АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск
23 августа 2018 года Дело № А76-23722/2018
Резолютивная часть решения объявлена 23 августа 2018 года.
Решение в полном объеме изготовлено 23 августа 2018 года.
Судья Арбитражного суда Челябинской области В.В. Худякова, при ведении протокола судебного заседания секретарём с/з Земляновой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в лице Управления Федеральной почтовой связи Челябинской области – филиала ФГУП «Почта России», г. Челябинск
к Федеральной таможенной службе Уральское таможенное управление Челябинская таможня, г. Челябинск,
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
в судебном заседании приняли участие:
Представитель заявителя: ФИО1 (личность установлена по паспорту, копия доверенности в материалах дела)
Представитель ответчика: ФИО2 (личность установлена по служебному удостоверению, копия доверенности в материалах дела)
ФИО3 (личность установлена по служебному удостоверению, копия доверенности в материалах дела).
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» в лице Управления Федеральной почтовой связи Челябинской области – филиала ФГУП «Почта России» (далее – заявитель, ФГУП «Почта России» ) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Федеральной таможенной службе Уральское таможенное управление Челябинская таможня (далее – ответчик, административный орган, Челябинская таможня) о признании незаконным и отмене постановления №10504000-194/2018 от 05.07.2018 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 300 000 руб.
Не оспаривая факта совершения административного правонарушения, заявитель просит уменьшить размер штрафа.
Представителем административного органа требования отклонены, ссылаясь на совершение заявителем вменяемого ему административного правонарушения в связи, с чем он привлечен к административной ответственности, что порядок административного производства соблюден, оснований для уменьшения административного штрафа не усматривает, поскольку заявитель повторно привлечен к административной ответственности.
Заслушав представителей заявителя, ответчика, а также исследовав все материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в отделение почтовой связи № 454036 (далее - ОПС № 454036) Челябинского почтамта УФПС Челябинской области — филиала ФГУП «Почта России», находящееся по адресу: <...>, 28.01.2017 поступило международное почтовое отравление (далее — МПО) № CS053713122CZ с таможенным уведомлением № 10221030/170117/0000331 от 17.01.2017.
01.02.2017 ОПС № 454036 Челябинского почтамта УФПС Челябинской области — филиала ФГУП «Почта России» гражданину Российской Федерации С…..было выдано извещение на получении МПО № CS053713122CZ, поступившего из Чешской республики, весом 20,04 кг.
Челябинским таможенным постом Челябинской таможни в адрес Челябинского почтамта УФПС Челябинской области 17.07.2017 направлен запрос № 02-27/00278 о предоставлении информации о фактах выдачи МПО
№ CS053713122CZ.
Из представленного ответа ОСП Челябинский почтамт УФПС Челябинской области -филиала ФГУП «Почта России» (исх. от 18.08.2017 № 3.2.27.2.1/940) следует, что МПО от № CS053713122CZ вручено в ОПРС «Челябинск-454036» без разрешения таможенного органа.
Судом установлен факт выдачи сотрудником филиала ФГУП «Почта России» без разрешения таможенного органа МПО № CS053713122CZ получателю товара гражданину Российской Федерации С…...
В соответствии с пунктом 5 статьи 444 Таможенного кодекса Евразийского таможенного союза (далее - ТК ЕАЭС), вступившим в силу с 01.01.2018 установлено, что до вступления в силу решения Комиссии, определяющего единые ставки таможенных пошлин, налогов в зависимости от категорий товаров для личного пользования, стоимостных, весовых и (или) количественных норм и способов ввоза товаров для личного пользования на таможенную территорию Союза, применяется Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18.06.2010.В силу статьи 215 ТК ТС международное почтовое отправление перемещалось по процедуре таможенного транзита.
Усматривая в деянии заявителя состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, таможенным органом в отношении ФГУП "Почта России", в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя, при надлежащем извещении юридического лица о месте и времени совершения процессуального действия, составлен протокол об административном правонарушении N 10504000-194/2018 от 16.02.2018
На основании протокола об административном правонарушении 05.07.2018 вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10504000-194/2018, предусмотренном частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, о назначении ФГУП "Почта России" административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере 300 000 руб. .
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в суд.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
В силу частей 1, 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ установлена ответственность юридических лиц за выдачу (передачу) без разрешения таможенного органа товаров, находящихся под таможенным контролем, в виде административного штрафа от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметом административного правонарушения, или без таковой.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с порядком выдачи товаров, находящихся под таможенным контролем.
Объективную сторону вмененного предприятию правонарушения согласно диспозиции части 1 статьи 16.9 КоАП РФ образует выдача (передача) без разрешения таможенного органа товаров, находящихся под таможенным контролем.
В соответствии со статьей 317 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров в международных почтовых отправлениях осуществляются в соответствии с главой 44 Таможенного кодекса Таможенного союза и международными договорами между государствами - членами Таможенного союза.
Таможенные операции в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, совершаются в местах международного почтового обмена либо в иных местах, определенных таможенным органом. Места международного почтового обмена, являющиеся объектами почтовой связи, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере почтовой связи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 312 ТК ТС международные почтовые отправления не могут быть выданы операторами почтовой связи их получателям либо отправлены за пределы таможенной территории без разрешения таможенного органа.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 96 ТК ТС при ввозе на таможенную территорию таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы до помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Порядок и особенности таможенного оформления товаров, пересылаемых в международном почтовом отправлении, закреплены в Правилах таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях, утвержденных приказом ГТК России от 03.12.2003 N 1381 и Правилах оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минсвязи России от 31.07.2014 N 234.
Согласно пункту 3 Правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях, пересылка МПО через таможенную границу РФ осуществляется с использованием почтовых документов, среди которых предусмотрена таможенная декларация CN 23, форма которой установлена Исполнительным регламентом Всемирной почтовой конвенции.
Согласно пункту 36 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минсвязи от 31.07.2014 N 234 выдача оператором почтовой связи международных почтовых отправлений адресатам (их уполномоченным представителям) производится с соблюдением требований таможенного законодательства Российской Федерации.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что МПО
№ CS053713122CZ, с таможенным уведомлением № 10221030/170117/0000331 от 17.01.2017 выдано 01.02.2017 оператором ОПС N 454036 Челябинского почтамта УФПС Челябинской области - филиала ФГУП "Почта России" без разрешения таможенного органа. Это обстоятельство не оспаривается и заявителем.
В этой связи судом сделан вывод о наличии в действиях ФГУП "Почта России" события административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ.
При установленных по делу обстоятельствах ФГУП "Почта России" имело возможность для соблюдения таможенных правил, однако, не предприняло все зависящие меры по их соблюдению.
Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Несоблюдение сотрудниками предприятия соответствующих правил о выдаче МПО свидетельствует, о недостаточности принятых мер, и, следовательно, о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Принимая на работу работника, орган почтовой связи несет ответственность за соблюдение им, в частности "Правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации" в международных почтовых отправлениях и "Правил оказания услуг почтовой связи".
При этом, нарушение оператором отделения почтовой связи названных Правил свидетельствует о недостаточности принятых органом почтовой связи мер по соблюдению таможенного законодательства.
Существенных нарушений установленного законом порядка привлечения к административной ответственности, влекущих признание незаконным и отмену постановления по делу об административном правонарушении, административным органом не допущено.
Привлечение заявителя к ответственности осуществлено административным органом в пределах установленного законом срока давности.
Обстоятельств, исключающих возможность привлечения к ответственности, не установлено.
Санкцией части 1 статьи 16.9 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.
Малозначительность правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ) имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Безразличное отношение заявителя к принятой на себя публично-правовой обязанности свидетельствует о существенной угрозе охраняемым законодательством РФ интересам.
Обстоятельств, позволяющих признать данное правонарушение малозначительным, судом не установлено. Характер совершенного правонарушения, степень общественной опасности и угрозы охраняемым государством интересам в сфере таможенного дела, не позволяют сделать вывод о малозначительности совершенного организацией административного правонарушения.
О наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в данном случае свидетельствуют ненадлежащая организация заявителем публично значимой деятельности в области таможенного дела, пренебрежение элементарными мерами предосторожности.
В соответствии с целями административного наказания, закрепленными статьей 3.1 КоАП РФ, устанавливаемые КоАП РФ размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
По общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
Так, в частности статья 4.1 КоАП РФ дополнена частями 3.2 и 3.3 следующего содержания: "при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей".
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса".
Рассмотрев материалы дела, суд пришел к выводу о том, что заявитель представил доказательства наличия исключительных обстоятельств, свидетельствующих о тяжелом имущественном и финансовым положении.
Обществом в обоснование своего тяжелого финансового состояния была представлен отчет о финансовых результатах за январь-март 2018 года, из которого следует, что совокупный финансовый результат составляет минут 3 331290руб, что подтверждает факт нахождения предприятия в тяжелом финансовом положении.
Тем более, что довод административного органа о повторности совершения административного правонарушения не нашел своего подтверждения в судебном заседании. Не были представлены постановления или судебные акты о привлечении к административной ответственности с отметками о вступлении в законную силу.
Выписка из реестра административных правонарушениях таким доказательством не является
Руководствуясь ст.ст. 167, 176, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Уменьшить Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Челябинской области – филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» административный штраф назначенный постановлением №10504000-194/2018 от 05.07.2018 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях до суммы 150 000 рублей.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Челябинской области.
Судья В.В. Худякова