ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-23837/2021 от 28.02.2022 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

28 февраля 2022 года Дело № А76-23837/2021

Резолютивная часть решения объявлена 28 февраля 2022 года.

Решение в полном объеме изготовлено 28 февраля 2022 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Худякова В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бескровной И.А., рассмотрев в судебном заседании в помещении Арбитражного суда Челябинской области по адресу: г. Челябинск,
ул. Воровского, д. 2, кабинет №424, дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «УРАЛЭНЕРГО», г. Челябинск,

к: 1) Управлению благоустройства города Челябинска, г. Челябинск,

2) Административной комиссии, осуществляющей деятельность на территории города Челябинска,

о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении,

в судебном заседании приняли участие:

Представитель Управления благоустройства города Челябинска: ФИО1 (личность установлена по паспорту, копия доверенности в материалах дела).

Представитель Административной комиссии: ФИО1 (личность установлена по паспорту, копия доверенности в материалах дела).

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «УРАЛЭНЕРГО» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению развития и благоустройства городской среды города Челябинска, (далее – ответчик) о признании незаконным и отмене постановления №05-04-21-33/38 от 29 июня 2021 года о рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренной частью 1 статьи 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 №584-ЗО "Об административных правонарушениях в Челябинской области", в виде наложения административного штрафа в размере 60 000 руб.

Определением от 15 июля 2021 года заявление принято к производству арбитражного суда в порядке упрощенного судопроизводства без вызова сторон в соответствии с положениями статей 227, 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Определением от 15 сентября 2021 года суд перешёл к рассмотрению заявления по общим правилам административного судопроизводства.

Кроме того, определением от 15 сентября 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Администрация города Челябинска.

Определением от 01 февраля 2022 года к участию в деле в качестве ответчика привлечена Административная комиссия, осуществляющая деятельность на территории города Челябинска.

Заявитель ссылается на отсутствие состава административного правонарушения. Ссылается так же на то, что, административным органом допущены нарушения процедуры привлечения к административной ответственности. Обществом считает совершенное правонарушение малозначительным, а размер административного штрафа завышенным.

Административным органом заявленные требования отклонены, ссылаясь на совершение обществом вменяемого ему административного правонарушения в связи, с чем оно привлечено к административной ответственности.

Лица, участвующие в деле, о начавшемся судебном процессе извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.

Как следует из материалов дела, 29 апреля 2021 в 09 час. 40 мин. административным органом установлено, что ООО «УРАЛЭНЕРГО» при осуществлении земляных работ, связанных со строительством кабельной линии на территории, прилегающей к дому № 27 по улице ФИО3 в Центральном районе города Челябинска, допустило после завершения производства земляных работ ненадлежащее содержание таких конструктивных элементов - благоустройства, как тротуар асфальтобетонный и автопарковка асфальтированная, которые необходимо поддерживать до полного восстановления благоустройства.

11 июня 2021 года должностным лицом Управления благоустройства города Челябинска составлен протокол №04-05-2021/1062 об административном правонарушении в отношении ООО «УРАЛЭНЕРГО».

Постановлением №05-04-21-33/38 от 29 июня 2021 ООО «УРАЛЭНЕРГО» признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 №584-30 «Об административных правонарушениях Челябинской области» и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.

Не согласившись с оспариваемым постановлением, ООО «УРАЛЭНЕРГО» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Рассмотрев заявленные требования, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Заявленное требование рассматривается в порядке параграфа 2 главы 25 АПК РФ (статьи 207-211).

Согласно части 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как следует из материалов дела, административным органом проведены контрольные мероприятия, в ходе которых выявлено, что обществом допущено ненадлежащее содержание таких конструктивных элементов - благоустройства, как тротуар асфальтобетонный и автопарковка асфальтированная, которые необходимо поддерживать до полного восстановления благоустройства.

Ненадлежащее содержание тротуара и автопарковки выразилось в образовании просадок в связи с отсутствием планировки беспросадочным покрытием малосжимаемыми грунтами с отсыпкой выравнивающего слоя из мелкого скального грунта или песка на площади 6 кв.м. и 5 кв,м. соответственно.

Земляные работы по данному адресу осуществлялись в соответствии с выданным ордером № 1549-2020/154ц от 21.05.2020.

Ордером предусмотрено производство земляных работ начать с 26.05.2020, а завершить земляные работы до 24.02.2021.

Поддерживать беспросадочное покрытие на месте разрушенного благоустройства надлежит до полного восстановления благоустройства, предусмотренного соответствующие ордером до 15.06.2021.

По состоянию на 29.04.2021 разрушенное благоустройство юридическим лицом ООО «Уралэнерго» не содержится должным образом.

В соответствии со ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся административное, административно-процессуальное законодательство.

В соответствии со ст. 1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится:

-установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

-определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации

-создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации;

- определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

С целью реализации указанных правовых норм в Челябинской области приняты:

Закон Челябинской области от 27.10.2018 № 583-30 «Об административных комиссиях и о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по созданию административных комиссий и определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

Закон Челябинской области от 27.10.2018 № 584-30 «Об административных правонарушениях в Челябинской области».

Во исполнение указанных законов распоряжением Администрации города Челябинска от 24.08.2016 № 9456 установлен перечень должностных лиц Управления благоустройства города Челябинска, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Распоряжением Администрации города Челябинска от 06.03.2015 № 2155 утвержден состав Административной комиссии.

Указанные нормативные правовые акты образуют региональную систему законодательства об административных правонарушениях регулируемую нормами КоАП РФ.

Предметом правового регулирования градостроительного законодательства является градостроительная деятельность. В соответствии с п. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий.

В соответствии с п. 36 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий;

В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам ведения внутригородского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

В ст. 2 указанного закона дано понятие правил благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.

В соответствии со ст. 45.1 указанного закона Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы:

1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями;

2) уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период;

3) осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования и другие.

Решением Челябинской городской Думы от 22.12.2015 № 16/32 утверждены Правила благоустройства территории города Челябинска (далее - Правила), устанавливающие единые и обязательные к исполнению требования в сфере благоустройства, к обеспечению доступности городской среды, определяют порядок уборки и содержания городских территории и объектов благоустройства, перечень работ по благоустройству, их периодичность, порядок участия юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей являющихся собственниками, пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий (помещений в них), строений и сооружении, объектов благоустройства, в содержании и благоустройстве прилегающих территории, порядок производства земляных работ и работ, влекущих нарушение благоустройства и (или) природного ландшафта регулируют порядок планирования и координации сроков проведения указанных работ, устанавливают требования к выдаче, продлению и закрытию ордеров на производство указанных работ в пределах городской черты Челябинска.

Согласно пункту 58 Правил физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели должны соблюдать чистоту, поддерживать порядок и принимать меры для сохранения объектов благоустройства на всей территории города, в том числе и на территориях жилых домов индивидуальной застройки.

На основании подпунктов 1, 2 пункта 79 Правил, работы по содержанию объектов благоустройства включают ежедневный осмотр всех элементов благоустройства (ограждений, зеленых насаждений, бордюров, пешеходных дорожек, малых архитектурных форм, устройств наружного освещения и подсветки и т.д.), расположенных на соответствующей территории, для своевременного выявления неисправностей и иных несоответствий требованиям нормативных актов, исправление повреждений отдельных элементов благоустройства.

В соответствии с подпунктами 1, 3 пункта 311 Правил, при производстве работ в зимний период и невозможности восстановления нарушенного благоустройства и зеленых насаждений благоустройство восстанавливается в зимнем (временном) варианте на усовершенствованном покрытии обратная засыпка выполняется малосжимаемыми грунтами (щебнем, гравийно-галечниковыми и песчано-гравийными грунтами, песками крупными и средней крупности) с отсыпкой выравнивающего слоя из мелкого скального грунта или песка; на неусовершенствованном покрытии допускается слой насыпи, если он не препятствует использованию территории по назначению; беспросадочное покрытие (не допускающее возникновения просадок) поддерживается до полного восстановления благоустройства.

В соответствии подпунктом 1 пункта 14 Устава муниципального казенного учреждения «Административно-техническая инспекция города Челябинска» (далее - МКУ АТИ) основным видом деятельности МКУ АТИ является ежедневный мониторинг состояния территории города Челябинска и объектов благоустройства, выявление и актирование нарушений по содержанию территории города и объектов благоустройства,

Исходя из уставных задач ведущим специалистом производственного отдела МКУ АТИ проведен осмотр территории общего пользования на улице ФИО3, 27 в Центральном районе города Челябинска.

В ходе осмотра актом № 11ц от 29.04.2021, фототаблицей от 29.04,2021, схемой проведения земляных работ, установлено и зафиксировано ненадлежащее содержание таких конструктивных элементов благоустройства, которые необходимо поддерживать до полного восстановления благоустройства, как: тротуар 6 кв.м, автопарковка 5 кв.м.

За нарушение правил благоустройства муниципальных образований, утвержденных муниципальными нормативными правовыми актами ст. 3 Закона Челябинской области от 27 05 2010 № 584-30 установлено административное наказание.

Повреждение элементов благоустройства, не восстановления нарушенного благоустройства, образует в действиях граждан, должностных и юридических лиц состав правонарушения, установленного частью 1 статьи 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 №584-30.

Рассмотрение дела об административном правонарушении находится в компетенции административной комиссии в соответствии со ст. 32 Закона Челябинской области от 27 05 2010 № 584-30.

Уведомлением от 01.06,2021 № 04-08-2021/2066 ООО «Уралэнерго» извещено о времени и месте совершения отдельных процессуальных действий, а также о необходимости прибыть для дачи объяснений и решения вопроса о составлении протокола об административном правонарушении 11.06.2021 в 10:00 в Управление благоустройства города Челябинска. Уведомление направлено посредством заказного почтового отправления, что подтверждает реестр отправлений от 01.06.202S, пункт 56, РПО № 80080561997946. Согласно отчету об отслеживании отправление получено 10.06.2021 в 16:07.

11.06.2021 для совершения отдельных процессуальных явился законный представитель юридического лица «Уралэнерго» по доверенности ФИО2 Предоставил объяснения, согласно которым ООО «Уралэнерго» ведет земляные работы по адресу ФИО3, 27 согласно ордеру № 1549-2020/154ц. Благоустройство по данному ордеру должно быть восстановлено до 15.06.2021. В настоящий момент проведены работы по продлению срока действия ордера. В течение срока действия ордера благоустройство поддерживается должным образом. Мониторинг проводится систематически и ежедневно.

Протокол об административном правонарушении составлен правомочным лицом в соответствии с распоряжением Администрации города Челябинска от 24.08.2016 № 9456.

Рассмотрение материалов дела об административном правонарушении назначено на 29.06.2021 в 15 час 00 мин., юридическое лицо ООО «Уралэнерго» надлежащим образом уведомлено о рассмотрении материалов дела об административном правонарушении, что подтверждается подписью представителя юридического лица в протоколе и расписке. 29.06,2021 на заседание административной комиссии явился представитель ООО «Уралэнерго» ФИО4 по доверенности.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи, суд полагает, что в действиях ООО «УРАЛЭНЕРГО» доказан состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3 Закона № 584-ЗО.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.

Оспариваемое постановление принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Суд пришел к выводу о доказанности в действиях ООО «УРАЛЭНЕРГО» состава вмененного административного правонарушения.

Суд, рассмотрев вопрос о применении ст. 2.9 КоАП РФ в отношении предпринимателя, полагает, что в данном случае невозможно применение положений указанной нормы.

Документального подтверждения наличия исключительности рассматриваемого административного правонарушения либо объективных причин, которые не позволили обществу выполнить требования действующего законодательства суду не представлены.

Вместе с тем, суд считает возможным снизить размер административного штрафа, назначенного ООО «УРАЛЭНЕРГО».до суммы 50 000рублей, что составляет минимальный размер , предусмотренного штрафа. При этом принято во внимание, что заявитель привлечен к ответственности за впервые совершенное правонарушение (доказательств повторности административным органом не представлено), отсутствие негативных последствий

Руководствуясь статьями 207, 210, 211 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Уменьшить размер административного штрафа до суммы 50000 рублей, назначенного постановлением №05-04-21-33/38 от 29 июня 2021 года о привлечении общества с ограниченной ответственностью «УРАЛЭНЕРГО» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 №584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области».

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд, принявший решение.

Судья В.В. Худякова