Арбитражный суд Челябинской области
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск
«27» января 2009 года Дело № А76-23167/2008-51-662/31
Судья Арбитражного суда Челябинской области Забутырина Л.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Богатыревой С.Г.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области;
Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Челябинской области
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, относительно предмета спора:
Администрация Шахматовского сельского поселения Челябинской области
ФИО1,
Федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение «Чебаркульская квартирно-эксплуатационная часть»
о признании незаконными действий и возложении обязанности совершить действия
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО2 – представителя по доверенности № 551 от 03.09.2008 (паспорт);
от ответчиков:
УФАКОН по Челябинской области – ФИО3 – представителя по доверенности № 265/08 от 15.09.2008 г. (удостоверение);
ФГУ «ЗКП» по Челябинской области – до объявления перерыва - ФИО4 – представителя по доверенности № 2 от 21.01.2008 (паспорт); после окончания перерыва – не явился, извещен;
от третьих лиц:
Федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение «Чебаркульская квартирно-эксплуатационная часть» - ФИО5 – представителя по доверенности от 25.09.2008 (паспорт); ФИО6 – представителя по доверенности от 01.10.2008 (паспорт);
Администрация Шахматовского сельского поселения Челябинской области – до объявления перерыва - ФИО7 – распоряжение № 52 от 25.03.2005 (паспорт); после окончания перерыва – не явился, извещен;
ФИО1 – паспорт; переводчик ФИО1 – ФИО8 – паспорт,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области (далее – заявитель, ТУ ФАУГИ) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области (далее – УФАКОН), Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Челябинской области (далее – ФГУ «ЗКП» о признании незаконными действий УФАКОН (территориальный отдел №7) по проведению государственного кадастрового учета земельного участка, площадью 1500,2 кв.м, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 74:23:05 06 001:0063 (далее – земельный участок 0063); о возложении обязанностей на УФАКОН аннулировать записи в Едином государственном реестре земель о земельном участке 0063; о признании незаконными действий ФГУ «ЗКП» в лице Чебаркульского филиала – отдела по постановке на кадастровый учет земельного участка 0063; о возложении обязанности на ФГУ «ЗКП» в лице Чебаркульского филиала – отдела аннулировать записи в Едином государственном реестре земель о земельном участке 0063.
Определением суда от 27.10.2008 (л.д. 1 т.1, 108-109 т.2) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение «Чебаркульская квартирно-эксплуатационная часть» (далее – Чебаркульская КЭЧ).
Определением суда от 03.12.2008 (л.д. 74-75 т.1) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Шахматовского сельского поселения Челябинской области (далее – Администрация поселения), ФИО1.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении (л.д. 3-7 т.1). Пояснил, что постановка земельного участка 0063 совершена в нарушение действующего законодательства: акт согласования границ не соответствует форме, утв. Методическими рекомендациями Росземкадастра от 17.02.2003, акт утвержден зам,начальника территориального отдела, что противоречит Методическим рекомендациям, в акте отсутствуют дата согласования границ ФИО9, строка «правообладателями земельных участков или их представителями заявлено: отказ в согласовании, разногласия)» не заполнена, отсутствуют кадастровый номер земельного участка, схема границ земельного участка, являющаяся приложением к акту согласования границ, согласование с правообладателем участка. В земделе имеется расписка на имя ФИО10, ФИО11, извещения о получении расписок отсутствуют. Извещения и расписки в их получении остальным смежным землепользователям отсутствуют в нарушение п.п. 11-13 Методических рекомендаций. В нарушение положений ст. 209 ГК РФ и ст.ст. 9,17 ЗК РФ акт не был согласован с уполномоченным представителем собственника – ТУ ФАУГИ и пользователем – Чебаркульской КЭЧ, поскольку данный участок входит в границы земельного участка, находящегося в постоянном пользовании Чебаркульской КЭЧ.В кадастровой выписке указано, что земельный участок относится к землям поселений, что противоречит положениям п. 1 ст. 83 ЗК РФ. Указанный земельный участок не относится к данной категории, поскольку относится к землям обороны и безопасности иного специального назначения. В графе разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, тогда как надлежащий разрешенный вид – для государственных надобностей, что свидетельствует о недостоверности сведений, содержащихся в выписке (ст. 37 ЗК РФ). В нарушение ст. 19 Закона о земельном кадастре УФАКОН принял заявку от неуполномоченного лица. В нарушение п. 4 ст. 69 ЗК РФ при проведении землеустройства не был обеспечен учет законных интересов лиц, права которых могли быть затронуты при его проведении (РФ, Чебаркульская КЭЧ), что является основанием в силу п. 3 ст. 20 Закона о земельном кадастре для отказа в проведении кадастрового учета. Постановка на кадастровый учет данного участка нарушает права и законные интересы РФ в порядке ст. 209 ГК РФ, как собственника земельного участка.
Представители УФАКОН, ФГУ «ЗКП» в судебном заседании требования не признали по основаниям, изложенным в отзывах (л.д. 77-78, 141-142 т.1). Пояснили со ссылкой на ст.198 АПК РФ, ч.2 ст. 1, ч.1 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ, что государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 74:23:0506001:63 был осуществлен в соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 № 28-ФЗ, Порядком ведения государственного реестра земель кадастрового района, утв. Приказом Росземкадастра от 15.06.2001 № П/119. Основанием для постановки на государственный кадастровый учет послужили заявка от 10.10.2006, постановление главы поселения от 26.09.2006 № 76, описание земельного участка, выполненное ООО «Землеустроитель», в соответствии с Требованиями к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утв. Приказом Росземкадастра от 02.10.2002 № П/327.Следовательно, для проведения кадастрового учета заявителем были представлены все необходимые документы, предусмотренные п. 2 ст. 19 Закона о земельном кадастре. В соответствии с п. 6 ст. 19 Закона о земельном кадастре проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в ЕГРЗ, присвоение кадастровых номеров, изготовление кадастровых карт и формирование кадастровых дел. При этом, проверка представленных заявителями документов проводится лишь на наличие в указанных документах сведений, необходимых для проведения государственного кадастрового учета, т.е. позволяющих индивидуализировать (выделить) земельный участок. В результате проведения кадастровых процедур земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет, кадастровый номер присвоен в соответствии с Правилами присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.09.2000. В соответствии с письмом Росземкадастра от 11.04.2003 № СС/272 проверка, представляемых на государственный кадастровый учет документов проводится только в пределах компетенции Росземкадастра в области ведения государственного земельного кадастра, проверка юридической силы правоустанавливающих документов, наличия полномочий распоряжаться имуществом, наличия и содержания права у лица, в отношении которого издан правоустанавливающий документ, входит в компетенцию учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Представитель Чебаркульской КЭЧ в судебном заседании требования заявителя поддержал по основаниям, изложенным в отзыве, письменном мнении и письменных пояснениях (л.д. 49-50 т.1, 49-50, 91-92 т.2).Пояснил, что землеустроительное дело оформлено с многочисленными нарушениями. Постановка на кадастровый учет участка нарушает права собственника – РФ и пользователя – КЭЧ. В 2000 г. Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Челябинской области была проведена инвентаризация по созданию реестра земель, относящихся к федеральной собственности, закрепленной за в/ч 86727, целью которой являлось, в том числе создание основы для ведения ГЗК, обеспечение создания банка данных, введение данных в автоматизированную систему ведения ГЗК. Одной из трех основных видов работ было обследование и закрепление внешней границы земель Министерства обороны (Чебаркульского полигона в/ч 86727). Из материалов по инвентаризации следует, что УФАКОН, как фактический правопреемник Комитета по земельным ресурсам владеет информацией и материалами инвентаризации и экспертизы от 18.02.2002. За все время постоянного бессрочного пользования Чебаркульская КЭЧ не давало добровольного отказа на право постоянного бессрочного пользования, в соответствии со ст. 45 ЗК РФ принудительная процедура по изъятию земельного участка не осуществлялась. Кроме того, решением суда по делу № А76-13825/2006-57-780 в удовлетворении требований Администрации Чебаркульского района о признании недействительной регистрации права собственности РФ на земельный участок 0106 отказано.
Представитель Администрации поселения документов, затребованных определением суда, в том числе письменного мнения относительно заявленных требований, не представил. В ходе судебного заседания пояснил, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.
ФИО1 представила письменное мнение относительно заявленных требований (л.д. 1-3 т.2), пояснила, что при установлении границ земель, принадлежащих Чебаркульской КЭЧ, граница раздела должна была быть согласована с Администрацией поселения и проходить по границе земельных наделов жителей деревни Барановка. Земля, на которой расположена д. Барановка не может быть отнесена к землям промышленности и соответственно не может быть включена в земли, принадлежащие Чебаркульской КЭЧ. Следует устранить выявленные нарушения, при этом оставить без изменения акт собственности на землю для спорного участка.
В судебном заседании 21.01.2009 объявлялся перерыв до 27.01.2009.
Информация об объявлении перерыва была размещена на официальном сайте в сети Интернет (л.д. 107 т.2).
После окончания перерыва представитель Администрации поселения в судебное заседание не явился.
Дело рассматривается в порядке ст. ст. 156, 163, 200 АПК РФ с учетом положений Информационного письма Президиума ВАС РФ от 19.09.2006 № 113 «О применении ст. 163 АПК РФ».
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства.
В 1980 году Исполнительным комитетом Челябинского областного Совета народных депутатов в/ч 86727 Чебаркульского района Челябинской области выдан госакт, подтверждающий закрепление в бессрочное и бесплатное пользование 41522,0 га земли для государственных надобностей (л.д. 53-56 т.2).
В 2002 году на основании договора от 04.05.2001 № 366 ГУП БКП Сибирским институтом «Орстройпроект» проведены работы по установлению и описанию границ земель Чебаркульского полигона (в/ч 86727), в том числе согласованы границы Чебаркульского полигона, что подтверждается протоколами согласования (л.д. 69-74 т.2).
По результатам проведенных работ составлен технический отчет по установлению и описанию границ земельного участка Чебаркульского полигона (в/ч 86727), в соответствии с которым граница земель Чебаркульского полигона (в/ч 86727) пересекает н.п. Барановка со 147 межевого знака на 148 (л.д. 76-83 т.2).
24.01.2003 письмом Начальник строительства и расквартирования воиск – заместитель Министра обороны РФ в соответствии с ЗК РФ, Федеральным законом от 17.07.2001 № 101-ФЗ, Постановлениями Правительства РФ от 03.07.1998, от 11.06.2002 № 406, во исполнение указания Начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ – первого заместителя Министра обороны РФ от 09.12.2002, в целях единого подхода к учету земельных участков и находящихся на них фондов, исключения случаев двойного учета, усиления контроля за использованием земель, предоставленных в пользование Минобороны РФ, сокращения количества землепользователей и централизованного оформления на эти земельные участки правоустанавливающих документов, просил назначить комиссии и организовать прием-передачу до 01.03.2003 земельных участков, закрепленных за воинскими частями и организациями, содержащимися за счет бюджетно-сметного финансирования, и правоустанавливающих документов на них, в том числе квартирно-эксплуатационным частям районов. Начальникам КЭЧ районов в срок до 01.03.2003 поручено представить в территориальные субъектовые комитеты Министерства имущественных отношений РФ перечни земельных участков, составленные по форме № 405 приказа Министра обороны 1979 года № 260, для внесения их в реестр федерального имущества с последующим закреплением земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования за КЭЧ районов (л.д. 57 т.2).
24.02.2003 приказом № 2 заместителя командующего войсками ПУрВО по строительству и расквартированию войск для проведения приема-передачи земельных участков до 01.03.2003 назначена контролирующая комиссия по КЭУ ПУрВО (л.д. 58 т.2).
В марте 2003 года начальником Чебаркульской КЭЧ, начальником КЭУ ПУрВО утвержден акт приема-передачи от в/ч 86727 Чебаркульской КЭЧ, в том числе земельного участка площадью 41522,0 га (л.д. 59 т.2).
Российская Федерация на основании п.4 ст. 87, ст. 93 Земельного кодекса РФ владеет на праве собственности земельным участком площадью 415220000 кв.м, кадастровый номер 74:23:00 00 000:0106 (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения), по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, полигон военной части № 86727, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) 02.06.2005 сделана запись регистрации № 74-74-38/023/2005-103 и выдано свидетельство серии 74-АА № 061897 (л.д. 11 т.1).
В соответствии с выпиской из государственного земельного кадастра площадь 415220000 кв.м земельного участка с кадастровым номером 74:23:00 00 000:0106 ориентировочная, подлежит уточнению при межевании (л.д. 149-150 т.1).
Указанный земельный участок передан Учреждению «Чебаркульская КЭЧ» на основании распоряжения ТУ ФАУГИ от 13.07.2006 № 1160-р на праве постоянного (бессрочного) пользования, о чем в ЕГРП 22.08.2006 сделана запись регистрации № 74-74-38/056/2006-392 и выдано свидетельство 74 АБ 488058 (л.д. 12 т.1).
Администрация Чебаркульского района Челябинской области обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительной государственной регистрации права собственности РФ на земельный участок с кадастровым условным номером 74:23:00 00 000:0106, площадью 41522 га, расположенный по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, полигон войсковой части 86727, осуществленной 02.06.2005 Управлением Федеральной регистрационной службы по Челябинской области. Решением Арбитражного суда от 04.12.2006 по делу № А76-13825/2006-57-780 в удовлетворении требований Администрации Чебаркульского района Челябинской области отказано. В порядке апелляционного, кассационного производства решение суда не пересматривалось (л.д. 108-111 т.2).
01.09.2006 главным специалистом теротдела № 7 УФАКОН утверждено землеустроительное дело № 1774, подготовленное в результате проведения межевых работ ООО «Землеустроитель» (л.д. 31 т.2).
ООО «Землеустроитель» на основании межевого дела № 1774, утвержденного УФАКОН (Теротдел № 7), составлено описание земельного участка (л.д. 82-84 т.2).
В соответствии с п. 1 Устава муниципального образования «Шахматовское сельское поселение» сельское поселение входит в состав Чебаркульского муниципального района с административным центром деревня Шахматово. Муниципальное образование «Шахматовское сельское поселение» объединяет на своей территории, в том числе сельский населенный пункт деревню Барановка (п. 3 Устава). Границы территории сельского поселения установлены Законом Челябинской области от 28.10.2004 № 311-ЗО (л.д. 102 т.1).
26.09.2006 Главой Шахматовского сельского поселения издано постановление № 76 об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного на землях Шахматовского сельского поселения в <...> Чебаркульского района Челябинской области для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 18 т.1).
10.10.2006 ФИО10, владея на основании договора от 15.03.1989 купли-продажи жилого дома в с. Барановка, расположенным на земельном участке площадью 0,15, га обратился в Теротдел № 7 УФАКОН с заявкой о проведении государственного кадастрового учета вновь образованного земельного участка, расположенного по адресу: <...> (л.д. 17 т.1).
26.12.2006 в ЕГРП на основании договора купли-продажи дома и земельного участка от 02.12.2006 внесена запись о регистрации права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 74:23:05 06 001:0063 категории земель – земли поселений (для ведения личного подсобного хозяйства) площадью 1500,2 кв.м, расположенного по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством 74 АБ 628528 (л.д. 4 т.2).
24.12.2007 УФАКОН утверждено землеустроительное дело № 741 281/07 по межеванию земельного участка с кадастровым номером 74:23:00 00 000:0106 Чебаркульского полигона (войсковая часть № 86727), подготовленное ОАО «Челябинский научно-исследовательский и проектно-изыскательный институт по землесутройству» (л.д. 143-152 т.1).
Из землеустроительного дела усматривается, что внешние границы земельного участка были согласованы в 2002 году, в проектном плане границ проведено согласование вновь полученных земельных участков в результате изменения административных границ муниципальных образований с землепользователями.
Земельные участки в границах Чебаркульского полигона, в том числе посторонние землепользователи, исключенные из земельного участка полигона, из них стоящие на кадастровом учете, в том числе земельный участок с кадастровым номером 74:23:05 06 001:0063, площадью 0,15 га, <...> (л.д. 13-16 т.1).
25.06.2008 письмом исх. № 1969/2 УФАКОН уведомил Учреждение «Чебаркульская КЭЧ», в том числе о том, что землеустроительное дело № 1774 по межеванию земель, расположенного по адресу: <...>, утверждено с нарушениями: акт согласования границ земельного участка не соответствует форме, утв. Методическими рекомендациями Росземкадастра от 17.02.2003 – акт утвержден зам.начальника теротдела № 7 ФИО12 01.09.2007, что противоречит Методическим рекомендациям. В акте согласования отсутствуют – согласование с собственником земельного участка (ТУ ФАУФИ) и землепользователем (ГУ Чебаркульская КЭЧ), дата согласования границ ФИО9; строка «правообладателями земельных участков или их представителями заявлено: отказ в согласовании, разногласия» не заполнена; кадастрвоый номер земельного участка; дата составления акта исполнителем работ; схема границ земельного участка, являющаяся приложением к акту согласования границ (Приложение 4 Методических рекомендаций); согласование с правообладателем данного земельного участка. В землеустроительном деле имеется расписка на имя ФИО10, ФИО11, однако извещения о получении расписок отсутствуют. Кроме того, отсутствуют извещения и расписки в их получении остальным смежным землепользователям, что является нарушением п.п. 11-13 Методических рекомендаций (л.д. 20-25 т.1).
02.07.2008 письмом исх. № 1974 Чебаркульская КЭЧ обратилась к ТУ ФАУГИ, в котором сообщило о фактах нарушений при постановке на государственный кадастровый учет земельных участков на землях Чебаркульского полигона, в преддверии международных Казахско-Российских учений предложило обратиться в суд по вопросу неправомерных действий УФАКОН (л.д. 19 т.1).
10.07.2008 письмом исх. № ВК/2974 УФАКОН сообщил КЭЧ о том, что в результате проведенной проверки землеустроительных дел по земельным участкам, поставленным на государственный кадастровый учет на территории Чебаркульского полигона выявлено, что часть землеустроительных дел отсутствует, остальные утверждены с нарушениями требований действовавшего на момент их утверждения законодательства, а именно отсутствуют согласования границ с Чебаркульской КЭЧ как со смежным землепользователем. Для разрешения сложившейся ситуации и снятия с государственного кадастрового учета указанных земельных участков необходимо обратиться в судебные органы в порядке ст. 64 ЗК РФ (л.д. 51 т.1).
ТУ ФАУГИ, полагая, что действия УФАКОН, ФГУ «ЗКП» по постановке на кадастровый учет не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы РФ, как собственника земельного участка, а также Чебаркульской КЭЧ, как землепользователя, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Постановлению Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2004 г. N 418, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, государственной кадастровой оценки земель и государственного мониторинга земель, а также по государственному земельному контролю. В соответствии с п. 4 указанного положения Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, при этом в соответствии с п.п.5.3, 5.4.2, 5.4.5 5.3. Положения организует ведение государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра и государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, создание и ведение государственного кадастра объектов недвижимости.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (далее – Закон о земельном кадастре) государственный земельный кадастр - это систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов; под государственным кадастровым учетом земельных участков понимается описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения, в том числе: государственного и муниципального управления земельными ресурсами; государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; землеустройства (ст. 4 Закона о земельном кадастре).
При этом в силу ст. 5 Закона о земельном кадастре деятельность по ведению государственного земельного кадастра осуществляется в соответствии со следующими принципами: единство системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории Российской Федерации; непрерывность внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков; открытость сведений государственного земельного кадастра; сопоставимость и совместимость сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.
В соответствии со ст. 6 Закона о земельном кадастре сведения государственного земельного кадастра являются государственным информационным ресурсом (ч.1). Государственный земельный кадастр является источником информационного обмена сведениями при осуществлении государственной регистрации недвижимости, специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и иных объектов, подлежащих регистрации или учету в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.2).
Государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков (ч.1 ст. 7 Закона о земельном кадастре).
Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков заинтересованные правообладатели земельных участков подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков (п. 1 ст. 19 этого же закона).
На основании ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения, осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра и включает в себя работы по определению границ объекта землеустройства на местности, их согласование, изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
В силу статей 19, 22 Федерального закона от 18.06.2001 № 76-ФЗ «О землеустройстве» землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы, в том числе материалы межевания.
Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
При проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке (пункт 4 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент совершения оспариваемых действий).
Согласно пункту 4 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Руководителем Федеральной службы земельного кадастра России в соответствии с Положением о проведении территориального землеустройства (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 № 396) межевание объектов землеустройства проводится как технический этап реализации утвержденных проектных решений о местоположении границ объектов землеустройства при образовании новых или упорядочении существующих объектов землеустройства. Межевание земельного участка включает в себя различные виды работ, в том числе и согласование его границ.
В силу пункта 14.2 названных Методических рекомендаций перед процедурой согласования границ объекта землеустройства границы предварительно обозначаются на местности в соответствии с имеющимися сведениями государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной документацией и (или) иными сведениями. На основании сведений государственного земельного кадастра определяется круг лиц (смежных землепользователей), которых необходимо пригласить на процедуру согласования.
Государственный земельный кадастр содержит сведения о: земельных участках; территориальных зонах; землях и границах территорий муниципальных образований; землях и границах субъектов Российской Федерации; землях и границах Российской Федерации (ст. 12 Закона о земельном кадастре).
Единый государственный реестр земель и кадастровые дела подлежат вечному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются (ч.7 ст. 17 Закона о земельном кадастре).
Моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель (ч.3 ст. 14 Закона о земельном кадастре).
При исследовании материалов, содержащихся в землеустроительном деле № 1774, судом установлено, что граница земельного участка согласована с правообладателем земельного участка, расположенного по адресу, ул. Пролетарская, 13, а также с Администрацией Шахматовского сельского поселения (л.д. 31-48 т.2).
Землеустроительное дело № 741 281/07 содержит информацию о том, что в границах Чебаркульского полигона находятся посторонние землепользователи, в том числе, что земельный участок 0063 расположен в границах Чебаркульского полигона, и площадь вышеуказанного участка исключена из земельного участка полигона (л.д. 143-148 т.1).
Доказательств согласования границ указанного земельного участка с Чебаркульской КЭЧ либо ТУ ФАУГИ материалы дела не содержат.
Вместе с тем, доказательств того, что земельный участок 0063 непосредственно граничит с землями РФ, материалы дела не содержат.
Кроме того, в соответствии со ст. 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Материалами дела установлено, что Муниципальное образование «Шахматовское сельское поселение» объединяет на своей территории сельские населенные пункты: деревню Шахматово, деревню Барановка, деревню Запивалово, деревню Кугалы (л.д. 102 т.1), границы территории сельского поселения установлены Законом Челябинской области от 28.10.2004 №311-ЗО «О статусе и границах Чебаркульского муниципального района и сельских поселений в его составе», согласно которого установлено описание и схема границ Шахматовского сельского поселения.
Следовательно, ни ТУ ФАУГИ, ни Чебаркульская КЭЧ не подлежали извещению о проведении землеустройства.
При отсутствии сведений о земельном участке РФ в землеустроительном деле Управление Роснедвижимости было лишено возможности осуществления контроля проведения работ по межеванию.
Кроме того, отсутствие согласования границ не является безусловным основанием для признания недействительными результата межевания, если при этом не нарушены права заявителя.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" государственный кадастровый учет земельных участков, проводившийся в установленном порядке на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительным. Согласно п. 2 ст. 13 и п. 2 ст. 14 Федерального закона о земельном кадастре Единый государственный реестр земель относится к основным документам государственного земельного кадастра и содержит следующие сведения о земельных участках: кадастровые номера; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельных участков; описание границ земельных участков, их отдельных частей; зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики, в том числе размер платы за землю; качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.
Внесение в Единый государственный реестр земель каких-либо сведений возможно только на основании указанного Федерального закона. Внесение сведений о ранее учтенных земельных участках в Единый государственный реестр земель производится в силу прямого указания на то данного Федерального закона. Указания для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках N ГЗК-1-Т.Р-11-02-01 от 10.04.2001 регламентируют состав документов, на основании которых производится установление юридически значимых обстоятельств для внесения сведений в Единый государственный реестр земель о ранее учтенных земельных участках, а также порядок работы с этими сведениями.
В соответствии с п. 2.1.2 Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, раздела "Земельные участки", в редакции Приказа Росземкадастра от 29.07.2002 N П/301 внесение сведений о ранее учтенных земельных участках осуществляется на основании и в соответствии с документами, оформленными согласно Указаниям для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках. В соответствии с п. 3.2 указанного Порядка внесение сведений о ранее учтенных земельных участках, находящихся в государственной собственности и закрепленных за конкретными лицами в установленном порядке или находящихся в собственности конкретных лиц, осуществляется только на основании и в соответствии с инвентаризационной описью.
В целях обеспечения полноты и достоверности данных, вносимых в Единый государственный реестр земель по ранее учтенным земельным участкам, инвентаризация преследует своей целью выявить действительное состояние земельных участков на дату проведения инвентаризации применительно к данным, подлежащим внесению в ЕГРЗ.
Согласно п. 2 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок определен как часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Как усматривается из материалов дела, Российская Федерация владеет на праве собственности земельным участком с кадастровым номером 74:23:00 00 000:0106 площадью 41522000 кв. м, который передан в постоянное бессрочное пользование Чебаркульской КЭЧ. Площадь указанного участка ориентировочная, подлежит уточнению при межевании (л.д. 149-150 т.1).
Следовательно, в Единый государственный реестр земель указанный земельный участок включен как ранее учтенный, что свидетельствует о том, что кадастровый учет, проведенный в отношении указанного участка, является юридически действительным.
Вместе с тем, судом установлено и материалами дела подтверждено, что в отношении земельного участка 0106, предоставленного Чебаркульской КЭЧ в бессрочное пользование, на дату утверждения землеустроительного дела № 1774 по межеванию земельного участка 0063 границы земельного участка не были уточнены, следовательно, у заинтересованных лиц отсутствовали необходимые сведения, позволяющие индивидуализировать земельный участок 0106 и точно определить его как объект права в соответствии с действующим земельным законодательством и законодательством о государственном кадастровом учете земельных участков. При таких обстоятельствах у суда нет оснований считать действия Управления Роснедвижимости и ФГУ «ЗКП» по проведению государственного кадастрового учета земельного участка 0063 и постановке его на кадастровый учет незаконными.
При этом, ссылка на наличие материалов межевания, технического отчета не может быть принята во внимание, поскольку доказательств обращения с заявкой о внесении изменений в индивидуальные характеристики земельного участка 0106, в том числе уточнения сведений государственного земельного кадастра в части площади, материалы дела не содержат.
Оценивая действия ответчиков как соответствующие требованиям действующего законодательства, регулирующего порядок проведения государственного кадастрового учета земельных участков, арбитражный суд вынужден в порядке ст.198-201 АПК РФ отказать и в восстановлении нарушенных прав.
В данном случае, по мнению суда, заявителем выбран неверный способ защиты, при наличии спора о праве правильным способом защиты для заявителя будет восстановление своих прав в порядке искового производства.
В соответствии с пп.1 ч.1 ст. 333.37. НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
В силу изложенного, госпошлина не подлежит взысканию с заявителя, поскольку требования заявлены в защиту государственных интересов (л.д. 3 т.1).
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 197, 200, 201 АПК РФ, арбитражный суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (территориальный отдел №7) по проведению государственного кадастрового учета земельного участка, площадью 1500,2 кв.м, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 74:23:05 06 001:0063; о возложении обязанностей на Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (территориальный отдел №7) аннулировать записи в Едином государственном реестре земель о земельном участке площадью 1500,2 кв.м, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 74:23:05 06 001:0063; о признании незаконными действий Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Челябинской области в лице Чебаркульского филиала – отдела по постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 1500,2 кв.м, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 74:23:05 06 001:0063; о возложении обязанности на Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Челябинской области в лице Чебаркульского филиала – отдела аннулировать записи в Едином государственном реестре земель о земельном участке площадью 1500,2 кв.м, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 74:23:05 06 001:0063 - отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18.aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Л.В. Забутырина