ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-23496/18 от 14.03.2019 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

21 марта 2019 года                                                          Дело № А76-23496/2018

Резолютивная часть решения объявлена 14 марта 2019 года.

Решение в полном объеме изготовлено 21 марта 2019 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Белякович Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степановой О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Беляева Алексея Михайловича о признании решения администрации Нязепетровского муниципального района Челябинской области незаконным,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства Нязепетровского муниципального района Челябинской области»,

установил:

глава крестьянского (фермерского) хозяйства Беляева Алексея Михайловича (далее – предприниматель) обратился в  Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании отказа администрации Нязепетровского муниципального района Челябинской области (далее – администрация) в выдаче разрешения на строительство, выраженного в письме от 24.04.2018 № 914, незаконным

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное  учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства Нязепетровского муниципального района Челябинской области» (далее – МКУ «Нязепетровское УЖКХ»).

  В представленном отзыве на заявление и дополнениях к нему администрация высказала возражения против удовлетворения заявленного требования, отметив, что оспариваемый отказ соответствуют требованиям действующего законодательства (л.д. 31-32, 81-84).

В письменных пояснениях заявитель настаивал на незаконности оспариваемого отказа (л.д.46-50, 112-114).

Третье лицо о начавшемся судебном процессе извещено надлежащим образом (л.д. 41), однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, что в соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

При рассмотрении дела судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.

Как следует из материалов дела, предпринимателю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 74:16:2000001:666, площадью 616 кв.м,, расположенный  по  адресу:  Челябинская  область,  Нязепетровский     район,  п.  Беляево, ул. Молодежная, дом № 21, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство, что подтверждается  выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 13.04.2018 (л.д.72-79).

 Предприниматель обратился к администрации с заявлением от 17.04.2018 (вх. № 166 от 20.04.2018) о выдаче разрешения на строительство жилого дома на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером 74:16:2000001:666 (л.д.88).

24.04.2018 администрация отказала заявителю в выдаче разрешения на строительство вышеуказанного объекта в форме письма №914 (л.д.12). В обоснование данного отказа отмечено, что земельный участок с кадастровым номером 74:16:2000001:666, площадью 616 кв.м. образован в ходе размежевания земельного участка с кадастровым номером 74:16:2000001:245, расположенного на землях населенных пунктов. Земельные участки, находящиеся в границах кадастрового квартала 74:16:2000001, занимают площадь 29 га, следовательно, образуют квартал. В отношении вышеуказанного квартала необходимо разработать проект планировки территории в соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

 Не согласившись с данным решением администрации,  предприниматель обратился в суд с соответствующим заявлением.

Рассмотрев заявленные требования, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Такое заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).

Установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок заявителем не пропущен.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ, а также исходя из пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие совокупности двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) к полномочиям органов местного самоуправления относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

Согласно статье 28 Устава Нязепетровского муниципального района, принятым в новой редакции решением Собранием депутатов Нязепетровского муниципального района №26 от 30 июня 2005 года, НГР № ru745180002005001 от 30.11.2005 года, администрация муниципального района является исполнительно-распорядительным органом муниципального района, наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Челябинской области.

Решением Собрания депутатов Нязепетровского муниципального района от 22 декабря 2017 года № 325 утверждено Положение об администрации Нязепетровского муниципального района Челябинской области, согласно пункту 21 которого администрация организует подготовку генеральных планов сельских поселений, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, выдает разрешения на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом, иными федеральными законами), разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории сельских поселений, организует утверждение местных нормативов градостроительного проектирования сельских поселений, осуществляет муниципальный земельный контроль в границах сельских поселений, осуществляет в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом, осмотр зданий, сооружений и выдачу рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

С учетом изложенного, оспариваемый отказ в выдаче разрешения на строительство выдан администрацией в пределах предоставленных ей полномочий, с соблюдением требований статьи 51 Градостроительного кодекса.

В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса (в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

 Согласно части 9 статьи  51 Градостроительного кодекса в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса предусмотрено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

В силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства или описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Как усматривается из материалов дела, отказывая в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке (кадастровый номер 74:16:2000001:666) администрация указала на необходимость разработки проекта планировки земельного участка с кадастровым номером 74:16:2000001:245, общей площадью 29 га, который представляет собой квартал.

Между тем, отсутствие проекта планировки квартала, в результате размежевания которого образован земельный участок, не предусмотрено в соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса в качестве основания для отказа в выдаче разрешения на строительство.

Кроме того, как следует из материалов дела, в том числе с учетом доводов, приведенных администрацией в ходе судебного разбирательства, основанием для отказа послужило несоответствие схемы планировочной организации земельного участка требованиям действующего законодательства.

Требования к структуре и содержанию данной схемы предусмотрены статьей 48 Градостроительного кодекса и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к ее содержанию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (далее – Положение № 87), согласно которому схема планировочной организации земельного участка является частью проектной документации (разделом 2) и состоит из двух частей: текстовой и графической.

Согласно пункту 12 Положения № 87 текстовая часть схемы должна содержать: характеристику земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства; обоснование границ санитарно-защитных зон объектов капитального строительства в пределах границ земельного участка - в случае необходимости определения указанных зон в соответствии с законодательством Российской Федерации; обоснование планировочной организации земельного участка в соответствии с градостроительным и техническим регламентами либо документами об использовании земельного участка (если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или в отношении его не устанавливается градостроительный регламент); технико-экономические показатели земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства; обоснование решений по инженерной подготовке территории, в том числе решений по инженерной защите территории и объектов капитального строительства от последствий опасных геологических процессов, паводковых, поверхностных и грунтовых вод; описание организации рельефа вертикальной планировкой; описание решений по благоустройству территории; зонирование территории земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, обоснование функционального назначения и принципиальной схемы размещения зон, обоснование размещения зданий и сооружений (основного, вспомогательного, подсобного, складского и обслуживающего назначения) объектов капитального строительства - для объектов производственного назначения; обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешние и внутренние (в том числе межцеховые) грузоперевозки, - для объектов производственного назначения; характеристику и технические показатели транспортных коммуникаций (при наличии таких коммуникаций) - для объектов производственного назначения; обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешний и внутренний подъезд к объекту капитального строительства, - для объектов непроизводственного назначения;

Графическая часть схемы должна отображать: схему планировочной организации земельного участка с отображением: мест размещения существующих и проектируемых объектов капитального строительства с указанием существующих и проектируемых подъездов и подходов к ним; границ зон действия публичных сервитутов (при их наличии); зданий и сооружений объекта капитального строительства, подлежащих сносу (при их наличии); решений по планировке, благоустройству, озеленению и освещению территории; этапов строительства объекта капитального строительства; схемы движения транспортных средств на строительной площадке; план земляных  масс; сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения; ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, предоставленного для размещения этого объекта, с указанием границ населенных пунктов, непосредственно примыкающих к границам указанного земельного участка, границ зон с особыми условиями их использования, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также с отображением проектируемых транспортных и инженерных коммуникаций с обозначением мест их присоединения к существующим транспортным и инженерным коммуникациям - для объектов производственного назначения.

По смыслу приведенных выше норм права, целью одновременного представления градостроительного плана и схемы планировочной организации земельного участка как части проектной документации является сопоставление проектной документации с градостроительным планом земельного участка и установление их соответствия, которое в силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса подтверждается посредством выдачи разрешения на строительство.

При исследовании материалов дела судом установлено, что приложенный предпринимателем к заявлению о выдаче разрешения на строительство от 20.04.2018 документ под названием «схема планировочной организации земельного участка» (л.д. 89), таковым не является, поскольку представляет собой выполненный заявителем самостоятельно, то есть вне проектной документации, чертеж земельного участка с кадастровым номером 74:16:2000001:666, который не соответствует градостроительному плану земельного участка № RU74518304-047 от 05.04.2018 и не содержит обязательных сведений, перечисленных в пункте 12 упомянутого выше Положения № 87.

 Как следствие, данный документ (схема) не позволяет установить соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, в связи с чем, он обоснованно не был принят администрацией в качестве доказательства исполнения требований части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса.

Данный подход также согласуется со сложившейся судебной практикой (постановлениями Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2019 по делу № А76-23499/2018, от 05.03.2015 по делу № А76-26050/2014).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии у администрации  правовых оснований для отказа в предоставлении предпринимателю разрешения на строительство.

Поскольку в рассматриваемом случае совокупность обстоятельств для признания оспариваемого решения администрации отсутствует, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.

В силу положений статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 176, 200, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                              Е.В. Белякович