Арбитражный суд Челябинской области
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
30 ноября 2007г. Дело №А76-23500/2007-40-80
г. Челябинск
Резолютивная часть решения объявлена 28 ноября 2007 г.
Решение в полном объеме изготовлено 30 ноября 2007г.
Арбитражный суд Челябинской области в составе единолично судьи И.К. Катульской, при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Администрации Златоустовского городского округа
к Отделу государственного пожарного надзора Златоустовского городского округа
об оспаривании постановления № 665 от 25.09.2007 о привлечении
к административной ответственности
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя : ФИО1, - зам. начальника, доверенность от 18.12.2006 № 5994, удостоверение № 038
от ответчика : не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Администрация Златоустовского городского округа (далее – Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления главного государственного инспектора Златоустовского городского округа по пожарному надзору № 665 от 25.09.2007 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях ( далее - КоАП РФ).
В обоснование своего заявления заявитель указывает на отсутствие в действиях Администрации состава административного правонарушения, а также отсутствие обязанности у нее по обеспечению строительства пожарных депо с учетом установленного нормативного радиуса обслуживания.
В судебном заседании заявитель требования поддержал.
Судом принято уточнение заявителя о наименовании административного органа - Отдел государственного пожарного надзора Златоустовского городского округа.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом (л.д. 98), представил отзыв, в котором с заявленными требованиями не согласен, указывает на недопустимость осуществления заявителем градостроительной деятельности в южной части города при отсутствии в этом районе пожарной охраны, полагает, что Администрацией не обеспечивается выполнение требований п.п. 3, 11 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», 8.12 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.6* обязательного приложения 1* СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселений» (л.д. 19-20).
В судебном заседании 07 ноября 2007 года руководитель Отдела государственного пожарного надзора Златоустовского городского округа требования не признал, однако пояснил, что действующие нормативные акты не содержат оснований для приостановления либо запрета осуществления органом местного самоуправления действий и принятия решений, указанных в оспариваемом постановлении.
Арбитражный суд рассматривает дело в отсутствие ответчика в соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные сторонами доказательства, суд полагает требования заявителя подлежащими удовлетворению.
Исследованием материалов дела установлено, что в период с 20.08.2007 по 29.08.2007 Отделом государственного пожарного надзора Златоустовского городского округа на основании распоряжения № 585 от 20.08.2007 проведена проверка по контролю за соблюдением Администрацией требований пожарной безопасности при ведении нового строительства в части обеспечения 3-х км радиуса обслуживания подразделениями пожарной охраны (л.д. 89).
По результатам проверки государственным инспектором Златоустовского городского округа по пожарному надзору составлен акт проверки № 595 от 29.08.2007, в котором отражены следующие нарушения:
1. Комиссией по землеотводам администрации Златоустовского городского округа (далее по тексту - КЗАГО) приняты решения по выдаче актов предварительного согласования места размещения объектов, располагаемых за пределами 3-х км нормативного радиуса обслуживания действующих городских пожарных частей (депо) по следующим заявкам, согласно протокола КЗАГО № 6 от 16.05.2007г.:
1.1. Заявка № 9 Муниципального учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа №7» на отвод земельных участков, примерной площадью 200 м2
- каждый, находящихся по адресу: г. Златоуст, пос. Айский, спортивная база МУ ДОД
ДЮСШ№7;
9.1. участок №1 с северо-западной стороны стадиона для строительства здания административно-хозяйственного назначения (размещение судейской и раздевальных комнат для конькобежцев);
9.2. участок №2 с северо-западной стороны стадиона для строительства здания
административно-хозяйственного назначения (размещение раздевальных комнат для
фигуристов);
9.3. участок №3 с северной стороны хоккейного стадиона для строительства здания
административно-хозяйственного назначения (размещение раздевальных комнат для
хоккеистов);
9.4. участок №4 с южной стороны котельной для строительства здания административно-
хозяйственного назначения
Решение КЗАГО: по п.п. 9.1. - 9.4. Заявителю получить в УАиГ акт предварительного согласования места размещения объектов.
1.2. Заявка № 19 СП. Охотской на отвод земельного участка примерной площадью 1 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Златоуст, 5-ый м/р-н, (территория бывшего ТОО «Kомпас») для строительства погребов.
Решение КЗАГО: Заявителю получить в УАиГ акт предварительного согласования мест размещения объекта.
(Основание: п.п. 3, 11 ППБ 01-03 (Правила пожарной безопасности в Российской Федерации), п. 8.12 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений п. 1* обязательного приложения №l* СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселений»),
2. Комиссией по землеотводам администрации Златоустовского городского округа приняты решения по выдаче актов предварительного согласования места размещения объектов, располагаемых за пределами 3-х км нормативного радиуса обслуживания действующих городских пожарных частей (депо) по следующим заявкам, согласно протокола КЗАГО от 07.06.2007г.:
2.1. Заявка № 9 ФИО2 на отвод земельного участка примерной площадью 1 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Златоуст, пос. Айский, район спортбазы Машзавода, севернее хоккейной коробки для строительства здания офиса «Армянский цивилизованный центр». Решение КЗАГО: Заявителю получить в УАиГ акт предварительного согласован размещения объекта.
2.2. Заявка № 19.1 ИП А.Е. Чадунели:
на отвод земельного участка примерной площадью 8700 м2, расположенного по адресу: г. Златоуст, с правой стороны автодороги пр. Мира - пос. Балашиха, в р-не кольцевой развязки для строительства автосервисного комплекса.
Решение КЗАГО: по п. 19.1. Заявителю получить в УАиГ акт предварительного согласования места размещения объекта.
2.3. Заявка № 20 ИП ФИО3 на отвод земельного участка примерной площадью
5000 кв. м, расположенного по адресу: г. Златоуст, с правой стороны автодороги пр. Мира - <...> для строительства автомагазина
грузовых запчастей.
Решение КЗАГО: Заявителю получить в УАиГ акт предварительного согласования места размещения объекта.
2.4. Заявка № 21 ФИО4 на отвод земельного участка примерной площадью 3000 кв. м, расположенного по адресу: г. Златоуст, южнее ул. Сплавная (пос. ЦУП), для строительства спортивного комплекса.
Решение КЗАГО: Заявителю получить в УАиГ акт предварительного согласования места размещения объекта.
2.5. Заявка № 22.1 ИП ФИО5 на отвод земельного участка:
примерной площадью 500 м2, расположенного по адресу: <...> север восточнее здания ОАО «Уралпромпроект» для строительства нежилого здания кафе; Решение КЗАГО: по п. 22.1. Заявителю получить в УАиГ акт предварительного согласования места размещения объекта.
2.6. Заявка № 23 ИП ФИО6 на отвод земельного участка примерной площадью 250 кв. м, расположенного по адресу: <...> на пустыре между домами №28 и 14а для строительства нежилого здания продовольственного магазина.
Решение КЗАГО: Заявителю получить в УАиГ акт предварительного согласования места размещения объекта.
(Основание: п.п. 3, 11 ППБ 01-03, п. 8.12 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий
и сооружений», п. 6* обязательного приложения Ml* СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселений»),
3. В 2007г. администрацией ЗГО выданы разрешения на строительство следующих объектов,
размещаемых за пределами нормативного 3-х км радиуса обслуживания действующих
городских пожарных частей согласно информации Управления архитектуры и
градостроительства администрации ЗГО от 03.04.2007г. №211:
3.1.10-ти этажного жилого дома № 10 по ул. Южно-Есаульской.
3.2.10-ти этажного жилого дома № 12 по ул. Южно-Есаульской.
3.3. Административного здания ФИС по г. Златоусту на развилке пр. Мира и ул. Шоссейная
(Основание: п.п. 3, 11 ППБ 01-03, п. 8.12 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п. 6* обязательного приложения Ml* СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселений»).
4. В 2007г. администрацией ЗГО выданы разрешения на строительство следующих объектов,
размещаемых за пределами нормативного 3-х км радиуса обслуживания действующих
городских пожарных частей согласно информации Управления архитектуры и
градостроительства администрации ЗГО от 09.07.2007г. №498:
4.2. Пристроя к зданию кафе по ул. Островского, 5.
(Основание: п.п. 3,11 ППБ 01-03, п. 8.12 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий
и сооружений», п. 6* обязательного приложения Ml* СНиП 2.07.01-89*
«Градостроительство. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселений»).
5. В 2007г. главой Златоустовского городского округа выдано разрешение на ввод объекта в
эксплуатацию, располагаемого за пределами нормативного 3-х км радиуса обслуживания
действующих городских пожарных частей:
5.1. Разрешение № 41 от 26.03.2007г. на ввод в эксплуатацию 10-этажного 80-квартирного жилого дома, ул. 40-летия Победы, д. 58.
(Основание: п.п. 3,11 ППБ 01-03, п. 8.12 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий
и сооружений», п. 6* обязательного приложения Ml* СНиП 2.07.01-89*
«Градостроительство. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселений»).
6. В 2007г. главой Златоустовского городского округа выдано разрешение на ввод объекта в
эксплуатацию, располагаемого за пределами нормативного 3-х км радиуса обслуживания
действующих городских пожарных частей:
6.1. Разрешение № 66 от 03.07.2007г. на ввод в эксплуатацию 9-этажного 81-квартирного
жилого дома, ул. им. В.П. Чкалова, д. 5.
(Основание: п.п. 3,11 ППБ 01-03, п. 8.12 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий
и сооружений», п. 6* обязательного приложения №1* СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселений») (л.д. 66-67).
29.08.2007 акт проверки направлен главе Златоустовского городского округа (л.д.64).
29.08.2007 определением №12 главного государственного инспектора Златоустовского городского округа по пожарному надзору в отношении Администрации возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ и принято решение о проведении административного расследования (л.д.61-62).
13.09.2007 тем же должностным лицом в отношении Администрации составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 40-42).
25.09.2007 главным государственным инспектором Златоустовского городского округа по пожарному надзору вынесено постановление № 665, которым Администрация привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 10 000 руб. за нарушение требований пожарной безопасности, установленных п.п. 3, 11 ППБ 01-03 (Правила пожарной безопасности в Российской Федерации), п. 8.12 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п. 6* обязательного приложения №1* СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселений», за предоставление земельных участков и выдачу разрешений на строительство объектов, расположенных за пределами нормативного 3-х км радиуса обслуживания действующих городских пожарных частей (л.д. 38-39).
Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 (Нарушение правил пожарной безопасности в лесах), 11.16 (Нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушным транспорте) настоящего Кодекса.
Заявитель привлечен к административной ответственности за следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- пункты 3 и 11 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), приказом МЧС России № 313 от 18.06.2003, которыми установлено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (п.3). В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции:
реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях;
создают и содержат в соответствии с установленными нормами органов управления и подразделений пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;
оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач;
создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров;
организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
принимают в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания и используют указанное имущество по его прямому назначению;
обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны (п.11).
- пункт 8.12. государственных строительных норм и правил (СНиП 21-01-97) «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых постановлением Министерства строительства РФ от 13.02.1997 № 18-7, устанавливает, что пожарные депо следует располагать на территории в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01, СНиП II-89 и НПБ 101.
- пункт 6* обязательного приложения №1* СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселений», согласно которому радиус обслуживания пожарного депо не должен превышать 3 км.
В соответствии с 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Между тем, в материалах административного дела не содержится доказательств нарушения Администрацией вышеуказанных требований пожарной безопасности осуществлением тех действий, которые перечислены в акте проверки.
Как следует из акта ( п.п.3,4,5,6) речь идет о выдаче органом местного самоуправления и Главой ЗГО разрешений на строительство объектов, на ввод объектов в эксплуатацию, т.е. принятии уполномоченными органами решений в пределах предоставленных им полномочий.
Нормы пожарной безопасности, указанные административным органом, не содержат каких-либо ограничений для органов местного самоуправления, должностных лиц по выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод в эксплуатацию объектов, оснований для приостановления либо запрета на рассмотрение данных вопросов, в том числе и в отсутствие действующих пожарных частей в нормативном радиусе обслуживания.
Кроме того, суд полагает, что Администрация Златоустовского городского округа не может нести какой-либо ответственности за принятие решений Комиссией по землеотводам Администрации Златоустовского городского округа. Как следует из Положения о комиссии по отводу земельных участков для строительства и функционального изменения их использования, утвержденного решением Златоустовского городского собрания от 20.03.2003 № 495, данная комиссия создается решением Златоустовского городского собрания депутатов в соответствии с Земельным кодексом РФ, и не является структурным подразделением Администрации Златоустовского городского округа.
Из содержания вышеприведенных норм также не следует, что на Администрацию возложена обязанность обеспечить установленный норматив радиуса обслуживания пожарного депо.
В соответствии с п. 21 ст. 27 Устава Златоустовского городского округа к полномочиям Администрации округа отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов определены в ст. 19 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности»:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаютсянормативными актами органов местного самоуправления.
Федеральным законом № 69-ФЗ предусмотрено создание муниципальной пожарной охраны на территории муниципального округа. Порядок создания и организации муниципальной пожарной охраны определяются органами местного самоуправления (ст. 11.1).
В материалах дела отсутствуют сведения о нормативном регулировании органами местного самоуправления Златоустовского городского округа вопросов обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории Златоустовского городского округа и, в частности, касающихся создания и деятельности муниципальной пожарной охраны.
Сведений о создании и деятельности муниципальной пожарной охраны на территории Златоустовского городского округа в материалах административного дела также не имеется.
Как указано в отзыве ответчика, на территории муниципального образования действуют пожарные части Государственной противопожарной службы, радиус обслуживания которых и превышает 3 км (л.д. 71).
В силу ст. 5, 10, 16, 17 Федерального закона №69-ФЗ вопросы создания и деятельности Государственной противопожарной службы отнесены к компетенции органов государственной власти.
Учитывая изложенное, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии обязанности Администрации обеспечить соблюдение установленного радиуса обслуживания пожарных депо.
При таких обстоятельствах основания для привлечения Администрации к ответственности, установленной ч. 1 ст. 20. 4 КоАП РФ, отсутствуют.
Выдача заявителем разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию не образует состава административного правонарушения.
С учетом изложенного , оспариваемое постановление административного органа не может быть признано законным и подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст.167-170, 207, 210, 211 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленные Администрацией Златоустовского городского округа требования удовлетворить.
Постановление главного государственного инспектора Златоустовского городского округа по пожарному надзору №665 от 25.09.2007 о привлечении к административной ответственности Администрации Златоустовского городского округа по основаниям, предусмотренным ч.1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с наложением административного штрафа в размере 10 000 руб. признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда – www.18aas.arbitr.ru, или Федерального арбитражного суда Уральского округа – www.fasuo.arbitr.ru.
Судья И.К. Катульская