Арбитражный суд Челябинской области
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск
13 ноября 2007 г. Дело № А76-22850/2007-51-473 Резолютивная часть решения объявлена 29 октября 2007 г.
Решение в полном объеме изготовлено 13 ноября 2007 г.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Забутырина Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Забутыриной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
ООО «Центр гостеприимства «Европа», г. Челябинск
к Инспекции ФНС России по Центральному району города Челябинска об оспаривании постановления административного органа от 12.09.2007 № 98 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 25.05.07 №25/05, паспорт <...>, выдан 12.01.2004 УВД Курчатовского района г. Челябинска;
от административного органа: ФИО2, специалиста 1 разряда, по доверенности от 01.10.2007 №05-02/45065, удостоверение УР №392709.
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Центр гостеприимства «Европа» (далее – ООО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с требованием об отмене постановления Инспекции ФНС РФ по Центральному району г. Челябинска от 12.09.2007 г. № 98 по делу об административном правонарушении о привлечении Общества к административной ответственности по ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 руб.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении (л.д. 5-9), ссылаясь на нарушения должностными лицами административного органа требования Закона РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и неправильное применение норм материального права при толковании понятия «потребительская тара».
Представитель административного органа в судебном заседании требования не признал, пояснив, что процессуальный порядок привлечения к административной ответственности был соблюден, в части нарушений норм материального права в отношении термина «потребительская тара», считает указанный термин допустимым для описания нарушения, не влияющим на сам факт нарушения норм законодательства, регламентирующего оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 14.30 29.10.2007г.
Заслушав объяснения представителей сторон в судебном заседании, исследовав имеющиеся в деле документы, арбитражный суд установил следующие обстоятельства дела.
30 июля 2007 сотрудниками Инспекции ФНС по Центральному району г. Челябинска на основании поручений от 30.07.2007 № 679, 680 в торговой точке – кофейня ООО «Центр гостеприимства «Европа», принадлежащей ООО «Центр гостеприимства «Европа» на основании договора аренды, расположенной по адресу: <...>, была проведена проверка выполнения Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ).
В ходе проверки было выявлено следующее. На алкогольную продукцию, находящуюся на реализации:
- коньяк «ФИО3» – 0,5 л, дата розлива 16.04.2007, 1 бут., страна производитель – Франция;
- вермут «Чинзано Бьянко» - 1 л, дата розлива – 30.03.2007, 1 бут., страна производитель – Италия;
- водка «Русский стандарт» ориджинал - 1 л, дата розлива 20.04.2006, 1 бут., страна производитель – Россия;
- водка «Русский стандарт» «IMPERIA» - 0,75 л, дата розлива 20.09.2006, 1 бут., страна производитель – Россия,
в прейскуранте не указан объем алкогольной продукции в потребительской таре, цена за весь объем алкогольной продукции в потребительской таре.
не были представлены товарно-сопроводительные документы (далее – ТТН), подтверждающие факт сертификации и легальность оборота алкогольной продукции.
Результаты проверки нашли отражение в акте от 30.07.2007 № 05-000129-06.
По выявленному правонарушению административным органом в присутствии законного представителя Общества – ФИО1 (по доверенности от 25.05.2007 №25/05), 29.08.2007 г. был составлен протокол об административном правонарушении № 101, в котором представитель пояснил, что потребительской тарой, в которой продукция доставляется потребителям, является стакан (рюмка), документы были в наличии (л.д. 10-11).
Представителю разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, замечаний к протоколу представлено не было, с протоколом представитель ознакомлен, протокол вручен ФИО1 лично, о чем свидетельствуют соответствующие отметки и подпись представителя впротоколе (л.д.11).
30 июля 2007 года административным органом вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, которое было направлено Заявителю по почте (л.д. 84-85).
По результатам рассмотрения материалов проверки в присутствии представителя Общества 12.09.2007 г. административным органом вынесено постановление № 98 по делу об административном правонарушении, которым ООО «Центр гостеприимства Европа» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ и на Обществоналожен административный штраф в размере 30 000 руб. (л.д.99).
Заявитель, не согласившись с вынесенным административным органом постановлением, обратился в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.3 ст.14.16 КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального Закона от 08.08.2001 №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее – Закон о защите прав) мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю указываются: номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю; наименование органа государственного контроля (надзора); фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю; наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю; цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке; даты начала и окончания мероприятия по контролю.
Согласно статье 1.1. КоАП РФ законодательство об административном правонарушении состоит из настоящего Кодекса (который определяет условия и основания административной ответственности, виды административных наказаний, порядок производства по делам об административных правонарушениях), а также принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из изложенного следует, что производство по делу об административных правонарушениях должно осуществляться в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1. КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В рассматриваемом случае поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении Общества явилось непосредственное обнаружение должностными лицами Инспекции достаточных данных, указывающих на совершение Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 3 статьи 14.16 КоАП РФ; производство по делу осуществлялось в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом судом учитывается следующее. Налоговые органы наделены полномочиями по государственному контролю за оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Такие полномочия Налоговым органам предоставлены ч.1 ст. 23.50 КоАП РФ, в соответствии с которой дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно п.1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 №506, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
Исходя из п.3 ст. 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» его положения не применяются к отношениям, связанным с проведением, в том числе налогового контроля.
В соответствии с Письмом МНС РФ от 21.12.2001 №ШС-6-14/967 «О порядке применения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» данный Закон не распространяется на отношения, возникающие при осуществлении налоговыми органами контроля за соблюдением законодательства в области производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что оспариваемые действия должностных лиц по проведению проверки заявителя на основании поручений 679, 680 от 30.07.2007г. соответствовали действующему законодательству и не нарушили права и законные интересы заявителя, а довод заявителя, что действия должностных лиц ответчика совершены в нарушение ст.7 Закона о защите прав, выразившиеся в проведении органом государственного контроля (надзора) планового мероприятия по контролю более чем один раз в два года, в силу вышеизложенного не может быть принят во внимание.
В силу п.13 Постановления Правительства Российской Федерации № 1036 от 15.08.1997г. «Об утверждении правил оказания услуг общественного питания» информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг.
В соответствии с абз.2 п.141 раздела 19 «Особенности продажи алкогольной продукции» Правил продажи отдельных видов товаров (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г. №55, далее – Правила) в организациях общественного питания в прейскурантах на алкогольную продукцию указываются наименование алкогольной продукции, объем алкогольной продукции в потребительской таре, цена за весь объем алкогольной продукции в потребительской таре, а также за 0,1 л или 0,05 л.
Как следует из материалов дела и представителем заявителя не оспаривается, в кофейне, принадлежащей заявителю, в прейскуранте на алкогольную продукцию коньяк Хенесси, вермут Чинзано Бьянко, водку была указана цена за 0,05л (л.д. ).
В материалах дела имеются объяснения метрдотеля ФИО4 от 30.07.2007г. из которых следует, что емкость бутылки в потребительской таре, цена за всю емкость потребительской тары не учтена при написании прейскуранта.
В судебном заседании представитель Заявителя пояснил, что под термином «потребительская тара», используемого законодателем, понимается согласно ГОСТу 17527-2003 тара, предназначенная для упаковывания и доставки продукции потребителю (стакан, рюмка объемом 50 мл), а потому, по мнению представителя Заявителя, в силу того, что в кофейне алкогольная продукция поступает к потребителю в стакане, рюмке, т.е. в посуде объемом 50 мл – это и будет потребительской тарой.
Кроме того, по мнению заявителя, законодателем в Постановлении Правительства Российской Федерации от 08.02.2006 №80 «О внесении изменений в Постановление Правиельства Российской Федерации от 19 января 1998г. №55 и признании утратившим силу некоторых атов Правительства Российской Федерации по вопросам розничной продажи алкогольной продукции» не используется понятие «бутылка», а введя данным нормативным актом понятие «потребительская тара» законодатель изменил содержание информации, предоставляемой в прейскуранте.
Данные доводы заявителя судом не принимаются во внимание, поскольку построены на неправильном толковании норм закона.
Согласно пп.16 п.3.1. ГОСТа 17527-2003 потребительской тарой называется тара, предназначенная для упаковывания и доставки продукции потребителю.
В силу пп. 44 и пп. 50 п.3.2. ГОСТа 17527-2003 бутылка и стакан являются потребительской тарой, но поскольку законодатель императивной нормой установил требование, адресованное организациям общественного питания, указывать в прейскурантах на алкогольную продукцию наименование алкогольной продукции, объем алкогольной продукции в потребительской таре, а также за 0,1 л или 0,05 л, то мнение заявителя об отсутствии материальной стороны правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, необоснованно.
Поскольку Обществом в прейскуранте не был указан объем алкогольной продукции в потребительской таре, цена за весь объем алкогольной продукции в потребительской таре, то в действиях Общества содержится состав вменяемого ему административного правонарушения.
Согласно статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 г. РФ № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 10.2 настоящего федерального закона, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:
1) товарно-транспортная накладная;
2) справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);
3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации);
4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции).
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2006 года № 80 были утверждены изменения в Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации".
Правила были дополнены новым разделом XIX «Особенности продажи алкогольной продукции, в пункте 138 которых указано, что информация об алкогольной продукции помимо сведений, указанных в пунктах 11 - 12 настоящих Правил, должна содержать:
наименование входящих в состав алкогольной продукции ингредиентов, в том числе наименование использованных в процессе изготовления продукции пищевых добавок, биологически активных пищевых добавок, сведения о наличии в продукции компонентов, полученных с использованием генно-модифицированных организмов, о содержании в алкогольной продукции вредных для здоровья веществ, определяемых в соответствии с обязательными требованиями стандартов и технических регламентов;
пищевую ценность алкогольной продукции;
объем алкогольной продукции в потребительской таре;
противопоказания к применению алкогольной продукции;
дату, место изготовления и розлива алкогольной продукции.
Согласно пункту 139 Правил на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы:
товарно-транспортная накладная;
копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции;
копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Как следует из материалов дела на алкогольную продукцию Коньяк ФИО3 и водка «Русский стандарт» IMPERIA в момент проведения проверки не были предоставлены документы на алкогольную продукцию – ТТН.
Отсутствующие документы представлены 01.08.2007г., что подтверждается дополнением к акту проверки (л.д. 92).
Акт проверки подписан метрдотелем Общества ФИО4 без замечаний и возражений.
При составлении протокола представитель Общества в объяснениях указала, что в момент проверки документы в наличии были, однако представлены не были.
При исследовании материалов дела, судом установлено, что факт нарушения действующего законодательства, регулирующего порядок продажи алкогольной продукции, выразившийся в не предъявлении всех необходимых документов по первому требованию контролирующего органа, подтверждается актом проверки № 05-000129-06, в подпункте В) пункта 3 которого указано на не представление ТТН, протоколом об административном правонарушении, образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.16 КоАП РФ.
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленные факты правонарушения свидетельствует о том, что предприятием не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что доводы административного органа соответствуют обстоятельствам дела, ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, требованиям Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 31.12.2005г. №872, Правилам продажи отдельных видов товаров, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, Правилам оказания услуг общественного питания, утвержденным Постановлением Правительства РФ №1036 от 15.08.1997, согласно которым отсутствие в момент проверки в торговой точке сопроводительных документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции, в частности ТТН, а также отсутствие в прейскурантах на алкогольную продукцию наименования алкогольной продукции, объема алкогольной продукции в потребительской таре, цены за весь объем алкогольной продукции в потребительской таре, а также за 0,1 л или 0,05 л., влечет наложение на юридические лица штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
В соответствии с ч.7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В судебном заседании арбитражным судом не установлено нарушений со стороны административного органа процессуальных требований к порядку привлечения к административной ответственности заявителя, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и могли бы послужить достаточным основанием для удовлетворения требования заявителя о признании незаконным и отмене постановления административного органа.
При назначении наказания административным органом было назначено наказание по низшему пределу санкции, предусмотренной ч.3 ст. 14.16. КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд полагает, что оснований считать оспариваемое постановление незаконным не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 167,168,п.2 ст. 176, ст.211 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Центр гостеприимства Европа», г. Челябинск об отмене постановления от 12.09.2007 № 98 Инспекции ФНС России по Центральному району г. Челябинскапо делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья: Л.В. Забутырина