ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-22716/17 от 01.12.2017 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

8 декабря 2017 года                                                             Дело № А76-22716/2017

Резолютивная часть решения объявлена                                  1 декабря 2017 года

Решение изготовлено в полном объеме                                    8 декабря 2017 года

      Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Наконечной О.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зоновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело позаявлению

муниципального унитарного предприятия «Челябинский автобусный транспорт», г. Челябинск (ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, г. Челябинск (ОГРН <***>)

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Челябинской области, г. Челябинск; общества с ограниченной ответственностью «Мегаавто», г. Челябинск

о признании незаконным решения от 24.04.2017 по делу № 11-03/16

при участии в заседании:

заявителя: ФИО1 представителя по доверенности от 24.10.2017, паспорт (участвовал до перерыва в судебном заседании 30.11.2017);

заинтересованного лица: ФИО2 - представителя по доверенности от 30.12.2016 № 58, удостоверение;

третьего лица - ООО «Мегаавто»: ФИО3 - представителя по доверенности от 21.08.2017, паспорт (участвовала до перерыва в судебном заседании 30.11.2017),

УСТАНОВИЛ:

муниципальное унитарное предприятие «Челябинский автобусный транспорт» (далее – МУП «ЧАТ») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) от 24.04.2017 по делу № 11-03/16.

Заявитель считает оспариваемое решение противоречащим законодательству Российской Федерации, нарушающим его права и законные интересы в экономической сфере.

Челябинское УФАС России представило отзыв на заявление от 20.09.2017, в котором требование МУП «ЧАТ» находит необоснованным, оспариваемое решение – правомерным (т. 2 л.д. 1-2).

На основании статьи 51 АПК РФ определением суда от 02.10.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Челябинской области (далее – УФСБ России по Челябинской области) и общество с ограниченной ответственностью «Мегаавто» (далее – ООО «Мегаавто»).

ООО «Мегаавто» представило мнение по спору (т.4 л.д.16,17), в котором выразило единство с позицией заявителя.

УФСБ России по Челябинской области мнение по спору не представило, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения заявления извещено надлежащим образом посредством направления в его адрес копий определений заказными письмами с уведомлениями (т.4 л.д.14), а также посредством размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определениях суда.

При таких обстоятельствах на основании статей 156, 163 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителя указанного третьего лица.

В судебном заседании лица, участвующие в деле (МУП «ЧАТ» и ООО «Мегаавто» - до перерыва в судебном заседании 30.11.2017), поддержали доводы, изложенные ими в заявлении, в отзыве и во мнении на заявление соответственно.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд считает заявлениеподлежащим отклонению по следующим мотивам.

Как следует из материалов настоящего дела, в Челябинское УФАС России поступило заявление о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях МУП «ЧАТ» при проведении закупки микроавтобусов.

Так, в феврале 2015 года МУП «ЧАТ» проводило запрос предложений в электронной форме на право заключения договора купли-продажи микроавтобусов по лотам № 1, № 2 для МУП «ЧАТ» (извещение №31502035918 от 17.02.2015).

В соответствии с Техническим заданием закупочной документации по лоту №1 приобретались транспортные средства FОRD ТRАNZIТ со следующими характеристиками:

Привод: задний;

Двигатель: дизельный с турбонадувом и промежуточным охлаждением;

Число цилиндров: 4, рядный;

Рабочий объем, см3: 2 402;

Мощность, кВт/л.с: 103/140,08;

ПП: 6-ступенчатая, механическая;

Тормозная система: 2-хконтурная с вакуумным усилителем, все тормозные механизмы - дисковые, АВS с электронной системой распределения тормозных усилий;

Рулевое управление: оснащено гидроусилителем;

Габаритные размеры:

длина, мм: 6 403;

ширина, мм: 2 084;

высота, мм: 2 624;

база, мм: 3 750.

Технические требования: Полное остекление кузова (вклеенные стёкла, 2 форточки, резиновые уплотнители);

Термошумоизоляция потолка, дверей, стен;

Вентиляционный аварийный люк;

Система вытяжки, комбинированная с дежурным освещением;

Пассажирские сиденья анатомические, обивка - ткань;

Напольное противоскользящее покрытие салона;

Внутренняя отделка композитными панелями и автомобильной тканью, крепеж Л/иПп;

Освещение салона (3 плафона);

Салонное зеркало заднего вида;

Боковой маршрутоуказатель;

Запирающее устройство задних дверей;

Отопитель салона - 2 шт.;

Поручни;

Боковая подножка.

Дополнительное оборудование:

Электропривод сдвижной двери;

Фильтро - вентиляционная установка;

Багажные полки с инд. Подсветкой;

Автономный отопитель салона;

Улучшенная обивка салона;

Шторки;

Автомобильная сигнализация с центральным замком;

Моноблок с индивидуальной разводкой по салону или без нее; Необходимые условия приобретения микроавтобусов FORDTRANZIT:

в стоимость микроавтобуса включается все дополнительные (сопутствующие) расходы в том числе, стоимость непосредственной продукции, стоимость погрузки, доставки, разгрузки, маркировки, сертификации;

год выпуска автобусов, также установленных на нем узлов и агрегатов не ранее 2011 года;

пробег, не превышающий 90 000 км;

количество - 14 единиц, поставка одной партией в феврале 2015 года;

износ агрегатов и узлов не более 20%;

отсрочка платежа 90 (девяносто) дней;

обклейка кузова специальной пленкой с логотипом предприятия;

расходы, связанные с заменой, возвратом или доукомплектованием некачественной продукции несет продавец (поставщик);

минимальный срок поставки Товара - 1 день с даты подписания договора;

максимальный срок поставки Товара - 10 дней с даты подписания договора.

Адрес поставки: <...>.

В соответствии с Техническим заданием закупочной документации по лоту №2 приобретались транспортные средства Мегсе des - ВеnzSрrinterсо следующими характеристиками:

Привод: задний;

Двигатель: дизельный с турбонадувом и промежуточным охлаждением;

Число цилиндров: 4, рядный;

Рабочий объем, смЗ: 2 148;

Мощность, кВт/л.с.: 95/129;

КПП: 6-ступенчатая, механическая;

Тормозная система: 2-х контурная с вакуумным усилителем, все тормозные механизмы - дисковые, АВS с электронной системой распределения тормозных усилий;

Рулевое управление: оснащено гидроусилителем;

Габаритные размеры:

длина, мм: 7 345;

ширина, мм: 1 993;

высота, мм: 2 825;

база, мм: 4 325.

Технические требования

Полное остекление кузова (вклеенные стёкла, 2 форточки, резиновые уплотнители);

Термошумоизоляция потолка, дверей, стен;

Вентиляционный аварийный люк;

Система вытяжки, комбинированная с дежурным освещением;

Пассажирские сиденья анатомические, обивка - ткань;

Напольное противоскользящее покрытие салона;

Освещение салона (3 плафона);

Салонное зеркало заднего вида;

Запирающее устройство задних дверей;

Отопитель салона - 2 шт.;

Поручни;

Боковая подножка.

Необходимые условия приобретения микроавтобусов Мегсе des - ВеnzSрrinter:

в стоимость микроавтобуса включается все дополнительные (сопутствующие) расходы в том числе, стоимость непосредственной продукции, стоимость погрузки, доставки, разгрузки, маркировки, сертификации;

год выпуска автобусов, также установленных на нем узлов и агрегатов не ранее 2010 года;

пробег, не превышающий 90000 км;

количество - 5 единиц, поставка одной партией в феврале 2015 года;

износ агрегатов и узлов не более 20%;

отсрочка платежа 90 (девяносто) дней;

обклейка кузова специальной пленкой с логотипом предприятия;

расходы, связанные с заменой, возвратом или доукомплектованием некачественной продукции несет продавец (поставщик);

минимальный срок поставки Товара - 1 день с даты подписания договора;

максимальный срок поставки Товара - 10 дней с даты подписания договора.

Адрес поставки: <...>.

Начальная (максимальная) цена договора по лоту № 1 - 8 400 000,00 руб. (без НДС), по лоту № 2 - 3 000 000,00 руб. (без НДС).

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в запросе предложений от 24.02.2015 № 21/1 на участие в закупке по обоим лотам поступили заявки только от ООО «Мегаавто».

В соответствии с протоколом оценки и сопоставления предложений от 24.02.2015 № 21/2 ООО «Мегаавто» признано победителем запроса предложений по лотам № 1 и № 2.

По результатам закупки между МУП «ЧАТ» и ООО «Мегаавто» заключены договоры на приобретение микроавтобусов от 26.02.2015 № 36-чат/15, № 37-чат/15 по цене, предложенной ООО «Мегаавто» (равной начальной (максимальной) цене договоров).

Приказом Челябинского УФАС России от 12.12.2016 № 215 было возбуждено дело №11-03/16 в отношении МУП «ЧАТ» по части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

По итогам рассмотрения материалов дела № 11-03/16 Челябинским УФАС России 24.04.2017 вынесено следующее решение (т.1 л.д. 9-19):

Признать действия МУП «Челябинский автобусный транспорт» по установлению в закупочной документации запроса предложений в электронной форме на право заключения договора приобретения микроавтобусов по лотам № 1, № 2 (извещение 31502035918 от 17.02.2015) дополнительных требований к поставляемым транспортным средствам по лоту № 1, а именно: багажные полки с инд. подсветкой, улучшенная обивка салона, шторки, автомобильная сигнализация с центральным замком, моноблок с индивидуальной разводкой по салону или без нее, а также по установлению короткого срока поставки транспортных средств по лотам № 1 и № 2 нарушением пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в редакции, действующей на момент проведения запроса предложений).

Не согласившись с вышеуказанными решением антимонопольного органа, полагая, что последнее нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, МУП «ЧАТ» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии спунктом 1 статьи 198,частью 4 статьи 200АПК РФ ипунктом 6постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

В силустатьи 65АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках).

Закон о закупках устанавливает, что целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в часть 2 статьи 1 данного Закона (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

Согласно частям 1 и 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящие Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними Положением о закупке. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки:

            2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

           3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.

Принцип информационной открытости закупки и равноправия по отношению к участникам закупки заключается в обращенном к заказчику требовании обеспечить равные права, равные возможности для всех участников закупки (равный доступ к информации, равные условия участия в закупке и т.д.), равное отношение к ним на всех стадиях процедуры закупки, указывает на недопустимость избирательного подхода к тем или иным участникам закупки.

Принцип справедливости по отношению к участникам закупки также представляет собой конкретизацию применительно к закупочной деятельности общеправового принципа справедливости и предполагает требование обеспечивать, с одной стороны, равенство всех участников закупки как субъектов права, а с другой - требование разумной и обоснованной их дифференциации.

В статье 3 Федерального закона «О защите конкуренции» установлено, что Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Частью 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, при проведении запроса котировок цен на товары.

Изучив материалы настоящего дела, суд считает, что действия МУП «ЧАТ» по установлению в закупочной документации дополнительных требований к поставляемым транспортным средствам по лоту № 1, а именно: багажные полки с инд. подсветкой, улучшенная обивка салона, шторки, автомобильная сигнализация с центральным замком, моноблок с индивидуальной разводкой по салону или без нее, а также по установлению короткого срока поставки транспортных средств, могли привести к ограничению количества участников запроса предложений в электронной форме на право заключения договора приобретения микроавтобусов по лотам № 1, № 2 для МУП «ЧАТ» (извещение № 31502035918 от 17.02.2015), могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, и является нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

Определением Челябинского УФАС России о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства от 14.12.2016 у МУП «ЧАТ» были запрошены письменные пояснения (мнения) с правовым обоснованием установления в закупочной документации запроса предложений дополнительных требований к поставляемым транспортным средствам по лоту № 1, а также в установлении коротких сроков поставки транспортных средств по лотам № 1 и № 2.

Письменные пояснения и мнения сторонами представлены не были.

Челябинским УФАС России определением об отложении рассмотрения дела от 02.02.2017 у МУП «ЧАТ» были запрошены: обоснование начальной (максимальной) цены договоров по лотам № 1, № 2 запроса предложений в электронной форме на право заключения договора приобретения микроавтобусов (с приложением подтверждающих документов); письменные пояснения с обоснованием необходимости приобретения микроавтобусов в установленном в документации количестве (14 единиц и 5 единиц), необходимости поставки микроавтобусов в ограниченные сроки (от 1 до 10 дней), наличия дополнительного оборудования на микроавтобусах по лоту № 1 (по каждому дополнительному оборудованию отдельно), о причинах закупки микроавтобусов общим количеством 19 единиц, тогда как с Комитетом по имуществу и земельным отношениям г. Челябинска было согласовано осуществление крупной сделки на приобретение микроавтобусов в количестве 20 единиц, акты приема-передачи транспортных средств по ^договорам от 26.02.2015 №36-чат/15, №37-чат/15, заключенным с ООО «Мегаавто», письменные пояснения о том, как МУП «ЧАТ» определялось соответствие поставленных ООО «Мегаавто» по договорам от 26.02.2015 № 36-чат/15, № 37-чат/15 микроавтобусов требованиям закупочной документации (с приложением подтверждающих документов), о техническом состоянии микроавтобусов, поставленных ООО «Мегаавто» по договорам от 26.02.2015 № 36-чат/15, № 37-чат/15, в день поставки и в текущее время (с приложением подтверждающих документов, например актов технического осмотра, диагностики и прочее).

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в редакции, действующей на момент проведения запроса предложений) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции  положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.

Перечень нарушений, указанных в пунктах 1-4 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.

При рассмотрении действий заказчика (организатора закупок) как на этапе организации закупок, так и при их проведении и заключении договоров, подлежит установлению не только наступление негативных последствий для конкуренции, но и возможность их наступления.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках, целями регулирования которого являются: обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также-закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В силу пункта 3 статьи 3 Закона о закупках в Положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Таким образом, Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить Положение о закупке -документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения

При этом заказчик самостоятельно определяет способы закупки товаров, работ, услуг, условия применения, порядок подготовки и проведения которых должен быть установлен в Положении о закупке.

Согласно Положению о закупках товаров, работ, услуг МУП «ЧАТ» в редакции, действовавшей в период проведения запроса предложений в электронной форме (извещение № 31502035918) на закупку микроавтобусов, текст извещения о проведении запроса предложений составляется на основании информации, полученной от организатора процедуры закупки, и должен содержать, помимо прочего, описание предмета закупки, которому должны соответствовать предложения участников закупки, в том числе: описание товаров, работ, услуг; их функциональные количественные, качественные характеристики; сроки и (или) объем предоставления гарантий качества; место, условия и сроки (периоды) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (пункт 12.5 раздела 12 Положения).

Исходя из содержания раздела 12 Положения, под извещением в данном случае понимается не только информационное сообщение о проведении закупки, но и вся закупочная документация в целом.

В Техническом задании документации по проведению запроса предложений на приобретение микроавтобусов (извещение № 31502035918) установлены требования к закупаемой продукции; требования к условиям исполнения договора; требования к описанию участниками закупки поставляемого товара; срок поставки товара, что соответствует нормам Положения о закупке и Закона о закупках.

Согласно пояснениям МУП «ЧАТ» производственная необходимость приобретения микроавтобусов, являвшихся предметом рассматриваемой закупки, диктовалась необходимостью пополнения парка подвижного состава МУП «ЧАТ» с целью задействования приобретенных автобусов во внутримуниципальных пассажирских перевозках по регулярным маршрутам во исполнение уставных задач предприятия.

Экономическая обоснованность приобретения микроавтобусов, являвшихся предметом рассматриваемой закупки, находится в прямой зависимости с необходимостью пополнения парка подвижного состава МУП «ЧАТ» для задействования приобретенных автобусов во внутримуниципальных пассажирских перевозках по регулярным маршрутам во исполнение уставных задач предприятия.

Анализ в целях определения цены договоров на приобретение микроавтобусов сотрудниками МУП «ЧАТ» проводился методом мониторинга рыночных цен на соответствующую автотехнику с использованием телекоммуникационной сети «Интернет».

Приобретенные микроавтобусы, являвшиеся предметом рассматриваемой закупки, полностью соответствовали техническим требованиям, установленным в техническом задании закупки.

Установление срока поставки микроавтобусов от 1 до 10 дней является предусмотренным законом правом заказчика.

Микроавтобусы, закупленные по результатам запроса предложений, использовались во внутримуниципальных пассажирских перевозках по регулярным маршрутам во исполнение уставных задач предприятия.

Необходимость наличия дополнительного оборудования в предмете закупки продиктована требованиями обеспечения безопасности при пассажироперевозках, а также необходимостью соответствия со стороны МУП «ЧАТ» уровня оказания услуг в сравнении с конкурирующими перевозчиками.

Однако, судом определено, что установление требований о наличии дополнительного оборудования на микроавтобусах FORDTRANZIT (лот № 1) не обусловлено производственной необходимостью МУП «ЧАТ», каких-либо доказательств обратного заявителем не представлено.

Кроме того, дополнительные требования установлены только к микроавтобусам FORDTRANZIT, к микроавтобусам Mercedes-BensSprinter аналогичные дополнительные требования не установлены.

При этом согласно пункту 15 информационной карты запроса предложений в подтверждение соответствия товаров требованиям документации представляется только копия паспорта транспортного средства, из которого невозможно установить наличие (отсутствие) дополнительного оборудования.

Установление требований о наличии дополнительного оборудования с учетом количества транспортных средств, необходимых к поставке, а также срока поставки (от 1 до 10 дней с момента заключения договоров) может свидетельствовать о разработке документации под конкретного поставщика, обладающего транспортными средствами с необходимым дополнительным оборудованием в нужном количестве, и, соответственно, имеющего возможность поставить товар в ограниченный срок.

Так, судом установлено, что ООО «Мегаавто» не осуществляет деятельность по продаже (поставке) бывших в употреблении транспортных средств, при этом имело (на дату подачи заявки на участие в запросе предложений) в наличии необходимое количество транспортных средств, соответствующих требованиям закупочной документации.

Состав хозяйствующих субъектов: ООО «Мегаавто», ООО «Изумруд», ООО «Мегаком» и иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по торговле легковыми автомобилями и грузовыми автомобилями малой грузоподъемности (в том числе, оптовой и розничной торговле бывшими в употреблении специализированными пассажирскими транспортными средствами (массой не более 3,5 т) на территории Челябинской области, которые являлись между собой конкурентами на право заключения договоров о приобретении микроавтобусов для МУП «ЧАТ».

Таким образом, указанный рынок является конкурентным, поставить бывшие в употреблении микроавтобусы могут иные хозяйствующие субъекты, помимо ООО «Мегаавто».

Учитывая изложенное, действия МУП «ЧАТ» по установлению в закупочной документации дополнительных требований к поставляемым транспортным средствам по лоту № 1, а именно: багажные полки с инд. подсветкой, улучшенная обивка салона, шторки, автомобильная сигнализация с центральным замком, моноблок с индивидуальной разводкой по салону или без нее, а также по установлению короткого срока поставки транспортных средств, могли привести к ограничению количества участников запроса предложений в электронной форме на право заключения договора приобретения микроавтобусов по лотам № 1, № 2 для МУП «ЧАТ» (извещение № 31502035918 от 17.02.2015) и является нарушением пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При таких обстоятельствах, проанализировав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства каждое в отдельности, а также в их совокупности, арбитражный суд считает, что принятые Челябинским УФАС России решение от 24.04.2017 по делу № 11-03/16 о нарушении антимонопольного законодательства являются законными и обоснованными, законных интересов МУП «ЧАТ» в сфере предпринимательской деятельности не нарушают.

 Следовательно, требование заявителя следует отклонить.

Судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат распределению между сторонами в соответствии со статьей 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд Челябинской области

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления отказать.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Челябинский автобусный транспорт» 3 000руб. – государственную пошлину за рассмотрение дела в арбитражном суде.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                             О.Г. Наконечная