ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-2270/11 от 17.06.2011 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

тел. (351)265-78-24, факс (351)266-72-10

E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chel.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

24 июня 2011 года Дело №А76-2270/2011

Резолютивная часть объявлена 17 июня 2011года.

Решение в полном объеме изготовлено 24 июня 2011года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Н.А. Первых,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению

Администрации города Челябинска и Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Челябинска

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области

о признании незаконным и отмене решения и предписаний от 22.12.2010 по делу № 48-07/10 о нарушении антимонопольного законодательства в части

третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора:

1. Челябинская Городская Дума,

2. Муниципальное автономное учреждение «Мемориал- Сервис», г.Челябинск

при участии в судебном заседании:

от заявителя:

Никитиной Э.Б.- доверенность б/н от 24.01.2011; Антонова Д.А. - доверенность № 05-1755 от 15.11.2010, удостоверение,

от ответчика:

Казанцевой Л.Ю.- доверенность № 56 от 30.03.2011, удостоверение

от третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:

1.Кузевановой Ю.В.- доверенность № ГД 1 -12-437 от 07.06.2010

2.не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

Управление Жилищно-коммунального Хозяйства Администрации города Челябинска(далее Управление, УЖКХ) обратилось в суд с требованием о признании незаконным и отмене решения и предписания УФАС Челябинской области №48-07/10 от 22.12.2011.

В судебном заседании заявитель уточнил заявленные требования, просил признать незаконным и отменить решение в части: .

пункт 2 решения в части признания действия УЖКХ по наделению хозяйствующего субъекта - МАУ «Мемориал-Сервис»(далее Учреждение) функциями органов местного самоуправления путем утверждения п.13 Устава МАУ «Мемориал-Сервис» нарушениемч.3 ст.15 Закона о защите конкуренции;

пункт 3 решения в части признания действия УЖКХ по выдаче МАУ «Мемориал-Сервис» муниципального задания на содержание мест захоронения от 13.05.2010 и заключению соглашений № 130/04400, 131/2205 и 135-2205 нарушением части 1 ст.15 Закона О защите конкуренции;

пункт 7 решения в части выдачи УЖКХ предписания о прекращении нарушении антимонопольного законодательства.

Уточнение заявленных требований принято судом на основании ст.49 АПК РФ.

Администрации города Челябинска обратилась в арбитражный суд с требованием о признании незаконным и отмене решения УФАС Челябинской области по делу № 48/07-10 о нарушении антимонопольного законодательства и предписания. В судебном заседании Администрация требования уточнила, просила признать незаконным решение в следующей части.

Основанием признания решения антимонопольного органа являются следующие доводы: МАУ «Мемориал-Сервис» создано на основании ходатайства Управления, действия Администрации не противоречат действующему законодательству, в Распоряжении от 11.02.2010 № 1007-д указано, что учреждение создано для осуществления полномочий органа местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, данные цели достигаются посредством оказания соответствующих услуг и выполнения работ.

Определением суда по ходатайству сторон производство по делу объединено с производством по делу для совместного рассмотрения.

Управление ЖКХ Администрации города Челябинска обратилось в суд с требованием о признании незаконным и отмене решения УФВС Челябинской области № от 22.12.2011. В судебном заседании заявитель уточнил заявленные требования , просил признать незаконным и отменить решение в части: .

Основанием для обращения в суд явились следующие доводы. По мнению Управления, Учреждениеучреждение вправе выполнять работы по содержанию общественных кладбищ г. Челябинска. Большую часть таких работ Учреждениеучреждение выполняет самостоятельно, на выполнение некоторых видов работ заключает гражданско-правовые договоры с подрядными организациями, что соответствует уставу Учреждения и действующему законодательству. Ходатайство Управления о создании учреждения от 12.11.2009 № 3182-УЖКХ подготовлено специалистом, обладающим техническим образованием, в связи с чем в данном письме ошибочно указано на получение МАУ «Мемориал-Сервис» прибыли вместо дохода. Устав автономного учреждения принят в соответствии с типовым уставом, утвержденным Решением Челябинской городской Думы от 25.02.2010 № 10/7 «Об утверждении Положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и учреждении г. Челябинска».

При вынесении оспариваемого решения антимонопольный орган, по мнению Управления, не учел того обстоятельства, что муниципальное задание от 13.05.2010 утратило силу и было утверждено сводное муниципальное задание на 2010.

Определением суда от 18 мая 2011 по ходатайству антимонопольного органа производство по настоящему делу объединено с делом № А76-4205/2011 в одно производство для совместного рассмотрения.

В рамках указанного дела, Администрации города Челябинска(далее Администрация) обратилась в арбитражный суд с требованием о признании незаконным и отмене решения и предписаний УФАС Челябинской области от 22.12.2010 по делу № 48/07-10 о нарушении антимонопольного законодательства

В судебном заседании Администрация требования уточнила, просила признать незаконным предписания от 22.12.2010 № 11417/07 о прекращении нарушении антимонопольного законодательства и об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство, а также решение по делу № 48/07-10 в следующей части:

пункт 1 решения в полном объеме,

пункт 2 решения в части признания действия Администрации по наделению хозяйствующего субъекта - МАУ «Мемориал-Сервис»(далее Учреждение) функциями органов местного самоуправления путем утверждения п.13 Устава МАУ «Мемориал-Сервис» нарушениемч.3 ст.15 Закона о защите конкуренции;

пункт 3 решения в части признания действия Администрации по заключению с МАУ «Мемориал-Сервис» соглашений от 30.04.2010 и 13.05.2010 № 130/04400, 131/2205 и 135-2205 нарушением части 1 ст.15 Закона О защите конкуренции;

пункт 7 решения в части выдачи Администрации предписания о прекращении нарушении антимонопольного законодательства.

пункт 8 решения в части выдачи Администрации предписания об изменении актов нарушающих антимонопольное законодательство.

Уточнение заявленных требований принято судом на основании ст.49 АПК РФ.

Основанием признания решения антимонопольного органа являются следующие доводы: МАУ «Мемориал-Сервис» создано на основании ходатайства Управления, действия Администрации не противоречат действующему законодательству, в Распоряжении от 11.02.2010 № 1007-д указано, что учреждение создано для осуществления полномочий органа местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, данные цели достигаются посредством оказания соответствующих услуг и выполнения работ. Никаких других действий по нарушению антимонопольного законодательства Администрация не осуществляла, оспариваемое решение таких действий не называет.

Антимонопольный орган с заявленными требованиями не согласился на основании следующего. По мнению антимонопольного органа, Администрацией решение вопроса местного значения по организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения передано MAУ «Мемориал-Сервис», что подтверждается изданием Распоряжения от 11.02.2010 № 1007-д «О создании МАУ «Мемориал-Сервис».

Согласно пункту 13 Устава МАУ «Мемориал-Сервис» Учреждение создано в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления г. Челябинска в сфере ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

Таким образом, по мнению ответчика, действия Администрации по наделению хозяйствующего субъекта МАУ «Мемориал-Сервис» функциями органов местного самоуправления путем издания распоряжения от 11.02.2010 № 1007-д противоречат требованиям части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции и Закону об автономных учреждениях и антимонопольному законодательству.

Ответчик считает, что заказ на оказание услуг (работ) по содержанию мест захороненийкладбищ, должен быть размещен по правилам, установленным в Законе о размещении заказов посредством проведения процедуры торгов.

Как указал антимонопольный орган, Администрация в лице Управления, выдав учреждению задание на выполнение указанных работ, отнеся их к муниципальным услугам (работам), оказываемым для категорий юридических и физических лиц, по мнению антимонопольного органа, фактически установила безальтернативный порядок выполнения данных работ (услуг). Заключив

Ответчик указал, что, заключив возмездные соглашения на выполнение работ по содержанию мест захоронений, МАУ «Мемориал-Сервис» созданы необоснованные преимущественные условия деятельности конкретным хозяйствующим субъектам, а также необоснованные препятствия осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами в сфере оказания услуг (выполнения работ) по содержанию мест захоронений г. Челябинска посредством устранения возможности состязаться за получение муниципального заказа при проведении торгов и запросов котировок, что противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Челябинская городская дума и МАУ «Мемориал-Сервис» считают заявленные требования подлежащими удовлетворению, поскольку антимонопольным органом не представлены доказательства нарушения антимонопольного законодательства со стороны Администрации и Управления.

Суд, исследовав представленные доказательства и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, считает, что спор подлежит разрешению на основании следующего.

В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, антимонопольным органом, по результатам рассмотрения дела по признакам нарушения Управлением частей 1 и 3 статьи 15 Закона о нарушении конкуренции , Администрацией пункта 2 ч.1 и ч. 3 ст.15 Закона о защите конкуренции, 22.12.2010 вынесено решение по делу № 48-07/2010:

пункт 1 – признать действия Администрации по наделению хозяйствующего субъекта - МАУ «Мемориал-Сервис» функциями органов местного самоуправления путем изданияна основании распоряжения от 11.02.2010 № 1007-д нарушением ч.3 ст.15 Закона о защите конкуренции.Первого заместителя Главы г. Челябинска от 11.01.2010 № 1007-д создано MAУ «Мемориал-Сервис» (далее распоряжение № 1007-д). Учреждение создано в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления г.Челябинска в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

пункт 2 –признать действия Администрации и Управления по наделению хозяйствующего субъекта - МАУУЖКХ утвержден Устав MAУ «Мемориал-Сервис» функциями органов местного самоуправления путем утверждения п.13 Устава МАУ «Мемориал-Сервис» нарушениемч.3 ст.15 Закона о защите конкуренции; ». Согласно распоряжения от 11.01.2010 № 1007-д учредителем МАУ «Мемориал Сервис» является Управление .

пункт 3 признать действия Администрации и Управления по необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующим субъектами в сфере выполнения работ по содержанию мест захоронений в г. Челябинске , а также по созданию преимущественных условий деятельности отдельному хозяйствующему субъекту в сфере оказания услуг по содержанию мест захоронения путем выдачи МАУ «Мемориал-Сервис» муниципального задания на содержание мест захоронения от 13.05.2010, получателем которой фактически является и может являться муниципальное образование , путем заключения с МАУ «Мемориал-Сервис» соглашений от 30.04.2010 и 13.05.2010 № 130/04400, 131/2205 и 135-2205 на предоставление субсидий из муниципального бюджета с целью финансирования выполнении учреждением муниципального заказа, что не обеспечило состояние конкуренции в сфере оказания услуг (выполнения работ) по содержанию мест захоронения г. Челябинска, нарушением части 1 ст.15 Закона О защите конкуренции;

пункт 7 выдать Администрации и Управлению предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства .

пункт 8 выдать Администрации и Думе предписания об изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство.

Также, 22.12.2010 антимонопольным органом выданы предписания Администрации и Управлению не позднее 30 календарных дней прекратить нарушение части 1 ст.15 О защите конкуренции и прекратить нарушение части 3 ст.15 Закона о защите конкуренции.

Полагая, что вышеприведенные ненормативные акты являются незаконными и нарушающими права и законные интересы Администрации и Управления, последние обратились в суд.

В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п. 13 устава учреждение создано в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления г.Челябинска в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

Пунктами 14 и 17 устава учреждения установлены виды деятельности, осуществляемые учреждением для достижения указанных целей, в частности:

1) содержание мест захоронений;

2) эвакуация тел умерших (погибших) в морги города;

3) иные виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ, соответствующие уставным целям деятельности Автономного учреждения, в том числе строительство и реконструкция объектов (административных зданий, подсобных помещений) на кладбищах города, содержание и уход за территориями кладбищ, услуги по уходу и содержанию исторических мемориальных комплексов, расположенных на кладбищах и т.д.

Согласно подпункту 3 пункт 23 и пункту 24 устава учреждение вправе получать доход.

По пункту 1 оспариваемого решения.

Судом установлено, что 11.01.2010, на основании ходатайства УЖКХ г. Челябинска № 3182, Администрацией города Челябинска издано распоряжение № 1007-д о создании МАУ «Мемориал-Сервис».

Как следует из указанного распоряжения, МАУ «Мемориал-Сервис» создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 03.11.2006 №. 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Также, распоряжением установлено, что МАУ «Мемориал-Сервис» создается в целях осуществления предусмотренных действующим законодательством полномочий органов местного самоуправления г. Челябинска в сфере ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, антимонопольный орган пришел к выводу, что действия Администрации по изданию указанного распоряжения являются действиями по наделению хозяйствующего субъекта МАУ «Мемориал-Сервис» функциями органов местного самоуправления, что противоречит ч.3 ст.15 Закона о защите конкуренции.

Как следует из ч.3 ст.15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.

В силу ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Закона об общих принципах самоуправления в РФ № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа.

Из анализа приведенных норм права следует вывод, что органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения вправе создавать муниципальные учреждения.

Статья 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения относит вопрос организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

Таким образом, с целью решения вопроса местного значения - организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения орган местного самоуправления вправе создать муниципальное автономное учреждение.

Следует вывод, что издание распоряжения от 11.01.2010 № 1007-д осуществлено Администрацией города Челябинска в целях решения вопроса организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, то есть в соответствии с действующим федеральным законодательством.

При этом, суд не принимает доводы антимонопольного органа, что путем издания распоряжения № 1007-д, МАУ «Мемориал-Сервис» наделено функциями органов местного самоуправления.

Текст преамбулы ненормативного акта (распоряжения Администрации города Челябинска № 1007-д) указывает на цель издания распоряжения - осуществление Администрацией предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органа местного самоуправления города Челябинска в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

Сведений о наделении МАУ «Мемориал-Сервис» конкретными полномочиями и функциями органа местного самоуправления в тексте распоряжения № 1007-д не содержится.

Также, не установлены конкретные полномочия органа местного самоуправления, которыми, по мнению ответчика, наделен хозяйствующий субъект, и антимонопольным органом: в оспариваемом решении данные полномочия не указаны, не названы они ответчиком и в судебном заседании. Между тем, указанные обстоятельства подлежат доказыванию антимонопольным органом.

На основании изложенного, суд считает требования Администрации в указанной части обоснованными и подлежащими удовлетворению, а пункт 1 решения УФАС Челябинской области № 48-07/10 от 22.12.2010 подлежащим признанию незаконным и отмене.

По п.2. оспариваемого решения.

Как следует из материалов дела, устав Учреждения утвержден Управлением с учетом типового устава автономного учреждения, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 25.02.2010 № 10/7 «Об утверждении Положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и учреждений г. Челябинска».

Из пункта 13 Устава Учреждения следует, что учреждение создано в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления г.Челябинска в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

Пунктами 14 и 17 устава учреждения установлены виды деятельности, осуществляемые учреждением для достижения указанных целей, в частности:

1) содержание мест захоронений;

2) эвакуация тел умерших (погибших) в морги города;

3) иные виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ, соответствующие уставным целям деятельности Автономного учреждения, в том числе строительство и реконструкция объектов (административных зданий, подсобных помещений) на кладбищах города, содержание и уход за территориями кладбищ, услуги по уходу и содержанию исторических мемориальных комплексов, расположенных на кладбищах и т.д.

Согласно подпункту 3 пункт 23 и пункту 24 устава учреждение является хозяйствующим субъектом и вправе получать доход.

Антимонопольный орган признал действия Администрации и Управления по наделению хозяйствующего субъекта - МАУУЖКХ утвержден Устав MAУ «Мемориал-Сервис» функциями органов местного самоуправления путем утверждения п.13 Устава МАУ «Мемориал-Сервис» нарушениемч.3 ст.15 Закона о защите конкуренции

Согласно статьям 130, 132 Конституции РФ и подпункту 23 части 1 статьи 16 Закона об организации местного самоуправления организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа, а согласно статье 18 этого же Закона перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений и настоящий Федеральный закон.

Таким образом, из анализа в совокупности положений устава Учреждения(п.13,14, и 17, 23 и 24) и вышеприведенных норм следует, что Учреждение создано с целью осуществления полномочий органов местного самоуправления по содержанию мест захоронений.

Как уже указывалось судом, из положений из ст. 2 Федерального закона № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» следует, что автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Таким образом, возможность создания автономного учреждения в целях осуществления непосредственно полномочий органов местного самоуправления, не только не предусмотрена действующим законодательством, но прямо запрещена частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

При таких обстоятельствах, доводы антимонопольного органа о нарушении норм Закона о защите конкуренции при утверждении п.13, 14, 17, 23 и 24 устава МАУ «Мемориал-Сервис» подтверждены материалами дела.

Между тем, как установлено судом в ходе судебного разбирательства, устав МАУ «Мемориал-Сервис» утвержден учредителем – Управлением жилищно - коммунального хозяйства администрации города Челябинска.

Доказательств осуществления действий по наделению хозяйствующего субъекта - МАУ «Мемориал-Сервис» функциями органов местного самоуправления путем утверждения пунктовпункта 13, 23 и 24 Устава, предусматривающего выполнение указанных функций хозяйствующим субъектом Администрацией города Челябинска антимонопольным органом в материалы дела не представлено, оспариваемое решение выводов, обосновывающих указание Администрации города Челябинска в пункте 2 резолютивной части указанного решения, не содержит.

Таким образом, требования Администрации города Челябинска по данному эпизоду следует признать обоснованными, пункт 2 решения УФАС Челябинской области подлежит отмене в части признания действий Администрации города Челябинска нарушением ч.3 ст.15 Закона о защите конкуренции.

Требования Управления о признании незаконным пункта 2 решения УФАС Челябинской области в части признания действий Управления по наделению хозяйствующего субъекта - МАУ «Мемориал-Сервис» функциями органов местного самоуправления путем утверждения пункта 13 Устава, предусматривающего выполнение указанных функций хозяйствующим субъектом нарушением ч.3 ст.15 Закона о защите конкуренции, удовлетворению не подлежат.

3.

По пункту 3 оспариваемого решения.

Как установлено судом, Управлением 13.05.2010 выдано Учреждению муниципальное задание на содержание мест захоронения, которое предусматривает осуществление учреждениями полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.

30.04.2010 и 13.05.2010 между Управлением и МАУ «Мемориал-Сервис» заключены соглашения № 130/0400, 131/2205 и № 135-2205 на предоставление субсидий из муниципального бюджета с целью финансирования выполнения учреждением муниципального задания (далее - соглашения).

В соответствии с пунктом 2.2.1 соглашения от 30.04.2010 № 130/0400 Учреждение обязуется выполнять работы по содержанию кладбищ в соответствии с муниципальным заданием за счет субсидии, направляемой Управлением.

Не осуществляя самостоятельно исполнение данных функций, МАУ «Мемориал-Сервис» фактически разместило муниципальный заказ на выполнение работ и оказание услуг по содержанию общественных кладбищ.

Как установлено антимонопольным органомСогласно подпункту 10 пункта 4 статьи 36 Устава г. Челябинска, Администрация осуществляет формирование и размещение муниципального заказа.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 13 Положения об Управлении утв. Постановлением Главы г. Челябинска от 29.12.1999 № 1750-п) ему переданы полномочия органа местного самоуправления по формированию муниципального заказа в сфере услуг городского хозяйства, заключению договоров по размещению муниципального заказа, направлению в уполномоченный орган Администрации города заявок на выполнение работ, услуг, обеспеченных бюджетными средствами, в соответствии с нормативными правовыми актами о муниципальном заказе в городе Челябинске.

Не осуществляя самостоятельно исполнение данных функций, 13.05.2010 Управлением от имени Администрации утверждено муниципальное задание МАУ «Мемориал-Сервис», которое предусматривает осуществление учреждением полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.

30.04.2010 и 13.05.2010 между Управлением и МАУ «Мемориал-Сервис» заключены соглашения № 130/0400, 131/2205 и № 135-2205 на предоставление субсидий из муниципального бюджета с целью финансирования выполнения учреждением муниципального задания.

В соответствии с пунктом 2.2.1 соглашения от 30.04.2010 №. 130/0400 учреждение обязуется выполнять работы по содержанию кладбищ, в соответствии с муниципальным заданием за счет субсидии, направляемой Управлением.

Из материалов дела следует, что МАУ «Мемориал-Сервис» не только наделено полномочиями органа местного самоуправления по содержанию мест захоронений, но и фактически осуществляет данные функции.

Так, Учреждением заключены договоры подряда на выполнение работ (оказание услуг), являющихся муниципальными нуждами, и данные работы (услуги) полностью профинансированыфинансируются за счет средств бюджета г. Челябинска.

Так, МАУ «Мемориал-Сервис» заключены договоры:

- договор от 01.07.2010 № 143х/1/2010 на текущий ремонт дорог на кладбищах (с ООО «Контур плюс»);

- договор от 04.06.2010 № 77х/1/2010) на проведение работ по дезинфекции (с ООО « Уралсанобработка»);

- договор от 01.04.2010 № 41х/1/2010 на проведение работ по вывозу мусора с территорий мест захоронения (с МУП «Городской экологический центр»);

- договор от 05.04.2010 № 96 на проведение работ по дезинфекции (с ООО «Уралсанобработка»).

Как следует из оспариваемого решения, согласноСогласно пояснениям представителя Учреждения, ООО «Контур плюс», ООО «Уралсанобработка» и МУП «Городской экологический центр» были выбраны Учреждением в качестве контрагентов по возмездным соглашениям на выполнение работ по содержанию мест захоронений без проведения торгов и запросов, котировок.

Согласно пояснениям МАУ «Мемориал-Сервис» договоры с указанными организациями заключались ввиду того, что ранее эти хозяйствующие субъекты выполняли такие работы по результатам размещения муниципальных заказов.

На основании изложенного, антимонопольный орган указал в оспариваемом решении, что действия Управления по выдаче МАУ «Мемориал-Сервис» муниципального задания на содержание мест захоронения от 13.05.2010 и по заключению с МАУ «Мемориал-Сервис» 30.04.2010 и 13.05.2010 соглашений № 130/0400, 131/2205 и № 135-2205 на предоставление субсидий из муниципального бюджета с целью финансирования выполнения учреждением муниципального заказа, привели к Таким образом, МАУ «Мемориал-Сервис», наделенное полномочиями органа местного самоуправления и фактически осуществляющее их, неправомерно разместило муниципальные заказы на выполнение работ (оказание услуг) по содержанию мест захоронения г. Челябинска без проведения конкурентных процедур, создав необоснованные преимущества отдельным хозяйствующим субъектам и препятствуя осуществлению указанной деятельности иными лицами.

На основании изложенного, антимонопольный орган признал действия Администрации и Управления по необоснованному препятствованию осуществленияосуществлению деятельности хозяйствующим субъектам в сфере выполнения работ по содержанию мест захоронений в г. Челябинске, а также к по созданию преимущественных условий деятельности отдельному хозяйствующему субъекту в сфере оказания услуг (выполнения работ) по содержанию мест захоронения, что не обеспечило состояние конкуренции в сфере оказания услуг (выполнения работ) по содержанию мест захоронения путем выдачи МАУ «Мемориал-Сервис» муниципального задания на содержание мест захоронения от 13.05.2010, получателем которой фактически является и противоречитможет являться муниципальное образование, путем заключения с МАУ «Мемориал-Сервис» 30.04.2010 и 13.05.2010 соглашений № 130/0400, 131/2205 и № 135-2205 на предоставление субсидий из муниципального бюджета с целью финансирования выполнения учреждением муниципального заказа, что не обеспечивало состояние конкуренции в сфере оказания услуг (выполнения работ) по содержанию мест захоронения противоречат требованиям части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 2 части 1 указанной статьи.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

В статье 4 Закона об автономных учреждениях предусмотрено, что учредитель устанавливает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью. Условия и порядок формирования задания учредителя и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются местной администрацией в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

В соответствии со статьей 6 БК РФ государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

В статье 69.2. БК РФ предусмотрено, что государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам должно содержать: определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг; порядок оказания соответствующих услуг; предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих уснут физическими и (или) юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов).

Муниципальное задание формируется в порядке, установленном администрацией муниципального образования.

Постановлением Главы города Челябинска от 15.02.2008 № 25-п утвержден (порядок формирование, задания учредителя муниципальному автономному учреждению и финансового обеспечения его выполнения (далее - Порядок).

Как следует из муниципального задания от 13.05.2010, порядок оказания услуг в задании не определен. В муниципальном задании также не установлен соответствующий тариф (стоимость) по которому должны оказываться услуги (работы) физическим и (или) юридическим лицам.

Как следует из материалов дела о нарушении антимонопольного законодательстваСогласно пункта 4 Порядка задание, наряду с иными сведениями, должно содержать определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг (далее - потребители); показатели, характеризующие качество и (или) объем оказываемых потребителям муниципальных услуг; перечень муниципальных услуг, предоставляемых потребителям бесплатно, а также перечень и объем услуг, оказываемых частично за плату; предельные цены (тарифы) на оплату муниципальных услуг потребителями в случаях, если законодательством предусмотрено оказание соответствующих услуг па платной основе, и (или) порядок их установления; порядок оказания муниципальных услуг потребителям.

Согласно пункту 8 Порядка задание формируется, в том числе с учетом предложений учреждения о потребности в соответствующей муниципальной услуге, оцениваемой на основании прогнозируемой динамики количества потребителей услуг, уровня удовлетворенности существующим объемом и качеством муниципальных услуг.

Субсидии предоставляются автономному учреждению на основании соглашения между учредителем и автономным учреждение о порядке и условиях предоставления субсидий.

Таким образом, Порядком устанавливаются основополагающие принципы формирования муниципального задания автономным учреждениям г. Челябинска, которые заключаются, в частности, в том, что услуга, (работа) может быть оказана определенной категории юридических и физических лиц.

В нарушение статьи 69.2 БК РФ и пункта 4 Порядка в задании не определена, категория физических и юридических лип, являющихся потребителями данных услуг.

Как следует из представленных документов, на территории городского округа деятельность, связанную с выполнением работ необходимых для содержания кладбищ, осуществляют различные хозяйствующие субъекты. Следовательно, данный рынок является конкурентным.

Как установлено антимонопольным органомТак, в 2009 году проводились открытые аукционы и запросы котировок на право заключения муниципальных контрактов на выполнение указанных работ, заказчиком которых выступало Управление.

Согласно протоколам на участие в указанных аукционах и запроса котировок поступали заявки от различных участников размещения заказов. Как указал антимонопольный орган, в аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по расчистке дорог от мусора и снега на кладбищах принимали участие 4 хозяйствующих субъекта (протокол от 27.03.2009 № 2АА), в аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по благоустройству и оказание автотранспортных услуг по уборке и вывозу мусора принимали участие 6 хозсубъектов (протокол от 01.04.2009 № 10-070А, в запросе котировок на право заключения муниципального контракта на уборку территорий кладбищ и вывоз мусора принимали участие 3 хозсубъекта (протокол от 06.03.2009 № 09-061, в запросе котировок на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по дезинфекции территории (акарицидной обработке территории кладбищ) принимали участие 3 хозсубъекта (протокол от 14.04.2009 № 09-102) и т.д.

Из приведенных выше обстоятельств следует, что в результате предоставления МАУ «Мемориал - Сервис» полномочий по выполнению работ по содержанию мест захоронений, иные хозяйствующие субъекты не имеют возможности осуществлять указанную деятельность в условиях конкуренции в г. Челябинске, поскольку, на выполнение работ и услуг по содержанию мест захоронений выбор хозяйствующего субъекта осуществляется Учреждением самостоятельно без конкурсной основы и без конкурентной борьбы.

Таким образом, суд считает необходимым согласиться с доводами антимонопольного органа, что МАУ «Мемориал-Сервис», наделенное полномочиями органа местного самоуправления и фактически осуществляющее их, неправомерно разместило муниципальные заказы на выполнение работ (оказание услуг) по содержанию мест захоронения г. Челябинска без проведения конкурентных процедур, создав необоснованные преимущества отдельным хозяйствующим субъектам и препятствуя осуществлению указанной деятельности иными лицами.

Перечень работ, входящих в работы по текущему ремонту и работы по содержанию мест захоронений (кладбищ) работниками зеленого хозяйства, а также их объем в задании не определен.

Пунктом 4 задания в разделе «порядок оказания муниципальных услуг потребителям» перечислены услуги, которые оказываются учреждением при эвакуации тел умерших в морги (прием заявок на диспетчерский пункт, направление автотранспорта и т.п.), а также при эксгумации останков (изготовление гроба, снятие оградки, демонтаж памятника и т.п.).

Фактически порядок оказания услуг в задании не определен, что не соответствует положениям статьи 69.2 БК РФ и пункта 4 Порядка.

В муниципальном задании также не установлен соответствующий тариф (стоимость) по которому должны оказываться услуги (работы) физическим и (или) юридическим лицам.

Таким образом, задание не соответствует нормам БК РФ, 30.04.2010 и 13.05.2010 между Управлением и МАУ «Мемориал-Сервис» заключены соглашения № 130/0400, 131/2205 и № 135-2205 на предоставление субсидий из муниципального бюджета с целью финансирования выполнения учреждением муниципального задания (далее соглашения),

В соответствии с пунктом 2.2.1 соглашения от 30.04.2010 № 130/0400 учреждение обязуется выполнять работы по содержанию кладбищ в соответствии с муниципальным заданием за счет субсидии, направляемой Управлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ могут предусматриваться субсидии автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание ими в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнение работ).

Согласно решению Думы от 20.04.2010 № 13/3 в бюджет г. Челябинска на 2010 год предусмотрено предоставление субсидии MAУ «Мемориал-Сервис» для выполнения им муниципального задания в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, а также для выполнения муниципального задания на возмещение расходов по гарантированному перечню услуг по погребению.

Как указывалось ранее, только к полномочиям Администрации, как к исполнительному органу местного самоуправления относится решение вопросов местного значения, в том числе осуществление функции собственника муниципального имущества, организация предоставления ритуальных услуг и содержание мест захоронения (пункт 24 части 1 статьи 9, часть 3 статьи 36 Устава города Челябинска).

Поскольку общественные кладбища являются собственностью г. Челябинска, а полномочия собственника муниципального имущества - функции Администрации, то бремя содержания данного имущества лежит на Администрации.

В силу пункта 2 статьи 18 Закона об организации местного самоуправления финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Таким образом, все расходы, возникающие при организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения, финансируются только за счет средств местного бюджета.

Это же следует из содержания пунктов 2.1.1 и 2.1.2 соглашения от 13.05.2010 № 135-2205 и соглашений от 30.04.2010 № 130/0400 и 131/2205, заключенных Управлением и МАУ «Мемориал-Сервис».

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что такого рода услуги (работы) как содержание кладбищ не могут быть оказаны физическим или юридическим лицам, так как единственным субъектом потребления данных услуг является муниципальное образование в лице Администрации.

Кроме того, исходя из анализа норм Гражданского кодекса РФ любые услуги или работы выполняются исполнителем на основании заявки (заказа.) потребителя (заказчика) данных услуг (работ).

Администрацией, Управлением и Учреждением не представлены документы, подтверждающие обращение физических и (или) юридических лип, в автономное учреждение за предоставлением (выполнением) услуг (работ) по содержанию кладбищ, эксгумации останков с кладбища.

Также Администрацией, Управлением, Учреждением не представлены документы, подтверждающие проведение оценки потребности потребителей в данных услугах (работах), что свидетельствует о том, что данные услуги не могут быть оказаны физическим и (или) юридическим лицам.

Таким образом, выдача муниципального задания учреждению в целях содержания кладбищ, получателем которых фактически является муниципальное образование, эксгумации останков с кладбища противоречит Закону об автономных Учреждениях, БК РФ, Порядку.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94 РФ могут предусматриваться субсидии автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание, ими в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнение работ).

Решением Челябинской городской Думы от 15.12.2009 № 9/3 «О бюджете города Челябинска на 2010 год» не предусматривалось предоставление учреждению субсидий. Однако, согласно решению Думы от 20.04.2010 № 13/3 в бюджет Челябинска на 2010 год внесены изменения и предусмотрено предоставление субсидии MAУ «Мемориал-Сервис» для выполнения им муниципального задания в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, а также дня выполнения муниципального задания на возмещение расходов по гарантированному перечню услуг по погребению (приложение № 7).

Как указывалось ранее, только к полномочиям Администрации, как к исполнительному органу местного самоуправления, относится решение вопросов местного значения относится, в том числе осуществление функций собственника муниципального имущества, организация предоставления ритуальных услуг и содержание мест захоронения (пункт 24 части 1 статьи 9, част. 3 статьи 36 Устава города Челябинска)

Поскольку общественные кладбища являются собственностью г. Челябинска, а полномочия собственника муниципального имущества функции Администрации, то бремя содержания данного имущества лежит на Администрации.

В силу пункта 2 статьи 18 Закона об организации местного самоуправления финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения исполняются за счет средств местных бюджетов.

Таким образом, все расходы, возникающие при организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения, финансируются только за счет средств местного бюджета.

Это же следует из содержания пунктов 2.1.1 и 2.1.2 соглашения от 13.05.2010 № 135-2205 и соглашений от 30.04.2010 № 130/0400 и 131/2205, заключенных Управлением и МАУ «Мемориал-Сервис».

Изложенное позволяет сделать вывод, о том, что такого рода услуги (работ как содержание кладбищ не могут быть оказаны физическим или юридическим липам, так как единственным субъектом потребления данных услуг является муниципальное образование в лице Администрации.

Кроме того, исходя из анализа норм Гражданского кодекса РФ любые услуги или работы выполняются исполнителем на основании заявки (заказа) потребителя (заказчика) данных услуг (работ).

Администрацией, Управлением и Учреждением не представлены документы, подтверждающие обращение физических и (или) юридических лиц в автономное учреждение за предоставлением (выполнением) услуг (работ) по содержанию кладбищ, эксгумации останков с кладбища.

Также Администрацией, Управлением и Учреждением не представлены документы, подтверждающие проведение оценки потребности потребителей в данных услугах (работах), что свидетельствует о том, что данные услуги не могут быть оказаны физическим и (или) юридическим лицам.

Таким образом, выдача муниципального задания учреждению в целях содержания кладбищ, получателем которых фактически является муниципальное образование, эксгумации останков с кладбища противоречит Закону об автономных Учреждениях, БК РФ, Порядку.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94 муниципальная услуга может оказываться только определенной категории физических и (или) юридических лиц. Показатели, характеризующие качество и (или) объем оказываемых потребителям муниципальных услуг установлены и пункте 3 задания и включают:

1) содержание мест захоронений более чем на 16 млн. рублей осуществления:

- текущего ремонта дорог на кладбищах (более 890 тыс. руб.),

- выполнения работ по содержанию мест захоронений (кладбищ) работниками зеленого хозяйства (более 11 млн. руб.),

- вывоза мусора на городскую свалку или специально отведенные места (650 тыс. руб.);

- расчистки дорог от мусора и снега (2,5млн.), работа по дезинфекции на территории (600 тыс. руб.);

2) эвакуация тел умерших: в соответствии с эвакуационными Картами поставки умерших в морги города (более 4,5 млн. руб.);

3) выполнение работ по эксгумации и перезахоронению останков с «Северо-Восточного» кладбища на «Покровское кладбище» (далее – эксгумация останков) -1 300 шт. (8,6 млн., руб.).

Таким образом, перечень работ, входящих в работы по текущему ремонту и работы по содержанию мест захоронений (кладбищ) работниками зеленого хозяйства, а также их объем в задании не определен.

Пунктом 4 задания в разделе «порядок оказания муниципальных услуг потребителям» перечислены услуги, которые оказываются учреждением при эвакуации тел умерших в морги (прием заявок на диспетчерский пункт, направление автотранспорта и т.п.), а также при эксгумации останков (изготовление гроба, снятие оградки, демонтаж памятника и т.п.).

Помимо этого, в задании указано, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения в городе Челябинске осуществляется на основании Положения, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 27 июня 2000 г. № 13/18. Однако в указанном решении отсутствует порядок сказания услуг, включенных в задание, в том числе услуг по текущему ремонту дорог на кладбищах, по содержанию мест захоронений (кладбищ) работниками зеленого хозяйства расчистки дорог от мусора и снега, работ по дезинфекции территории и т.п., а также услуг по эвакуации тел в морги и эксгумации останков.

Таким образом, фактически порядок оказания услуг в задании не определен, что не соответствует положениям статьи 69.2 БК. РФ и пункта 4 Порядка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ могут предусматриваться субсидии автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание ими в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнение работ).

ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон е размещении заказов) под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Материалами дела установлено, что услуги (работы) по содержанию кладбищ, эксгумации останков с кладбища «Северо-восточное» на кладбище «Покровское» осуществляются за счет бюджетных средств, выполнение данных услуг (работ) является потребностью г. Челябинска, а также необходимо для решения вопросов местного значения и осуществления полномочий органов местного самоуправления.

Следовательно, оказание данных услуг (работ) относится к муниципальной нужде.

Соответственно

Например, в аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по расчистке дорог от мусора и снега на кладбищах принимали участие 4 хозяйствующих субъекта (протокол от 27.03.2009 № 2АА), в аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по благоустройству и оказание автотранспортных услуг по уборке и вывозу мусора принимали участие 6 хозсубъектов (протокол от 01.04.2009 № 10-070А, в запросе котировок на право заключения муниципального контракта на уборку территорий кладбищ и вывоз мусора принимали участие 3 хозсубъекта (протокол от 06.03.2009 № 09-061, в запросе котировок на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по дезинфекции территории (акарицидной обработке территории кладбищ) принимали участие 3 хозсубъекта (протокол от 14.04.2009 № 09-102) и т.д.

В результате предоставления МАУ «Мемориал -Сервис» полномочий по выполнению работ по содержанию мест захоронений иные хозяйствующие субъекты не имеют возможности осуществлять указанную деятельность в условиях конкуренции в г. Челябинске.

Таким образом, установив безальтернативный порядок выполнения указанных работ, Администрация и Управление создали необоснованные преимущества деятельности учреждению, а также необоснованные препятствия осуществления деятельности хозяйствующим субъектам, способным конкурировать за получение, бюджетных средств в случае, проведения публичных торгов, и в случае признания победителем торгов выполнить соответствующие возмездные работы (оказать услуги).

В части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрен запрет на ограничивающие или устраняющие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления. В соответствии с пунктом 2 части 1 названной статьи запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам.

Как следует из материалов дела, Муниципальное задание утверждено учредителем Учреждения, то есть Управлениемкоторым от имени Администрации выступает Управление.

Таким образом, действия Администрации в лице Управления по утверждению муниципального задания учреждения на выполнение работ, которые, не могут являться предметом муниципального задания, поскольку единственным потребителем данных работ является муниципальное образование г. Челябинск в лице Администрации, создают необоснованные препятствия осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам и, как следствие, приводят или могут привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, требования Управления в части признания незаконным пункта И свою очередь действия Думы по установлению 20.04.2010 в решении о бюджете г. Челябинска (в ред. решения № 13/3 оспариваемого решения в соответствующей части, удовлетворению не подлежат.

Между тем, в ходе судебного разбирательства, суд не установил действий Администрации по созданию необоснованных препятствий в сфере ) положения о предоставлении МАУ «Мемориал-Сервис» субсидии для выполнения работ по содержанию мест захоронений в г. Челябинске. Администрация не осуществляла действий по утверждению и выдаче МАУ «Мемориал-Сервис» им муниципального задания на содержание мест захоронения от 13.05.2010, действий по заключению , свидетельствующего о перераспределении бюджетных средств, которое позволило передать учреждению муниципальный заказ без соблюдения Закона о размещении заказов, привело или могло привести к ограничению и устранению конкуренции, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона с МАУ «Мемориал-Сервис» 30.04.2010 и 13.05.2010 соглашений № 130/0400, 131/2205 и № 135-2205 на предоставление субсидий из муниципального бюджета с целью финансирования выполнения учреждением муниципального заказа, не размещала без проведения конкурсных процедур размещение заказа на выполнение работ по содержанию кладбищ и других аналогичных нарушений антимонопольного законодательства. защите конкуренции, в том числе пункта 2 части 1 указанной статьи.

В связи с чем, подлежит признанию незаконным пункт 3 оспариваемого решения в части признания действий Администрации по необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующим субъектами в сфере выполнения работ по содержанию мест захоронений в г. Челябинске, а также по созданию преимущественных условий деятельности отдельному хозяйствующему субъекту в сфере оказания услуг по содержанию мест захоронения путем выдачи МАУ «Мемориал-Сервис» муниципального задания на содержание мест захоронения от 13.05.2010, получателем которой фактически является и может являться муниципальное образование, путем заключения с МАУ «Мемориал-Сервис» соглашений от 30.04.2010 и 13.05.2010 № 130/04400, 131/2205 и 135-2205 на предоставление субсидий из муниципального бюджета с целью финансирования выполнении учреждением муниципального заказа, что не обеспечило состояние конкуренции в сфере оказания услуг (выполнения работ) по содержанию мест захоронения г. Челябинска, нарушением части 1 ст.15 Закона О защите конкуренции.

С учетом изложенных выше выводов, также подлежит признанию незаконным и отмене пункт 7 оспариваемого решения в части выдачи Администрации предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, пункт 8 в части выдачи Администрации предписания об изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство, а также предписания от 22.12.2010, вынесенные в отношении Администрации о прекращении нарушения части 1 ст.15 О защите конкуренции и нарушения части 3 ст.15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь ст.ст.167-170, ст.201 АПК РФ, арбитражный суд

р е ш и л :

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение УФАС по Челябинской области от 22.12.2010 по делу № 48-07/10 о нарушении антимонопольного законодательства в части :

пункт 1 - в полном объеме;

пункт 2 - в части признания действий Администрации г. Челябинска по утверждению пункта 13 Устава МАУ «Мемориал - Сервис» нарушением части 3 ст.15 Закона о защите конкуренции;

пункт 3 – в части признания действий Администрации г. Челябинска по заключению с МАУ Мемориал – Сервис 30.04.2010 и 13.05.2010 соглашений № 130-/0400, 131/2205 и № 135-2205 нарушением части 1 ст.15 Закона о защите конкуренции;

пункт 7 в части выдачи Администрации г. Челябинска предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства;

пункт 8 в части выдачи Администрации г. Челябинска предписания об изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Н.А. Первых

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда – http://www.18aas.arbitr.ru, или Федерального арбитражного суда Уральского округа – http://www.fasuo.arbitr.ru.

1.

Довод МАУ «Мемориал-Сервис» о том, что учреждение не обязано проводить торги, поскольку действие Закона о размещении заказов не распространяется на автономные учреждения, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.

В письме Министерства экономического развития РФ от 10.12.2009 № Д22-1527 не исследуется вопрос обоснованности выдачи задания автономным Учреждениям, а также вопрос соответствия действии органов местного самоуправления по выдаче муниципальных заданий автономным учреждениям и действий муниципальных учреждений по исполнению выданных заданий Закону о защите конкуренции.

Таким образом

4. При рассмотрении дела также установлено следующее.

Согласно статье 9 Закона о погребении гарантированный перечень услуг оказывается специализированной службой по вопросам похоронного дела. Расходы специализированной службе возмещаются ей в силу пункта 3 статьи 9 Закона о погребении в десятидневный срок из соответствующих бюджетов. Эта же статья Закона, о погребении регулирует случаи, когда родственники умершего желают получить гарантированный перечень услуг на безвозмездной основе, и связи с чем они обращаются в специализированные службы и последние в силу пункта 1 статьи 29 Закона, о погребении обязаны предоставить эти услуги бесплатно.

'Гатим образом, специализированные службы создаются с целью безвозмездного предоставления гражданам данных услуг.

На момент выдачи управлением муниципального задания МАУ Мемориал-Сервис» учреждение было наделено статусом специализированном службы по вопросам похоронного дела (распоряжение Администрации от 12.03.2010 № 1776 «О возложении обязанностей специализированной службы по вопросам похоронного дела»).

Однако в муниципальном задании не установлено, что учреждение должно оказывать гражданам услуги специализированной службы по вопросам похоронного дела, и в рамках гарантированного перечня предоставлять гражданам услуги безвозмездно.

Более того, муниципальное задание предусматривает оказание ритуальных услуг Учреждением на штатной основе.

Таким образом, задание не соответствует нормам ПК РФ и Порядка, а так же Закона о погребении.

В соответствии с Решением Думы от 26.05.2009 № 3/12 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения и утверждения цен, тарифов и надбавок на товары и услуги, производимые и оказываемые муниципальными предприятиями, муниципальными учреждениями и организациями коммунального комплекса в г. Челябинске» тарифы на платные услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями города Челябинска устанавливаются Главой г. Челябинска.

Однако документов, свидетельствующих о том, что цена па платные услуги, оказываемые Учреждением, утверждены, в материалы дела не представлено.

При этом из муниципального задания следует, что безвозмездной для граждан является только эвакуация тел умерших (погибших) в морги города. Согласно муниципальному заданию и соглашению от 30.04.2010 № 131/2205 на выполнение данных работ из бюджета г, Челябинска выделяется 4 535 381 рублей.

В соответствии с решениями Думы от 20.04.2010 № 13/3, от 04.06.2010 № 14/17, от 29.06.2010 № 15/14, от 19.07.2010 № 16/1 и от 29.07.2010 № 16/4 «О бюджете г. Челябинска на 2010 год» данная сумма предусмотрена к выплате Учреждению в качестве субсидии для выполнения муниципального задания на возмещение расходов по гарантированному перечню услуг по погребению.

Из изложенного следует, что муниципальным заданием от 13.05.2010 года предусмотрено оказание за счет средств бюджета г. Челябинска только услуг по эвакуации тел умерших (погибших) в морги города, оказание услуг по гарантированному перечню на безвозмездной для граждан основе не предусмотрено.

Кроме того, решением Думы от 02.09.2010 № 16/44 (приложение № 7) предусмотрено выделение субсидии иному юридическому лицу - МУИ «Мемориал» для выполнения муниципального задания в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения в размере 4 410 200 рублей. Однако в соответствии с частью 2 статьи 69 БК РФ муниципальное задание не может выдаваться муниципальным унитарным предприятиям, соответственно, финансирование указанных услуг посредством выделения субсидий также не может осуществляться.

Таким образом, Действия Думы по установлению в решении о бюджете положений, предусматривающих выделение субсидий для выполнения муниципального задания муниципальным унитарным предприятием, противоречат Закону о погребении и БК РФ, бездействие Главы г. Челябинска по не утверждению цен (тарифов) на платные услуги, оказываемые МАУ «Мемориал-Сервис» противоречит Решению Думы от 26.05.2009 № 3/12

В связи с изложенным, имеются основания для передачи данных материален в прокуратуру Челябинской области.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 14 статьи 41, частью I статьи 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия