ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-24113/07 от 28.01.2008 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

454000, г. Челябинск, ул. Воровского, д. 2

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

«04» февраля 2008 года  г.Челябинск Дело № А76-24113/2007-20-111

Резолютивная часть решения оглашена 28.01.2008.

Полный текст решения изготовлен 04.02.2008.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Краснихиной Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению уполномоченного органа – ФНС России в лице Межрайонной ИФНС России № 9 по Челябинской области

о признании несостоятельным (банкротом) отсутствующего должника – сельскохозяйственного производственного кооператива «Курмановский», 456723, Челябинская область, Кунашакский район, д. Новое Курманово, ул. Ленина, ИНН 7433006870

при участии в судебном заседании:

представителя Заявителя – Баженова И.Г. специалист первого разряда, паспорт 75 03 693655, доверенность 74 АА 637755 от 07.12.2007;

от должника – Харисова Н. А. – председатель, протокол от 09.09.2005

УСТАНОВИЛ:

Уполномоченный орган – ФНС России в лице Межрайонной ИФНС России № 9 по Челябинской области (далее – ФНС России, уполномоченный орган, Заявитель) направил в Арбитражный суд Челябинской области заявление от 15.10.2007, поступившее 17 октября 2007 года (вход № А76-24113/2007), с требованиями: о возбуждении производства по делу, о признании должника – сельскохозяйственного производственного кооператива «Курмановский»   (далее – СПК «Курмановский», Должник) банкротом как отсутствующего должника, об открытии конкурсного производства сроком на два месяца; об утверждении конкурсного управляющего из числа членов некоммерческого партнерства «Уральская саморегулируемая организация арбитражных управляющих» (адрес: 620075, г. Екатеринбург, ул. Горького, 31); об утверждении вознаграждения конкурсному управляющему в размере 10 000 руб. единовременно за счет средств федерального бюджета, выделенных Межрайонной ИФНС России № 9 по Челябинской области

Заявил ходатайство об открытии конкурсного производства сроком на полтора месяца.

В обоснование заявленных требований указано, что у СПК «Курмановский», имеются признаки отсутствующего должника: общество по юридическому адресу не находится, фактическое местонахождение должника и органов его управления установить не представляется возможным; последний бухгалтерский баланс представлен по состоянию на 01.07.2002; по сведениям ФНС России у должника имеются один открытый расчетный счет: в Столичном банке сбережения, банк находится в стадии ликвидации с 25.11.2005.; процедура исключения из реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, предусмотренная пунктами 2 и 3 статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129 – ФЗ, в отношении должника не применялась, так как по данным бухгалтерского баланса, представленного по состоянию на 01.07.2002, у него числятся активы в размере 10 299 тыс.рублей; по состоянию на 08.10.2007 задолженность СПК «Курмановский» по обязательным платежам составила 4 873 986 руб. (в том числе: основной долг – 1 197 492 руб., пени – 3 523 010 руб., штрафные санкции 153 483 руб.), размер задолженности превышает сумму расходов, выделенную на финансирование процедуры банкротства должника – 15 000,00руб.

Должник в судебном заседании представил отзыв, пояснил, что с заявлением о признании СПУ «Курмановский» банкротом как отсутствующего должника не согласен, предприятие является действующим, отчетность в инспекцию не представлялась в связи с тем, что между учредителями были длительные корпоративные споры, в настоящее время действующий председатель СПК «Курмановский» занимается возвратом имущества, незаконно переданного бывшим председателем, восстанавливается бухгалтерский учет, так как бывшим председателем не была передана действующему председателю вся бухгалтерская документация.

В соответствии с п. 4 ст. 228 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон) дело о банкротстве отсутствующего должника рассматривается судьей единолично.

Уполномоченный орган поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении; представил доказательства в обоснование сумм, подлежащих, по мнению заявителя, включению в реестр требований кредиторов должника.

Должник в судебном заседании пояснил, что с заявленными требованиями не согласен, представил отзыв. Считает, что СПК «Курмановский» является действующим: руководитель проживал и продолжает проживать по адресу: Челябинская область, п. Новое Курманова ул. свободы, д. 31,о чем свидетельствует акт обследования адреса регистрации руководителя предприятия от 16.11.2007, представленный заявителем. Согласно акту обследования территории, помещения от 28.03.2007, составленного представителем инспекции, СПК «Курмановский» располагается по адресу, указанному в уставе: Челябинская область, Кунашакский район, п. Новое Курманово, ул. Ленина, имущества достаточно для погашения возникшей задолженности перед бюджетом. Поскольку все основные средства были незаконно изъяты у СПК «Курмановский», в настоящее время ведется работа по его возврату, бухгалтерская отчетность в настоящее время восстанавливается.

Заслушав пояснения заявителя, исследовав материалы дела, суд считает требования уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст.ст. 7, 11 и 227 Закона правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладает уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является Федеральная налоговая служба Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 29.05.2004 № 257).

Согласно п. 2 ст. 4 Закона для определения наличия признаков банкротства должника учитывается размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

Правила о банкротстве отсутствующего должника являются специальными по отношению к общим правилам Закона о банкротстве, касающимся возбуждения производства по делу о несостоятельности, в частности в отношении заявления конкурсного кредитора или уполномоченного органа. При принятии заявления конкурсного кредитора или уполномоченного органа о банкротстве отсутствующего должника правила пунктов 2 и 3 статьи 6, пункта 2 статьи 7, пункта 2 статьи 41 Закона не применяются (п. 64 постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 № 29).

В соответствии со ст. 227 Закона в случае, если руководитель должника – юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность отсутствует или установить место его нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.

Кроме того, уполномоченный орган может подать в арбитражный суд заявление о признании юридического лица банкротом, как отсутствующего должника, если имущество должника – юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника (ст. 230 Закона).

В силу статьи 230 Закона при наличии признаков, указанных в данной статье, по заявлению уполномоченного органа может быть принято решение о признании отсутствующего должника банкротом и в отсутствие у такого должника задолженности по обязательным платежам (п. 67 постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 № 29).

Уполномоченным органом подано заявление о несостоятельности (банкротстве) СПК «Курмановский», как отсутствующего должника, однако признаки отсутствующего должника, предусмотренные ст.ст. 227, 230 Закона, отсутствуют.

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц на 31.10.2007 председателем СПК «Курмановский» является Харисова Н.А. Согласно данной выписку адрес юридического лица: Челябинская область, Кунашакский район, п. Новое Курманово, ул. Ленина, инспекция по известному ей адресу место нахождение юридического лица обследовала, согласно акту от 28.03.2007 СПК «Курмановский» находится по вышеуказанному адресу. Руководитель должника фактически проживает по адресу, указанному в выписки из ЮГРЮЛ, о чем подтверждает акт обследования адреса руководителя от 16.11.2007, составленный представителем инспекции. Действительно деятельность СПК «Курмановский» была приостановлена из-за длительных судебных споров между учредителями, в подтверждение чего представлено решение Кунашакского районного суда от 13.06.2006. В настоящее время ведется работа по межеванию земельных участков, по восстановлению бухгалтерского учета, возврату основных средств, незаконно переданных бывшим председателем СПК «Курмановский». Данный факт подтверждается следующими документами: договор на оказание услуг по межеванию земель от 16.07.2007 № 78, протокол собрания участников от 13.11.2007, протокол заседания правления СПК «Курмановский» от 29.03.2007 о выплате задолженности по заработной плате и подготовки к посевной, протокол собрания членов СПК «Курмановский» от 14.11.2006, постановление от 21.11.2007 ГСУ при ГУВД по Челябинской области об отмене постановления о прекращении уголовного дела о возбуждении предварительного следствия в отношении бывшего председателя СПК «Курмановский» Ярулина Х.В., который в период с 2001 по 2006 г.г. вопреки порядку, установленному уставом СПК «Курмановский» произвел отчуждение основных средств, чем причинил существенный вред СПК.

Кроме того, в нарушение ст. 47 НК РФ инспекцией не представлены документы о взыскании задолженности за счет иного имущества должника, переданных на исполнение судебным приставам-исполнителям.

В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 67 в качестве доказательств, обосновывающих вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам, могут рассматриваться ответы компетентных органов, осуществляющих учёт транспортных средств, регистрацию прав на недвижимое имущество по месту нахождения должника, на соответствующие запросы; иные документы, полученные в ходе проведения налоговым органом или службой судебных приставов-исполнителей действий по поиску имущества должника, на которое может быть обращено взыскание.

В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» при установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.

Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 48 НК РФ, пункт 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»), а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счет имущества должника (подпункт 3 пункта 1 и подпункт 3 пункта 2 статьи 14, пункт 3 статьи 15 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Указанные сроки подлежат применению судом независимо от того, заявлялись ли соответствующие возражения со стороны должника.

Таким образом, при рассмотрении обоснованности требований уполномоченного органа и решении вопроса о включении в реестр кредиторов должника требования, включающего в себя недоимку по налогам, пени и штрафы, установлению подлежат факт наличия у должника задолженности по налогам, пеням и штрафам и соблюдение налоговым органом порядка и сроков ее взыскания, определенных Налоговым кодексом Российской Федерации, а также соблюдение уполномоченным органом установленных Налоговым кодексом Российской Федерации сроков обращения в суд.

Уполномоченным органом представлены копии требований об уплате налога: № 10159 по состоянию на 25.10.2005, установлен срок уплаты 04.11.2005; № 11227 по состоянию на 08.12.2005, установлен срок уплаты 18.12.2005; № 15672 по состоянию на 02.03.2006, установлен срок уплаты 12.03.2006; № 15672 по состоянию на 02.03.2006, установлен срок уплаты 12.03.2006, № 16401 по состоянию на 13.04.2006 установлен срок уплаты 23.04.2006, № 16599 по состоянию на 14.04.2006 установлен срок уплаты до 24.04.2006, № 18345 по состоянию на 26.07.2006 установлен срок уплаты до 10.08.2006, № 19502 по состоянию на 29.08.2006 установлен срок уплаты до 13.09.2006, № 20814 по состоянию на 06.10.2006 установлен срок уплаты до 23.10.2006, № 22009 по состоянию на 07.11.2006 установлен срок уплаты до 22.11.2006, № 22623 по состоянию на 24.11.2006 установлен срок уплаты до 11.12.2006, № 231 по состоянию на 28.01.2005 установлен срок уплаты 07.02.2005, № 802 по состоянию на 04.03.2005 установлен срок уплаты 14.03.2005, № 1068 по состоянию на 04.04.2005 установлен срок уплаты 24.04.2005, № 2165 по состоянию на 20.04.2005 установлен срок уплаты 30.04.2005, № 2370 по состоянию на 04.05.2005 установлен срок уплаты до 14.05.3005, № 3190 по состоянию на 27.06.2005 установлен срок уплаты до 07.07.2005, № 3703 по состоянию на 25.07.2005 установлен срок уплаты до 04.08.2005, № 3932 по состоянию на 28.07.2005 установлен срок уплаты до 07.08.2005, № 77 по состоянию на 21.04.2004 установлен срок уплаты до 01.05.2004, № 99 по состоянию на 27.04.2004 установлен срок уплаты до 07.05.2004, № 131 по состоянию на 11.05.2004 установлен срок уплаты до 21.05.2004, № 320 по состоянию на 27.09.2004 установлен срок уплаты до 07.10.2004, № 367 по состоянию на 20.10.2004 установлен срок уплаты до 30.10.2004.

По смыслу статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность налогоплательщика (плательщика) по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии установленных настоящим Кодексом оснований и возлагается на него с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение обязанности по уплате налога является в соответствии с пунктом 4 названной статьи основанием для применения мер принудительного исполнения этой обязанности, которые предваряются направлением налоговым органом требования об уплате налога (сбора) в порядке и сроки, установленные ст.ст. 69,70.

В силу пунктов 1, 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках, причем решение о взыскании должно быть принято налоговым органом не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах должника или отсутствии информации о его счетах налоговый орган вправе в соответствии с пунктом 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации обратить взыскание налога за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 названного Кодекса.

Поскольку статья 47 Налогового кодекса Российской Федерации не устанавливает какого-либо другого срока, отличного от срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46, для принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента, 60-дневный срок, предусмотренный в статье 46, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке (правовая позиция ВАС РФ, изложенная в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.01.2006 № 10353/05).

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщик(налогового агента - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве",

Как следует из материалов дела уполномоченный орган не выполнил обязанность по направлению постановлений о взыскании налогов (сборов) за счет иного имущества налогоплательщика судебному приставу исполнителю для исполнения.

Уполномоченный орган как государственный орган при обращении в арбитражный суд с заявлением освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1 пункта 1 ст. 333.37 НК РФ.

Руководствуясь статьями 3, 33, 48, 45, 52, 59, 75, 124 и 228 Федерального закона от 26.02.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» статьями 102, 167, 168, 223 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления уполномоченного органа - ФНС России в лице Межрайонной ИФНС России № 9 по. Челябинской области о признании несостоятельным (банкротом) отсутствующего должника – Сельскохозяйственный производственный кооператив «Курмановский»,456723, п. Новое Курманово, ул. Ленина, Кунашакского района, Челябинской области, ИНН 7433006870  , отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья Н.В. Краснихина

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела в первой инстанции можно получить на Интернет – сайте Арбитражного суда Челябинской области http://www.chelarbitr.ru

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.