АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 2
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск Дело № А76- 2282/2012
15 мая 2012
Резолютивная часть решения объявлена 10.05.2012.
Решение в полном объеме изготовлено 15.05.2012
Судья Арбитражного суда Челябинской области С. М. Шумакова, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Галимовой А.Ф., рассмотрев дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Маркиз», г.Челябинск (ОГРН <***>), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, г.Челябинск (ОГРН <***>), ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ОГРН <***>), об установлении кадастровой стоимости земельных участков, при участии в судебном заседании: представителя истца – ФИО1 (доверенность от 06.07.2011), представителя от ответчика (ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии») – ФИО2 (доверенность от 30.12.2011), от ответчика (Управления Росреестра) – ФИО3 (доверенность от 19.01.12)
У С Т А Н О В И Л :
Общество с ограниченной ответственностью «Маркиз», г.Челябинск, (далее истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, г.Челябинск, ФБУ «Кадастровая палата» по Челябинской области, г.Челябинск (далее ответчики), с учетом уточнения от 24.04.2012 в порядке ст. 49 АПК РФ 1) об установлении кадастровой стоимости земельных участков №74:30:0301036:45, №74:30:0301036, №74:30:0301036:47 равным их рыночной стоимости в следующем размере:
по состоянию на 17.03.2009г. кадастровый № 74:30:0301036:45 – 1 890 000 руб.;
по состоянию на 01.01.2010г.:
- кадастровый № 74:30:0301036:45. площадью 25068 кв.м. - стоимость 1 732 000 руб.;
- кадастровый № 74:30:0301036:46, площадью 159596 кв.м. – стоимость 11 044 000 руб.;
- кадастровый № 74:30:0301036:47, площадью 1891 кв.м. – стоимость 129 000 руб.
по состоянию на 01.01.2011г.:
- кадастровый № 74:30:0301036:45, площадью 25068 кв.м. – стоимость 1 737 000 руб.;
- кадастровый № 74:30:0301036:46, площадью 159596 кв.м. – стоимость 11 347 000 руб.;
- кадастровый № 74:30:0301036:47, площадью 1891 кв.м. – стоимость 131 000 руб.
по состоянию на 01.01.2012г.:
- кадастровый № 74:30:0301036:45, площадью 25068 кв.м. - стоимость 1 950 000 руб.;
- кадастровый № 74:30:0301036:46, площадью 159596 кв.м. – стоимость 12 857 000 руб.;
- кадастровый № 74:30:0301036:47, площадью 1891 кв.м. – стоимость 152 000 руб.
2) обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области и ФБУ «Кадастровая палата» по Челябинской области в течение десяти рабочих дней с даты вынесения решения судом:
Внести в государственный кадастр недвижимости об установлении сведения новой кадастровой стоимости земельных участков в следующем размере:
по состоянию на 17.03.2009г. кадастровый № 74:30:0301036:45 –1 890 000 руб.;
по состоянию на 01.01.2010г.
- кадастровый № 74:30:0301036:45, площадью 25068 кв.м. – стоимость 1 732 000 руб.;
- кадастровый № 74:30:0301036:46, площадью 159596 кв.м. – стоимость 11 044 000 руб.;
- кадастровый № 74:30:0301036:47, площадью 1891 кв.м. – стоимость 129 000 руб.
по состоянию на 01.01.2011г.:
- кадастровый № 74:30:0301036:45, площадью 25068 кв.м. – стоимость 1 737 000 руб.;
- кадастровый № 74:30:0301036:46, площадью 159596 кв.м. – стоимость 11 347 000 руб.;
- кадастровый № 74:30:0301036:47, площадью 1891 кв.м. –стоимость 131 000 руб.
- кадастровый № 74:30:0301036:45, площадью 25068 кв.м. - стоимость 1 950 000 руб.;
- кадастровый № 74:30:0301036:46, площадью 159596 кв.м. – стоимость 12 857 000 руб.;
- кадастровый № 74:30:0301036:47, площадью 1891 кв.м. – стоимость 152 000 руб.
В обоснование заявленных требований истец сослался, что определенная и внесенная в государственный кадастр стоимость земельного участка не соответствует и значительно превышает рыночную стоимость участков, что нарушает права истца как плательщика налога.
Ответчики требования отклонили по письменным отзывам, Управление регистрационной службы указало, что является по его мнению не надлежащим ответчиком, требования должны быть предъявлены к органу кадастрового учета, бюджетное учреждение указало, что установление к кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной возможно на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость данных участков, соответственно на 01.01.2010, кроме того изменение в силу закона в кадастр закреплено с периодичностью не реже в пять лет и не чаще в три года.
Заслушав сторон, исследовав представленные доказательства, суд считает требования истца подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что истец является собственником земельных участков №74:30:0301036:45, №74:30:0301036, №74:30:0301036:47, что подтверждается свидетельствами о праве собственности.
Кадастровая стоимость земельных участков, включенная в реестр была рассчитана на основании кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 № 284-П, проведенной по состоянию на 01.01.2010.
Истцом в материалы дела представлены соответствующие отчеты № 15/03-16 от 15.03.2011, № 01/03-12а от 01.03.2011, № 07/02 от 07.02.2012, которыми по заданию истца проведена оценка рыночной стоимости земельных участков по состоянию на заявленные истцом даты, с учетом сопоставления которых установлено значительное расхождение в установленной кадастровой оценкой земель размере стоимости земельного участка и определенной рыночной на основании отчетов истца (более 30 процентов).
Доводы ответчика -Управления Росреестра о ненадлежащем ответчике судом отклоняются, поскольку в силу п. 1.2. Приказа Минэкономразвития РФ от 21.02.2011 № 53 "Об утверждении порядка ведения фонда данных государственной кадастровой оценки и предоставления сведений из этого фонда" ведение Фонда данных, представляющего собой упорядоченную, пополняемую совокупность сведений о результатах государственной кадастровой оценки и мониторинге рынка недвижимости, в соответствии с настоящим Порядком осуществляется оператором Фонда данных, которым является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Передача отдельных функций бюджетному учреждению по техническому исполнению возложенных функций управления, не свидетельствует о наличии соответствующих функций у управления, соответственно, надлежащими ответчиками следует признать указанных соответчиков.
Истец ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391НК РФ, является нарушение прав общества как собственника этого земельного участка и плательщика земельного налога.
В силу пункта 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
При этом права общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены в том числе посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
В соответствии со ст. 24.19 , Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с Правилами государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316 (с последующими изменениями) организация проведения государственной кадастровой оценки земель возложена в настоящее время на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы. Проведение указанных работ осуществляется оценщиками или юридическими лицами, имеющими право на заключение договора об оценке. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Поскольку в силу названных положений, установлено, что кадастровая стоимость земельных участков, включенная в реестр была рассчитана на основании кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 № 284-П, проведенной по состоянию на 01.01.2010, соответственно, подлежат удовлетворению требования об установлении кадастровой стоимости участков равной по состоянию на 01.01.2010.
Установление кадастровой стоимости по земельному участку №74:30:0301036:45 по состоянию на 17.03.2009 – даты внесения номера участка в реестр противоречит изложенным выше нормам, требования об определении рыночной стоимости ежегодно на 01.01.2011 и на 01.01.2012 также необоснованно, поскольку с учетом даты кадастровой оценки земель-01.01.2010, с учетом требований и положений Постановления Правительства № 316, последующее изменение в кадастр с учетом рыночной стоимости и соответственно, проведение оценки на соответствие рыночной возможно не ранее 01.01.2013 и не позднее 01.01.2015.
Требования об обязании ответчиков внести в государственный кадастр недвижимости об установлении сведений новой кадастровой стоимости земельных участков подлежат отклонению по следующим основаниям.
В силу ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акту арбитражных судом обязательны для исполнения.
Выполнение кадастровых процедур, указанных в пункте 4 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости", сопровождается принятием решения:
1) о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
2) о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости;
3) об учете изменений объекта недвижимости (в том числе об учете, изменении либо снятии с учета части объекта недвижимости, а также об учете адреса правообладателя);
4) о снятии с учета объекта недвижимости;
5) о внесении кадастровых сведений в ГКН в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия;
6) об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.
Указанное решение, принимаемое уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета (далее - решение), подготавливается с использованием специального бланка, оформленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, подписывается данным должностным лицом и регистрируется в регистрационно-контрольной форме. Подлинник решения помещается в соответствующее кадастровое дело (номенклатурное дело).
В предусмотренных Законом о кадастре случаях решение о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, об учете изменений объекта недвижимости или о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости принимается на основании заявления и необходимых для кадастрового учета документов.
Заявление о кадастровом учете, представленное в орган кадастрового учета заявителем или его представителем лично, регистрируется в день обращения в орган кадастрового учета в книге учета заявлений с указанием времени его получения с точностью до минуты (по местному времени), после чего специалистом органа кадастрового учета, уполномоченным на прием заявлений (далее - специалист), на заявлении проставляется отметка о его регистрации.
С учетом изложенного, ввиду отсутствия правового обоснования заявленных истцом требований в части обязания ответчиков внести установленные судом сведения в реестр, а также ввиду не подтверждения уклонения от внесения соответствующих данных в реестр в порядке заявительной процедуры, предусмотренном Порядком, заявленные в данной части требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Истцом заявлено в отношении 3-х земельных участков по 2 неимущественных требования (установление кадастровой стоимости равной рыночной и обязании внести в кадастр), соответственно, размер госпошлины составляет 24 000 руб. 00 коп. (4000*6), истцом оплачена госпошлины в сумме 12 000 руб. 00 коп. у истца имеется обязанность по доплате госпошлины в бюджет в сумме 12 000 руб.
С учетом частичного удовлетворения требований истца, учитывая возможность распределения судебных расходов пропорционально заявленных и удовлетворенных требований по 3-м земельным участкам (госпошлина 12 000 руб.) в порядке ст. 110 АПК РФ ( по трем участкам заявлено 10 пунктов требований), судебные расходы истца относятся на каждого из соответчиков в сумме 1 800 руб. с каждого ((12 000/10*3)/2=1800).
Руководствуясь ст.ст. 167-170 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельных участков равным их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010г.:
кадастровый № 74:30:0301036:45, площадью 25068 кв.м. - стоимость 1 732 000 руб.;
кадастровый № 74:30:0301036:46, площадью 159596 кв.м. -стоимость 11 044 000 руб.;
кадастровый № 74:30:0301036:47, площадью 1891 кв.м. - стоимость 129 000 руб.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Взыскать с истца- общества с ограниченной ответственностью «Маркиз», в доход федерального бюджета госпошлину по иску в сумме 12 000 руб. 00 коп.
Взыскать с ответчика- ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в пользу истца- общества с ограниченной ответственностью «Маркиз» судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 1800 руб. 00 коп.
Взыскать с ответчика- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в пользу истца- общества с ограниченной ответственностью «Маркиз» судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 1800 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Судья С.М. Шумакова
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет- сайтах Восемнадцатого арбитражного суда http://18 aas.arbitr. ru