Арбитражный суд Челябинской области
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
19 марта 2012г. Дело № А76-24377/2011
Резолютивная часть решения объявлена 13 марта 2012г.
Решение в полном объеме изготовлено 19 марта 2012г.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Скобелкин А.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Белозеровой Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), г. Озерск, Челябинская область,
к индивидуальному предпринимателю ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), г. Озерск, Челябинская область,
о запрете использования коммерческого обозначения,
при участии в заседании:
от истца – ФИО3, представителя по доверенности № 0779133 от 15.11.2011, личность установлена удостоверением адвоката № 1149; ФИО4, представителя по доверенности № 0397475 от 27.07.2011, личность удостоверена паспортом,
индивидуальный предприниматель ФИО1, г.Озерск (далее – ИП ФИО1, истец) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО2, г.Озерск (далее – ИП ФИО2, ответчик) с требованиями запретить ответчику использовать коммерческое обозначение «Российский трикотаж», принадлежащее истцу путем указания на вывесках, штендерах, в объявлениях, в рекламе, полиграфической продукции.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на ст.ст. 132, 138, 1225, 1252, 1538, 1539 Гражданского кодекса Российской Федерации и на то, что в нарушение исключительных прав истца ответчик незаконно использует коммерческое обозначение «Российский трикотаж», сходные до степени смешения с коммерческим обозначением истца.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования в полном объеме, настаивает на их удовлетворении.
Заявил ходатайство об уточнении исковых требований и просит суд запретить ответчику использовать коммерческое обозначение «Российский трикотаж», принадлежащее истцу путем указания на вывесках, штендерах, в объявлениях, в рекламе, полиграфической продукции; а также взыскать с ответчика убытки, понесенные для восстановления нарушенного права в размере 17 447 руб.
Согласно ч.1 ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Заявленное требование о взыскании убытков, понесенных для восстановления нарушенного права в размере 17 447 руб., не отвечает положениям ст.49 АПК РФ. Истцом фактически заявлено дополнительное требование, предъявление которого осуществляется по общим правилам предъявления иска, установленных ст.125,126 АПК РФ.
В связи с изложенным, ходатайство истца, в части взыскания убытков, понесенных для восстановления нарушенного права в размере 17 447 руб. судом отклонено.
Между тем, суд считает, что данные расходы относятся к судебным, поскольку понесены в результате рассмотрения дела в суде.
Ответчик в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Решение принято в отсутствие представителей ответчика, в порядке ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей истца, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 с 25.11.1997 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляет деятельность по продаже изделий российский трикотажных фабрик и с этого же момента использует коммерческое обозначение «Российский трикотаж» на территории города Озерска Челябинской области.
Словосочетание «Российский трикотаж» используется на вывесках, стендах, рекламе, сайте, объявлениях, визитных карточках.
ФИО2 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 13.06.1995.
Истец, полагая, что ответчик, использует в своей деятельности словосочетание «Российский трикотаж», которое сходно до степени смешения с коммерческим обозначением ИП ФИО1 без оформления договорных отношений с правообладателем, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
В силу п.1 ст.1225 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческие обозначения являются средством индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которому предоставляется правовая охрана.
В соответствии с п.1 ст.1538 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно ст. 1539 Гражданского кодекса Российской Федерации правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.
Не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.
Сходство до степени смешения должно быть явным, то есть для обнаружения данного сходства не требуется каких-либо специальных познаний.
При сопоставлении коммерческих обозначений с точки зрения их графического и визуального сходства должно быть учтено основное правило, согласно которому вывод делается на основе восприятия не отдельных элементов, а коммерческих обозначений в целом (общего впечатления). Для признания сходства коммерческих обозначений достаточно уже самой опасности, а не реального смешения товарных знаков в глазах потребителей.
При установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю. Для установления однородности товаров принимается во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки.
В силу ст.10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, запрещаются все действия, способные вызвать смешение в отношении предприятия.
Судом установлено, что ответчик осуществляет торговлю товарами, аналогичными товарами истца.
Согласно представленному фотоматериалу, ответчиком осуществляется торговая деятельность в отделе магазина «Турист», расположенном в <...> названием «Российский трикотаж» (л.д.17,18).
Также словосочетание «Российский трикотаж» ответчик использует на вывесках, в рекламе в газете «Озерская панорама» (л.д.21-30), карточках постоянного клиента (л.д.34).
В указанном отделе ответчиком осуществляется деятельность по продаже трикотажных изделий. Для индивидуализации своей предпринимательской деятельности ответчиком используется обозначение, сходное до степени смешения с обозначением, правообладателем которого является истец.
В словесном элементе обозначения «Российский трикотаж» использовано обозначение сходное до степени смешения с коммерческим обозначением «Российский трикотаж», правообладателем которого является истец.
Коммерческое обозначение «Российский трикотаж», сходное до степени смешения с коммерческим обозначением «Российский трикотаж» правообладателем которого является истец, использовано ответчиком при реализации трикотажных изделий.
Указанный вид деятельности является однородным с видом деятельности истца, а именно: реализация трикотажных изделий.
В письме от 20.10.2011 направленном в адрес ответчика, истец уведомил ответчика о недопустимости использования коммерческого обозначения «Российский трикотаж» на визитках, в рекламе, в торговом отделе и в прочих общественных местах (л.д.15,16). Ответчик на претензионное письмо не отреагировал.
Согласно п.1 ст.1252 Гражданского кодекса Российской Федерации защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления требования:
1) о признании права - к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;
2) о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, - к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним;
3) о возмещении убытков - к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб;
4) об изъятии материального носителя в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи - к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;
5) о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя - к нарушителю исключительного права.
В соответствии с п.6 ст.1252 Гражданского кодекса Российской Федерации если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. Обладатель такого исключительного права может в порядке, установленном настоящим Кодексом, требовать признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) либо полного или частичного запрета на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения.
Для целей настоящего пункта под частичным запретом на использование понимается:
в отношении фирменного наименования - запрет на его использование в определенных видах деятельности;
в отношении коммерческого обозначения - запрет на его использование в пределах определенной территории и (или) в определенных видах деятельности.
Согласно ст.1539 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, нарушившее правила пункта 2 настоящей статьи, обязано по требованию правообладателя прекратить использование коммерческого обозначения и возместить правообладателю причиненные убытки.
С учётом изложенного исковые требования подлежат удовлетворению.
Истец понес судебные расходы связанные с проездом для оформления соглашения с адвокатом, оформления доверенности на представителя – стоимость авиабилетов 13 452 руб. 57 коп., стоимость проживания в гостинице в г.Москва 3 135 руб., стоимость проезда от аэропортов до городов назначения 890 руб. Также оплата перевода в размере 590 руб., оформление доверенности 800 руб., оплата государственной пошлины при получении выписки из ЕГРИП 210 руб.
В соответствии со ст.101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В силу ст.106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерациик судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 171, 176, 181 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Озерск, удовлетворить.
Запретить индивидуальному предпринимателю ФИО2, г. Озерск использовать коммерческое обозначение «Российский трикотаж», принадлежащее индивидуальному предпринимателю ФИО1, г. Озерск путем указания на вывесках, штендерах, в объявлениях, в рекламе, полиграфической продукции.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО2, г. Озерск в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Озерск судебные издержки в размере 19 047 руб. 05 коп.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО2, г. Озерск в доход федерального бюджета 4 000 руб. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Челябинской области.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Судья подпись А.П. Скобелкин
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной и кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда httр://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа httр://www.fasuo.arbitr.ru.