ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-23159/18 от 24.01.2019 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

31 января 2019 года                                                             Дело № А76-23159/2018

Резолютивная часть решения оглашена                                  24 января 2019 года

Решение в полном объеме изготовлено                                   31 января 2019 года

       Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Наконечной О.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зоновой Н. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, г. Челябинск (ОГРН 1027402931500)

к Управлению Федеральной антимонопольной службе по Челябинской области, г.Челябинск (ОГРН 1027403895310)

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципального казенного учреждения «Служба демонтажа и землеустройства», г.Челябинск  

о признании незаконным решения от 25.04.2018 по делу № 19-07/17

при участии в заседании:

заявителя: Зоновой О. А. - представителя по доверенности от 09.01.2019 № 13, удостоверение;

заинтересованного лица: Подивиловой Ю.В. - представителя по доверенности от 09.01.2019 № 101, удостоверение;

третьего лица: Титовой Т.В. - представителя по доверенности от 29.01.2019, паспорт, 

УСТАНОВИЛ:

комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее – КУИиЗО) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России, антимонопольный орган) от 25.04.2018 по делу № 19-07/17.

Заявитель считает оспариваемый ненормативный правовой акт антимонопольного органа противоречащим законодательству Российской Федерации, нарушающим его права и законные интересы в экономической сфере.

Челябинское УФАС России представило отзыв на заявление от 07.08.2018 № 10461/07 (т.5 л.д.8-11), в котором требование заявителя находит необоснованным, оспариваемое решение - правомерным.

На основании статьи 51 АПК РФ определением суда от 24.10.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение «Служба демонтажа и землеустройства» (далее – МКУ «Служба демонтажа» ).

МКУ «Служба демонтажа» представило отзыв на заявление от 14.01.2019 (т.5 л.д.35), в котором выразило единство с позицией КУИиЗО.

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали позиции, изложенные ими в заявлении и в отзывах на заявление соответственно.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд считает заявление КУИиЗО подлежащим удовлетворению по следующим мотивам.

Из материалов настоящего дела следует,  Челябинским УФАС России издано решение от 25.04.2018 по делу № 19-07/17 следующего содержания, в частности:

1.Признать нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) действия КУИиЗО утверждению МБУ «Служба демонтажа и землеустройства» (в настоящее время - МКУ «Служба демонтажа») муниципальных заданий на 2016 - 2017 годы, что привело или могло привести к созданию необоснованных преимуществ осуществления деятельности отдельному хозяйствующему субъекту - МБУ «Служба демонтажа и землеустройства» , ввиду выполнения работ для муниципальных нужд за счет средств муниципального бюджета без проведения конкурентных процедур и к устранению конкуренции при размещении муниципального заказа на выполнение работ в сфере благоустройства и озеленения (разборка, перемещение, хранение незаконно установленных нестационарных объектов), в том числе ввиду ограничений доступа к соответствующим товарным рынкам, что необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, способных конкурировать за получение бюджетных денежных средств в случае проведения публичных процедур, и в случае признания победителями – выполнять указанные работы.

2. КУИиЗО предписание, предусмотренное частью 3 статьи 23 Закона о защите конкуренции, не выдавать.

Не согласившись с вышеуказанным решением антимонопольного органа, полагая, что последнее нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, КУИиЗО обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Закон о защите конкуренции направлен на предупреждение и пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции, в частности, органами местного самоуправления в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).

Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция определена как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещено необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Закрепленные в данной норме запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.

Из совокупности приведенных выше норм права и подпункта «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции следует, что антимонопольный орган в рамках частей 1 и 2 статьи 15 Закона о защите конкуренции полномочен вынести соответствующее решение об обнаружении и пресечении выявленного нарушения лишь в том случае, когда нарушение привело либо могло привести к нарушению охраняемого законом баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном и том же рынке в соответствующих географических границах.

В каждом конкретном случае антимонопольный орган должен провести анализ состояния конкуренции на товарном рынке и доказать, что спорные акты органов власти, действия (бездействия) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Иное нарушение действующего законодательства органом власти, само по себе не является нарушением статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В пункте 11 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, указано, что при рассмотрении судом дел, связанных с нарушением части 1 или 2 статьи 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган должен доказать факт недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо установить возможность наступления таких последствий на соответствующем товарном рынке.

Решением Челябинской городской Думы от 05.09.2013 № 45/1 утвержден Порядок демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории города Челябинска (далее - Порядок), который регламентирует деятельность администрации города Челябинска, ее структурных подразделений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем незаконно размещенных нестационарных объектов, для установки которых не требуется разрешение на строительство.

Работу по выявлению незаконно размещенных нестационарных объектов на территории города Челябинска осуществляет администрация города Челябинска в лице КУИиЗО (пункт 3 Порядка).

Согласно пункту 5 Порядка в течение 15 дней с момента составления акта о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта КУИиЗО составляет в трех экземплярах Уведомление о демонтаже незаконно размещенного нестационарного объекта (далее - Уведомление) по форме, установленной приложением 2 к настоящему Порядку.

Срок добровольного демонтажа нестационарного объекта - семь дней. В случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, причинения или угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан демонтаж незаконно установленного нестационарного объекта осуществляется в течение трех рабочих дней с момента выявления такого объекта.

Уведомление в отношении мемориальных объектов, за исключением мемориальных досок, составляется Комитетом на основании решения Челябинской городской Думы, принятого в соответствии с Порядком установки, содержания и демонтажа мемориальных объектов, объектов жанровой городской скульптуры и художественных композиций в городе Челябинске, утвержденным решением Челябинской городской Думы.

При неисполнении требований о демонтаже нестационарного объекта лицом, осуществившим его установку, в срок, указанный в Уведомлении, а также при невозможности установить указанное лицо демонтаж осуществляется уполномоченным муниципальным учреждением (далее - муниципальное учреждение), созданным на основании правового акта администрации города Челябинска.

В случае невыполнения собственником незаконно размещенного нестационарного объекта требований Уведомления, а также в случае невозможности установить собственника организация мероприятий по демонтажу незаконно размещенного нестационарного объекта и его последующему хранению осуществляется муниципальным учреждением.

Муниципальное учреждение не позднее чем за три рабочих дня до планируемой даты демонтажа незаконно размещенного нестационарного объекта направляет в администрацию соответствующего внутригородского района города Челябинска предложение об участии уполномоченного представителя администрации внутригородского района города Челябинска при демонтаже (пункт 11 Порядка).

Решением Челябинского областного суда от 01.02.2018 по делу № 3а-20/2018 установлено, что пункты 2, 4, 5, 6, 7, 8, 11 и 13 Порядка демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории города Челябинска, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 05.09.2013 № 45/1, соответствуют федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и не противоречат им.

В силу статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (часть 1).

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (часть 2).

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания (часть 3).

Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (часть 4).

Распоряжением администрации города Челябинска от 29.06.2015 № 6925-е принято решение о создании муниципальное казённое учреждение «Служба демонтажа и землеустройства» (т.2 л.д.7).

Приказом КУИиЗО от 01.07.2015 № 680 утвержден Устав муниципального казённого учреждения «Служба демонтажа и землеустройства» (т.2 л.д.11-16).

Распоряжением администрации города Челябинска от 21.10.2016 № 11678- е принято решение о создании МБУ «Служба демонтажа и землеустройства» путём изменения типа муниципального казённого учреждения «Служба демонтажа и землеустройства» (т.2 л.д.9).

Приказом КУИиЗО от 26.10.2016 № 1144 утверждён Устав МБУ «Служба демонтажа и землеустройства» (т.2 л.д.17-22).

Согласно пункту 13 Устава МБУ «Служба демонтажа и землеустройства» Бюджетное учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления города Челябинска в сфере имущественных и земельных отношений.

Пунктом 14 Устава МБУ «Служба демонтажа и землеустройства» установлено, что для достижения целей настоящего Устава, Бюджетное учреждение осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе, следующие виды деятельности:

демонтаж объектов, не являющихся объектами капитального строительства, незаконно размещённых на земельных участках, собственником которых является муниципальное образование «город Челябинск» или государственная собственность на которые не разграничена, подлежащих демонтажу и (или) перемещению, включающий следующие виды работ: разборка конструкций на отдельные части (при необходимости), снятие объекта или его отдельных частей с места установки;

транспортировка грузов специализированными и неспециализированными автотранспортными средствами;

складирование демонтированных объектов, в том числе товаров, оборудования или иного имущества, находящегося в незаконно размещённых нестационарных объектах.   

Приказами КУИиЗО от 08.11.2016 № 1205, от 30.12.2016 № 1478 утверждены муниципальные задания для МБУ «Служба демонтажа и землеустройства» на 2016 и 2017 год соответственно (спорные задания).

В соответствии с частью 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями формируется в соответствии с ведомственным перечнем муниципальных услуг и работ, оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями в качестве основных видов деятельности, в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования.

Муниципальное задание МБУ «Служба демонтажа и землеустройства» сформировано и утверждено на основании положений БК РФ, а также изданных в соответствии с ними:

 постановления администрации города Челябинска от 05.09.2011 № 210-п «Об утверждении Порядка по формированию и финансовому обеспечению выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями города Челябинска»;

постановления администрации города Челябинска от 31.12.2013 № 282-и «Об утверждении Порядка предоставления муниципальным бюджетным и автономным учреждениям города Челябинска субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания»;

ведомственного перечня муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальным бюджетным учреждением «Служба демонтажа и землеустройства», подведомственным КУИиЗО, утвержденного приказом КУИиЗО от 28.11.2016 № 1280. Изменения в данный перечень путем его дополнения видами работ внесены приказом КУИиЗО от 12.07.2017 № 659.

На момент формирования муниципальных заданий для МБУ «Служба демонтажа и землеустройства» на 2016 и 2017 год, Ведомственный перечень муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальным бюджетным учреждением «Служба демонтажа и землеустройства», подведомственным КУИиЗО, содержал работу - «Организация благоустройства и озеленения, предусматривающая предварительный демонтаж, снос зданий, строений (конструкций)».

При таких обстоятельствах, проанализировав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства каждое в отдельности, а также в их совокупности, арбитражный суд считает, что при создании МБУ «Служба демонтажа и землеустройства» и при утверждении для него спорных муниципальных заданий на 2016-2017 годы КУИиЗО не были нарушены нормы законодательства о защите конкуренции, в связи с чем основания для привлечения КУИиЗО к ответственности по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции отсутствуют.

Таким образом, требования КУИиЗО о признании незаконным решения Челябинского УФАС России от 25.04.2018 по делу № 19-07/17 подлежит удовлетворению.

Судебные расходы по оплате государственной пошлины следует распределить между сторонами в соответствии со статьей 110 АПК РФ. При этом суд учитывает, что на основании статьи 333.37 НК РФ стороны освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд Челябинской области

РЕШИЛ:

Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 25.04.2018 по делу №19-07/17.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                           О.Г. Наконечная