ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-22747/10 от 28.01.2011 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

тел. (351)263-44-81, факс (351)266-72-10

E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chelarbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

04 февраля 2011г. Дело № А76-22747/2010

Резолютивная часть решения объявлена 28.01.2011.

Решение в полном объеме изготовлено 04.02.2011.

Судья Арбитражного суда Челябинской области   Трапезникова Н.Г.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Галиевой Э.Ф.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

закрытого акционерного общества «Энергоресурс», г.Челябинск

к   ИФНС России по Тракторозаводскому району г.Челябинска

о   признании недействительным решения от 20.10.2010 № 25

при участии в заседании:

от заявителя:   ФИО1 – представителя по доверенности от 02.08.2010 б/н, паспорт;

от ответчика:   ФИО2 – представителя по доверенности от 26.01.2011 №04-20/000926, служебное удостоверение;

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Энергоресурс» (далее – ЗАО «Энергоресурс», заявитель, налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по Тракторозаводскому району г.Челябинска (далее – налоговый орган, ответчик) от 20.10.2010 № 25 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» (с учетом уточнения требований, принятых судом к рассмотрению в порядке ст. 49 АПК РФ – л.д.24-25).

В обоснование заявленных требований общество ссылается на наличие смягчающих ответственность обстоятельств, таких как незначительность пропуска срока представления документов, отсутствие неблагоприятных последствий для бюджета. Кроме того, полагает необоснованным применение налоговой санкции в размере 5000 руб., предусмотренной п.1 ст. 129.1 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ, согласно пункту 11 которого налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля не завершенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, проводятся в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования (02.08.2010), за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу. Требование о представлении документов было составлено 25.08.2010, в связи с чем считает, что размер ответственности должен быть установлен в соответствии с п.1 ст. 129.1 НК РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ, т.е. в размере 1000 руб. (л.д.24-25).

Ответчик доводы заявителя отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (л.д.37). В судебном заседании пояснил, что размер ответственности применен в редакции, действовавшей в период вынесения оспариваемого решения, т.е. после дня вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ. Считает, что основания для применения смягчающих ответственность обстоятельств отсутствуют, заявитель на рассмотрение материалов проверки не явился, о наличии указанных обстоятельств не заявил.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, арбитражный суд считает требования заявителя подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ИФНС России по Тракторозаводскому району г.Челябинска в адрес налогоплательщика было направлено требование от 25.08.2010 № 5239 о представлении документов в отношении хозяйственной деятельности с индивидуальным предпринимателем ФИО3. В данном требовании указано, что документы у заявителя запрашиваются в связи с проводимой в отношении ИП ФИО3 выездной налоговой проверки, срок представления документов – в течение пяти дней с даты получении требования. Требование получено обществом 03.09.2010, документы в ИФНС России по Тракторозаводскому району г.Челябинска были представлены 13.09.2010.

Ответчиком 22.09.2010 составлен акт № 25 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых правонарушениях (л.д.44-46), согласно которому инспекцией установлено нарушение заявителем предусмотренного п.5 ст. 93.1 НК РФ срока представления документов.

На данный акт налогоплательщиком были представлены возражения, по результатам рассмотрения которых инспекцией принято решение от 20.10.2010 № 25. Указанным решением ЗАО «Энергоресурс» привлечено к ответственности, предусмотренной п.1 ст. 129.1 НК РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.

Не согласившись с принятым решением налогоплательщик обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.

Статьей 93.1 НК РФ налоговым органам предоставлено право истребовать документы у контрагента того лица, в отношении которого проводится налоговая проверка; истребование документов производится в установленном названной статьей порядке. Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ.

Факт и обстоятельства совершения правонарушения заявителем не оспариваются.

Заявитель со ссылкой на п.11 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ полагает, что инспекцией неправомерно определен размер ответственности, предусмотренной п.1 ст. 129.1 НК РФ в редакции указанного Федерального закона.

В соответствии с п.1 ст. 129.1 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

В редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ, ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного п.1 ст. 129.1 НК РФ, была установлена в размере 1000 руб.

В соответствии с п.11 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации…» налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля (в том числе связанные с налоговыми проверками), не завершенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, проводятся в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Оформление результатов указанных налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля осуществляется в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Однако в силу п.12 ст. 10 указанного Федерального закона налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, по которым решение налогового органа было вынесено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, взимаются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Соответственно, налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, по которым решение налогового органа было вынесено после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, взимаются в порядке, действовавшем после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Оспариваемое решение вынесено ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска 25.10.2010, т.е. после дня вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ. Таким образом, ответственность за правонарушение, предусмотренное п.1 ст. 129.1 НК РФ правомерно определена налоговым органом в размере 5000 руб. (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ).

Пункт 11 ст. 10 указанного Федерального закона определяет лишь порядок оформления результатов налоговых проверок, а не порядок определения размера налоговых санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах. При таких обстоятельствах, довод заявителя о неверном определении ответчиком размера ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного п.1 ст. 129.1 НК РФ подлежит отклонению.

Как следует из материалов дела, при вынесении оспариваемого решения и привлечении ЗАО «Энергоресурс» к налоговой ответственности, инспекцией обстоятельства смягчающие ответственность не установлены.

В соответствии с пунктом 1 статьи 112 НК РФ, обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются обстоятельства, перечисленные в подпунктах 1 - 2.1 пункта 1 данной статьи, а также иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Исходя из пункта 4 статьи 112 НК РФ, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

Таким образом, положения статей 112 и 114 НК РФ предусматривают также право суда устанавливать и учитывать обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, при наложении санкций за налоговые правонарушения в определенном законодательством порядке.

Согласно положениям пункта 3 статьи 114 НК РФ, при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.

Учитывая, что пунктом 3 статьи 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции (не менее, чем в два раза), суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.

Право оценки представленных сторонами доказательств и определения размера санкции, с учетом признания того или иного обстоятельства смягчающим ответственность, принадлежит суду.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимся в постановлении от 15.07.1999 № 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд на основании ст. 112 НК РФ признает смягчающими ответственность следующие обстоятельства: незначительность пропуска срока представления затребованных документов (один день: срок представления 10.09.2010, фактически документы представлены 13.09.2010, 11.09.2010, 12.09.2010 – нерабочие дни); принятие мер к устранению нарушения; совершение налогового правонарушения впервые; признание факта правонарушения и вины в его совершении; отсутствие вредных последствий для бюджета.

С учетом изложенного, принимая во внимание принципы справедливости и соразмерности при назначении наказания, суд считает необходимым применить положения п.3 ст.114 НК РФ и снизить размер штрафных санкций, начисленных налоговым органом по п.1 ст.129.1 НК РФ в десять раз – до 500 руб.

При обращении в арбитражный суд ЗАО «Энергоресурс» заявлено ходатайство о предоставлении отсрочки по уплате госпошлины до рассмотрения дела по существу.

Порядок и условия предоставления отсрочки по уплате госпошлины предусмотрен ст. 102 АПК РФ, главой 25.3 НК РФ.

Определением от 17.11.2010 ходатайство заявителя арбитражным судом удовлетворено, обществу предоставлена отсрочка по уплате госпошлины в сумме 2000 руб.

Поскольку налоговый орган в силу п.1 ст.333.37 НК РФ, выступающий по настоящему делу в качестве ответчика, освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в доход Федерального бюджета Российской Федерации взысканию не подлежит.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать недействительным решение ИФНС России по Тракторозаводскому району г.Челябинска от 20.10.2010 № 25 «О привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение» в части взыскания налоговых санкций в сумме 4500 руб., как несоответствующее нормам НК РФ.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Н.Г.Трапезникова

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет- сайтах Восемнадцатого арбитражного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.