ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-22631/08 от 11.12.2008 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск Дело № А76-22631/2008-51-615

18 декабря 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 11 декабря 2008 года.

Решение в полном объеме изготовлено 18 декабря 2008 года.

Судья арбитражного суда Челябинской области Забутырина Л.В.  , при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богатыревой С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению 

Управления коммунального хозяйства Администрации Центрального района г. Челябинска

К Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по Центральному району г. Челябинска

Третье лиц, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:

Администрация Центрального района г. Челябинска

о признании недействительным решения от 05.08.2008г. об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией, возложении обязанности произвести регистрацию прекращения деятельности

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя:   ФИО1 – представителя по доверенности от 29.12.2007г. (паспорт); ФИО2 – представителя по доверенности от 29.10.2008 г. (паспорт);

от ответчика:   ФИО3 – представителя по доверенности № 05-02/5163 от 08.02.2008 г. (удостоверение);

от третьего лица:   ФИО4 – представителя по доверенности № 278 от 24.03.2008, (удостоверение);

УСТАНОВИЛ:

Управление коммунального хозяйства Администрации Центрального района г. Челябинска (далее – учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по Центральному району г. Челябинска о признании недействительным решения от 05.08.2008г. об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией, возложении обязанности произвести государственную регистрацию прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией, о взыскании судебных расходов (л.д. 2-4 т.1).

Определением суда от 30.10.2008 (л.д. 29 т.1) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Центрального района г. Челябинска.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении.

В обоснование своих требований приводит следующие доводы.

В соответствии с требованиями ст. 21 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в налоговый орган были представлены все необходимые для проведения регистрации документы. Имущества, иных активов учреждение не имеет. Наличие задолженности, в том числе по обязательным платежам в бюджет не может являться основанием для отказа в государственной регистрации, поскольку в соответствии с п.6 ст. 64 ГК РФ, требования кредиторов, неудовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Заявителем соблюден порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный ст. 63 ГК РФ.

В судебном заседании представитель ответчика требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему (л.д. 108-109 т.1).

В обоснование возражений приводит следующие доводы. Отказ в регистрации правомерен и связан с тем, что ликвидационный баланс считается непредставленным, поскольку содержит сведения о задолженности по обязательным платежам в бюджет.

Представитель третьего лица в судебном заседании пояснил, что решение ИФНС нарушает права заявителя и не соответствует действующему законодательству. Заявитель является муниципальным учреждением. Законом о регистрации юридических лиц предусмотрен перечень документов, необходимых для представления в регистрирующий орган, при обращении с заявлением о государственной регистрации в связи с ликвидацией. Руководствуясь п.4 ст. 63, п.6 ст. 64 ГК РФ и положениями закона о регистрации юридических лиц Управлением были представлены все необходимые документы, при этом оснований для отказа в регистрации у регистрирующего органа не имелось.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, суд установил следующие фактические обстоятельства.

Распоряжением Главы Администрации Центрального района г. Челябинска от 12.03.1992 № 62-р отдел коммунального хозяйства переименован в Управление коммунального хозяйства (л.д. 48 т.1).

Постановлением Главы Администрации Центрального района г. Челябинска от 21.10.2002 № 1212 утверждено Положение об Управлении коммунального хозяйства Администрации Центрального района (л.д. 52 т.1).

В соответствии с Положением Управление является подразделением Администрации Центрального района, юридическим лицом; деятельность управления финансируется из средств сметы района в пределах сметы расходов, утвержденной на его содержание, а также за счет средств, полученных Управлением в результате осуществления хозяйственной деятельности; Управление имеет самостоятельный баланс, закрепленное на праве оперативного управления имущество (л.д. 53-57 т.1).

В соответствии с основными задачами Управление осуществляет функции: контролирует и координирует деятельность специализированных предприятий по нормальному энергоснабжению жилого фонда и объектов соцкультбыта района, жилищно-эксплуатационных предприятий, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, а также других учреждений и организаций по содержанию жилого фонда, производит контроль санитарного состояния территории района, контролирует работу транспорта и связи, организует и производит работы по благоустройству территории района, ремонту дорог и т.д., проводит организационно-методическое руководство и контроль за подготовкой к работе в зимних условиях объектов жилищного фонда и соцкультбыта на всей территории района, выполняет иные функции (л.д. 54 т.1).

Письмом от 30.12.2002 УКХ № 594 Управление коммунального хозяйства Администрации Центрального района направило в Инспекцию МНС РФ по Центральному району г. Челябинска сведения об управлении для включения в государственный реестр и постановки на учет в качестве юридического лица (л.д. 46 т.1).

Управлением в Инспекцию представлено сообщение по форме Р 17001, с указанием организационно-правовой формы – муниципальное учреждение (л.д. 39-44 т.1).

Инспекцией МНС России по Центральному району г. Челябинска в Единый государственный реестр юридических лиц 08.01.2003 внесена запись об Управлении коммунального хозяйства Администрации Центрального района г. Челябинска как о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, за основным государственным регистрационным номером 1037403860493, что подтверждается свидетельством серии 74 № 002175378 (л.д. 34 т.1).

21.11.2005 Главой Администрации Центрального района издано постановление № 1042 о ликвидации Управления коммунального хозяйства Администрации Центрального района, одновременно утвержден состав ликвидационной комиссии (л.д. 13 т.1).

Сообщение о ликвидации Управления опубликовано в журнале Вестник государственной регистрации от 21.12.2005 № 48, что подтверждается справкой ООО «Юридическое агентство «Право» (л.д. 15 т.1).

02.12.2005 Инспекцией ФНС по Центральному району г. Челябинска в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица за государственным регистрационным номером 2057424638698, что подтверждается свидетельством серии 74 № 003033379 (л.д. 95 т.1).

02.12.2005 Инспекцией ФНС по Центральному району г. Челябинска в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о формировании ликвидационной комиссии юридического лица за государственным регистрационным номером 2057424638709, что подтверждается свидетельством серии 74 № 003033380 (л.д. 102 т.1).

Главой Администрации Центрального района г. Челябинска утвержден нулевой промежуточный ликвидационный баланс по состоянию на 04.02.2008 (л.д. 18-19 т.1).

По состоянию на 01.06.2008 Администрацией Центрального района г. Челябинск утвержден нулевой ликвидационный баланс (л.д. 22-23 т.1).

30.07.2008 в инспекцию Управлением представлено уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме Р 15003, вх. № 3605 (л.д. 64 т.1).

30.07.2008 в инспекцию Управлением представлено заявление по форме Р 10001, вх. № 3606 с приложением ликвидационного баланса, документа об уплате госпошлины, справки, что подтверждается распиской в получении документов (л.д. 70 т.1).

Письмом от 05.08.2008 исх. № 3605 Инспекция уведомила Управление об оставлении документов, полученных 30.07.2008 вх. № 3605, для внесения в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица без рассмотрения по следующим основаниям. В представленном на государственную регистрацию промежуточном ликвидационном балансе в графе задолженность по налогам и сборам на конец отчетного периода значится «0», по данным Инспекции у Управления имеется кредиторская задолженность и задолженность по налогам и сборам, следовательно, данные, отраженные в промежуточном ликвидационном балансе об отсутствии задолженности перед бюджетом, являются недостоверными, в связи с чем, промежуточный ликвидационный баланс считается не представленным (л.д. 63 т.1).

Решением ИФНС от 05.08.2008г. отказано в государственной регистрации УКХ Администрации Центрального района г. Челябинска в связи с его ликвидацией в соответствии с подп. а п. 1 ст. 23 ФЗ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ на основании непредставления заявителем ликвидационного баланса, который считается не представленным в связи с тем, что налоговым органом выявлено несоответствие сведений в части уплаты обязательных платежей в бюджет, содержащихся в ликвидационном балансе (имеется задолженность). По данным налоговой инспекции у Управления имеется кредиторская задолженность и задолженность по налогам и сборам в сумме 628 318,82 руб. (л.д. 61-62 т.1).

Не согласившись с указанным решением, полагая, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Управления, последнее обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.

В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием, а, следовательно, спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате изданием ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Согласно ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 5 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ, Закон о регистрации) решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

В соответствии с ч.1, 2 ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.

Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В силу ч.1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Частное или бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (ч.1 ст. 298 ГК РФ).

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе (ч.2 ст. 298 ГК РФ).

Статьей 63 ГК РФ установлен порядок ликвидации юридического лица.

В силу п. 1 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются сведения о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Во исполнение установленных законом требований, информация о принятом решении о ликвидации Управления и об установлении двухмесячного срока предъявления требований была опубликована в журнале «Вестник государственной регистрации» № 48 от 21.12.2005 (л.д. 15-16 т.1), что не оспаривается инспекцией.

Порядок государственной регистрации юридического лица при ликвидации регламентируется Законом № 129-ФЗ.

На основании ст. 8 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Согласно п. 3 ст. 20 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

В соответствии с п.2 ст. 63 ГК РФ, после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации.

Однако пунктом 3 данной статьи Налогового кодекса РФ определено, что очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

Из приведенных норм права не усматривается, что для налогового органа установлены какие-либо особые правила для предъявления имеющейся задолженности ликвидируемому юридическому лицу.

Для установления факта соблюдения (несоблюдения) УКХ требования отражения в промежуточном ликвидационном балансе суммы задолженности по налогам, следовательно, правомерности оспариваемого решения налогового органа, обязательному включению в предмет судебного исследования подлежат обстоятельства направления ответчиком заявителю в срок и по адресу, указанным в сообщении о ликвидации общества, требования о наличии задолженности по налогам установленной формы.

После окончания срока для предъявления требований кредиторов, ликвидационной комиссией УКХ был составлен промежуточный ликвидационный баланс, который был утвержден собственником имущества ликвидируемого юридического лица (л.д. 18-19 т.1). Утвержденный промежуточный ликвидационный баланс сдан в налоговый орган (л.д. 17 т.1).

В соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Таким образом, заявитель выполнил обязанность, предусмотренную законом, и представил уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Дальнейшие действия регистрирующего органа по принятию или непринятию уведомления не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела.

Ответчиком, в рамках ст. 65 АПК РФ, не представлены доказательства того, что имеющиеся в материалах дела документы, подтверждающие обоснованность предъявленных к Управлению сумм налогов и сборов (требования об уплате налогов, решения о взыскании налога и сбора) были представлены ликвидационной комиссии Управления в период определенный для заявления требования кредитора.

В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона № 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины.

Указанный перечень документов является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Представления иных документов не требуется. Также законом не предусмотрена обязанность регистрирующего органа проверять, соответствуют ли действительности сведения, указанные в представленных для государственной регистрации документах, поскольку обязанность по предоставлению достоверной информации возложена законодательством на заявителя.

В соответствии с п.п. «а» п.1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случаях непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации документов.

Как усматривается из материалов дела, заявителем были представлены все необходимые документы для государственной регистрации.

Представленный для государственной регистрации ликвидации учреждения ликвидационный баланс не содержит сведений об имеющейся у заявителя задолженности перед бюджетом или внебюджетными фондами.

Сведения о наличии денежных средств, иного имущества у учреждения в размере достаточном для погашения имеющейся задолженности материалы дела не содержат.

В силу пункта 6 статьи 64 Гражданского кодекса РФ требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования кредиторов, в том числе по обязательным платежам в бюджет, в соответствии с ч.6 ст. 64 ГК РФ в связи с недостаточностью имущества у заявителя считаются погашенными, а ответчиком, в рамках ст. 65 АПК РФ, не представлены доказательства непредставления УКХ необходимых для регистрации документов.

Кроме того, судом принято во внимание следующее.

Материалами дела подтверждается, что налоговый орган был надлежаще уведомлен о том, что Управление находится в стадии ликвидации: 02.12.2005 внесены записи о принятии решения о ликвидации юридического лица и о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора (л.д. 95 т.1).

На основании п.4 ст. 64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии.

Доказательств обращения в суд с заявлением налоговым органом не представлено.

Процедура ликвидации, порядок удовлетворения требований кредиторов четко определен действующим законодательством Российской Федерации. Налоговый орган как кредитор по платежам в бюджет также должен соблюдать установленный порядок предъявления требований при ликвидации. Несоблюдение налоговой инспекцией установленного законодательством порядка предъявления требований при ликвидации влечет установленные законодательством последствия, в том числе в виде погашения требований кредитора.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Совпадение в одном лице кредитора и регистрирующего органа не дает право налоговой инспекции как регистрирующему органу при несоблюдении им как кредитором условий предъявления требований отказывать в регистрации юридического лица.

Кроме того, ч.1 ст. 65 ГК РФ установлено, что по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом) юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации. Аналогичные положения содержаться и в Федеральном законе от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что Управлением коммунального хозяйства Администрации Центрального района г. Челябинска соблюдены требования ст. 61-64 ГК РФ, положения Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» о порядке представления документов, необходимых для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией, у инспекции отсутствовали основания считать ликвидационный баланс непредставленным, в связи с наличием задолженности по налогам и сборам, поскольку последняя считается погашенной, поэтому отказ инспекции в государственной регистрации ликвидации УКХ Администрации Центрального района г.Челябинска не соответствует Федеральному закону от 08.08.1002 № 129-ФЗ и нарушает права и законные интересы Управления.

В соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ, ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Учитывая, что имеется совокупность условий, при наличии которых ненормативный правовой акт может быть признан судом недействительным: отказ не соответствует закону и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, требования заявителя подлежат удовлетворению.

В рамках восстановления нарушенного права заявитель просит обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы РФ по Центральному району г. Челябинска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Управления коммунального хозяйства Администрации Центрального района г. Челябинска путем проведения государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица УКХ.

Суд приходит к выводу о том, что указанный способ восстановления соответствует заявленным требованиям и позволит восстановить нарушенное право заявителя.

В ходе судебного разбирательства, Управлением заявлен отказ от требований в части взыскания с Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по Центральному району г. Челябинска судебных расходов.

В соответствии с ч.2 ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Согласно ч.5 ст. 49 АПК РФ арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.

В силу ч.2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Поскольку согласно ч.1, 2 ст. 4 АПК РФ обращение в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов является субъективным правом соответствующего заинтересованного лица, а, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и иных лиц, суд приходит к выводу о том, что отказ заявителя от требований в части возмещения судебных расходов не противоречит закону и не нарушает права других лиц

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.

Поскольку ходатайство управления об отказе от требований не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав других лиц, суд приходит к выводу о возможности принятия отказа от части заявленных требований.

При таких обстоятельствах, производство по делу в указанной части подлежит прекращению.

При обращении с заявлением в арбитражный суд управлением не была уплачена государственная пошлина в сумме 2000 рублей в связи с отсутствием денежных средств, заявителю определением от 29.09.2008 была предоставлена отсрочка по уплате госпошлины (л.д. 1 т.1).

НК РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.

Соответственно подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и государственная пошлина, в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ, взыскивается непосредственно с государственного органа как стороны по делу.

Таким образом, госпошлина в сумме 2000 рублей, подлежит взысканию с налогового органа за счет средств казны РФ.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 106, 110, 167-176, ст.201 АПК РФ, ст. 333.37 НК РФ арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Принять отказ Управления коммунального хозяйства Администрации Центрального района г. Челябинска от требований в части взыскания с Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по Центральному району г.Челябинска судебных расходов. Производство по делу в указанной части прекратить.

Требования Управления коммунального хозяйства Администрации Центрального района г. Челябинска удовлетворить.

Признать решение Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по Центральному району г. Челябинска от 05.08.2008 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности Управления коммунального хозяйства Администрации Центрального района г. Челябинска недействительным, как не соответствующее Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы РФ по Центральному району г. Челябинска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Управления коммунального хозяйства Администрации Центрального района г. Челябинска путем проведения государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица на основании заявления и документов, полученных инспекцией 30.07.2008г., входящий № 3606, не позднее пяти рабочих дней с момента вступления решения в законную силу.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по Центральному району г. Челябинска за счет средств казны РФ в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течении месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течении двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru/

Судья Л.В. Забутырина