Арбитражный суд Челябинской области
454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2
тел. (351)263-44-81, факс (351)266-72-10
E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chelarbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
05 апреля 2012 года Дело №А76-23361/2011
Судья Арбитражного суда Челябинской области Трапезникова Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Манаковой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Контракт-Поставка», г.Челябинск
к ИФНС России по Тракторозаводскому району г.Челябинска
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
1. ООО «Аврора», г.Челябинск
2. ООО «ГРАНД», г.Челябинск
о признании недействительным и отмене решения ИФНС по Тракторозаводскому району г.Челябинска от 28.11.2011 об отказе в регистрации создания ООО «ГРАНД», об обязании ИФНС по Тракторозаводскому району г.Челябинска произвести государственную регистрацию создания ООО «ГРАНД»
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 – директор, выписка из ЕГРЮЛ, паспорт;
от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности от 12.12.11 №04-20/019551, служебное удостоверение;
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
от ООО «Аврора»: ФИО1 – представитель по доверенности от 19.03.2012 № 12-Д, паспорт;
от ООО «ГРАНД»: ФИО1 – паспорт.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Контракт-Поставка», г.Челябинск (далее – заявитель, ООО «Контракт-Поставка») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к ИФНС России по Тракторозаводскому району г.Челябинска (далее – ответчик, регистрирующий орган, инспекция) о признании недействительным и отмене решения ИФНС по Тракторозаводскому району г.Челябинска от 28.11.2011 об отказе в регистрации создания ООО «ГРАНД», об обязании ИФНС по Тракторозаводскому району г.Челябинска произвести государственную регистрацию создания ООО «ГРАНД».
Определением суда от 15.02.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «ГРАНД», ООО «Аврора» (л.д.61).
Заявитель полагает, что им для государственной регистрации были представлены все предусмотренные законом документы, в связи с чем, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации создания ООО «ГРАНД».
В обоснование заявленных требований общество ссылается на незаконность оспариваемого решения, поскольку обществом представлен передаточный акт, утвержденный общим Собранием общества 05.08.2011 в соответствии с Федеральным законом №52-ФЗ.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.
Ответчик в удовлетворении требований просил отказать по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (л.д.44). Указал, что заявителем представлен передаточный акт, утвержденный общим собранием участников 05.08.2011, сообщение о реорганизации обществ опубликовано в Вестнике государственной регистрации первое - 31.08.2011, второе – 05.10.2011. Поскольку передаточные акты составлены до опубликования в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, то передаточные акты содержат недостоверные сведения в части обязательств перед кредиторами, считаются не представленными.
Исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, арбитражный суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью «Контракт-Поставка», зарегистрировано 31.05.2011 ИФНС России по Тракторозаводскому району г.Челябинска, ОГРН <***>(л.д.17).
05.08.2011 протоколом №3 общего собрания учредителей (участников) ООО «Контракт-Поставка» принято решение о реорганизации ООО «Контракт-Поставка» в форме слияния с ООО «Аврора» (л.д.8), о чем 11.08.2011 в ЕГРЮЛ внесена запись 2117452059855 (л.д.21).
05.08.2011 общим собранием учредителей ООО «Контракт-Поставка» утвержден передаточный акт, по которому все обязательства ООО «Контракт-Поставка» в отношении всех кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, передаются ООО «ГРАНД» (л.д.9).
05.08.2011 общим собранием учредителей ООО «Аврора» принято решение о реорганизации ООО «Аврора» в форме слияния с ООО «Контракт-Поставка» (л.д.10), утвержден передаточный акт, согласно которому правопреемником ООО «Аврора» по всем его обязательствам в отношении всех кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, является ООО «ГРАНД» (л.д.11).
31.08.2011 опубликовано сообщение о реорганизации в «Вестнике государственной регистрации» от 31.08.2011/1784 №34(341), срок для предъявления требований кредиторами в течение 30 дней с момента опубликования (л.д.47).
05.10.2011 опубликовано повторное сообщение о реорганизации в «Вестнике государственной регистрации» от 05.10.2011/1648 №39(346), срок для предъявления требований кредиторами в течение 30 дней с момента опубликования (л.д.47).
21.11.2011 заявителем поданы документы для государственной регистрации юридического лица при слиянии: заявление о государственной регистрации юридического лица при слиянии (форма Р12001), документ об уплате государственной пошлины, договоры о слиянии, протоколы, устав, договор аренды, свидетельство, квитанции, уведомления, передаточные акты, справка органа ПФРФ, о чем свидетельствует расписка в получении регистрирующим органом документов, представленных для государственной регистрации при ликвидации юридического лица (л.д.14).
Рассмотрев представленный пакет документов, регистрирующий орган 28.11.2011 принял решение об отказе в государственной регистрации создания юридического лица путем реорганизации в форме слияния на основании п.п. а) п. 1 ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Решение мотивировано тем, что передаточные акты составлены до опубликования в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщений о принятых решениях о реорганизации, то передаточные акты содержат недостоверные сведения в части обязательств перед кредиторами и считаются не представленными.
В судебном заседании ответчик пояснил, что основанием для отказа в регистрации также явилось наличие у одного из обществ, принявшего решение о реорганизации в форме слияния ООО «Аврора» налоговой задолженности перед бюджетом в виде пеней по налогам (л.д.82, 86-99), образовавшимся с момента выставления требования по налогу до момента его исполнения (уплаты налога). При этом доказательств направления налогоплательщику данного требования ответчиком не представлено, а представитель общества в судебном заседании сообщил, что не получал никакие требования кредиторов (в т.ч. ИФНС), т.е. доказательств принятия налоговым органом мер ко взысканию задолженности в материалах дела не имеется. При этом обстоятельство наличия у одного из реорганизуемых обществ налоговой задолженности не могло являться основанием к отказу в совершении регистрационных действий создания общества ввиду универсального правопреемства вновь создаваемого общества по долгам реорганизуемых обществ.
Полагая, что решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации юридического лица противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, ООО «Контракт-Поставка» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации признание недействительным акта государственного органа возможно при наличии одновременно двух условий: несоответствие акта государственного органа закону и нарушение прав и охраняемых интересов гражданина или юридического лица.
Из анализа названной нормы права следует, что для признания незаконным ненормативного правового акта необходимо наличие совокупности двух обстоятельств - несоответствия обжалуемого ненормативного правового акта требованиям законодательства и нарушения прав и законных интересов заявителя в результате вынесения указанного акта.
В соответствии с ч. 1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) предусмотрено, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, предусмотренные настоящим подпунктом изменения или учредительные документы в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, направляет представленные заявителем в электронной форме изменения или учредительные документы, подписанные электронной подписью регистрирующего органа, в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае представления изменений или учредительных документов в электронной форме экземпляр таких документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа представляется заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) при указании на необходимость получения и способа получения таких документов заявителем при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган;
г) документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации; решение о реорганизации юридического лица; договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами; передаточный акт или разделительный баланс; документ об уплате государственной пошлины, документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации установленных законом сведений.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ в случае непредставления определенных настоящим Законом документов, необходимых для государственной регистрации, допускается отказ в государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 51 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации общества, а при реорганизации общества в форме слияния или присоединения с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующих в слиянии или присоединении, общество обязано письменно уведомить об этом всех известных ему кредиторов общества и опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы общества в течение тридцати дней с даты направления им уведомлений или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Гражданского кодекса Российской Федерации передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (абзац 2 части 2 статьи 59 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что заявителем 21.11.2011 в налоговый орган был представлен полный пакет документов для государственной регистрации создания юридического лица путем реорганизации в форме слияния.
Учитывая, что ООО «ГРАНД» были поданы в налоговый орган все необходимые документы, предусмотренные статьей 17 Закона N 129-ФЗ, в том числе передаточный акт от 05.08.2011, а также представлены доказательства уведомления кредиторов и публикации в журнале "Вестник государственной регистрации" сообщения о принятии решения о реорганизации ООО «Контракт-Поставка» в форме слияния с ООО «Аврора», арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии у налогового органа законных оснований для отказа ООО «ГРАНД» в государственной регистрации создания юридического лица путем реорганизации в форме слияния.
Довод налогового органа о недостоверности передаточного акта, судом отклоняется, поскольку, требования к оформлению передаточного акта установлены в статье 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой он должен содержать положение о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников.
Учитывая, что в передаточных актах, представленных заявителем, указано, что ООО «ГРАНД» является правопреемником ООО «Контракт-Поставка» и ООО «Аврора» по всем правам и обязательствам последнего в отношении всех его кредиторов, следовательно, передаточный акт соответствует положениям статьи 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Более того, в соответствии с передаточными актами от 05.08.2011 ООО «ГРАНД», являясь правопреемником ООО «Контракт-Поставка» и ООО «Аврора» по всем правам и обязанностям последних, принимает активы и пассивы реорганизуемых обществ (ООО «Контракт-Поставка», ООО «Аврора»), а также все права и обязанности последних. Поскольку правопреемство в данном случае универсальное, довод налогового органа о недостоверности передаточных актов необоснован.
О правопреемстве нового общества по обязательствам двух обществ, принявших решение о реорганизации в форме слияния свидетельствует п.1.1. Устава создаваемого общества ООО «ГРАНД» (л.д.100).
Таким образом, заявителем в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы, предусмотренные ст.17 Закона №129-ФЗ, что подтверждено распиской регистрирующего органа в получении документов от 21.11.2011 (л.д.14).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований у ИФНС России по Тракторозаводскому району г.Челябинска для отказа в государственной регистрации создания юридического лица путем реорганизации в форме слияния.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что оспариваемое решение создает препятствия к завершению процедуры реорганизации общества, требования заявителя о признании незаконным указанного решения суд считает подлежащим удовлетворению.
В качестве способа устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя, суд считает необходимым обязать ИФНС России по Тракторозаводскому району г.Челябинска внести в единый государственный реестр юридических лиц запись о создании Общества с ограниченной ответственностью «ГРАНД».
В соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При обращении в арбитражный суд заявителем уплачена государственная пошлина в размере 2000 руб. (л.д.38).
Расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на ответчикав соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным решение ИФНС России по Тракторозаводскому району г.Челябинска от 28.11.2011 об отказе в государственной регистрацииОбщества с ограниченной ответственностью «ГРАНД».
Обязать ИФНС России по Тракторозаводскому району г.Челябинска внести в единый государственный реестр юридических лиц запись о создании Общества с ограниченной ответственностью «ГРАНД».
Взыскать с ИФНС России по Тракторозаводскому району г.Челябинска в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Контракт-Поставка», зарегистрированного 31.05.2011 ИФНС России по Тракторозаводскому району г.Челябинска, ОГРН <***>, расположенного по адресу: 454007, <...>, судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Судья Н.Г.Трапезникова
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет- сайте Восемнадцатого арбитражного суда http://18aas.arbitr.ru