Арбитражный суд Челябинской области
454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Челябинск Дело № А76-23404/2013
10 февраля 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 03 февраля 2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 10 февраля 2014 года.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Зайцев С.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жамалетдиновым Д.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Декларант» , г.Челябинск
к Центральной энергетической таможне, г.Москва
о признании незаконным и отмене постановления от 03.10.2013. по делу № 10006000-75/2013 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.16.23 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: ФИО1 – генерального директора, протокол заседания учредителей № 1 от 27.03.2013., паспорт, ФИО2 , доверенность № 22 от 16.01.2014., паспорт,
от ответчика: не явился, извещен (уведомление № 83440 с отметкой об истечении срока хранения корреспонденции),
у с т а н о в и л :
Общество с ограниченной ответственностью «Декларант» (далее по тексту – ООО «Декларант», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Центральной энергетической таможне (далее по тексту – Центральная энергетическая таможня, ответчик, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления № 03.10.2013. по делу № 10006000-75/2013 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.16.23 КоАП РФ, вынесенного заместителем начальника Центральной энергетической таможни ФИО3
Свои требования заявитель мотивирует следующим. На момент включения ООО «Декларант» в Реестр Таможенных представителей (25.19.2010.) действовал Административный регламент ФТС России по исполнению государственной функции ведения Реестра таможенных брокеров (представителей)», утвержденный приказом ФТС России от 10.10.2007 № 1257. Согласно ст.17 вышеуказанного регламента, к заявлению о включении в Реестр прилагаются документы, подтверждающие заявленные сведения (учредительные документы (устав, учредительный договор, решение о создании и.т.п.) и документ подтверждающий факт внесения записи в юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, заверенная руководителем налогового органа); свидетельство о государственной регистрации юридического лица; свидетельство о постановке заявителя на учет в налоговом органе; квалификационные аттестаты специалистов по таможенному оформлению, являющихся работниками заявителя (подтверждением того, что данные специалисты по таможенному оформлению являются работниками заявителя, служат приказы о назначении, о зачислении в штат и пр); документы, подтверждающие размер полностью сформированного уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя (аудиторское заключение с соответствующим выводом и пр.); документы, подтверждающие обеспечение уплаты таможенных платежей (договор поручительства, банковская гарантия, документы, подтверждающие внесение денежных средств на счет ФТС России в федеральном казначействе); подтверждения из банков об открытых в них счетах; страховой полис). Дополнительных условий включения организации в Реестр, касающихся ее обособленных подразделений, а так же предоставление каких-либо документов, в отношении обособленных подразделений, вышеуказанным регламентом установлено не было. Указанные требования регламента ООО «Декларант» исполнило в полном объеме. Данные об обособленном подразделении ООО «Декларант» в г.Кемерово не были своевременно поданы по причине отсутствия намерений, на момент подачи заявления, в полноценной работе обособленного подразделения, в виду отсутствия прибыльности подразделения. Таможенным органом вменяется в вину ООО «Декларант» предоставление недействительных документов (заявление о включении в Реестр), то есть не указание сведений об обособленных подразделениях в заявлении. Однако, заявление о включении в Реестр Таможенных брокеров не может считаться документом, содержащим недостоверные сведения, так как при включении организации в Реестр, рассматриваются и изучаются документы, которые прикладываются к заявлению. Вопрос о достоверности, действительности предоставленных документов ФТС РФ не ставился и не рассматривался. В Постановлении от 03.10.2013. указано, что ООО «Декларант» в заявлении заявило об отсутствии в его штате структурных подразделений. Документально данное утверждение Таможенным органом не доказано. В графе 15 при подаче не было указано никакое структурное подразделение, она была не заполнена. Таким образом, отсутствие сведений в заявлении не может и не должно расцениваться как предоставление недостоверных сведений, а тем более иметь признаки недействительного документа, так как сведения просто отсутствуют. Заявление рассматривается в данном случае как письменное обращение, содержащее просьбу заявителя о включении в Реестр Таможенных представителей. Обособленное подразделение само по себе не включается в Реестр таможенных представителей и не получает Свидетельство, так как не является юридическим лицом. Соответственно обособленное подразделение включается в Реестр только лишь на основании заявления о внесении изменений в Реестр, в связи с тем обстоятельством, что юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных представителей, имеет намерение и планирует предоставлять свои услуги через обособленное подразделение. На момент подачи заявления таких намерений не было.
Ответчик в отзыве на заявление против требований заявителя возражает, считает, что постановление вынесено законно и обоснованно по результатам проведенной плановой проверки. Совершение заявителем правонарушения подтверждается материалами дела, процессуальные нормы при привлечении к административной ответственности нарушены не были.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание своих представителей не направил. В соответствии с ч.3 ст.156 АПК РФ, неявка в судебное заседание представителя ответчика, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав представленные в материалы дела документы, арбитражный суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО «Декларант» включено в Реестр Таможенных представителей и предоставляет услуги по таможенному оформлению товаров. В соответствии с приказом ООО «Декларант» № 46 от 29.09.2008. в его структуре создано обособленное подразделение, расположенное по адресу: 650070, Кемеровская область, г.Кемерово, Аэропорт, которое поставлено на учет в ИФНС России по г.Кемерово с присвоением КПП 420545001, что подтверждается уведомлением о постановке на учет в налоговом органе № 2419426 от 24.10.2008.
16.01.2012. сотрудник указанного обособленного подразделения ООО «Декларант» ФИО4 задекларировала по ПВД № 10006063/160112/0000302 товар «уголь каменный битуминозный для энергетических целей».
В то же время, согласно заявлению ООО «Декларант» о включении в Реестр таможенных представителей от 25.10.2010., по состоянию на указанную дату у Общества отсутствуют обособленные подразделения, через которые оно предполагает осуществлять свою деятельность в качестве таможенного представителя.
Поскольку, по мнению таможенного органа, заявление содержало недостоверные сведения, относительно указания обособленных подразделений организации, ответчик пришел к выводу о том, что заявление является недействительным.
Полагая, что Общество совершает таможенные операции, будучи включенным в реестр таможенных представителей на основании недействительных документов, административный орган 23.08.2013. в отношении ООО «Декларант» в присутствии защитника Общества и при надлежащем извещении юридического лица о месте и времени совершения процессуального действия, составил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.16.23 КоАП РФ (л.д.52-55).
На основании собранных материалов, 03.19.2013. заместителем начальника Центральной энергетической таможни вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.16.23 КоАП РФ, и назначении ООО «Декларант» наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей 00 копеек (л.д.9-15).
Заявитель, полагая, что административным органом постановление об административном правонарушении вынесено незаконно, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно ст.207 АПК РФ, арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании ч.1 ст.16.23 КоАП РФ, совершение таможенных операций от имени декларанта или других заинтересованных лиц лицом, не включенным в реестр таможенных представителей, либо включенным в указанный реестр на основании недействительных документов, является основанием для привлечения к административной ответственности.
Рассмотрев материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО «Декларант» состава административного правонарушения.
В ходе судебного разбирательства установлено, что на момент подачи ООО «Декларант» заявления о включении в Реестр Таможенных представителей (25.10.2010.) действовал Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003. N 61-ФЗ (ред. от 28.11.2009.), а не Таможенный кодекс Таможенного союза и Федеральный закон № 311-ФЗ от 27.11.2010. «О таможенном регулировании в Российской Федерации», на которые ссылается ответчик. Поскольку указанные законы на момент подачи ООО «Декларант» заявления о включении в Реестр Таможенных представителей не вступили в законную силу, оснований для их применения к спорным правоотношениям суд не усматривает.
Согласно ст.140 Таможенного кодекса РФ, условиями включения в Реестр таможенных брокеров (представителей) являются:
1) наличие в штате заявителя не менее двух специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат (статья 146);
2) наличие полностью сформированного первоначального уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;
3) обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса;
4) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Страховая сумма не может быть менее 20 миллионов рублей.
Согласно ст.13 Таможенного кодекса Таможенного союза, условиями для включения юридического лица в реестр таможенных представителей являются:
1) наличие в штате этого лица не менее 2 (двух) работников, имеющих документ, подтверждающий их соответствие требованиям, установленным законодательством государств - членов таможенного союза;
2) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Размер страховой суммы определяется законодательством государств - членов таможенного союза;
3) предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем одному миллиону евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения;
4) соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.
В соответствии с ч.3 ст.61 Федерального закона № 311-ФЗ от 27.11.2010. «О таможенном регулировании в Российской Федерации», дополнительными условиями включения юридического лица в реестр таможенных представителей являются:
1) наличие в штате обособленного структурного подразделения юридического лица, через которое заявитель планирует осуществлять свою деятельность в качестве таможенного представителя, одного или более работников, каждый из которых имеет документ, подтверждающий его соответствие квалификационным требованиям, установленным в соответствии со статьями 63 и 64 настоящего Федерального закона (далее - специалист по таможенным операциям);
2) юридическое лицо не является казенным предприятием;
3) отсутствие у юридического лица невыполненной обязанности по уплате административного штрафа, назначенного юридическому лицу на основании вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.2 или 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, если срок исполнения постановления о наложении административного штрафа, установленный частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек;
4) отсутствие задолженности по уплате таможенных платежей в размере 500 000 рублей и более.
Таким образом, условие, предусмотренное п.1 ч.3 ст.61 Федерального закона № 311-ФЗ от 27.11.2010. «О таможенном регулировании в Российской Федерации», на которое ссылается ответчик, о наличие в штате обособленного структурного подразделения юридического лица, через которое заявитель планирует осуществлять свою деятельность в качестве таможенного представителя, одного или более работников, каждый из которых имеет документ, подтверждающий его соответствие квалификационным требованиям, не действовало на момент подачи Обществом заявления о включении в Реестр таможенных брокеров. Следовательно, наличие или отсутствие обособленного структурного подразделения юридического лица с квалифицированными работниками не имело значения для включения в указанный реестр и не могло являться основанием для отказа во включении в реестр.
На момент подачи Обществом указанного заявления сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной таможенной службы при принятии решения о возможности включения российских юридических лиц (далее - юридические лица) в Реестр таможенных брокеров (представителей) определялись «Административным регламентом ФТС России по исполнению государственной функции ведения Реестра таможенных брокеров (представителей)», утвержденным приказом ФТС России от 10.10.2007. № 1257.
Согласно ст.17 Административного регламента, к заявлению о включении в Реестр прилагаются документы, подтверждающие заявленные сведения (учредительные документы (устав, учредительный договор, решение о создании и.т.п.) и документ подтверждающий факт внесения записи в юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, заверенная руководителем налогового органа); свидетельство о государственной регистрации юридического лица; свидетельство о постановке заявителя на учет в налоговом органе; квалификационные аттестаты специалистов по таможенному оформлению, являющихся работниками заявителя (подтверждением того, что данные специалисты по таможенному оформлению являются работниками заявителя, служат приказы о назначении, о зачислении в штат и пр); документы, подтверждающие размер полностью сформированного уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя (аудиторское заключение с соответствующим выводом и пр.); документы, подтверждающие обеспечение уплаты таможенных платежей (договор поручительства, банковская гарантия, документы, подтверждающие внесение денежных средств на счет ФТС России в федеральном казначействе); подтверждения из банков об открытых в них счетах; страховой полис).
Дополнительных условий включения организации в Реестр, касающихся ее обособленных подразделений, а так же предоставление каких-либо документов, в отношении обособленных подразделений, вышеуказанным регламентом установлено не было.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что на момент подачи заявления предоставление сведений об обособленных подразделениях не являлось обязательным для включения организации в реестр и их отсутствие не влекло никаких правовых последствий для заявителя.
Не указание в заявлении сведений, которые не являются основанием для принятия решения о включении в реестр, не свидетельствует о том, что само заявление является недействительным.
Кроме того, под недействительными документами, согласно примечанию к ст.16.1 КоАП РФ, понимаются документы, содержащие недостоверные сведения.
Как видно из заявления ООО «Декларант» о включении в Реестр Таможенных представителей от 25.10.2010., в нем вообще отсутствует информация о структурных подразделениях. То есть, не указано никакое структурное подразделение, как и не указаны сведения об отсутствии структурных подразделений у Общества. Отсутствие информации в заявлении не свидетельствует о ее недостоверности, поскольку сведения заявителем не искажались, а потому сам документ не может быть признан недействительным. В Реестр Таможенных представителей подлежит включению юридическое лицо, а не его структурное подразделение, при этом отсутствие необязательных сведений о структурном подразделении не влечет отказ во включении в Реестр юридического лица.
Поскольку суд пришел к выводу о недоказанности административным органом факта недействительности заявления о включении в Реестр Таможенных представителей от 25.10.2010., событие правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.23 КоАП РФ, отсутствует, а, следовательно, оснований для привлечения заявителя к ответственности у административного органа не имелось.
При таких обстоятельствах ООО «Декларант» за совершение указанных нарушений привлечено к административной ответственности неправомерно.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.167-170, 211 АПК РФ, арбитражный суд
р е ш и л :
1. Требование общества с ограниченной ответственностью «Декларант» удовлетворить.
2. Постановление от 03.10.2013. по делу № 10006000-75/2013 об административном правонарушении о назначении обществу с ограниченной ответственностью «Декларант» административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей 00 копеек за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.23 КоАП РФ, вынесенное заместителем начальника Центральной энергетической таможни ФИО5, - признать незаконным и отменить.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объёме) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области. Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Судья С.В. Зайцев
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.