Арбитражный суд Челябинской области
454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 2
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
31 августа 2009г. Дело № А76-23592/2008-51-620/46
Судья Арбитражного суда Челябинской области Забутырина Л.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Богатыревой С.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области
к Администрации г. Челябинска
Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска
о признании незаконным бездействия Администрации города Челябинска и Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска по передаче объектов из муниципальной собственности в федеральную, занимаемых отделениями Управления федерального казначейства по Челябинской области, находящихся в г. Челябинске по адресам: - здание Отделения по Ленинскому району УФК по Челябинской области - пр. Ленина, 11; - здание Отделения по Советскому району УФК по Челябинской области - пр. Ленина, 31; - долю в праве общей долевой собственности на 79/220 здания Отделения по Калининскому району УФК по Челябинской области - ул. Краснознаменная, 32; - здание отделения по Курчатовскому району УФК по Челябинской области - ул. 40 лет Победы 18/б; о возложении обязанности на Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска и Администрацию г. Челябинска передать по передаточному акту из муниципальной собственности в федеральную, объекты, занимаемые отделениями УФК по Челябинской области, находящихся в г.Челябинске по адресам: - здание Отделения по Ленинскому району УФК по Челябинской области - пр. Ленина, 11, - здание Отделения по Советскому району УФК по Челябинской области - пр. Ленина, 31, - долю в праве общей долевой собственности на 79/220 здания Отделения по Калининскому району УФК по Челябинской области - ул. Краснознаменная, 32,
- здание отделения по Курчатовскому району УФК по Челябинской области - ул. 40 лет Победы 18/б
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Управление Федерального казначейства по Челябинской области;
Отделение по Ленинскому району г. Челябинска Управления Федерального казначейства по Челябинской области;
Отделение по Советскому району г. Челябинска Управления Федерального казначейства по Челябинской области;
Отделение по Калининскому району г. Челябинска Управления Федерального казначейства по Челябинской области;
Отделение по Курчатовскому району г. Челябинска Управления Федерального казначейства по Челябинской области;
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Хабаровой О.И., представителя по доверенности № 799 от 30.12.2008, удостоверение,
от ответчиков:
КУиЗО г. Челябинска – Киреева К.Э. – представителя по доверенности № 12753 от 26.12.2008 (паспорт);
Администрация г. Челябинска – не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 55 т.3);
третьи лица:
Управление Федерального казначейства по Челябинской области - Бутузовой А.А. – представителя по доверенности от 11.01.2009 г. № 01-18-2/03 (удостоверение);
Отделение по Ленинскому району г.Челябинска Управления Федерального казначейства по Челябинской области -Бутузовой А.А. – представителя по доверенности от 21.11.2008 (удостоверение);
Отделение по Советскому району г.Челябинска Управления Федерального казначейства по Челябинской области - Бутузовой А.А. – представителя по доверенности от 15.01.2008 № 08-04-2/311 (удостоверение);
Отделение по Калининскому району г.Челябинска Управления Федерального казначейства по Челябинской области - Бутузовой А.А. – представителя по доверенности от 15.01.2008 № 08-04-2/311 (удостоверение);
Отделение по Курчатовскому району г.Челябинска Управления Федерального казначейства по Челябинской области - Бутузовой А.А. – представителя по доверенности от 11.01.2009 (удостоверение);
У С Т А Н О В И Л :
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области (далее – заявитель, ТУ ФАУГИ) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Челябинской области о признании незаконным бездействия Администрации города Челябинска (далее – Администрация) и Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее – КУИиЗО, комитет) по передаче объектов из муниципальной собственности в федеральную, находящихся в г. Челябинске по адресам: пр. Ленина, 11, пр. Ленина, 31, ул. Краснознаменная, 32, ул. 40 лет Победы 18/б, занимаемых отделениями Управления федерального казначейства по Челябинской области (далее – отделения УФК); возложении обязанности на Комитет и Администрацию оформить передачу объектов из муниципальной собственности в федеральную, находящихся в г. Челябинске по адресам: пр. Ленина, 11, пр. Ленина, 31, ул. Краснознаменная, 32, ул. 40 лет Победы 18/б, занимаемых отделениями УФК, в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
В ходе судебного заседания представителем заявителя были уточнены требования, согласно которым заявитель просит признать незаконным бездействие Администрации и Комитета по передаче объектов из муниципальной собственности в федеральную, занимаемых отделениями УФК, находящихся в г. Челябинске по адресам:
- здание Отделения по Ленинскому району УФК по Челябинской области - пр. Ленина, 11,
- здание Отделения по Советскому району УФК по Челябинской области - пр. Ленина, 31,
- долю в праве общей долевой собственности на 79/220 здания Отделения по Калининскому району УФК по Челябинской области - ул. Краснознаменная, 32,
- здание отделения по Курчатовскому району УФК по Челябинской области - ул. 40 лет Победы 18/б;
возложить обязанность на Комитет и Администрацию передать по передаточному акту из муниципальной собственности в федеральную, объекты, занимаемые отделениями УФК, находящихся в г.Челябинске по адресам:
- здание Отделения по Ленинскому району УФК по Челябинской области - пр. Ленина, 11,
- здание Отделения по Советскому району УФК по Челябинской области - пр. Ленина, 31,
- долю в праве общей долевой собственности на 79/220 здания Отделения по Калининскому району УФК по Челябинской области - ул. Краснознаменная, 32,
- здание отделения по Курчатовскому району УФК по Челябинской области - ул. 40 лет Победы 18/б (л.д. 87-89 т.2).
Уточнения судом приняты (л.д. 87-89 т.2).
Определениями суда от 09.10.2008, 05.11.2008 (л.д.1, 46-47 т.1) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федерального казначейства по Челябинской области (далее – УФК), Отделение по Тракторозаводскому району г.Челябинска Управления Федерального казначейства по Челябинской области (далее – Тракторозаводское ОФК), Отделение по Советскому району г.Челябинска Управления Федерального казначейства по Челябинской области (далее – Советское ОФК), Отделение по Калининскому району г.Челябинска Управления Федерального казначейства по Челябинской области (далее – Калининское ОФК), Отделение по Курчатовскому району г.Челябинска Управления Федерального казначейства по Челябинской области (далее – Курчатовское ОФК).
Определением суда от 18.11.2008 (л.д. 136-139 т.1) в связи с реорганизацией отделений УФК из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, исключено Отделение УФК по Тракторозаводскому району, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Отделение УФК по Ленинскому району (далее – Ленинское ОФК).
Определением суда от 30.01.2009 по настоящему делу производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу № А76-827/2009-63-39 (л.д.129-132 т.2).
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, уточнениях к заявлению (л.д. 2-3 т.1, 87-89 т.2). Со ссылкой на решение № 6/17 от 27.09.2005 Челябинской городской Думы, ч.1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, ст.ст. 214, 215, 218 ГК РФ, Постановление Правительства РФ от 13.06.2006 № 374 указал, что УФК в лице отделений неоднократно в адрес Комитета направлялись пакеты документов, предусмотренные перечнем, однако ответа не было получено, действий по передаче не было совершено.
Представитель Комитета в судебном заседании требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 123 т.2). Пояснил, что в отношении имущества, расположенного по адресу: ул. Краснознаменная, 32, принято решение ЧГД об исключении его из числа, подлежащих передаче в федеральную собственность. Законность такого решения подтверждена судебными актами по делу № А76-827/2009. Остальное имущество передано по актам приема-передачи. В связи с чем, бездействие отсутствует, оснований для признания его незаконным не имеется.
Представитель Администрации в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела извещен надлежащим образом (л.д. 55 т.3). В отзыве указал, что требования заявителя необоснованны и не подлежат удовлетворению (л.д. 113-115 т.1).
Представитель УФК, его отделений в судебном заседании пояснил, что требования заявителя законны и обоснованны, сославшись на решение Думы № 6/17, п.3 ч.8 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, абз. 1, 3, 11, 12, 13 п.11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, указал, что отделения по Тракторозаводскому, Советскому, Калининскому и Курчатовскому районам являются самостоятельными юридическими лицами, органами Федерального казначейства, т.е. федеральными органами исполнительной власти, фактически используют нежилые помещения по указанным адресам по назначению (л.д. 26-9, 49-51, 72-74, 82-85 т.1).
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующие фактические обстоятельства.
21.09.2006 письмом исх. № 42-8.3-27/330-1235 Федеральное казначейство Министерства финансов РФ обратилось к Главе г. Челябинска (вх. в Администрацию от 27.09.2006, в КУИиЗО от 27.09.2006) с предложением о передаче объектов, расположенных по адресам: г. Челябинск, пр. Ленина, 11 (Тракторозаводское ОФК), пр. Ленина, 31 (Советское ОФК), ул. Краснознаменная, 32 (Калининское ОФК), ул. 40 лет Победы, 18/Б (Курчатовское ОФК), в федеральную собственность со ссылкой на п.о ч.2 Постановления Правительства РФ от 13.06.2006 № 374 и обращение УФК (л.д.18 т.1).
27.09.2005 Решением Челябинской городской Думы № 6/17 утвержден перечень объектов муниципальной собственности, предлагаемых для передачи в государственную собственность РФ, в который вошли помещения:
- площадью 213 кв.м, по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 11, занимаемые Отделением УФК по Тракторозаводскому району;
- площадью 443,9 кв.м, по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 31, занимаемые Отделением УФК по Советскому району;
- площадью 579 кв.м, по адресу: г. Челябинск, ул. Краснознаменная, 32, занимаемые Отделением УФК по Калининскому району;
- площадью 733,5 кв.м, по адресу: г. Челябинск, ул. 40 лет Победы, 18/Б, занимаемые Отделением УФК по Курчатовскому району.
Одновременно указанным решением Комитету было поручено оформить необходимые для передачи документы в соответствии с действующим законодательством (л.д.12-14 т.1).
14.07.2008 письмом исх. № 08-04-6/7257 УФК обратилось в ТУ ФАУГИ с заявлением, в котором указало на невыполнение Комитетом мероприятий по передаче имущества, поименованного в Решении Думы № 6/17, в собственность РФ, просило оказать содействие в разрешении вопроса (л.д.15-17 т.1).
02.12.2008 решением Челябинской городской Думы №38/8 «О внесении изменений в решение Челябинской городской Думы от 27.09.2005 №6/17 «Об утверждении перечня объектов муниципальной собственности, предлагаемых для передачи в государственную собственность Российской Федерации» в перечень объектов муниципальной собственности, предлагаемых для передачи в государственную собственность Российской Федерации включены, в том числе, следующие объекты: - здание Отделения по Ленинскому району УФК по Челябинской области - пр. Ленина, 11, - здание Отделения по Советскому району УФК по Челябинской области - пр. Ленина, 31, - здание отделения по Курчатовскому району УФК по Челябинской области - ул. 40 лет Победы 18/б (л.д. 85-86 т.2).
Таким образом, из перечня объектов муниципальной собственности, предлагаемых для передачи в государственную собственность Российской Федерации фактически исключен объект: здание Отделения по Калининскому району УФК по Челябинской области - ул. Краснознаменная, 32.
21.01.2009 ТУ ФАУГИ по Челябинской области обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Челябинской городской Думе о признании недействительным ненормативного правового акта - решения Челябинской городской Думы от 02.12.2008 № 38/8 «О внесении изменений в решение Челябинской городской Думы от 27.09.2005 № 6/17 «Об утверждении перечня объектов муниципальной собственности, предлагаемых для передачи в государственную собственность Российской Федерации» в части исключения из перечня объектов здания, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул.Краснознаменная, д.32, занимаемого Отделением по Калининскому району г. Челябинска Управления Федерального казначейства по Челябинской области. Решением суда от 27.03.2009 №А76-827/2009-63-39 в удовлетворении требований отказано (л.д. 61-67 т.3). Постановлениями Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2009, Федерального арбитражного суда Уральского округа от указанное решение оставлено без изменения (л.д. 68-75 т.3).
16.01.2009 ТУ ФАУГИ утвержден акт приема-передачи имущества, составляющего казну муниципального образования «Челябинский городской округ», передаваемого в федеральную собственность, составленный Комитетом и ТУ ФАУГИ. В соответствии с указанным актом, в федеральную собственность во исполнение распоряжения ТУ ФАУГИ от 25.11.2008 № 1500-р (л.д. 141-142 т.1) переданы нежилое помещение № 10, общей площадью 481,5 кв.м, расположенное по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 31, и нежилое помещение № 11, общей площадью 209,9 кв.м, расположенное по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 11 (л.д. 76 т.3).
19.03.2009 ТУ ФАУГИ утвержден акт приема-передачи имущества, составляющего казну муниципального образования «Челябинский городской округ», передаваемого в федеральную собственность, составленный Комитетом и ТУ ФАУГИ. В соответствии с указанным актом, в федеральную собственность во исполнение распоряжения ТУ ФАУГИ от 10.02.2009 № 166-р (л.д. 79 т.3) передано нежилое здание, общей площадью 328,6 кв.м, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. 40 лет Победы, 18-б.
Полагая, что Администрация и Комитет незаконно бездействуют, не передавая помещения в федеральную собственность, чем нарушают права и законные интересы, ТУ ФАУГИ обратилось в арбитражный суд с требованием о признании бездействия незаконным.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушением указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с пп.3 ч.8 статьи 85. Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях обеспечения реализации положений настоящего Федерального закона органы местного самоуправления до 1 января 2008 года обеспечивают безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации находящегося на день вступления в силу настоящей главы в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий, установленным с 1 января 2008 года настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами. Со дня вступления в силу решения о передаче указанного имущества в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации до возникновения права собственности на передаваемое имущество федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также находящиеся в их ведении государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, за которыми подлежит закреплению указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для исполнения полномочий по предметам ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Перераспределение имущества в соответствии с пунктом 3 части 1, пунктом 3 части 7, пунктом 3 части 8 настоящей статьи между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями производится в соответствии с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, установленным с 1 января 2006 года настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (ч.11 ст. 85 Закона).
Основания и порядок разграничения собственности между субъектами права публичной собственности регламентированы ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменении в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Закон №122-ФЗ).
Частью 11 указанной статьи установлено, что в федеральной собственности может находиться: имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти.
Установлено, что передача имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации осуществляется в следующем порядке.
Находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае:
если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Предложения о передаче имущества направляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления:
федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность;
уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации.
Передача в федеральную собственность из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности и в собственность субъекта Российской Федерации из муниципальной собственности имущества, не включенного в указанные предложения, не допускается.
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.
Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим принятие имущества, заказным письмом с описью вложения.
Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего принятие имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок.
Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.
В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.
Установлено, что к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с настоящей частью, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи.
В соответствии с п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно п. 2 ст.48 Устава города Челябинска права собственника в отношении муниципальной собственности от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с решением городской Думы.
В соответствии с Уставом города Челябинска и пунктом 15 Положения о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «город Челябинск», утвержденного решением Челябинской городской Думы от 27.12.2005 №9/16, субъектами управления, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью являются: 1) Челябинская городская Дума - представительный орган местного самоуправления; 2) Глава города - высшее должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования «город Челябинск»; 3) Администрация города - исполнительный и распорядительный орган местного самоуправления, в лице Комитета, и другие структурные подразделения Администрации города.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в определении от 07.12.2006 № 542-О, в соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление самостоятельно в решении вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (статья 130 часть 1); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (статья 132 часть 1); местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133).
Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации, как следует из Определения Конституционного суда РФ от 07.12.2006 №542-О, включает направление органом местного самоуправления соответствующего предложения, при этом передача имущества из муниципальной собственности в собственность Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, не указанного в предложении, не допускается, т.е. безвозмездная передача муниципальной собственности в федеральную либо собственность субъектов Российской Федерации предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Тем самым федеральный законодатель, обеспечивая во исполнение предписаний Конституции Российской Федерации баланс интересов названных публичных образований, исключил возможность принятия федеральным органом исполнительной власти или уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в одностороннем порядке, без достижения соответствующей договоренности, решения о безвозмездной передаче имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, применяются лишь в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 № 374 утвержден перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность, из собственности субъекта РФ в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта РФ
Пунктом 4 которого установлено, что предложения субъекта Российской Федерации и муниципального образования о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации и муниципальную собственность и передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность направляются в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченным органом местного самоуправления соответственно.
Установить, что в целях внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества при принятии решений Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом в указанных решениях должно быть определено, что право собственности на передаваемое имущество возникает с момента утверждения передаточного акта (п.5 Постановления).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом.
В силу п.1. Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 77 Федерального закона "Об акционерных обществах".
В соответствии с п. 4. Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
На территории Челябинской области указанные полномочия осуществляет Территориальное управление Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по Челябинской области исходя из Положения, утвержденного приказом ФАУФИ от 01.02.2005 № 37 (л.д.138-150 т.1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703 утверждено Положение о Федеральном казначействе.
В силу п.1. указанного Положения Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета и находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации (п.2).
Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями (п.4 Положения).
Из материалов дела следует, и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что все помещения, законность бездействия по передаче в федеральную собственность которых, является предметом настоящего разбирательства, занимают отделения Управления Федерального казначейства по Челябинской области, т.е. органы федеральной исполнительной власти.
В отношении имущества: здание Отделения по Ленинскому району УФК по Челябинской области - пр. Ленина, 11, - здание Отделения по Советскому району УФК по Челябинской области - пр. Ленина, 31, - здание отделения по Курчатовскому району УФК по Челябинской области - ул. 40 лет Победы 18/б, имеется решение органа местного самоуправления о передаче его в федеральную собственность - решение Челябинской городской Думы от 27.09.2005 №6/17 (в редакции решения Челябинской городской Думы 02.12.2008 №38/8) (л.д. 12-14 т.1).
Материалы дела свидетельствуют о том, что Федеральное казначейство, его подразделения неоднократно обращались к органам местного самоуправления с требованием о принятии мер по реализации указанных положений решения Думы (л.д. 15-17, 18 т.1).
Действия по передаче имущества были совершены лишь после обращения заявителя в суд.
На момент принятия решения по настоящему делу указанное имущество уже передано в федеральную собственность по соответствующим актам приема-передачи (л.д. 76, 79 т.3), что не оспаривается лицами, участвующими в деле. В распоряжениях установлено, что они являются основанием для возникновения права собственности на передаваемое имущество, а право собственности РФ возникает с момента утверждения акта приема-передачи (л.д. 77, 80 т.3). Таким образом, на момент принятия решения бездействие органов местного самоуправления, по передаче вышеназванного имущества отсутствует. Нарушение же сроков передачи имущества не является предметом настоящего судебного разбирательства.
В связи с чем, оснований для удовлетворения требований заявителя в указанной части не имеется.
Исходя из анализа норм ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ при решении вопроса о признании незаконным бездействия Администрации города Челябинска и КУИиЗО г. Челябинска по передаче объектов из муниципальной собственности в федеральную, необходимо установить наличие объекта (здания Отделения по Калининскому району УФК по Челябинской области - ул. Краснознаменная, 32) в перечне предлагаемых для передачи в государственную собственность Российской Федерации, объектов муниципальной собственности.
Решением Челябинской городской Думы от 02.12.2008 № 38/8 указанный объект фактически был исключен из перечня (л.д. 85-86 т.2).
Принятое Челябинской городской Думой решение от 02.12.2008 № 38/8 «О внесении изменений в решение Челябинской городской Думы от 27.09.2005 № 6/17 «Об утверждении перечня объектов муниципальной собственности, предлагаемых для передачи в государственную собственность Российской Федерации» в части исключения из перечня объектов здания, расположенного по адресу: г.Челябинск, ул.Краснознаменная, д.32, - занимаемого Отделением по Калининскому району г.Челябинска Управления Федерального казначейства по Челябинской области свидетельствует об отсутствии волеизъявления муниципального образования на передачу спорных объектов в собственность иных субъектов права публичной собственности. Решение не изменяет правового статуса спорного имущества, не регламентирует правоотношений по его владению и использованию. Спор о праве между субъектами права публичной собственности в отношении спорного имущества отсутствует.
В силу конституционных положений о правовом статусе органов местного самоуправления, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу о порядке передачи муниципальной собственности в федеральную, либо в собственность субъекта Российской Федерации, а также с учетом положений действующего законодательства о разграничении государственной собственности, суд не усматривает несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону и иным нормативным актам.
Законность издания указанного решения Челябинской городской Думы проверена в раках дела Арбитражного суда Челябинской области №А76-827/2009-63-39, оснований для признания его недействительным в указанной части судами не установлено (л.д. 61-75 т.3).
В соответствии с ч.1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Поскольку здание, расположенное по адресу: ул. Краснознаменная, 32, не включено в перечень имущества, подлежащего передаче из муниципальной собственности в федеральную, следовательно, отсутствует волеизъявление органа местного самоуправления на передачу указанного имущества, у суда отсутствуют основания полагать, что имеется бездействие со стороны органов местного самоуправления в части передачи указанного здания.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что совокупность условий для признания оспариваемого бездействия незаконным отсутствует, в связи с чем, требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Заявитель на момент вынесения решения по делу освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации. При таких обстоятельствах, государственная пошлина с ответчика не взыскивается.
Именем РФ, руководствуясь ст.ст. 167-170,176, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской областио признании незаконным бездействия Администрации города Челябинска и Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска по передаче объектов из муниципальной собственности в федеральную, занимаемых отделениями Управления федерального казначейства по Челябинской области, находящихся в г. Челябинске по адресам: - здание Отделения по Ленинскому району УФК по Челябинской области - пр. Ленина, 11; - здание Отделения по Советскому району УФК по Челябинской области - пр. Ленина, 31; - долю в праве общей долевой собственности на 79/220 здания Отделения по Калининскому району УФК по Челябинской области - ул. Краснознаменная, 32; - здание отделения по Курчатовскому району УФК по Челябинской области - ул. 40 лет Победы 18/б; о возложении обязанности на Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска и Администрацию г. Челябинска передать по передаточному акту из муниципальной собственности в федеральную, объекты, занимаемые отделениями УФК по Челябинской области, находящихся в г.Челябинске по адресам: - здание Отделения по Ленинскому району УФК по Челябинской области - пр. Ленина, 11, - здание Отделения по Советскому району УФК по Челябинской области - пр. Ленина, 31, - долю в праве общей долевой собственности на 79/220 здания Отделения по Калининскому району УФК по Челябинской области - ул. Краснознаменная, 32, - здание отделения по Курчатовскому району УФК по Челябинской области - ул. 40 лет Победы 18/б, отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru/
Судья Л.В. Забутырина