ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-22830/07-46-812 от 24.12.2007 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 2

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. ЧелябинскДело № А76-22830/2007-46-812

24.12.2007г.

Арбитражный суд Челябинской области в лице судьи:   Наконечной О.Г. при ведении протокола судебного заседания   судьей Наконечной О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело   по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Торговая сеть «Незабудка», г.Челябинск

к  ИФНС России по Ленинскому району г.Челябинска, г.Челябинск

о признании недействительным постановления от 01.06.2007г. № 1, незаконными

действий по выемке (изъятию) 21.06.2007г. документов и предметов при участии в заседании:

от заявителя:   Журавлевой И.В. - представителя по доверенности от 11.12.2006г. № 47 и от 09.10.2007г. № 81; Лакеевой М.В. - представителя по доверенности от 05.12.2007г. б/н; от ответчика:   Зарубиной А.В. - главного специалиста - эксперта юр. отдела по доверенности от 09.01.2007г. № 03-01/269; Щеголева Л.А. - госналогинспектора по доверенности от 05.12.2007г. № 03-21; Канюковой Г.Ф. - главного налогового инспектора по доверенности от 05.12.2007г. № 03; Халиковой Н.В. - заместителя начальника юридического отдела по доверенности от 23.05.2007г. № 03-01/6097; Красновой Е.Н. -специалиста по доверенности от 04.12.2007г. б/н; Лавренюка К.А. - оперуполномоченного УНП ГУВД по доверенности от 04.12.2007г. б/н

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Торговая сеть «Незабудка» (далее -)бщество), г.Челябинск обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с ;аявлением о признании недействительным постановления ИФНС России по Ленинскому >айону г.Челябинска (далее - инспекция, налоговый орган) от 01.06.2007г. № 1 «О

2
производстве выемки документов и предметов» и незаконными действий должностных ли
налогового органа по выемке (изъятию) 21.06.2007г. документов и предметов в "связи!
неисполнением обязанностей, предусмотренных статьями 94, 99 НК РФ, и обязании вернув
изъятые документы. \

В обоснование заявления указано следующее. Заявитель не был ознакомлен 1 постановлением о продлении срока выездной налоговой проверки. Нарушение npjналогоплательщика выразилось в незаконном истребовании должностными лицам* инспекции документов у налогоплательщика при неинформировании его о продлении сроков проверки. Постановление от 01.06.2007г. № 1 о производстве выемки документов jпредметов не содержит сведений, идентифицирующих налоговую проверку, мотиву послужившие основанием для производства выемки, не указан период составлени] подлежащих изъятию документов, в состав подлежащих выемке документов и предмета] включены носители информации, которые не могут быть отнесены ни к документам, ни jпредметам, не содержится информация о том, какие именно правонарушения соверши! заявитель, для сокрытия которых обществу станет необходимым уничтожение, изменение замена документов, подтверждающих такие правонарушения. В связи с несоответствие)! закону постановления о производстве выемки документов и предметов, а тзю$ несоблюдением требований закона должностными лицами налогового органа пр| проведении выемки документов и предметов, выразившемся в нарушении прав и законны^ интересов, в возложении незаконно на налогоплательщика обязанностей, заявителе обратился в суд с настоящим заявлением.

В отзыве на заявление от 03.12.2007г. № 03-21/113116 (т.2,л.д. 19-21) инспекции просит в удовлетворении требований общества отказать. При этом указывает, чт* оспариваемое постановление вынесено в соответствии с положениями статьи 89 НК РФ приказа ФНС России от 25.12.2006г. № САЭ-3-06/892@, которым утверждены Основания Iпорядок продления срока проведения выездной налоговой проверки. На основание вышеуказанных актов при наличии у ООО «ТС «Незабудка» 22 обособленные подразделений постановлениями УФНС России по Челябинской области от 23.03.2007г.,   18.05.2007г. срок проведения выездной налоговой проверки увеличен до 6-ти месяцев. Iсвязи с неисполнением налогоплательщиком требований налогового органа iпредоставлении документов для проведения выездной налоговой проверки инспекцией н< основании положений подпункта 3 пункта 1 статьи 31, пункта 8 статьи 94 НК РФ принятв постановление от 01.06.2007г. № 1 о производстве выемки документов и предметов i

3

заявителя. Считает действия по продлению срока выездной налоговой проверки правомерными, постановление от 01.06.2007г. законным и обоснованным.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, арбитражный суд считает необходимым в удовлетворении заявления общества отказать по следующим основаниям.

Общество с ограниченной ответственностью «Торговая сеть «Незабудка» зарегистрировано в качестве юридического лица ИМНС России по Советскому району г.Челябинска 25.02.2004г., ОГРН 1047423504435, что подтверждается свидетельством серии 74№002081139(т.1,л.д.П).

Как следует из материалов дела, на основании статей 31, 89 НК РФ 29.01.2007г. инспекцией принято решение о проведении выездной налоговой проверки № 13 (т.2,л.д.150,151).

Руководствуясь статьей 89 НК РФ, при наличии у общества 22 обособленных подразделений постановлениями УФНС России по Челябинской области от 23.03.2007г. и от 18.05.2007г. (т. 1,л.д. 149,150) срок проведения выездной налоговой проверки увеличен до 5-ти месяцев. С указанными постановлениями ознакомлены должностные лица яалогоплателыцика, о чем имеется соответствующая отметка. Справка о проведении зыездной налоговой проверки получена заявителем 29.06.2007г. (в день ее составления), о *ем свидетельствует входящий штамп организации (т.1,л.д.143-145).

Инспекцией выставлены требования о предоставлении документов, необходимых для доведения выездной налоговой проверки (т.1,л.д.127-142).

Вместе с тем, полученные налогоплательщиком требования (о чем свидетельствуют юответствующие отметки общества на требованиях) в установленный инспекцией срок не «полнены в добровольном порядке.

В ходе проведения выездной налоговой проверки общества установлено отсутствие 1ервичных бухгалтерских документов по простому товариществу, в которое входят ООО ТС (Незабудка» и частные предприниматели: Харелина Н.Н., Вишневская Е.Ю., Агеев В.Р., Сидорова (Панченко) И.Н., Черников Г.А. Также установлено, что документы и предметы у )бщества, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, :крыты, изменены или заменены. В связи с чем 01.06.2007г. налоговый орган постановил: фоизвести выемку у общества: договора простого товарищества, дополнительные оглашения к договорам и приложения ООО «ТС «Незабудка» с частными [редпринимателями за 2004-2005 годы; счета-фактуры по арендной плате, выставленные на

4
ООО «ТС «Незабудка» и на простое товарищество; носители информации (постановление а
01.06.2007г. № 1 «О производстве выемки документов и предметов», т. 1,л.д.111-113). ;

С данным постановлением ознакомлен генеральный директор Бокарев £cj21.06.2007г., о чем имеется соответствующая отметка (т. 1 ,л.д. 113).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 31, пунктом 4 статьи 93 и статьей 9? НК РФ на основании данного постановления должностные лица налогового органа^ участием понятых произвели выемку документов и предметов у общества по опие) (т.2,л.д.14), о чем составлен протокол выемки документов и предметов от 21.06.2007г. Jfe(т.2,л.д.8-13).

Не согласившись с постановлением от 01.06.2007г. № 1, а также с действиям налогового органа по выемке (изъятию) 21.06.2007г. документов и предметов, полагая, ч1 последние нарушают права и законные интересы налогоплательщика, общество обратилось арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 89 НК РФ выездная налоговая провер! проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решенй руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Согласно пункту 6 статьи 89 НК РФ выездная налоговая проверка не мож| продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяце) а в исключительных случаях - до шести месяцев.

При этом основания и порядок продления срока проведения выездной налогов^ проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченны по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Приказом МНС России от 16.04.2004г. № САЭ-3-30/290@ «Об организации работы | налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критерии отнесения российских организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщика! подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровня* утверждены Критерии отнесения российских организаций - юридических лиц к крупнейши налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном региональном уровнях.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой служб утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004г. №50 ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющй функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах,:

5

1равильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий Зюджет налогов и сборов.

Приказом ФНС России от 25.12.2006г. № САЭ-3-06/892@ (далее - Приказ № САЭ-3-36/892@) утверждены Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки (далее - Основания продления срока).

Подпунктом 4 пункта 3 Оснований продления срока предусмотрено, что основанием продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки может являться проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько эбособленных подразделений. При этом в случае наличия у организации четырех и более эбособленных подразделений срок проведения выездной налоговой проверки может увеличиваться до четырех месяцев, а в случае наличия десяти и более таких подразделений -ею шести месяцев.

Согласно пункту 4 Оснований продления срока для продления срока проведения выездной налоговой проверки налоговым органом, проводящим проверку, в вышестоящий налоговый орган направляется мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки.

Решение о продлении срока выездной налоговой проверки принимает руководитель ^заместитель руководителя) управления ФНС России по субъекту Российской Федерации, за исключением случаев продления сроков повторной выездной налоговой проверки, проводимой в порядке контроля за деятельностью налогового органа, выездной налоговой проверки крупнейшего налогоплательщика, а также выездной налоговой проверки, троводимой ФНС России (в этих случаях решение о продлении соответствующих сроков тринимает руководитель (заместитель руководителя) ФНС России).

В соответствии с пунктом 2 Приказа № САЭ-3-06/892@ данный Приказ применяется нри проведении и оформлении результатов налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля, начатых после 31.12.2006г.

Исходя из положений вышеизложенных норм, в случае если проверяемая организация имеет десять и более обособленных подразделений, срок выездной налоговой проверки ложет   быть продлен уполномоченным лицом, указанным в Приказе № САЭ-3-06/892@, до нести месяцев. В случае если организация имеет от четырех до девяти обособленных юдразделений, срок выездной налоговой проверки может быть увеличен до четырех месяцев.

6

Ранее аналогичное основание продления срока проведения выездной налоговой*
проверки содержалось в пункте 2 Письма МНС России от 29.04.2004г. № 06-4-03/640. *\.

щ

Таким образом, решение налогового органа о продлении срока выездной налоговой*
проверки правомерно. ;

Как следует из статей 31, 82 - 101 НК РФ, обнаружение и выявление налогового!
правонарушения происходит в рамках налогового контроля и фиксируется при оформлении!
результатов налоговых проверок. I

Выездная налоговая проверка проводится, в том числе, с применением таких!
 процедур, как: осмотр, истребование документов, выемка документов и предметов,!
экспертиза, участие понятых и допрос свидетелей. 1

Согласно статье 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщиц сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресован! требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому! органу в пятидневный срок. Документы представляются в виде заверенных должным| образом копий.

В случае отказа в представлении документов должностное лицо налогового органа| проводящее проверку, проводит выемку необходимых документов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе производите выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.

Порядок выемки (изъятия) документов и предметов у налогоплательщика налоговыми органами регламентируется статье 94 НК РФ.

В пункте 1 статьи 94 НК РФ предусмотрено, что выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа.

Судом установлено соблюдение инспекцией порядка производства выемки.

При таких обстоятельствах суд полагает, что оспариваемые постановление от 01.06.2007г. № 1, а также действия должностных инспекции по выемке (изъятию)

7

21.06.2007г. документов и предметов не нарушают права и законные интересы налогоплательщика.

Кроме того, изъятое налоговым органом имущество возвращено налогоплательщику в присутствии понятых, о чем свидетельствуют акты передачи изъятого имущества от 27.06.2007г. № 1, № 2 (т.2,л.д.15-18).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110,167-170,176,201 АПК РФ, Арбитражный суд Челябинской области

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований заявителя отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Челябинской области: в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия решения; в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Информацию о движении дела можно получить на официальном сайте суда в сети Интернет по адресу: WWW.Chelarbitr. Ru.

Судья: О.Г. Наконечная

\