АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2
тел.(351)265-78-24, факс (351)266-72-10
E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chel.arbitr.ru
Именем Российской федерации
РЕШЕНИЕ
г. ЧелябинскДело № А76-24451/2010
08 февраля 2011 года.
Резолютивная часть решения объявлена 01 февраля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 08 февраля 2011 года.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Т.Н. Васильева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.И. Ищенко, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Ленинского района г. Челябинска,
к обществу с ограниченной ответственностью «Комфорт - Сервис», г. Челябинск,
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: ФИО1, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе, служебное удостоверение ТО № 070919 от 25.02.2009,
от ответчика: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Челябинска (далее именуемый – административный орган) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Комфорт - Сервис», г. Челябинск (далее именуемое – ООО «Комфорт - Сервис», лицо, привлекаемое к административной ответственности, общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Представитель административного органа в судебном заседании поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, просил привлечь ООО «Комфорт - Сервис» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (л.д. 3-10).
ООО «Комфорт - Сервис» надлежащим образом уведомленное о дате и времени судебного заседания, что подтверждается материалами дела, в судебное заседание не явилось, представителя в суд не направило. Отзыв с нормативным и документальным обоснованием возражений в материалы дела не представило.
В силу статьи 156, части 3 статьи 205 АПК РФ неявка лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
Исследовав и изучив письменные материалы дела, заслушав доводы представителя административного органа, арбитражный суд считает требования подлежащими удовлетворению последующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО «Комфорт - Сервис» зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска 24.02.2009 за основным государственным регистрационным номером <***> (л.д. 68-72).
26.11.2010 прокуратурой Ленинского района г. Челябинска совместно ОГПН г. Челябинска, ОМ-1 УВД по г. Челябинску проведена проверка соблюдения ООО «Комфорт – Сервис» Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в нежилом помещении, которое находиться в пользовании у общества на праве субаренды, на основании договора безвозмездной субаренды нежилого помещения от 01.11.2010, расположенном на первом этаже по адресу: <...> (л.д. 43-47).
В ходе проверки была осуществлена проверочная закупка календаря карманного с торговой маркой ООО «Копилэнд» Б 100 АЛ, стоимостью 100 руб., с последующей стимуляцией денежных средств, что отражено в акте проверочной закупки от 26.11.2010 (л.д. 34).
В ходе осмотра нежилого помещения, в правом дальнем углу была обнаружена барная стойка, за которой находится рабочее место администратора. В данную стойку вмонтирован сейф, на котором находиться печатная продукция с торговой маркой ООО «Копилэнд».
На момент проведения осмотра в помещении обнаружены 20 единиц электронного оборудования, из них 19 были подключены к сети электропитания и находились в рабочем состоянии, на корпусе электронного оборудования имеются таблички с надписью «Лотерейное оборудование» модель «LОТ – 1000м», с указанием серийного номера. На момент проведения осмотра электронным оборудованием пользовались четыре посетителя (л.д. 27).
По результатам осмотра нежилого помещения административным органом в присутствии двух понятых и администратора (оператора)ООО «Комфорт – Сервис» ФИО2 был составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территории и находящихся там вещей и документов,с использованием видеосъемки и фотосъемки. В ходе осмотра у администратора (оператора) ООО «Комфорт – Сервис» ФИО2 отобраны объяснения (л.д. 27, 38).
Согласно протоколу изъятия от 26.11.2010 у администратора ФИО2 изъято: лотерейное оборудование, серийные номера: 030357-74 в количестве 1 шт., 030359-74 в количестве 1 шт., 030358-74 в количестве 1 шт., 030360-74 в количестве 1 шт., 030361-74 в количестве 1 шт., 030345-74 в количестве 1 шт., 030344-74 в количестве 1 шт., 030354-74 в количестве 1 шт., 030353-74 в количестве 1 шт., 030352-74 в количестве 1 шт., 030351-74 в количестве 1 шт., 030350-74 в количестве 1 шт. (не работает), 030345-74 в количестве 1 шт., 030348-74 в количестве 1 шт., 030358-74 в количестве 1 шт., 030356-74 в количестве 1 шт., 030365-74 в количестве 1 шт., 030364-74 в количестве 1 шт., 030363-74 в количестве 1 шт., 030362-74 в количестве 1 шт., а также печатная продукция с торговой маркой ООО «Копилэнд» Б 100 АЛ, 1 шт., стоимостью 100 руб. на сумму 100 руб., Б 500 АЛ, 1 шт., стоимостью 500 руб. на сумму 500 руб. Всего 2 наименования, 22 штуки, на общую сумму 600 руб. Изъятое лотерейное оборудование оставлено на ответственное хранение оператору ООО «Комфорт – Сервис» ФИО2 (л.д. 37).
02.12.2010 директору ООО «Комфорт – Сервис» Дегтяревой Т.В. посредством телеграфной связи направлено извещение о явке в прокуратуру Ленинского района г. Челябинска 06.12.2010 в 10 час. 00 мин. для участия в возбуждении административного дела в отношение общества по частьи 2 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д. 11-14).
06.12.2010 рассмотрев материалы проверки в присутствии законного представителя общества директора Дегтяревой Т.В. прокурор Ленинского района г. Челябинска, установив в действиях ООО «Комфорт – Сервис» наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, по факту выявленного правонарушения вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, где действия общества квалифицированы как осуществление предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр без специального разрешения (лицензии) (л.д. 18-24).
Копия названного постановления получена законным представителем общества 06.12.2010, о чем свидетельствует подпись указанного лица, учиненная на данном документе (л.д. 24).
На основании ст.ст. 25.11, 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
В обоснование заявления административный орган указывает, что общество осуществляет предпринимательскую деятельность по организации и проведению азартных игр под видом проведения стимулирующей тиражной лотереи с использованием специального игрового оборудования без специального разрешения (лицензии) на данный лицензируемый вид деятельности, тогда как, такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 14.1 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно ст. 3 Федерального закона N 244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах.
Под разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне понимается документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений. При этом азартной игрой является основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры. Деятельность по организации и проведению азартных игр это деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры (ст. 4 Федерального закона N 244-ФЗ).
Статьей 13 Федерального закона N 244-ФЗ установлено, что разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне предоставляет организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне при соблюдении требований и ограничений, установленных решением о создании соответствующей игорной зоны.
Деятельность игорных заведений, не имеющих разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года, за исключением букмекерских контор и тотализаторов (ст. 16 Федерального закона N 244-ФЗ).
Вне игорных зон действующим законодательством допускается осуществление деятельности юридическими лицами по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. Такая деятельность в соответствии с п.п. 104 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию. Порядок лицензирования определен Положением о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2007 года N 451.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Таким образом, осуществление предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр без специального разрешения и вне игорных зон образует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, общество, в нежилом помещении, расположенном на первом этаже, по адресу: <...>, осуществляло деятельность по проведению лотерей с использованием 20 единиц электронного оборудования.
По мнению административного органа, указанное оборудование используется обществом для организации и проведения азартных игр под прикрытием проведения стимулирующей тиражной лотереи без названия, проводимой организатором лотереи ООО «Копилэнд», с целью реализации печатной продукции – карманных календарей на 2010 и иной полиграфической продукции фактически осуществляется организация и проведение азартных игр.
К данному выводу административный орган пришел в результате непосредственного осмотра места правонарушения и опроса администратора (оператора) ООО «Комфорт – Сервис», ФИО2
Из материалов дела следует, что ООО «Копилэнд» является организатором всероссийской стимулирующей лотереи без наименования (с присвоением лотереи государственного регистрационного № Н200С/ 001876ФНС), поручивший по договору от 08.11.2010 № 106/74 «агенту» - ООО «Комфорт-Сервис» проведение стимулирующей лотереи от своего имени, с использованием оборудования организатора на срок с 26.05.2010 по 25.05.2011 в целях стимулирования продажи товара (непериодические листовые издания организатора (карманный календарь, открытка, настенный календарь) в соответствии с условиями договора от имени организатора и по его поручению, используя оборудование Организатора (п. 2.5. договора).
Из условий названного договора следует, что местом реализации «агентом» товара - полиграфической продукции торговой марки ООО «Копилэнд» (календари, открытки) является территория магазина полиграфической продукции, расположенного по адресу: <...> (л.д. 67, 50-53).
Пунктом 4.4.1 данного договора предусмотрено, что агент обязуется проводить лотерею согласно условиям лотереи и Правилам проведения Лотереи.
Из приложения № 1 к договору № 106/74 от 08.11.2010 следует, что, организатор - ООО «Копилэнд» передал агенту - ООО «Комфорт-Сервис» полиграфическую продукцию торговой марки ООО «Копилэнд» (календари, открытки, альбомы, брошюры) (л.д. 54).
На основании акта приема – передачи лотерейного оборудования от 08.11.2010 (приложение № 2 к договору № 106/74 от 08.11.2010) в соответствии с вышепоименованным договором, агент - ООО «Комфорт-Сервис» принял от организатора ООО «Копилэнд» лотерейное оборудование в количестве 25 единиц. Из условий пункта 2 названного акта приема – передачи усматривается, что адресом, по которому реализуется товар и проводится стимулирующая лотерея, является <...> (л.д. 55).
Лотерея, проводимая ООО «Комфорт-Сервис» зарегистрирована в государственном реестре всероссийских лотерей, что подтверждается выпиской из реестра (л.д. 67).
Условиями проведения стимулирующей лотереи, утвержденными ООО «Копиленд» от 30.04.2010 (далее по тексту – «Условия»), указан способ проведения стимулирующей лотереи: «тиражная» (л.д. 57, п. 2.1 «Условий»).
Разделом 6 «Условий» установлен порядок проведения розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи, алгоритм определения выигрышей, предусмотрено, что для участия в лотерее, участнику необходимо приобрести товар с нанесенным на него уникальным номером, с дальнейшим направлением организатору, через представителя, заявки для участия в тираже. Каждая заявка соответствует одному купленному товару (п. 6.1.1, 6.1.2).
При приобретении представитель организатора сообщает участнику дату и место проведения очередного тиража стимулирующей лотереи и сроки регистрации заявки для участия в тираже (п. 6.2.2).
Призовой фонд формирует за счет средств организатора и разыгрывается отдельными тиражами по графику, установленному организатором, в виде розыгрыша Призовых фондов отдельных тиражей, в форме денежных выигрышей (п. 6.3.1, 6.3.2).
Розыгрыш Призового фонда для всех тиражей проводится организатором с использованием лотерейного оборудования, оснащенного лотерейной программой (п. 6.3.6).
Для проведения розыгрыша Призового фонда тиража, организатором на каждый тираж создается тиражная комиссия, которая непосредственно проводит розыгрыш, фиксирует результаты тиража путем составления протокола и опубликования официальной таблицы результатов проведения тиража (п. 6.3.7).
Условиями стимулирующей лотереи установлено, что время и место о получении выигрышей победителями каждого тиража объявляются организатором при проведении розыгрыша тиража, а также публикуются организатором в течение 10 дней со дня проведения такого тиража на сайте организатора - www.kopyland.ru. (л.д. 60, п. 7.1.)
Для получения выигрыша победителю необходимо предъявить представителю организатора товар с нанесенным на него уникальным номером. После проверки товара и сверки уникального номера с данными официальной таблицы представитель организатора выплачивает победителю выигрыш (л.д. 60 п.п. 7.3., 7.4.).
В соответствии с Описанием способа информирования участников стимулирующей лотереи о сроках ее проведения и условиях, являющимся приложением № 2 к Уведомлению о проведении стимулирующей лотереи от 30.04.2010 № 6, способами информирования являются: размещение информации на товаре, на стикере, наклеенном на товаре, или на анонсирующей листовке, выдаваемой при приобретении товара; в сети Интернет, в том числе на сайте www.kopviand.ru; размещение информации на сайте организатора - www.kopyland.ru; сообщение представителями организатора о датах и месте проведения тиражей и сроках регистрации заявок на эти тиражи при приобретении товара в местах реализации товара (л.д. 61).
Правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, в том числе виды лотереи, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, устанавливает Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее – Федеральный закон «О лотереях»).
Согласно ч. 2, 3, 6 ст. 3 Федерального закона "О лотереях" лотерея в зависимости от способа ее проведения подразделяется на тиражную, бестиражную и комбинированную.
Тиражная лотерея - лотерея, в которой розыгрыш призового фонда лотереи между всеми участниками лотереи проводится единовременно после распространения лотерейных билетов. Проведение такой лотереи может включать в себя отдельные тиражи, представляющие собой распространение партии лотерейных билетов, проведение розыгрыша призового фонда лотереи и выплату, передачу или предоставление выигрышей.
Бестиражная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть до распространения среди участников лотереи. При проведении бестиражной лотереи участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет.
Комбинированная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются как непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета, так и после проведения розыгрыша призового фонда лотереи.
Лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на: 1) лотерею, право на участие, в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи; 2) лотерею, право на участие, в которой не связано с внесением платы, и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).
Лотерея в зависимости от технологии ее проведения подразделяется на лотерею, проводимую: 1) в режиме реального времени, если договор об участии в лотерее заключается сторонами путем обмена документами посредством электронной или иной связи с использованием лотерейного оборудования, которое объединено сетью электросвязи, позволяет достоверно установить, что документ исходит от стороны договора, и с помощью которого проводятся розыгрыш призового фонда лотереи в режиме реального времени, фиксация и передача информации о результатах такого розыгрыша. Указанное оборудование должно обеспечивать защиту такой информации от утраты, хищения, искажения, подделки, а также от несанкционированных действий по ее уничтожению, модификации, копированию и иных подобных действий и несанкционированного доступа к сети электросвязи; 2) в обычном режиме, при котором сбор, передача, обработка игровой информации, формирование и розыгрыш призового фонда лотереи осуществляются поэтапно.
Согласно пунктам 1 и 8 статьи 2 Федерального закона о лотереях, лотерея - это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи, договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
Проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
В силу ст. 16 Закона № 138-ФЗ между организатором и участником стимулирующей лотереи заключается договор, который является безвозмездным. Предложение об участии в стимулирующей лотерее должно сопровождаться изложением условий лотереи. Такое предложение может быть или нанесено на упаковку конкретного товара, или размещено иным способом, позволяющим без специальных знаний установить связь конкретного товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи.
Таким образом, проведение лотереи оператором согласно данному Федеральному закону заключается в заключение договоров с участниками лотереи, выплатой и передачей им выигрышей.
При этом тиражная лотерея - лотерея, в которой розыгрыш призового фонда лотереи между всеми участниками лотереи проводится единовременно после распространения лотерейных билетов.
Проведение такой лотереи может включать в себя отдельные тиражи, представляющие собой распространение партии лотерейных билетов, проведение розыгрыша призового фонда лотереи и выплату, передачу или предоставление выигрышей.
Призовой фонд стимулирующей лотереи формируется за счет средств организатора лотереи.
Из протокола осмотра следует, что в нежилом помещении, расположенном по адресу: <...>, находящемся в пользовании у ООО «Комфорт – Сервис» размещено 20 единиц электронного оборудования, под названием «LOT – 1000м» из них 19 на момент проверки находились в рабочем состоянии и были подключены к сети электропитания.
Из объяснений администратора (оператора) ООО «Комфорт – Сервис», ФИО2, данных в ходе проведения проверки 26.11.2010, следует, что в ее обязанности входит распространение книгопечатной продукции ООО «Копилэнд». Посетитель нежилого помещения, расположенного по адресу: <...>, имеет возможность приобрести у нее календарь по цене 100 рублей, либо открытку по цене 500 рублей. После приобретения денежные средства она вносит в сейф и предлагает посетителю простимулировать внесенную им денежную сумму (увеличить ее размер либо уменьшить) посредством игры на стимулирующем лотерейном оборудовании, установленном в указанном нежилом помещении. Стимулирование производится следующим образом: посредством поворота ключа на оборудовании администратор (оператор) зачисляет на оборудование количество баллов, кратное размеру денежных средств, внесенных посетителем за покупку указанной книгопечатной продукции из расчета 1 балл - 1 рубль. После этого посетитель начинает игру на указанном оборудовании. В процессе игры количество баллов увеличивается или уменьшается. В любой момент посетитель может остановить игру и попросить администратора (оператора) выдать денежные средства в размере, указанном на экране игрового оборудования. Денежные средства по результатам игры администратор (оператор) выдает из того же сейфа, либо из кассы, куда изначально посетителями вносятся денежные средства за покупку книгопечатной продукции. Реестр, проданной книгопечатной продукции администратором (оператором) не ведется, также как и реестр, принятых и выданных денежных средств.
Указанные обстоятельства подтверждаются также иными представленными в материалы дела доказательствами: протоколом осмотра от 26.11.2010, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 06.12.2010.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации, посетитель данного заведения, внеся денежные средства, фактически заключал с «агентом» ООО «Комфорт-Сервис» соглашение о возможности выигрыша, основанное на риске утраты уплаченной денежной суммы, а цель посетителя – получение выигрыша от участия в азартной игре с использованием игрового оборудования – игрового автомата. Размер выигрыша определяется не на стадии создания лотереи, а электронным устройством, находящимся внутри игрового оборудования. Победитель фактически определяется в режиме реального времени – игры, а не при проведении отдельного тиража, дата и место проведения которого должна по «Условию проведения стимулирующей лотереи» сообщаться участнику представителем организатора при покупке товара (календаря). Согласно «Условия» формирование и розыгрыш призового фонда должен осуществляться организатором поэтапно «тиражами» с использование лотерейного оборудования, оснащенного лотерейной программой.
Согласно вышеуказанным объяснениям администратора (оператора) ООО «Комфорт – Сервис» ФИО2, и установленных в ходе проведения проверки, административным органом обстоятельств судом установлено, что в нежилом помещении, расположенном на первом этаже, по адресу: <...>, установлен следующий порядок участия в лотерее: в зависимости от суммы, которую участник лотереи передает администратору (оператору), последний передает ему календарь с торговой маркой ООО «Копилэнд».
Стоимость, указанная на календаре, переданная организатору фактически является скрытой формой игровой ставки и служит условием участия в азартной игре.
Исходя из стоимости приобретенного товара и суммы, указанной в ней, организатор игры с помощью специального ключа вносит игровую ставку в оборудование (по эквиваленту 1 ставка = 1 рубль). В случае проигрыша игра заканчивается, и возобновить ее возможно лишь после внесения посетителем дополнительных денежных средств.
Таким образом, принцип работы «лотерейного» оборудования аналогичен принципу работы игрового автомата с денежным выигрышем. Основным блоком управления является игровая плата аналогичная по строению, принципу воспроизведения игровых программ игровой плате игрового автомата с денежным выигрышем, содержит скрытые алгоритмы и программы.
Единственным отличием является то, что деньги игроком в купюропримник не опускаются. Сначала игроком покупается определенный товар, затем сумма, на которую игроком приобретен товар, выставляется на игровом автомате оператором клуба с помощью специального ключа.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что данный розыгрыш не отвечает признакам тиражной лотереи, поскольку не проводится единовременно между всеми участниками лотереи после распространения лотерейных билетов, а определяется устройством, находящимся внутри корпуса оборудования, без участия организатора, что присуще игровому оборудованию (ст. 4 Закона РФ от 29.12.2006 г. № 244-ФЗ).
Розыгрыш приобретаемого товара не носит характер и стимулирующей лотереи, поскольку приобретение обусловленного товара является лишь условием для участия в лотерее и не нацелено на стимулирование продаж товара, как это предусмотрено при заключении договоров купли-продажи нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», что подтверждается также наличием запрета на его возврат.
Участник игры заинтересован в выигрыше призовых очков на данном оборудовании, так как он в дальнейшем обеспечивает ему получение денежного выигрыша на руки. Соответственно, заведомо, участник игры заинтересован в приобретении за денежные средства полиграфической продукции, чтобы в дальнейшем в результате игры увеличить количество призовых очков и как следствие получить на руки денежный выигрыш.
Суд считает, что условия проведения тиражной стимулирующей лотереи розыгрыша призового фонда является ничем иным, как прикрытием осуществления незаконной деятельности по организации и проведении азартных игр с использованием игровых автоматов в не разрешенных четырех игорных зон на территории Российской Федерации, запрещенных Федеральным законом № 244-ФЗ.
Кроме того, собранные материалы проверки свидетельствуют о том, что товар, для стимулирования продаж которого проводится лотерея (печатная продукция) промо – стикеров с условиями стимулирующей лотереи не содержал (л.д. 36-37).
При этом сведения о проведении тиража лотереи, согласно условиям проведения тиражной лотереи, отсутствуют.
То есть фактически имело место осуществление игры азартного характера.
Статьей 18 Закона N 138-ФЗ установлено, что для розыгрыша призового фонда каждого тиража тиражной лотереи организатором лотереи создается тиражная комиссия.
Из указанного следует, что лотерея могла проводиться в режиме реального времени с использованием лотерейного оборудования. Однако согласно части 7 статьи 3 Закона № 138-ФЗ проведение лотереи в режиме реального времени с использованием лотерейного оборудования, указанного в части 6 настоящей статьи, осуществляется только федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Характер игры на лотерейном оборудовании свидетельствует о том, что посетители нежилого помещения, используемого ООО «Комфорт – Сервис», вносили плату с целью игры на электронном оборудовании, а не за приобретение печатной продукции с целью получения права на участие в будущем в лотерее (доказательства того, что лотерея состоится в определенный срок, отсутствуют).
При осуществлении лотереи выигрыш, который производится из фонда организатора, должен быть гарантировано получен определенным числом участников лотереи.
В данном же случае розыгрыша призового фонда между всеми участниками лотереи (тиража) не проводилось, а игра на лотерейном аппарате производилась с конкретным посетителем клуба за соответствующую плату.
Таким образом, действия общества содержат признаки проведения азартной игры, которой является основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры (ст. 4 - Закона РФ от 29.12.2006 г. № 244-ФЗ).
Целью деятельности ООО «Комфорт – Сервис» является извлечение прибыли от платежей посетителей за игру на лотерейном оборудовании, которое фактическим используется как игровое, за исключением того, что денежные средства посетителями вносились не в купюроприёмники электронных аппаратов, а передавалась администратору (оператору) клуба.
Понятие игрового автомата дается в пункте 18 статьи 4 Федерального закона N 244-ФЗ, согласно которому - это игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.
Вместе с тем, использование для игровой деятельности лотерейного оборудования, в данном случае, не влияет на квалификацию действий юридического лица, так как аппараты использовались для азартной игры.
Наличие на момент проверки договора на проведение стимулирующей лотереи не может автоматически подтверждать факт проведения указанным лицом стимулирующей лотереи.
На основании изложенного суд считает, что действия юридического лица по проведению азартных игр вне игорной зоны подлежит квалификации по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Обязанность доказывания вины возложена на административный орган.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о том, что вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения установлена и подтверждена соответствующими доказательствами. Общество должно было знать порядок проведения азартных игр, в том числе необходимость получения лицензии и возможность их проведения на специально отведенных территориях, в связи, с чем должно было воздержаться от противоправных действий, что не было исполнено. Материалы дела не содержат доказательств принятия обществом всех необходимых мер для соблюдения требований закона, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Порядок привлечения к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях, административным органом не нарушен.
Срок давности привлечения к административной ответственности, с учетом части 4 статьи 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
С учетом обстоятельств дела, степени вины лица, привлекаемого к административной ответственности, а также того, что правонарушение совершено впервые (административный орган не доказал обратного), суд считает возможным применить административное наказание в минимальном размере, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ (40 000 рублей).
При этом суд разъясняет, что в соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Перечислить сумму штрафа можно по нижеуказанным реквизитам.
Должностными лицами административного органа в ходе проведения проверки, на основании протокола изъятия от 26.11.2010 было изъято имущество: лотерейное оборудование, серийный номер: 030357-74 в количестве 1 шт., 030359-74 в количестве 1 шт., 030358-74 в количестве 1 шт., 030360-74 в количестве 1 шт., 030361-74 в количестве 1 шт., 030345-74 в количестве 1 шт., 030344-74 в количестве 1 шт., 030354-74 в количестве 1 шт., 030353-74 в количестве 1 шт., 030352-74 в количестве 1 шт., 030351-74 в количестве 1 шт., 030350-74 в количестве 1 шт. (не работает), 030345-74 в количестве 1 шт., 030348-74 в количестве 1 шт., 030358-74 в количестве 1 шт., 030356-74 в количестве 1 шт., 030365-74 в количестве 1 шт., 030364-74 в количестве 1 шт., 030363-74 в количестве 1 шт., 030362-74 в количестве 1 шт., а также печатная продукция с торговой маркой ООО «Копилэнд» Б 100 АЛ, 1 шт., стоимостью 100 руб. на сумму 100 руб., Б 500 АЛ, 1 шт., стоимостью 500 руб. на сумму 500 руб. Всего 2 наименования, 22 штуки, на общую сумму 600 руб. Изъятое лотерейное оборудование оставлено на ответственное хранение оператору ООО «Комфорт – Сервис» ФИО2
Между тем, применить конфискацию данного оборудования суду не представляется возможным, поскольку административным органом не представлены достоверные данные о принадлежности изъятого оборудования ООО «Комфорт – Сервис». Административным органом не осуществлялась проверка по регистрации и сертификации электронных устройств, не были запрошены документы на право владения электронным оборудованием. Также административным органом не доказано, что указанное оборудование может быть использоваться только в качестве игровых автоматов, в связи с чем, оснований для конфискации данного оборудования у владельца нет. При таких обстоятельствах, указанное оборудование подлежат возврату ООО «Комфорт – Сервис».
Руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 206 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требование прокурора Ленинского района г. Челябинска удовлетворить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Комфорт - Сервис», местонахождения: <...>, зарегистрированного в качестве юридического лица ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска 24.02.2009 за ОГРН <***>, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб., который подлежит перечислению на следующие реквизиты:
ИНН <***>, КПП 745301001
УФК по Челябинской области (прокуратору Челябинской области)
Банк получателя:
ГРКЦ ГУ Банка России по Челябинской области в г. Челябинск
Счет получателя: 40101810400000010801
БИК 047501001
КБК 41511690040040000140
ОКАТО 75401000000
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Челябинской области в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме)
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Судья Т.Н. Васильева
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru/.