Решением Копейского городского суда Челябинской области от 28.09.2017 признана деятельность училища по осуществлению обучения специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала с присвоением квалификации «пилот» в отсутствии сертификата авиационного учебного центра незаконной: по реализации программ среднего профессионального образования с 26.06.2016, по реализации программ дополнительного профессионального образования, включенных в приложение к сертификату авиационного учебного центра от 28.08.2014 № 216 с 28.08.2016; училищу запрещена деятельность по осуществлению обучения специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала с присвоением квалификации «пилот» до получения сертификата авиационного учебного центра (л.д. 25-33).

15.01.2018 училищем издан приказ № 3 о прекращении образовательной деятельности по реализации образовательных программ среднего профессионального образования, образовательных программ дополнительного профессионального образования до получения сертификата авиационного учебного центра (л.д. 20).

04.02.2018 училищем издан приказ № 5 о прекращении образовательной деятельности по реализации общеразвивающих программ дополнительного образования детей и взрослых до получения сертификата авиационного учебного центра (л.д. 21).

01.03.2018 училище направило в министерство уведомление о прекращении образовательной деятельности (л.д 22).

На основании поступившего в министерство требования прокуратуры о проведении внеплановой проверки в отношении училища (л.д. 93-97) издан приказ от 05.04.2018 № 01/970 о проведении внеплановой документарной проверки заявителя (л.д. 98-99).

 По результатам проведенной министерством в отношении училища внеплановой документарной проверки составлен акт проверки от 06.04.2018 № Н179/2018 (л.д.14), которым зафиксированы следующие нарушения:

- части 2 статьи 30, пунктов 3, 8 части 1 статьи 33, подпункта «д» пункта 2 части 2 статьи 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) в части отсутствия размещения на официальном сайте образовательной организации ЧПОУ «ЧЛУГА» локального нормативного акта, регламентирующего порядок и основания перевода обучающихся – студентов – лиц, осваивающих программу среднего профессионального образования (в наличии локальный нормативный акт «Перевод и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся в Частном профессиональном образовательном учреждении «Челябинское летное училище гражданской авиации», регламентирующий порядок перевода «Слушателей», то есть лиц, осваивающих дополнительные профессиональные программы, не содержит сведений об утверждении директором учреждения),

- пункта 5 Порядка и условий осуществления перевода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам, в случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулирования лицензии, лишения организации государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе, истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.08.2013 № 957 (далее – Порядок № 957), в части нарушения порядка издания распорядительного акта о прекращении деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования: приказ ЧПОУ ЧЛУГА от 15.01.2018 № 3 «О прекращении образовательной деятельности» фиксирует принятие решения о прекращении образовательной деятельности (являющейся основной целью деятельности в соответствии с пунктом 1.1 Устава ЧПОУ ЧЛУГА) при отсутствии указания принимающей организации (круга принимающих организаций), в которую будут переводиться обучающиеся, то есть приказ не определяет круг принимающих организаций, которые дали согласие на прием обучающихся в порядке перевода.

На основании данного акта проверки заявителю выдано предписание от 06.04.2018, в соответствии с которым предписано принять меры к устранению выявленных нарушений требований законодательства об образовании, а также причин, способствующих их совершению, в срок до 01.10.2018, а также представить в министерство отчет об исполнении предписания с приложением документов (копий документов), подтверждающих исполнение предписания, в срок до 01.10.2018 (л.д.16-18).

Считая акт проверки и предписание незаконными, училище обратилось в суд с соответствующим заявлением.

Рассмотрев заявленные требования, суд приходит к следующим выводам.

Относительно требования об оспаривании акта проверки суд полагает, что производство по делу в данной части подлежит прекращению по следующим основаниям.

Подведомственность дел арбитражному суду установлена нормами параграфа 1 главы 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (части 1, 2 статьи 27 АПК РФ).

В силу статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе: об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 1 статьи 197 АПК РФ к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение дел об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей.

Таким образом, из приведенных выше положений статей  27, 29, 197 АПК РФ следует, что арбитражные суды являются специализированным судами, рассматривающими экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, как правило, со специальным субъектным составом.

Законодателем установлено два общих критерия, в совокупности позволяющих отнести спор к компетенции арбитражного суда: экономический характер спора и субъектный состав его участников (за исключением оговоренных в положениях федерального законодательства случаев специальной компетенции).

При этом, по смыслу перечисленных выше норм права, к решениям, действиям (бездействию), которые могут быть оспорены в арбитражном суде по правилам главы 24 АПК РФ, относятся не любые решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия и их должностных лиц, а лишь те индивидуально-определенные акты либо адресованные конкретному лицу действия, которые содержат властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций, и обеспечены мерами государственного принуждения.

Судом установлено, что оспариваемый акт проверки не является ненормативным правовым актом, подлежащим обжалованию в порядке главы 24 АПК РФ, так как по своему содержанию указанный акт не содержит властно-обязывающих предписаний в отношении заявителя, сам по себе не влечет для него каких-либо правовых последствий, его исполнение не обеспечено мерами государственного принуждения, соответственно, данный акт не затрагивает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд отмечает, что по своей правой природе указанный акт является процессуальным документом, фиксирующим результаты проведенной административным органом проверки, данный документ не является окончательным документом проверки, поэтому не может быть самостоятельным предметом спора в арбитражном суде.

 Возможность самостоятельного обжалования акта проверки, действующим арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрена.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Таким образом, производство по делу в части требования о признании акта проверки министерства от 06.04.2018 № Н179/2018 недействительным подлежит прекращению.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Такое заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).

Срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ для обжалования в суд оспариваемого ненормативного акта, заявителем не пропущен.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ, а также исходя из пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в предмет доказывания по настоящему делу входит установление совокупности следующих юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту, и нарушение таким актом прав и законных интересов заявителя.

Согласно пункту 8 Положения о Министерстве образования и науки Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 09.08.2004 № 410, министерство осуществляет государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Челябинской области (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Закона об образовании) (подпункт 4),  а также лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Челябинской области (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Закона об образовании) (подпункт 5).

Правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования установлены Законом об образовании (часть 2 статьи 1).

Предметом регулирования названного Закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования) (части 1 статьи 1).

В силу пункта 20 статьи 2 Закона об образовании  организации, осуществляющие образовательную деятельность, - это образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение.

Статьей 30 Закона об образовании предусмотрено, что образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом (часть 1). Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (часть 2).

К обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся: студенты (курсанты) - лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры; слушатели - лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 1 статьи 33 Закона об образовании).

В силу статьи 29 Закона об образовании  образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».  Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность копий локальных нормативных актов, предусмотренных частью 2 статьи 30 названного Закона, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора.

Статьей 34 Закона об образвоании предусмотрено, что Обучающимся предоставляются академические права наперевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

В соответствии с пунктом 5 Порядка № 957 при принятии решения о прекращении деятельности организации в соответствующем распорядительном акте учредителя организации указывается принимающая организация (круг принимающих организаций), в которую будут переводиться обучающиеся, предоставившие необходимые письменные согласия на перевод в принимающую организацию. О предстоящем переводе организация в случае прекращения своей деятельности обязана уведомить обучающихся и заказчиков образовательных услуг в письменной форме в течение пяти рабочих дней с момента издания распорядительного акта учредителя о прекращении деятельности организации, а также разместить указанное уведомление на своем официальном сайте в сети «Интернет». Данное уведомление должно содержать сроки предоставления письменных согласий обучающихся на перевод в принимающую организацию.

Однако в нарушение вышеприведенных правовых норм, на официальном сайте училища не размещен локальный нормативный акт, регламентирующий порядок и основания перевода обучающихся – студентов – лиц, осваивающих программу среднего профессионального образования (в наличии локальный нормативный акт «Перевод и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся в училище, регламентирующий порядок перевода «Слушателей», то есть лиц, осваивающих дополнительные профессиональные программы, не содержит сведений об утверждении директором учреждения), а также приказ от 15.01.2018 № 3 «О прекращении образовательной деятельности», фиксируя  принятие решения о прекращении образовательной деятельности, не содержит указания принимающей организации (круга принимающих организаций), в которую будут переводиться обучающиеся, то есть приказ не определяет круг принимающих организаций, которые дали согласие на прием обучающихся в порядке перевода.

Доказательства обратного материалы дела не содержат.

Суд обращает внимание на то, что училище не обращалось  с заявлением о прекращении лицензируемого вида деятельности, выданная лицензия на осуществление образовательной деятельности № 11725 действует, не аннулирована и не приостановлена.

Суд также отмечает, что прекращение образовательной деятельности на основании приказа не освобождает училище от необходимости соблюдения вышеуказанных требований закона.

Приведенные заявителем доводы судом проверены и признаны подлежащими отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права.

Оснований для вывода о том, что внеплановая документарная проверка в отношении заявителя проведена с грубыми нарушениями требований, предусмотренных Законом № 294-ФЗ, к организации и проведению проверок, судом не установлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого предписания незаконным.

В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 150, 176, 200, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Прекратить производство по делу в части требования о признании акта проверки Министерства образования и науки Челябинской области от 06.04.2018 № Н179/2018 недействительным.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                              Е.В. Белякович