Арбитражный суд Челябинской области
454000, г.Челябинск, ул. Воровского, 2
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Челябинск
29 декабря 2016 года Дело № А76-23527/2016
Резолютивная часть решения объявлена 22 декабря 2016 года.
Решение в полном объеме изготовлено 29 декабря 2016 года.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Зайцев С.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Надршиной М.К., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению Муниципального унитарного предприятия Златоустовского городского округа «Расчетно-кассовое бюро» , г.Златоуст Челябинской области
к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по г.Златоусту и Кусинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области ФИО1 , г.Златоуст Челябинской области,
Управлению Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области , г.Челябинск
о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по выставлению требования № 74039/16/26434 от 15.09.2016, в части передачи оригиналов карточек регистрации, поквартирных карточек (приложение 7, 13 к Административному регламенту предоставления Федеральной миграционной службы государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденного Приказом ФМС России № 288 от 11.09.2012) о и прекращении исполнительного производства № 26434/1674039-ИП от 07.04.2016, в связи с фактическим исполнением,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Комитет городского хозяйства» , г.Златоуст Челябинской области,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: ФИО2, доверенность № 116 от 28.09.2016, паспорт,
от ответчиков:
1. ФИО1, судебного пристава-исполнителя, служебное удостоверение,
2. не явился, извещен (извещение о времени и месте судебного заседания от 28.11.2016)
от третьего лица: ФИО3, доверенность от 21.09.2015,
у с т а н о в и л :
Муниципальное унитарное предприятие Златоустовского городского округа «Расчетно-кассовое бюро» (далее по тексту – МУП «Расчетно-кассовое бюро», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением (л.д.5-7) к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по г.Златоусту и Кусинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области ФИО1 (далее по тексту - судебный пристав-исполнитель ФИО1), Управлению Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области (далее по тексту – УФССП по Челябинской области, Управление) о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по выставлению требования № 74039/16/26434 от 15.09.2016, в части передачи оригиналов карточек регистрации, поквартирных карточек (приложение 7, 13 к Административному регламенту предоставления Федеральной миграционной службы государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденного Приказом ФМС России № 288 от 11.09.2012) о и прекращении исполнительного производства № 26434/1674039-ИП от 07.04.2016, в связи с фактическим исполнением.
Заявитель свои требования обосновывает следующим. 19.09.2016 МУП «Расчетно-кассовое бюро» было вручено
требование № 74039/16/26434 от 15.09.2016 об исполнении решения суда, выставленное судебным приставом-исполнителем ФИО1 на основании исполнительного листа № ФС005374084 от 10.03.2016, выданного Арбитражным судом Челябинской области по делу № А76-31812/2014. Требование предписывает должнику в срок до 23.09.2016 передать ООО «Комитет городского хозяйства» документы и информацию по многоквартирным домам и по периоду указанному в исполнительном документе в соответствии с перечнем. Среди прочих документов в требовании предписано передать оригиналы карточек регистрации и поквартирных карточек (приложение 7, 13 к Административному регламенту предоставления Федеральной миграционной службы государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденного Приказом ФМС России № 288 от 11.09.2012). Однако, согласно постановлению суда апелляционной инстанции по делу № А76-31812/2014, суд обязал МУП «Расчетно-кассовое бюро» передать истцу следующую документы и информацию: 1) оригиналы документов, при отсутствии оригиналов, копии документов и информацию по регистрационному учету граждан и контролю за регистрационным учетом граждан, проживающих в многоквартирных домах в соответствии с перечнем, а также по предоставлению таким гражданам государственной услуги по регистрационному учету граждан, по приему граждан по вопросам регистрации, по порядку начисления и предоставления компенсационных выплат и выдаче справок, необходимых гражданам для предоставления по месту требования на жилищные услуги. Карточки формы 9, 10 суд передавать не обязывал и они не являлись предметом рассмотрения предъявленного иска. Таким образом, судебный пристав-исполнитель расширительно истолковал решение суда и требует незаконной передачи документов в адрес взыскателя.
Ответчик - судебный пристав-исполнитель ФИО1 представила отзыв, из которого следует, что 07.04.2016 в отдел судебных приставов по городу Златоусту и Кусинскому району поступил исполнительный лист по делу А76-31812/2014, выданный Арбитражным судом Челябинской области об обязании МУП «Расчетно-кассовое бюро» передать ООО «Комитет городского хозяйства» документы и информацию по многоквартирным домам и по периоду в соответствии с перечнем. На основании данного исполнительного листа судебным приставом исполнителем возбуждено исполнительное производство. 08.04.2016 руководитель организации-должника лично ознакомлен с постановлением о возбуждении исполнительного производства.08.04.2016 руководителю выставлено требование об исполнении решения суда. В связи с тем, что в исполнительном документе не указан перечень документов подлежащих передаче, судебным приставом-исполнителем направлен запрос в ОУФМС по Челябинской области с целью установления перечня документов, являющихся документами по регистрационному учету. Согласно ответу на запрос, документами по регистрационному учету являются карточки формы 9, 10, указанные в Административном регламенте предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденной Приказом ФМС России от 11.09.2012 № 288. 09.08.2016 у представителя должника отобрано объяснение по факту неисполнения решения суда. 15.09.2016 должнику выставлено требование, в котором перечень документов уточнен, в соответствии с разъяснениями ОУФМС по Челябинской области. Проведенной 28.09.2016 проверкой установлено, что документы по регистрационному учету хранятся у должника в отдельных ячейках, а именно: поквартирные карточки, карточки прописки, карточки регистрации следующих форм 9, 10, А, Б, 16, 17. Также установлен факт регистрации граждан в формах 9, 10 за период, указанный в исполнительном документе.
Третье лицо – ООО «Комитет городского хозяйства» представило письменное мнение, из которого следует, что действия судебного пристава-исполнителя законны и обоснованы. Согласно условий расторгнутого договора, на которых основывались исковые требования ООО «Комитет городского хозяйства» и вынесено решение суда, МУП «Расчетно-кассовое бюро» оказывало заказчику услуги по ведению регистрационного учета граждан, проживающих в обслуживаемом жилом фонде и обеспечению взаимодействия должностных лиц, ответственных за регистрацию в жилом фонде с органами регистрационного учета по регистрации и снятию граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, а также по осуществлению контроля за регистрационным учетом граждан. В связи с этим, должник обязан хранить документацию, связанную с исполнением обязательств по договору в архиве в соответствии с требованиями законодательства. Данная документация подлежит передаче заказчику по его требованию или после прекращения действия договора. Стороны договора при формулировании его условий не прописывали конкретных наименований и форм документов по ведению регистрационного учета граждан, потому что данные процедуры (и документы) предоставления государственной услуги регистрационного учета, а также действия лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрационного учета (то есть сторон договора, истца и ответчика) регламентируются нормативно-правовыми актами РФ, и в процессе деятельности сторон неоднократно изменялись. Нормативными актами по регистрационному учету предусматривается, что регистрационный учет проводится только на основании оригиналов документов (заявления о регистрации по месту пребывания, заявления о снятии с регистрационного учета по месту жительства, карточки регистрации по месту жительства (поквартирная карточка). Именно такими основаниями арбитражный суд (судья Первых Н.А.) 14.09.2016 мотивировала отказ от разъяснения исполнения решения суда.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования, просит признать незаконным действие судебного пристава-исполнителя по выставлению требования № 74039/16/26434 от 15.09.2016, в части передачи оригиналов карточек регистрации, поквартирных карточек.
Ответчик 1 - судебный пристав-исполнитель ФИО1 в судебном заседании требования не признает по мотивам, изложенным в письменном мнении.
Третье лицо - общество с ограниченной ответственностью «Комитет городского хозяйства» в судебном заседании против требований заявителя возражает, поддерживает позицию, изложенную в письменном мнении.
Ответчик 2 - Управление Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения спора, в судебное заседание своего представителя не направило. В соответствии с ч.3 ст.156 АПК РФ, неявка в судебное заседание ответчика, надлежащим образом извещённого о месте и времени судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Заслушав доводы заявителя, судебного пристава и третьего лица, исследовав письменные доказательства, арбитражный суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2016 по делу № А76-31812/2014 МУП «Расчетно-кассовое бюро» обязано передать ООО «Комитет городского хозяйства» документы и информацию по многоквартирным домам по периоду (с 01.01.2013 по 31.05.2015) и в соответствии с перечнем, в том числе, указанные в п.1 оригиналы документов, при отсутствии оригиналов, копии документов и информацию по регистрационному учету граждан и контролю за регистрационным учетом граждан, проживающих в многоквартирных домах в соответствии с перечнем, а также по предоставлению таким гражданам государственной услуги по регистрационному учету граждан, по приему граждан по вопросам регистрации, по порядку начисления и предоставления компенсационных выплат и выдаче справок, необходимых гражданам для предоставления по месту требования на жилищные услуги.
На основании исполнительного листа ФС № 005374084, выданного 22.03.2016., в соответствии с указанным постановлением арбитражного суда, судебным приставом-исполнителем 07.04.2016. возбуждено исполнительное производство № 26434/16/74039-ИП (т.1 л.д.104).
В связи с неисполнением требований исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем ФИО1 в адрес должника выставлено требование № 74039/16/26434 от 15.09.2016 о передаче ООО «Комитет городского хозяйства» документов и информации по многоквартирным домам и по периоду указанному в исполнительном документе в соответствии с перечнем. Среди прочих документов в требовании предписано передать оригиналы карточек регистрации и поквартирных карточек (приложение 7, 13 к Административному регламенту предоставления Федеральной миграционной службы государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденного Приказом ФМС России № 288 от 11.09.2012).
Заявитель, считая действия судебного пристава-исполнителя, выразившиеся в выставлении требования, незаконными, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч.1 ст.329 АПК РФ, решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другим федеральным законом, по правилам, установленным главой 24 АПК РФ.
В силу ст.1 Федерального закона № 118-ФЗ от 21.07.1997. «О судебных приставах», ч.2 ст.5 Федерального закона РФ № 229-ФЗ от 02.10.2007. «Об исполнительном производстве», непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
На основании ст.12, ст.13 Федерального Закона РФ № 118-ФЗ от 21.07.1997. «О судебных приставах», в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, при этом использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В силу ч.2 ст.12 Федерального Закона РФ № 118-ФЗ от 21.07.1997. «О судебных приставах», судебный пристав-исполнитель имеет право, в том числе, получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки, совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Согласно ч.1 ст.6 Федерального Закона РФ № 229-ФЗ от 02.10.2007. «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Заявитель, обжалуя действия судебного пристава-исполнителя по выставлению требования, ссылается на то, что в исполнительном документе не указана обязанность по передаче таких документов, как карточки регистрации и поквартирные карточки.
Действительно, исполнительный документ обязывает должника передать оригиналы документов, при отсутствии оригиналов, копии документов и информацию по регистрационному учету граждан и контролю за регистрационным учетом граждан, проживающих в многоквартирных домах в соответствии с перечнем, а также по предоставлению таким гражданам государственной услуги по регистрационному учету граждан, по приему граждан по вопросам регистрации, по порядку начисления и предоставления компенсационных выплат и выдаче справок, необходимых гражданам для предоставления по месту требования на жилищные услуги.
Вместе с тем, в силу «Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службы государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», утвержденного Приказом ФМС России № 288 от 11.09.2012, карточки регистрации (приложение № 13) и поквартирные карточки (приложение № 7) относятся к документам по регистрационному учету граждан.
При таких обстоятельствах, указание судебным приставом-исполнителем в требовании конкретных наименований документов не свидетельствует о совершении незаконных действий, поскольку указанные ответчиком в требовании документы, являются документами по регистрационному учету граждан, которые суд обязал передать взыскателю.
Заявитель в судебном заседании подтверждает факт наличия у него подлинников указанных документов, а также факт их ведения и оформления в период с 01.01.2013 по 31.05.2015. При таких обстоятельствах должник обязан исполнить требование судебного пристава-исполнителя, соответствующее исполнительному документу и законодательству.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в силу ч.1 ст.198 АПК РФ, для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов или должностных лиц требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В судебном заседании не установлены незаконные действия судебного пристава-исполнителя ФИО1 по выставлению требования, а потому ее действия не могут незаконно возлагать на заявителя какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку арбитражным судом не установлены незаконные действия судебного пристава-исполнителя, доказательства нарушения им прав и законных интересов заявителя отсутствуют, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
На момент рассмотрения дела в суде исполнительный документ должником не исполнен, поэтому основания для прекращения исполнительного производства № 26434/16/74039-ИП от 07.04.2016 отсутствуют, а, следовательно, в удовлетворении данного требования также следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
р е ш и л :
1. В удовлетворении требований Муниципального унитарного предприятия Златоустовского городского округа «Расчетно-кассовое бюро» о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г.Златоусту и Кусинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области ФИО1 по выставлению требования № 74039/16/26434 от 15.09.2016, в части передачи оригиналов карточек регистрации, поквартирных карточек (приложение 7, 13 к Административному регламенту предоставления Федеральной миграционной службы государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденного Приказом ФМС России № 288 от 11.09.2012) о и прекращении исполнительного производства № 26434/16/74039-ИП от 07.04.2016, в связи с фактическим исполнением, - отказать.
2. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объёме), путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья С.В. Зайцев
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aas.arbitr.ru) или Арбитражного суда Уральского округа (www.fаsuo.arbitr.ru).