ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-24628/2022 от 03.11.2022 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

ул. Воровского, д. 2, г. Челябинск, 454000,

www.chelarbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

03 ноября 2022 года                                                  Дело № А76-24628/2022

Резолютивная часть определения объявлена 03 ноября 2022 года.

Определение изготовлено в полном объеме 03 ноября 2022 года.

Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Свечникова А.П.,  при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шевченко Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ПНК-Урал» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области, при участии в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области, о признании недействительным решения № 889 от 16.03.2022 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,

при участии в судебном заседании представителей: от заявителя – ФИО1 (доверенность от 03.12.2021, диплом от 24.02.2006, паспорт РФ), ФИО2 (доверенность от 25.08.2022, паспорт РФ), от ответчика – ФИО3 (доверенность от 27.10.2021, диплом от 22.06.2001, служебное удостоверение), ФИО4 (доверенность от 02.11.2022, служебное удостоверение), ФИО5 (доверенность от 30.12.2021, диплом от 11.05.1999, служебное удостоверение), от третьего лица – ФИО5 (доверенность от 27.12.2021, диплом от 11.05.1999, служебное удостоверение),

У С Т А Н О В И Л :

Общество с ограниченной ответственностью «ПНК-Урал» (далее – заявитель, налогоплательщик, общество, ООО «ПНК-Урал») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области (далее – ответчик, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения № 889 от 16.03.2022 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

К участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее – третье лицо, управление).

В обоснование доводов заявления его податель сослался на то, что щебень не может признаваться полезным ископаемым, добываемым Обществом, а также продукцией добывающей промышленности, поскольку является продуктом дальнейшей переработки добываемого полезного ископаемого – камня строительного. Общество осуществляет добычу полезного ископаемого на Бердяушском месторождении строительного камня на основании полученной лицензии на право пользования недрами от 22.06.2016 серии ЧЕЛ 80493 с целевым назначением: геологическое изучение и добыча строительного камня (гранита). Для добычи строительного камня разрабатывается технологический проект разработки месторождения, который включает в себя весь комплекс технологических операций по добыче строительного камня. Согласно проектной документации «Расширение действующего производства по добыче строительного камня (гранита) открытым способом в юго-западной части Бердяушского месторождения в Саткинском муниципальном районе Челябинской области», а также Техническому проекту «Разработка Бердяушского месторождения строительного камня с доработкой Юго-Западной части открытым способом в Саткинском муниципальном районе Челябинской области» (далее - Технический проект) конечной продукцией из карьера является непереработанный строительный камень фракции 0-700 мм, который должен соответствовать требованиям к сырью для последующего получения из него товарного щебня в соответствии с ГОСТами 8267-93, 54748-2011, 31424-2010. Наличие раздела «Технологический комплекс на поверхности» в Техническом проекте обусловлено исключительно требованиями приказа Минприроды России от 25.06.2010 №218 к оформлению проектной документации. Таким образом, указанные документы устанавливают технологические решения по разработке карьера и добыче первого по своему качеству соответствующего стандарту организации добытому полезному ископаемому – бутовый камень, а содержащиеся в них сведения о доработке первичной продукции до состояния щебня на ДСК, находящегося за пределами карьера, носят информативный характер и не устанавливают сам технологический процесс производства щебня. Общероссийский классификатор 032-2002 действительно содержит в перечне указание о том, что щебень является продукцией обрабатывающей промышленности, при этом к полезным ископаемым ОК 032-2002 также относит камень и гранит. По Общероссийскому классификатору щебень является полезным ископаемым тогда, когда организация осуществляет дробление строительного камня в связи с операциями по его добыче в едином технологическом процессе, предусмотренном проектом разработки месторождения. То есть технический проект разработки месторождения предусматривает получение щебня в результате осуществления операций по первичной обработке, дроблению и измельчению строительного камня, которые в соответствии с ОКВЭД относятся к операциям по добыче строительного камня.

Инспекцией представлен отзыв, в котором его податель ссылается на то, что исходя из буквального толкования п. 1 ст. 337 НК РФ, полезным ископаемым для целей исчисления НДПИ может быть признано не только фактически добытое (извлеченное) из недр минеральное сырье (порода), но и продукция горнодобывающей промышленности, извлекаемая (получаемая) из этого минерального сырья (породы), в случае, если именно данная продукция первая по своему качеству соответствует какому-либо указанному в данном пункте стандарту, а стандарт качества на фактически добытое (извлеченное) из недр минеральное сырье (породу) отсутствует. При этом, технологические операции по получению такой продукции должны быть также включены в комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого, а также относиться к горнодобыче. Если техническим проектом разработки месторождения предусмотрены получение какой-либо продукции из минерального сырья и операции по первичной обработке извлеченного минерального сырья, и получаемая продукция в соответствии с классификатором продукции по видам экономической деятельности относится к горнодобывающей промышленности, то для целей налогообложения НДПИ добытым полезным ископаемым будет признаваться полученная из минерального сырья продукция, а не непосредственно извлекаемое минеральное сырье. При этом, оценка стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы осуществляется исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого. В данном случае, фактически добываемым (извлекаемым из недр) полезным ископаемым в рамках Бердяушского месторождения является строительный камень. Процессы дробления и измельчения строительного камня до щебня отнесены Общероссийским классификатором к видам добычных работ, равно как и щебень назван среди продуктов горнодобывающей промышленности. Видом добытого полезного ископаемого для целей исчисления НДПИ является именно щебень как конечный продукт разработки месторождения, соответствующий ГОСТ 8267-93.

В судебном заседании представители налогоплательщика поддержали доводы заявления по изложенным в нем основаниям, просили заявленные требования удовлетворить.  

Представители инспекции и управления в судебном заседании против доводов заявления возражали по мотивам изложенным в отзыве, просили в удовлетворении заявленных требований отказать.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле и исследовав материалы дела, арбитражный суд в ходе судебного разбирательства установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами участвующими в деле, инспекцией проведена выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2017 по 31.12.2019, по результатам которой составлен акт № 4 от 21.07.2020 и, с учетом письменных возражений налогоплательщика, вынесено решение № 889 от 16.03.2022 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которого налогоплательщик привлечен к ответственности:по п. 1 ст. 122 НК РФ (с учетом п. 1 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ) за неуплату НДПИ в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 159 395,75 руб., налогоплательщику начислены НДПИ в сумме 31 491 360 руб. и пени по НДПИ в размере 15 239 244,29 руб.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области № 16-07/002985@ от 23.05.2022, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, оспоренное решение инспекции изменено путем отмены в резолютивной части решения (применив смягчающие налоговую ответственность обстоятельства):

- подп. 3 п. 3.1 в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 79 697,88 руб.,

- подп. 3 п. 3.1 в части Итого: штраф в размере 79 697,88 руб.

Не согласившись с вынесенным решением инспекции, налогоплательщик обратился в арбитражный суд.

Исследовав представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для его вынесения, возлагается на орган, принявший этот ненормативный правовой акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).

Нормой п. 1 ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Надлежащее исполнение обязанности по уплате налога обеспечивается пенями, рассчитываемыми в соответствии со ст. 75 НК РФ.

В силу п. 1 ст. 122 НК РФ налоговым правонарушением является неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст.ст. 129.3 и 129.5 НК РФ.

Основанием для вынесения оспоренного решения послужил вывод инспекции о занижении налоговой базы по НДПИ по причине неправильного определения налогоплательщиком вида полезного ископаемого.

Арбитражный суд признает указанный вывод инспекции правомерным.

Так, согласно ст. 334 НК РФ налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налогоплательщиками признаются организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании ст. 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на основании лицензий и иных разрешительных документов.

Нормой подп. 1 п. 1 ст. 336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи, признаются, в том числе полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 337 НК РФ в целях исчисления НДПИ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено п. 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.

Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.

В частности, в п. 2 ст. 337 НК РФ видами добытого полезного ископаемого признается также неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (гипс, ангидрит, мел природный, доломит, флюс известняковый, известняк и известковый камень для изготовления извести и цемента, песок природный строительный, галька, гравий, песчано-гравийные смеси, камень строительный, облицовочные камни, мергели, глины, другие неметаллические ископаемые, используемые в строительной индустрии).

Нормой п. 3 ст. 337 НК РФ также предусмотрено, что полезным ископаемым также признается продукция, являющаяся результатом разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ (в частности, подземная газификация и выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений, скважинная гидродобыча), а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ (в частности добыча полезных ископаемых из пород вскрыши или хвостов обогащения, сбор нефти с нефтеразливов при помощи специальных установок).

В силу п. 1 ст. 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.

Согласно п. 2 ст. 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.

В соответствии с п. 7 ст. 339 НК РФ при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается  полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь).

Вместе с тем, при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.

Указанные нормы не могут быть истолкованы как означающие, что полезным ископаемым во всех случаях признается конечная продукция разработки месторождения, поскольку проектом разработки конкретного месторождения может быть предусмотрена необходимость осуществления в отношении полезного ископаемого операций, относящихся не только к добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, но и к его дальнейшей переработке (п. 3 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 18.12.2007 № 64).

Содержание понятия полезного ископаемого может определяться законодателем не идентично в зависимости от специфики правового регулирования отношений, связанных с использованием природных ресурсов, содержащихся в недрах.

В частности, в ст. 337 НК РФ термин «полезное ископаемое» используется для целей налогообложения в специальном значении - как полезное ископаемое, соответствующее определенному стандарту качества. Из данного регулирования во взаимосвязи с положениями ст. 339 НК РФ следует, что возникновение объекта обложения налогом на добычу полезных ископаемых связывается не с моментом добычи собственно минерального сырья, а с моментом завершения всех технологических операций по извлечению из него полезного ископаемого и доведению его качества до определенного стандарта (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2013 года № 189-О и от 24 декабря 2013 года № 2059-О, от 25 июня 2019 № 1517-О).

То есть, в п. 1 ст. 337 НК РФ конкретизируется понятие полезного ископаемого именно в целях использования в налоговых отношениях, термин «полезное ископаемое» используется для целей налогообложения в специальном значении.

Следовательно, для целей налогообложения полезным ископаемым признается не минеральное сырье, фактически добытое из недр, которым в данном случае выступает строительный камень, горная порода, а продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр минеральном сырье (породе), в отношении которой завершены всех технологические операции по извлечению из него полезного ископаемого и доведению его качества до определенного стандарта.

Таким образом, полезным ископаемым, стоимость которого подлежит учету для целей определения налоговой базы по НДПИ, является не непосредственно добываемое сырье, а продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр минеральном сырье (породе,), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого – стандарту организации, в отношении которого окончен весь комплекс технологических операций (процессов) по добыче, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого без учета предусмотренных техническим проектом разработки месторождения операций, относящихся к его дальнейшей переработке.

С учетом изложенного и из буквального толкования п. 1 ст. 337 НК РФ, полезным ископаемым для целей исчисления НДПИ признается не фактически добытое (извлеченное) из недр минеральное сырье (порода), а продукция горнодобывающей промышленности, извлекаемая (получаемая) из этого минерального сырья (породы), которая первая по своему качеству соответствует какому-либо указанному в данном пункте стандарту.

При этом, технологические операции по получению такой продукции должны быть также включены в комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого, а также относится к операциям горнодобычи, а не переработки.

Согласно п. 8.1 ст. 4 Закона о недрах, согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений-недропользования на своих территориях.

Указанные органы также принимают участие в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых, осуществляют региональный государственный надзор за рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр, местного значения, проводят государственную экспертизу запасов полезных ископаемых,  геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения.

В силу ст. 22 Закона о недрах недропользователь обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.

Согласно ст. 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проекта ми и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых но видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Состав и содержание технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых определяются правилами подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.

В соответствии с Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 118, подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах.

Следовательно, проект разработки месторождения – основной документ, согласованный с уполномоченным государственным органом, регулирующий порядок разработки месторождения полезных ископаемых, включающий в себя весь технологический процесс добычи сырья и извлечения продукции.

Технологический процесс по добыче конкретного полезного ископаемого на конкретном месторождении определяется в техническом проекте разработки данного месторождения и включает помимо операции по извлечению минерального сырья из недр комплекс технологических операций (процессов) по доведению фактически извлеченного минерального сырья до соответствующего стандарта качества, в связи с чем, необходимо учитывать положения п. 7 ст. 339 НК РФ, устанавливающие определение в налоговом периоде количества добытого полезного ископаемого, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения.

Указанный комплекс технологических операций (процессов) может, в частности, включать: операции по технологической подготовке до получения кондиционного продукта (сортового сырья); операции, необходимые для облегчения транспортировки и хранения товарного продукта; другие операции, имеющие целью получение товарного продукта, при условии, что они не изменяют основного характера продукта; иные операции, предусмотренные техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых.

Следовательно, если техническим проектом разработки месторождения предусмотрено получение какой-либо продукции из минерального сырья и операции по первичной обработке извлеченного минерального сырья и получаемая продукция в соответствии с классификатором продукции по видам экономической деятельности относятся к горнодобывающей промышленности, то для целей налогообложения НДПИ добытым полезным ископаемым будет признаваться полученная из минерального сырья продукция, а не непосредственно извлекаемое минеральное сырье.

В данном случае, инспекцией в ходе налоговой проверки установлено, что разработка Бердяушского месторождения строительного камня велась ООО «ПНК-Урал» на основании лицензии серии ЧЕЛ № 80493, зарегистрированной 22.06.2016 Министерством имущества и природных ресурсов Челябинской области, с целевым назначением: геологическое изучение и добыча строительного камня (гранита).

Протоколом от 13.11.2008 № 42 Государственной комиссии запасов Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области утверждены балансовые запасы строительного камня в качестве сырья для производства щебня.

Заключением Государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 13.02.2013 №2 утверждены балансовые запасы строительного камня в качестве сырья для производства щебня.

В проверяемом периоде разработка Бердяушского месторождения осуществлялась согласно техническому проекту «Разработка Бердяушского месторождения строительного камня с доработкой Юго-Западной части открытым способом в Саткинском муниципальном районе Челябинской области» (далее — Технический проект) и изменениям № 1 к техническому проекту «Разработка Бердяушского месторождения строительного камня с доработкой Юго-Западной части открытым способом в Саткинском муниципальном районе Челябинской области».

Технический проект «Разработка Бердяушского месторождения строительного камня с доработкой Юго-Западной части открытым способом в Саткинском муниципальном районе Челябинской области» согласован Протоколом заседания Научно-технического совета Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 04.05.2016 №18. Научно-техническим советом установлено, что «качество готовой продукции должно отвечать требованиям ГОСТа 8267-93 «Щебень и гравий из плотных пород для строительных работ. Технические условия» и ГОСТа 26633-97 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия» (пункт 2.3 указанного протокола).

Изменения № 1 к Техническому проекту, разработанные ООО «НТЦ-Геотехнология», согласованы Протоколом заседания Научно-технического совета Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 19.09.2018 № 44.

В разделе 2.5 «Характеристика полезного ископаемого» Технического проекта указано, что качественная оценка пород выполнена в соответствии с нормативными требованиями стандартов на исходные горные породы и продукты их переработки»: ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород, для строительных работ. Технические условия», ГОСТ 8736-93 «Песок для строительных работ. Технические условия», ГОСТ 22856-89 «Щебень и песок декоративные из природного камня. Технические условия», ГОСТ 26633-97 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия».

В разделе 3.11. «Технологический комплекс на поверхности» Технического проекта технологический комплекс на поверхности представлен дробильно-сортировочным комплексом, который расположен за пределами карьера и предназначен для работы по дроблению и сортировке сырья из недр-строительного камня месторождения Бердяушское. Основной задачей ДСК является производство щебня по ГОСТу 8267-93. В указанном разделе описан процесс переработки исходной горной массы на дробильно-сортировочном комплексе по фракциям и складирование щебня по фракциям в конуса на площадке. Указанный раздел содержит характеристику ДСК, описывает процесс переработки горной массы и продуктов дробления на различных дробильных установках, стадии дробления, складирования продуктов дробления на промежуточный склад и складирование щебня по фракциям на склад готовой продукции в конуса.

Согласно разделу 4.1 «Качество полезного ископаемого» Технического проекта добываемое полезное ископаемое соответствует нормативным требованиям ГОСТа 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород, для строительных работ. Технические условия», ГОСТа 26633-97 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия».

Оценка качества щебня выполнена в соответствии с требованиями ГОСТа 8267-93: щебень получен путем  дробления  исходных пород в  промышленной  щековой дробилке с рассевом на фракции 0-5 мм, 5-10 мм, 10-20 мм, 20-40 мм, 40- 70 мм, отражены технологические свойства щебня и соответствие ГОСТУ (раздел 4.3 «Технологические свойства щебня» проекта №1). В разделе 4.4 «Качественная характеристика песков-отсевов» проекта №1 отражена оценка песков-отсевов из отсевов дробления плотных пород.

По физико-механическим показателям в целом по месторождению щебень, полученный как из карбонатных, так и интрузивных пород, отвечает требованиям ГОСТа 8267-93 к щебню.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми ГОСТом 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород, для строительных работ. Технические условия», щебень, произведенный из карбонатных и интрузивных пород Бердяушского месторождения, соответствует ГОСТу 8267-93 и может быть использован в различных отраслях промышленности.

Следовательно, как верно отмечено инспекцией, Техническим проектом ООО «ПНК-Урал» определено, что продукцией, первой по качеству, соответствующей ГОСТу 8267-93, и, соответственно, являющейся полезным ископаемым для целей налогообложения, является щебень.

Технологический процесс по добыче конкретного полезного ископаемого на конкретном месторождении определяется в техническом проекте разработки данного месторождения и включает помимо операций по извлечению минерального сырья из недр комплекс технологических операций (процессов) по доведению фактически извлеченного минерального сырья до соответствующего стандарта качества, в связи с чем, необходимо учитывать положения п. 7 ст. 339 НК РФ, устанавливающие определение в налоговом периоде количества добытого полезного ископаемого, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения.

Фактически добываемым (извлекаемым из недр) полезным ископаемым в рамках Бердяушского месторождения является строительный камень, при этом Технический проект разработки Бердяушского месторождения строительного камня предусматривает дробление указанного строительного камня до щебня.

В указанной проектной документации ООО «ПНК-Урал» отражены как буровзрывные работы по добыче строительного камня, так и технологический комплекс на поверхности, представленный ДСК и предназначенный для работы по дроблению и сортировке сырья из недр - строительного камня месторождения Бердяушское.

Таким образом, поскольку проектная документация по разработке месторождения строительного камня включает операции по доведению сырья (строительного камня) до определенных стандартов, первым из которых выступает ГОСТ 8267-93, объектом налогообложения для целей исчисления НДПИ в данном случае будет являться щебень, на что верно указано инспекцией.

В соответствии с п. 8 Методических указаний по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами, утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 10.12.1998 № 76, под добытыми полезными ископаемыми понимаются твердые полезные ископаемые, вынутые из недр на поверхность при подземной разработке месторождения, вывезенные из карьера (разреза) на открытых горных работах и прошедшие первичную обработку.

Согласно п. 9 Методических указаний по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами, первичная обработка добытого полезного ископаемого – это технологические операции по доведению его до требуемого стандартами и техническими условиями качества, предусмотренные проектом ведения работ по добыче полезных ископаемых и осуществляемые, как правило, в границах горного отвода, включая селективную выемку, усреднение, породовыборку, дробление негабаритов, производство кондиционных блоков, сортировку и доставку до склада готовой продукции или на перерабатывающие производства (обогатительные или брикетные фабрики, дробильно-сортировочные комплексы, химические или металлургические заводы и другие).

Соответственно, учитывая положения Методических указаний и Технический проект, технологические операции по переработке строительного камня на ДСК с выходом товарной продукции щебня, соответствующего ГОСТу 8267-93, представляют первичную обработку твердых полезных ископаемых.

Инспекцией установлено, что налогоплательщиком в ЕГРЮЛ заявлен один из видов экономической деятельности согласно «ОК 029-2014. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» 08.11 «Добыча декоративного и строительного камня, известняка, гипса, мела и сланцев», который включает дробление и измельчение строительного камня. Указанный вид деятельности относится к группе вида деятельности 08 «Добыча прочих полезных ископаемых».

Таким образом, процессы дробления и измельчения строительного камня до щебня отнесены Общероссийским классификатором к видам добычных работ, равно как и щебень назван среди продуктов горнодобывающей промышленности.

Раздел В ОК 029-2014 «Добыча полезных ископаемых» включает: добычу полезных ископаемых, встречающихся в природе в виде твердых пород, а также дополнительные виды деятельности с целью подготовки сырья к реализации: дробление, измельчение, сортировка. Перечисленные виды работ обычно выполняются хозяйствующими субъектами, которые сами занимаются добычей полезных ископаемых и/или расположены в районе добычи полезных ископаемых.

В том случае, если юридическое лицо осуществляет одновременно дробление строительного камня (горной массы) в связи с операциями по его добыче, процессы дробления, измельчения и сортировки строительного камня до щебня отнесены общероссийским классификатором к видам добычных работ. В том случае, когда дробление строительного камня не связано с одновременной его добычей непосредственно данной организацией, оно относится к обрабатывающему производству.

 В Общероссийском классификаторе полезных ископаемых и подземных вод ОК 032-2002, утвержденном Приказом Госстандарта России от 25.12.2002 № 503-ст, в разделе «Прочие полезные ископаемые» в качестве самостоятельного полезного ископаемого указан щебень.

Следовательно, в соответствии с ОК 029-2014 и ОК 032-2002 щебень отнесен к продукции горнодобывающей промышленности и не является продукцией обрабатывающей промышленности.

С учетом изложенного, поскольку техническим проектом разработки месторождения предусмотрено получение щебня в результате осуществления операций по первичной обработке, дроблению и измельчению строительного камня, которые в соответствии с ОКВЭД относятся к операциям по добыче строительного камня, то полезным ископаемым, для целей исчисления НДПИ, выступает строительный камень в виде щебня, соответствующий ГОСТ 8267-93.

Довод налогоплательщика о том, что согласно Общероссийскому классификатору полезных ископаемых и подземных вод ОК 032-2002 щебень не может быть отнесен к продукции горнодобывающей продукции, поскольку данный классификатор предназначен для ведения государственных и территориальных балансов запасов полезных ископаемых, при этом, промышленной разработке налогоплательщиком подлежат балансовые запасы строительного камня, не принимается.

Так, указанный классификатор предназначен не только для ведения государственных и территориальных балансов запасов полезных ископаемых; объектами классификации являются полезные ископаемые (природные скопления минералов, горных пород, нефти, газов) и подземные воды в недрах земли. При этом, в разделе «Прочие полезные ископаемые» в группировке «Камень для строительства» указанного классификатора в качестве самостоятельного полезного ископаемого указан щебень (код 145029293), а потому щебень отнесен к продукции горнодобывающей промышленности.

Ссылка налогоплательщика на то, что щебень является не полезным ископаемым, а результатом осуществления операций, относящихся к дальнейшей переработке полезного ископаемого, подлежит отклонению.

Так, полезным ископаемым является продукция разработки карьера, соответствующая стандарту, в отношении которой завершен весь комплекс технологических операций, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения, по добыче и первичной обработке полезного ископаемого из недр.

Товарным продуктом технологического процесса при отработке Бердяушского месторождения является щебень (дробленный строительный камень), соответствующий ГОСТу 8267-93.

При этом, доведение добытого минерального сырья до продукции путем дробления не является его переработкой, а является частью процесса добычи полезного ископаемого.

Физическое воздействие на строительный камень с целью его измельчения, основного характера продукта не изменяет. При получении щебня меняются только габариты кусков в результате разбивки карьерного камня механическим способом, в результате продукция (щебень) представляет собой тот же строительной камень, только подвергнутый фракционному измельчению.

Таким образом, как верно отмечено инспекцией, видом добытого полезного ископаемого для целей исчисления НДПИ является именно щебень, как конечный продукт разработки месторождения, соответствующий ГОСТу 8267-93.

Щебень является продукцией горнодобывающей промышленности и разработки карьера, в отношении которого завершен весь комплекс технологических операций, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.

Указанный вывод арбитражного суда соответствует правовой позиции, изложенной в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 22.03.2021 № 309-ЭС21-1456 по делу № А76-34250/2019, от 06.10.2021 № 309-ЭС21-17279 по делу № А76-8659/2020, от 16.03.2022 № 309-ЭС22-1224 по делу № А60-13560/2021, от 08.09.2022 № 309-ЭС22-15163 по делу № А60-42755/2021.

Утверждение налогоплательщика о том, что с появлением данных Определений Верховного Суда Российской Федерации, изменилась практика применения ст. 337 НК РФ в сторону ухудшения положения налогоплательщика, представляется ошибочным.

В частности, указанная правовая норма НК РФ, толкование которой приведено инспекцией в оспоренном решении, до 01.09.2022 не претерпевала изменений и применялась в смысле, поддержанном Верховным Судом Российской Федерации в обозначенных Определениях, которыми иного содержания ей не придавалось. Соответственно сформулированная в указанных Определениях Верховного Суда Российской Федерации правовая позиция, не повлекла ухудшения положения лиц, на которых распространяется действие этой нормы НК РФ.

Довод налогоплательщика о правомерности определения полезного ископаемого, в виде строительного камня, на основании разработанных на предприятии собственных стандартов, поскольку технический проект возможность их применения не отрицает, подлежит отклонению.

Так, технический проект не учитывает представленные налогоплательщиком стандарты и не содержит указаний о возможности его составления и применения на предприятии, разрабатывающем месторождение в соответствии с утвержденной проектом технологической схемой.

Разработанные предприятием стандарты фактически представляют собой стандарты на извлекаемую породу и не являются стандартами на продукцию разработки Бердяушского месторождения.

Соответственно, стандарт предприятия по строительному и бутовому камню установлен налогоплательщиком самостоятельно, поскольку продукцией Бердяушского месторождения признается щебень.

Сами по себе паспорта качества на строительный камень выступают внутренними документами налогоплательщика и не опровергают вывода инспекции о том, что полезным ископаемым для целей исчисления НДПИ в данном случае выступает строительный камень в виде щебня, соответствующий ГОСТу 8267-93.

Не опровергает указанного вывода инспекции и представленный налогоплательщиком Технологический регламент производства готовой продукции, утвержденного приказом от 29.12.2016 № 42/УР, который, по мнению налогоплательщика, подтверждает самостоятельный характер производства щебня в виде отдельного процесса, начинающегося с доставки горной массы на ДСК после окончания первичных операций по ее добыче (буровзрывных работ).

Так, как указано выше, в силу ст. 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 №118, подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства РФ о недрах.

Проект разработки месторождения - это основной документ, согласованный с уполномоченным государственным органом, регулирующий порядок разработки месторождения полезных ископаемых, включающий в себя весь технологический процесс добычи сырья и извлечения продукции. Технологический процесс по добыче конкретного полезного ископаемого на конкретном месторождении определяется в техническом проекте разработки данного месторождения и включает помимо операции по извлечению минерального сырья из недр комплекс технологических операций (процессов) по доведению фактически извлеченного минерального сырья до соответствующего стандарта качества, в связи с чем, необходимо учитывать положения п. 7 ст. 339 НК РФ, устанавливающие определение в налоговом периоде количества добытого полезного ископаемого, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения.

В данном случае, разработка Бердяушского месторождения осуществлялась согласно техническому проекту «Разработка Бердяушского месторождения строительного камня с доработкой Юго-Западной части открытым способом в Саткинском муниципальном районе Челябинской области», который согласован Протоколом заседания Научно-технического совета Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 04.05.2016 № 18.

Следовательно, Технологический регламент производства готовой продукции утвержден налогоплательщиком не в соответствии с Техническим проектом, поскольку продукцией Бердяушского месторождения согласно Техническому проекту и Государственной экспертизе запасов признается щебень.

Доводы налогоплательщика о необходимости применения положений п. 2 ст. 5 НК РФ путем учета изменений в подп. 10 п. 2 ст. 337 НК РФ, внесенных Федеральным законом от 14.07.2022 № 323-ФЗ, и принятого на основании этих изменений письма Минфина России от 25.07.2022 № 03-06-06-01/71357, подлежат отклонению.

Так, действительно, в настоящее время принят Федеральный закон от 14.07.2022 № 323-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», которым, в частности, предусматривается внесение изменений в ст.ст. 337 и 343 НК РФ.

Согласно подп. 10 п. 2 ст. 337 НК РФ в редакции этого Федерального закона добытым полезным ископаемым в целях НДПИ признается «камень строительный» (за исключением камня строительного, предназначенного для получения щебня), а также «щебень».

В соответствии с п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

На основании п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Определениях от 01.07.1999 № 111-О, от 07.02.2002 № 37-О, положения закона не могут иметь обратной силы и не применяются к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального опубликования нового регулирования

В рассматриваемом случае, Федеральный Закон от 14.07.2022 № 323-ФЗ не содержит указания об обратной силе положений закона.

Следовательно, подлежит применению толкование положений ст. 337 НК РФ в редакции, действовавшей в спорный период (2017-2019 г.г.), чем и руководствовалась инспекция при принятии оспоренного решения.

Более того, внесение с 01.09.2022 изменений в подп. 10 п. 2 ст. 337 НК РФ в части включения щебня в перечень полезных ископаемых, не исключает возможности признания щебня полезным ископаемым до указанной даты.

Довод налогоплательщика о неправомерности примененной инспекцией методики расчета НДПИ не принимается.

Так, нормой ст. 340 НК РФ установлен порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы.

Так, оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:

1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий;

2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;

3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

В случае отсутствия субсидий к ценам реализации добываемых полезных ископаемых налогоплательщик применяет способ оценки, указанный в подп. 2 п. 1 настоящей статьи. При этом оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки от реализации добытых полезных ископаемых, определяемой на основании цен реализации с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, без налога на добавленную стоимость (при реализации на территории Российской Федерации и в государства - участники Содружества Независимых Государств) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки.

Стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со ст. 339 НК РФ, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии с настоящим пунктом.

Стоимость единицы добытого полезного ископаемого рассчитывается как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии с настоящим пунктом, к количеству реализованного добытого полезного ископаемого.

В силу п. 4 ст. 340 НК РФ, в случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого налогоплательщик применяет способ оценки, указанный в подп. 3 п. 1 ст. 340 НК РФ, то есть исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

При этом расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются следующие виды расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде: 1) материальные расходы, определяемые в соответствии со ст. 254 НК РФ, за исключением материальных расходов, понесенных в процессе хранения, транспортировки, упаковки и иной подготовки (включая предпродажную подготовку), при реализации добытых полезных ископаемых (включая материальные расходы, а также за исключением расходов, осуществленных налогоплательщиком при производстве и реализации иных видов продукции, товаров (работ, услуг)); 2) расходы на оплату труда, определяемые в соответствии со ст. 255 НК РФ, за исключением расходов на оплату труда работников, не занятых при добыче полезных ископаемых; 3) суммы начисленной амортизации, определяемой в порядке, установленном ст.ст. 256-259.2 НК РФ, за исключением сумм начисленной амортизации по амортизируемому имуществу, не связанному с добычей полезных ископаемых; 4) расходы на ремонт основных средств, определяемые в порядке, установленном ст. 260 НК РФ, за исключением расходов на ремонт основных средств, не связанных с добычей полезных ископаемых; 5) расходы на освоение природных ресурсов, определяемые в соответствии со ст. 261 НК РФ; 6) расходы, предусмотренные подп. 8 и 9 ст. 265 НК РФ, за исключением указанных в этих подпунктах расходов, не связанных с добычей полезных ископаемых; 7) прочие расходы, определяемые в соответствии со ст.ст. 263, 264 и 269 НК РФ, за исключением прочих расходов, не связанных с добычей полезных ископаемых.

При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого не учитываются расходы, предусмотренные ст.ст. 266, 267 и 270 НК РФ.

При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются также косвенные расходы, определяемые в соответствии с гл. 25 НК РФ.

В соответствии со ст. 338 НК РФ налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого) как стоимость добытых полезных ископаемых, рассчитанная в соответствии со ст. 340 НК РФ.

Таким образом, оценка стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы осуществляется либо, исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого, либо, исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых, в случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого.

Поскольку в данном случае налогоплательщиком осуществлялась реализация щебня, оценка стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы правомерно осуществлена инспекцией, исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого.

В целях определения полезного ископаемого для целей обложения НДПИ Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25.06.2019 № 1517-0 разъяснил, что термин «полезное ископаемое» используется в целях налогообложения НДПИ в специальном значении - как полезное ископаемое, соответствующее определенному стандарту качества, и возникновение объекта обложения налогом на добычу полезных ископаемых связывается с моментом завершения всех технологических операций по извлечению из него полезного ископаемого и доведению его качества до определенного стандарта.

Указанный вид полезного ископаемого «камень строительный», добытый недропользователем – в данном случае налогоплательщиком на Бердяушского месторождения, соответствует ГОСТу 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ». Это первичная продукция разработки Бердяушского месторождения, первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту.

Определив вид полезного ископаемого, облагаемого налогом, нормы ст. 338 НК РФ определяют критерии определения налоговой базы по нему. Так, согласно п.п. 1 и 2 ст. 338 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого добытого полезного ископаемого как стоимость добытых полезных ископаемых, рассчитанная в соответствии со ст. 340 НК РФ.

В ходе налоговой проверки нарушений в части учета количества полезного ископаемого для целей исчисления НДПИ инспекцией не установлено, данные, заявленные налогоплательщиком инспекцией приняты. Доказательств обратного, в том числе изменения балансовых запасов месторождения, не представлено.

Соответственно, инспекцией при расчете по верно установленному виду полезного ископаемого рассчитана стоимость единицы и, с учетом количества, общая стоимость добытого полезного ископаемого.

Таким образом, с учетом установленных фактических обстоятельств добычи полезного ископаемого, расчет НДПИ произведен инспекцией в соответствии с положениями гл. 26 НК РФ.

Касаемо ссылки налогоплательщика на неучет расходов по доставке необходимо отметить, что с момента погрузки добытого полезного ископаемого в транспортное средство технологический цикл по добыче полезного ископаемого завершен, доставка добытого полезного ископаемого потребителю как правило осуществляется иными юридическими лицами, расходы по доставке с места добычи полезного ископаемого до покупателя либо до склада готовой продукции, не учитываются при оценке стоимости добытого полезного ископаемого. Кроме того, сам процесс транспортировки (доставки) полезного ископаемого не связан с его добычей.

Относительно ссылки налогоплательщика на возможное наличие отсева следует отметить, что нормой абз. 7 п. 2 ст. 340 НК РФ установлен порядок определения стоимости добытого полезного ископаемого. Такая стоимость признается равной произведению количества добытого полезного ископаемого и стоимости единицы добытого полезного ископаемого. Стоимость единицы добытого полезного ископаемого рассчитывается как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого, к количеству реализованного добытого полезного ископаемого. Песок, гравий, галька, щебень относятся к неметаллическому сырью, которое используется в строительной индустрии (подп. 10 п. 2 ст. 337 НК РФ).

Таким образом, учитывая условия разработки карьера на Бердяушского месторождении, отсев как продукт дробления щебня, является продуктом переработки и не может являться полезным ископаемым.

Довод налогоплательщика о том, что инспекция не информировала об изменении условий исчисления налоговой базы по НДПИ, а напротив подтверждала правильность определения налогоплательщиком объекта обложения НДПИ отсутствием у инспекции в ходе предыдущих налоговых проверок соответствующих налоговых претензий, не принимается.

Так, то обстоятельство, что конкретное нарушение законодательства о налогах и сборах не было выявлено и зафиксировано в ходе ранее проведенных налоговых проверок, не лишает налоговый орган возможности выявить его при проверке деятельности налогоплательщика в другие налоговые периоды, поскольку иное противоречило бы смыслу и целям налогового контроля, возложенной на налогоплательщиков обязанности уплачивать законно установленные налоги.

Нормы НК РФ не ограничивают право налогового органа на выявление в ходе камеральной (выездной) налоговой проверки обстоятельств, связанных с нарушением порядка исчисления налога, даже в том случае, когда предыдущие проверки такого нарушения не установили.

Иное означало бы, что в случае не обнаружения налоговым органом нарушения законодательства о налогах и сборах в любом из предыдущих периодов, данное обстоятельство делало бы невозможным его привлечение к ответственности во всех последующих периодах по впервые обнаруженным нарушениям.

Ссылка налогоплательщика на судебную практику подлежит отклонению, поскольку при рассмотрении дел судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами, которые в данном случае с рассматриваемым делом не совпадают.

С учетом изложенного, отсутствует совокупность условий для признания ненормативного акта инспекции в указанной части недействительным, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований.

Доводов о незаконности оспоренного решения инспекции в части неправомерности применения ставки 0% к количеству ДПИ в части превышающей утвержденные нормативные потери (недоимка по НДПИ в размере 7 840 руб.) заявление налогоплательщика не содержит (за исключением довода о неправомерности арифметического расчета НДПИ в этой части за 2019 год).

 Согласно п. 1 ст. 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при добыче полезных ископаемых в части их нормативных потерь.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ нормативными потерями полезных ископаемых в целях гл. 26 НК РФ признаются фактические потери полезных ископаемых при их добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 921 утверждены Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утверждены.

В данном случае, в рамках выездной налоговой проверки, налогоплательщиком не представлены документы, подтверждающие наличие утвержденных уполномоченным органом государственной власти в установленном порядке нормативов потерь, что исключило для налогоплательщика возможность применения ставок потерь, превышающих потери, отраженные в проекте разработки месторождения на законных основаниях, а потому привело к неполной уплате НДПИ и обоснованности выводов инспекции в этой части.

Довод инспекции о необходимости оставления заявления налогоплательщика без рассмотрения в части оспаривания решения по доначислению НДПИ в размере 7 840 руб. подлежит отклонению, поскольку из содержания апелляционной жалобы, поданной в вышестоящий налоговый орган, усматривается, что налогоплательщик обжаловал решение инспекции в полном объеме, что подтверждено представителем налогоплательщика в судебном заседании. При этом, обязательный досудебный порядок обжалования такого решения считается соблюденным вне зависимости от того, приводились ли в жалобе налогоплательщика доводы, опровергающие выводы налогового органа (п. 67 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57). Кроме того, в судебных заседаниях 13.10.2022 и 03.11.2022 представители управления дали пояснения о том, что управление считает заявленные налогоплательщиком требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме, о чем представлены соответствующие заявления от 13.10.2022 и от 03.11.2022.

С учетом изложенного, оснований для признания недействительным решения инспекции в этой части по праву у арбитражного суда не имеется.

Между тем, применительно к доводу налогоплательщика о неправомерности арифметического расчета НДПИ в этой части, представители инспекции согласились с наличием счетной ошибки при исчислении НДПИ, признав контррасчет налогоплательщика верным на сумму 3 603 руб., указав, что именно эта сумма НДПИ (соответствующие пени и штраф) подлежала доначислению налогоплательщику по оспоренному решению, а не 7 840 руб., о чем представлено соответствующее заявление от 03.11.2022 (аудиопротокол судебного заседания 03.11.2022).   

При указанных обстоятельствах, а также исходя из представленного инспекцией с заявлением от 03.11.2022 расчета налоговых обязательств, следует признать недействительным оспоренное решение инспекции в части доначисления НДПИ в размере 4 237 руб., соответствующих пени и штрафа.

Согласно ст. 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов, к которым в соответствии со ст. 101 АПК РФ относится государственная пошлина, разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу.

Учитывая частичное принятие судебного акта в пользу налогоплательщика, с инспекции в пользу налогоплательщика подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области № 889 от 16.03.2022 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления НДПИ в размере 4 237 руб., соответствующих пени и штрафа.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ПНК-Урал» судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья                                                                                                           А.П. Свечников