ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-23290/10 от 21.03.2011 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 2

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск Дело № А76-23290/2010

21 марта 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 марта 2011 года

Полный текст решения изготовлен 21 марта 2011 года

Арбитражный суд Челябинской области в лице судьи Каюрова С.Б.,

при ведении протокола помощником судьи Гордеевой Н. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

ИП Роговой Я. В., г. Челябинск

к ГУ УПФ РФ в Курчатовском районе г. Челябинска

о признании недействительным письма № К-148-07/11206 от 09.11.2010, обязании ответчика произвести перерасчет суммы страховых платежей на ОПС по страховой и накопительной части.

при участии в заседании:

от заявителя: Курмаев А. Ю., паспорт, по доверенности от 17.06.2010

от ответчика: не явился, извещен.

УСТАНОВИЛ:

ИП Роговая Яна Вячеславовна г. Челябинск (далее заявитель, предприниматель) зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска, ОГРН 304744726100014.

ИП Роговая Я. В. обратилась в Арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнений заявленных требований л.д. 51) о признании недействительным письма ГУ УПФ РФ в Курчатовском районе г. Челябинска № К-148-07/11206 от 09.11.2010, обязании ГУ УПФ РФ в Курчатовском районе г. Челябинска произвести перерасчет суммы страховых платежей ИП Роговой Я. В. на ОПС по страховой и накопительной части в период с сентября 2008 года по дату вынесения решения пенсионного фонда.

В обоснование своих требований (л.д. 3, 49-50, 51) заявитель указывает следующее:

Индивидуальный предприниматель обратился с письмом № 133 от 27.02.2010 года с просьбой сделать перерасчет фиксированного платежа за 2008, 2009 и 2010 гг., в связи с рождением детей, в соответствии с п.1 ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Письмом №07/1961 от 01.04.2010 года ответчик отказал в пересчете сумм страховых взносов в связи с тем, что не представлен полный пакет документов.

Повторное обращение 14.10.2010 года с приложением всех имеющихся документов ИП Роговой Я.В. также не привело к перерасчету страховых взносов в связи с отсутствием в приложенном пакете документов: копии сданного отчета в ФСС по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в ФСС РФ и справки из налогового органа, подтверждающую отсутствие дохода. Заявитель считает, что данное письмо ответчика не соответствующим действующему законодательству в связи со следующим.

Копия отчета фактически представлена быть не может, поскольку, ИП Роговая Я.В. не является плательщиком страховых взносов в ФСС на добровольных началах. (При обращении в орган ФСС по Курчатовскому району представителю заявителя было отказано в получении каких-либо подтверждающих данный факт документов. Добровольно уплачивающих страховые взносы в ФСС по Курчатовскому району города Челябинска всего 5 предпринимателей, а формы справки об неуплате добровольных взносов в ФСС не существует).

Ответчик возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 39-42).

Заслушав доводы заявителя, заслушав пояснения ответчика, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает, что при разрешении спора следует руководствоваться следующим:

Как следует из материалов дела, 27.02.2010 ИП Роговая Я. В. обратилась в ГУ УПФ РФ по Курчатовскому району г. Челябинск с письмом № 133 (л.д. 63) с просьбой о проведении перерасчета фиксированного платежа за 2008, 2009 и 2010 года, в связи с рождением детей.

01.04.2010 письмом № 07/1961 (л.д. 10-12) пенсионный фонд отказал заявителю в проведении перерасчета, указав на непредставление полного пакета документов за период 2008-2009 г. для проведения перерасчета.

14.10.2010 заявитель повторно обратился к ответчику с заявлением о проведении перерасчета, представив свидетельства о рождении детей, справки № 803 от 24.01.2010, копии страхового свидетельства, свидетельства о заключении брака.

Письмом от 09.11.2010 № 148-07/11206 (л.д. 21) пенсионный фонд отказал в проведении перерасчета, указав на необходимость представления копии сданного в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации отчета по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в Фонд социального страхования РФ отдельными категориями страхователей, справки из налогового органа, подтверждающей отсутствие дохода за данный период.

При этом в данном письме в части порядка освобождения от уплаты фиксированного платежа сделана ссылка на письмо УПФР № 07/1961 от 01.04.2010. (л.д.10-12)

В письме УПФР № 07/1961 от 01.04.2010., в частности указывалось на необходимость представления:

- заверенной в установленном порядке копии сданного в исполнительный орган ФССС РФ отчета по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в Фонд социального страхования РФ отдельными категориями страхователей;

- справки из налогового органа, подтверждающей отсутствие дохода за данный период;

- свидетельства о рождении ребенка, свидетельства о браке, либо расторжении брака;

- справки работодателя, подтверждающей факт неосуществления вторым родителем ухода за ребенком.

В письме при этом не содержалось ссылок на нормативный акт, устанавливающий требования по составу документов.

Кроме того, в письме сообщалось, что уплата страховых взносов с 2010г. регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". Освобождения от уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам в данном законе не предусмотрено.

В отзыве, УПФР давая объяснения по правомерности истребования копии сданного в исполнительный орган ФСС РФ отчета по страховым взносам, сослалось на Временные методические рекомендации, утвержденными постановлением Правления ПФР от 30.03.2007 № 78п (в редакции постановления Правления ПФР от 21.01.2008 № 11п), согласно которых: для страхователей за период, связанный с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет, в течение которого ими не осуществлялась предпринимательская или иная профессиональная деятельность, документом, на основании которого они освобождаются от уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа, является заверенная в установленном законодательством порядке копия сданного в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ) отчета по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в ФСС РФ отдельными категориями страхователей, утвержденного Постановлением ФСС РФ от 25.04.2003 № 46, с отметкой исполнительного органа ФСС РФ о принятии отчета от такого страхователя.

Также в отзыве была сделана ссылка на постановление Правления ПФР от 02.04.2009 № 74п, согласно которому для страхователей, уплачивающих страховые взносы в виде фиксированного платежа, не осуществляющих предпринимательскую деятельность в период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и не оформивших отпуск по беременности и родам, факт не осуществления предпринимательской или иной профессиональной деятельности устанавливается в судебном порядке.

Однако, требуя представить документы, УПФР не учел, что копия сданного в исполнительный орган ФСС РФ отчета по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в Фонд социального страхования РФ отдельными категориями страхователей может быть представлена лишь в том случае, если такой отчет подлежал сдаче и был сдан в орган ФСС РФ. Роговая же не являясь лицом, добровольно уплачивающим страховые взносы в Фонд социального страхования РФ, не сдавала отчет по страховым взносам в ФСС РФ, следовательно, не могла представить его копии в УПФР.

Согласно п/п 10 п.1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Обязанность представления такого документа как справка, подтверждающая отсутствие дохода за какой либо период, налоговым органам не вменена.

Пунктом 22 Постановления Правительства от 24.07.2002 N 555 установлено, что период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет подтверждается документами, удостоверяющими рождение ребенка и достижение им возраста полутора лет.

В качестве указанных документов могут быть представлены свидетельство о рождении, паспорт, свидетельство о браке, свидетельство о смерти, справки жилищных органов о совместном проживании до достижения ребенком возраста полутора лет, документы работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и другие документы, подтверждающие необходимые сведения.

Таким образом, по мнению суда, документы, указанные в письме УПФР № 07/1961 от 01.04.2010., были истребованы неправомерно.

В ходе судебного разбирательства заявителем были представлены налоговые декларации за 2008-2010, подтверждающие факт отсутствия получения дохода предпринимателем.

Положениями статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (действовавшим до 01.01.2010) предусмотрено, что индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности, засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, указанными в статье 10 Закона.

Правилами уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 N 582 установлено, что фиксированный платеж не уплачивается страхователями за период, в течение которого ими не осуществлялась соответствующая деятельность в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет (пункт 3 Правил).

Согласно позиции Конституционного Суда, изложенной в определении от 12 мая 2005 года N 182-О предприниматели, которые не работали в связи с уходом за новорожденным ребенком до достижения им возраста полутора лет, освобождаются от уплаты страховых взносов, поскольку:

Введенный в действие с 1 января 2002 года Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливает, что право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом (часть первая статьи 3).

Определяя в Федеральном законе "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, законодатель включил в их число также лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать за себя в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 1 статьи 7, пункт 2 статьи 14).

В соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж граждан, под которым, как указывается в его статье 2, понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Пенсионный страховой стаж, наличие которого является одним из условий назначения застрахованному лицу трудовой пенсии, может состоять, таким образом, не только из периодов работы и (или) иной, в том числе предпринимательской, деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, - в него могут быть зачтены и отдельные периоды, когда соответствующая деятельность не осуществлялась и страховые взносы не уплачивались (так называемые нестраховые периоды).

Иные, т.е. нестраховые, периоды, которые подлежат зачету в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, перечислены в статье 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". К ним, в частности, относится период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности (подпункт 3 пункта 1). Этот период согласно пункту 2 данной статьи засчитывается в страховой стаж в том случае, если ему предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 названного Федерального закона. Причем для зачета в страховой стаж застрахованному лицу периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет Закон не требует, чтобы этот период непосредственно предшествовал либо сразу следовал за периодом работы и (или) иной деятельности.

На возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет Пенсионному фонду Российской Федерации выделяются средства из федерального бюджета в объеме, предусмотренном федеральным законом; сумма средств федерального бюджета, выделяемых на возмещение Пенсионному фонду Российской Федерации за каждое застрахованное лицо, включается в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица, из которого исчисляется страховая часть его трудовой пенсии (статья 17 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федеральный закон от 21 марта 2005 года "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву").

Предписания статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" о зачете в страховой стаж периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и об условиях такого зачета распространяются на всех лиц, застрахованных в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", включая лиц, имеющих статус индивидуальных предпринимателей, - каких-либо исключений в отношении этой категории данным Федеральным законом не установлено. Определяя порядок выделения средств федерального бюджета на возмещение Пенсионному фонду Российской Федерации за каждое застрахованное лицо в связи с зачетом в страховой стаж этого лица периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и расчета объема этих средств, федеральный законодатель не предусматривает специальные нормы и условия возмещения применительно к индивидуальным предпринимателям.

Следовательно, оспариваемые положения статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", предусматривающие взимание с индивидуальных предпринимателей страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа и устанавливающие минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, обязательный для уплаты, не могут истолковываться как ограничивающие право данной категории застрахованных лиц на зачет в страховой стаж периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет (но не более трех лет в общей сложности) либо устанавливающие иные, ухудшающие их положение, условия реализации данного права по сравнению с тем, как они определены действующим пенсионным законодательством для лиц, работающих по трудовому договору.

Таким образом, делая вывод о том, что освобождения от уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам в Федеральном законе от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", УПФР не учел смысл приведенного выше определения Конституционного Суда России от 12.05.2005 № 182-0.

Устранение из действующего законодательства понятия «фиксированный платеж», как формы уплаты страховых взносов, не привело к изменению законодательства в отношении нестрахового периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, подлежащего зачету в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, следовательно, предприниматели, которые не работали в связи с уходом за новорожденным ребенком до достижения им возраста полутора лет, освобождаются от уплаты страховых взносов и после 1 января 2010.

Учитывая изложенное, требования подлежат удовлетворению.

При подаче искового заявления заявителем была уплачена государственная пошлина в сумме 2 00 руб. по квитанции от 16.11.2010 г. (л.д. 5).

Согласно п.1 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167–168, 199 – 201, 324, 327 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования заявителя удовлетворить.

Признать недействительным письмо ГУ УПФ РФ в Курчатовском районе г. Челябинска № К-148-07/11206 от 09.11.2010.

Обязать ГУ УПФ РФ в Курчатовском районе г. Челябинска произвести перерасчет суммы страховых платежей ИП Роговой Я. В. на ОПС по страховой и накопительной части в период с сентября 2008 года по 09.11.2010 г.

Взыскать с ГУ УПФ РФ в Курчатовском районе г. Челябинска в пользу ИП Роговой Я. В., г. Челябинск сумму госпошлины в размере 200 руб., уплаченной по квитанции от 16.11.2010 г.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья С. Б. Каюров