ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-2478/19 от 17.07.2019 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

Воровского ул., дом 2, Челябинск, 454091, www.chelarbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

24 июля 2019 года                                                         Дело № А76-2478/2019

Резолютивная часть решения объявлена 17 июля 2019 года.

Решение в полном объеме изготовлено 24 июля 2019 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Добронравов В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мирмович Т.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения», г. Челябинска (ОГРН 1027403883418) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области о признании недействительным предписания,

при участии в рассмотрении дела третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, Муниципального образования город Челябинск в лице Администрации города Челябинска,

при участии в судебном заседании представителей: от заявителя - Поповой Ю.Р., действующей по доверенности № 172 от 19.11.2018; от заинтересованного лица: Генералова И.В., действующего по доверенности № 1911 от 11.03.2019, Калинкиной И.И., действующей по доверенности № 235 от 18.01.2019,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» г. Челябинска (далее – МУП «ПОВВ», предприятие) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области №163/180/191-зем-2 от 27.07.2018.

Третьи лица представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом согласно почтовым уведомления о вручении копии определения суда по делу (л.д. 109-110 том 2).

Письменного мнения по делу третьи лица не представили.

В обоснование заявленного требования МУП «ПОВВ» указывает, что требование Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области (далее - Управление Росприроднадзора) о проведении рекультивации земельного участка является неправомерным, поскольку административным органом не доказан факт причинения вреда почвам на спорном земельном участке. Согласно результатам экологической экспертизы, проведённой 25.01.2018 в рамках судебного дела №А76-32197/2016, вся площадь спорного земельного участка с кадастровым номером 74:36:0000000:45702 является источником негативного воздействия, поскольку представляет собой технологическое сооружение с преобразованным рельефом. Арбитражный суд при рассмотрении дела №А76-32197/2016 пришел к выводу, что отсутствуют основания для вывода о наличии вреда земельному участку, вследствие отсутствия почв на земельном участке, где было зафиксировано несанкционированное размещение иловых осадков.

Поскольку почва как таковая отсутствует на спорном земельном участке, отсутствуют и основания для восстановления почв. Наличие ранее на спорном земельном участке почвы не установлено. Следовательно, предписание незаконно возлагает на заявителя указанную обязанность. Рекультивация проводится с целью приведения земельного участка в состояние пригодное для целей его использования. Спорный земельный участок предназначен для технических целей (на глубине 1 метр находится глиняный замок), в связи с чем образование плодородного слоя почвы не требуется.

При этом предписание не указывает конкретных нарушений, которые являются основанием для восстановления всего земельного участка площадью 1918 кв.м. В связи с этим предписание не является исполнимым, поскольку заявитель не может определить объект восстановления.

Кроме того, заявитель ходатайствовал о восстановлении срока обжалования спорного постановления в связи с обжалованием постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушение требований природоохранного законодательства, вынесенных по итогам спорной проверки.

Управление Росприроднадзора с заявленными требованиями не согласилось, указав, что предписание возлагает на предприятие обязанность провести обязательные мероприятия в отношении земельного участка, а не почв. В соответствии с абзацем 4 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» земли и почвы являются разными компонентами природной среды.

В 2016 году на спорном земельном участке был установлен факт порчи почв в результате размещения отходов производства и потребления (осадок при очистке сточных вод) за пределами установленных для этих целей мест (иловых площадок).

По данному факту предприятие было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ - уничтожение плодородного слоя почвы, равно порча земель в результате нарушения правил обращения с отходами. Штраф был уплачен обществом. Площадь земельного участка перекрытого отходами производства и потребления, то есть площадь нарушенных земель составила 1918 кв.м. Соответственно, спорный земельный участок площадью 1918 кв. м. был нарушен в результате размещения отходов производства и потребления 4 класса опасности.

При натурном осмотре земельного участка в июле 2018 года было установлено, что земельный участок очищен от отходов, на почве имеются следы проезда тяжелой техники и установлено снятие верхнего слоя почвы до глины, который сдвинут в кучи. Предприятием при очистке земельного участка от отходов использовалась тяжелая техника, при проезде которой произошло уплотнение, то есть нарушилась структура почвы. Нарушенные земли подлежат обязательной рекультивации в силу пункта 6 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 №800 и пункта 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации. Проект рекультивации земельного участка предприятием при проверке не представлен, в связи с чем и выдано спорное предписание.

Заслушав доводы представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, на основании плана контрольно-надзорной деятельности Управления Росприроднадзора по Челябинской области на 2018 год, утвержденного приказом Управления от 26.10.2017, на основании Распоряжений Управления Росприроднадзора от 22.06.2018 №163 от 09.07.2018 №180, от 13.07.2018 №191, в период с 02 по 27 июля 2018 года 2018 года проведена плановая проверка в отношении МУП «ПОВВ», на предмет соблюдения природоохранного законодательства.

В ходе проверки административным органом было установлено, что для осуществления своей хозяйственной деятельности предприятие использует земельный участок с кадастровым номером 74:36:0000000:45702, расположенном по адресу: г. Челябинск, Свердловский тракт, 2б, категория земель – земли населённых пунктов. Земельный участок находится в ведении муниципального образования и предоставлен для эксплуатации очистных сооружений канализации, на основании договора долгосрочной аренды земли города Челябинска от 06.03.2013 УЗ№011079-Д-2012.

В 2016 году на указанном земельном участке в рамках проведения административного расследования по делу об административном правонарушении №265-2016, Управлением Росприроднадзора был установлен факт порчи почв в результате размещения отходов производства и потребления 4 класса опасности (осадков при очистке сточных вод) за пределами установленных для этих целей мест (иловых площадок).

По результатам осмотра было выявлено, что отходы производства и потребления (осадок при очистке сточных вод), расположенные рядом с иловыми площадками, с северной стороны от забора, граничащего с территорий СНТ «Уралец», размещены не в соответствии с проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Площадка, на которой размещены отходы производства и потребления, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.7.1322-03.

В результате площадь земельного участка, перекрытого отходами производства и потребления (площадь нарушенных земель) составила 1918 кв.м., объем осадка 383,6 м. куб.

По результатам проверки управлением сделан вывод о том, что в результате хозяйственной деятельности предприятия нанесен вред окружающей среде, в том числе земле, как объекту охраны окружающей среды. Юридическим лицом допущена порча земель, выразившаяся в повреждении и уничтожении плодородного слоя почвы путем перекрытия отходами производства и потребления (осадков при очистке сточных вод).

По данному факту Управлением Росприроднадзора составлен протокол об административном правонарушении в отношении МУП «ПОВВ» и предприятие было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ за порчу земель в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления (постановление от 23.08.2016 №265-2016). Предприятием штраф был оплачен.

Сделав вывод, что предприятие незаконно разместило на спорном земельном участке отходы производства и потребления IV класса опасности не в специальных сооружениях для хранения отходов – иловых площадках, а непосредственно на почве, обратилось в Арбитражный суд с иском о возмещении вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (дело № А76-32197/2016).

В рамках рассмотрения дела №А76-32197/2016 арбитражным судом проведена судебная экологическая экспертиза на предмет негативного воздействия размещения отходов предприятия на окружающую среду на спорном земельном участке.

По результатам судебной экспертизы, факт причинения вреда почте не подтвердился, в связи с отсутствием объекта причинения вреда.

В рамках проведенной плановой проверки 12.07.2018 в присутствии должностных лиц предприятия проведен натурный осмотр земельного участка, при котором было установлено, что земельный участок площадью 1918 кв.м. очищен от отходов, при этом на почве видны следы (колеи) тяжелой техники. Кроме того установлено снятие верхнего слоя почвы на участке размерами 3,8 м. х 15,2 м. до глиняного замка. Снятый верхний слой почвы сдвинут в кучи.

Указанные обстоятельства были зафиксированы сотрудниками Управления в акте осмотра территории земельного участка от 12.07.2018 №б/н. (л.д. 93-97 том 2), а также в акте проверки от 27.07.2018 (л.д. 2,24-26 том 2). К акту проверки была составлена фототаблица (л.д. 95-97 том 2).

При проведении проверки, предприятием не был предоставлен проект рекультивации земельного участка, в связи с чем МУП «ПОВВ» было выдано предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 27.07.2018 №163/180/191-зем-2 с требованием «Провести обязательные мероприятия по восстановлению земельного участка, нарушенного в результате размещения отходов производства и потребления (осадок при очистке сточных вод) на площади 1918 кв.м.» сроком исполнения до 02.08.2019.

Не согласившись с вынесенным предписанием, МУП «ПОВВ» обжаловало его в арбитражный суд.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Ненормативные правовые акты могут быть признаны судом недействительными только при наличии совокупности двух условий: несоответствие обжалуемых решений нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ).

В силу статьи 66 Закона №7-ФЗ должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований; вынесение предписания порождает обязанность лица, которому оно адресовано, совершить определенные действия либо, напротив, воздержаться от их совершения.

Предписание как акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления выявленного при проверке нарушения требования законодательства в целях их устранения.

При этом требования, изложенные в предписании должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть доступным для понимания всеми лицами. Необходимость соответствия предписания перечисленным требованиям обусловлена предусмотренной административным законодательством ответственностью за неисполнение предписания.

Предписание должно содержать требование, которое непосредственно направлено на прекращение и устранение выявленного нарушения.

Согласно положениям статьи 39 Закона № 7-ФЗ  юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии с частью 5 статьи 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 13 ЗК РФ).

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ) отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Из положений действующего законодательства следует, что лица, осуществляющие размещение отходов, обязаны обеспечить эксплуатацию специально предназначенных для этого сооружений таким образом, чтобы за внешней границей сооружения размещаемые отходы не оказывали негативного воздействия на окружающую природную среду. Лица, осуществляющие эксплуатацию объектов размещения отходов, обязаны обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, а в случае допущения негативного воздействия размещаемых отходов на окружающую природную среду обязаны проводить мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе по рекультивации земель.

Из представленных в дело материалов проверки спорного земельного участка (акт проверки от 27.07.2018 (л.д. 25 том 2)) следует, что Управлением Росприроднадзора установлен факт несанкционированного размещения отходов (иловых осадков) за непредусмотренных для этого местах (за пределами иловых карт).

При этом Управлением сделан вывод о повреждении и уничтожении плодородного слоя почвы на площади 1918 кв.м., путем перекрытия почв иловыми осадками. В связи с чем используемый предприятием земельный участок является нарушенным и подлежат восстановлению (рекультивации).

В качестве нормативного основания для выдачи предписания указаны нормы статей 13, 42 ЗК РФ и Положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденного Приказом Минприроды РФ №525 и Роскомзема №67 от 22.12.1995 (действовавшем на момент вынесения предписания) (далее – Положение о рекультивации №525/67).

Факт размещения иловых осадков на спорном земельном участке предприятием не отрицается. При этом на момент осмотра земельного участка 12.07.2018 Управлением установлено, что спорный земельный участок очищен от иловых осадков.

Исходя из приведенных положений Земельного кодекса Российской Федерации и положений Закона №89-ФЗ, пользователи земельного участка, допустившие негативное воздействие на окружающую природную среду (в частности путем незаконного размещения отходов) обязаны провести мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе рекультивацию земель.

Вместе с тем, восстановление земель (рекультивация) осуществляется в случае установления факта ухудшения качества земель, в результате негативного хозяйственной деятельности пользователя земельного участка или иных природных и антропогенных факторов.

Между тем, материалы проверки не содержат доказательств ухудшения качества земель не спорном земельном участке.

Согласно заключению эксперта от 25.01.2018 №014949/15/77001/442017/А76-32197/16, принятому судом в рамках судебного дела №А76-32197/2016, качестве относимого и допустимого доказательства, по результатам исследования установлено, что весь земельный участок с кадастровым номером 74:36:0000000:45702 представляет собой технологическое сооружение, в границах которого размещаются 180 иловых площадок.Непосредственно вся площадь земельного участка с кадастровым номером № 74:36:0000000:45702, является источником негативного воздействия, так как представляет собой технологическое сооружение.

Рельеф местности в границах исследуемого участка представляет собой техногенно-преобразованный рельеф в соответствии с целевым назначением земельного участка. В месте нахождения иловых карт почва отсутствует. На территории присутствуют очагово/фрагментарно участки с антропогенно-преобразованной почвой–агрогенной почвой, которые образовались в результате непосредственного влияния осадка сточных вод, следовательно процесс перекрытия плодородного слоя почвы отсутствует, в виду отсутствия нативной почвы, как таковой.

Согласно экспертному исследованию, определить место размещения иловых осадков по состоянию на 10.08.2016 не представляется возможным. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (проект от 2014 г.) не определяет место размещения иловых площадок, в том числе иловых осадков, на местности, отсутствуют сведения, позволяющие определить место размещения (координаты характерных точек) иловых осадков.

Кроме того, эксперт указал, что эксплуатация технологического сооружения должна проводиться в строгом соответствии с соблюдением санитарно-защитных зон согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Отдельное размещение отходов на иловых площадках, зафиксированное 10.08.2016 с результатами лабораторного контроля лаборатории филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Челябинской области от 12.08.2016 в границах земельного участка, представляющего собой технологическое сооружение, не является источником негативного воздействия и вред антропогенно-преобразованным почвам - агрогенным почвам отсутствует (л.д. 48 том 1).

В данном случае под вредом следует рассматривать невозможность дальнейшего использования участка по целевому назначению, утрату экологических и производственных функций почвы. Однако по результатам исследования деградации почв на указанных участках экспертом установлено не было.

По итогам рассмотрения дела №А76-32197/2016 судом сделан вывод, что истцом не установлен факт причинения вреда почвам, поскольку отсутствует объект, которому мог быть причинен вред. Согласно результатам судебной экспертизы размещение отходов на иловых площадках не является источником негативного воздействия и вред антропогенно-преобразованным почвам – агрогенным почвам отсутствует.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2017 решение суда оставлено без изменения.

При этом из спорного предписания Управления Роспотребнадзора от 27.07.2018 не следует, в чем именно выражается требование о восстановлении земельного участка площадью 1918 кв. м., до какого состояния необходимо восстановить земельный участок.

Согласно Положению о рекультивации №525/67 рекультивации подлежат нарушенные земли. Рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.

Согласно пункту 5Положения о рекультивации №525/67, рекультивации подлежат земли, нарушенные, в том числе, при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов, а также при ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы.

В настоящий момент правила проведения рекультивации земель определяются Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800 «О проведении рекультивации и консервации земель» (далее - Правила рекультивации №800).

Указанные Правила, в силу пункта 1, в равной мере распространяются на земли и земельные участки.

Согласно пункту 5 Правил рекультивации №800 рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно пункту 6 Правил рекультивации №800 рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.

При этом Правила рекультивации №800 определяют, что рекультивация земель – это мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

Деградация земель – это ухудшение качества земель в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, природных и (или) антропогенных факторов;

Нарушенные земли - это земли, деградация которых привела к невозможности их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.

Из указанных положений следует, что требование о восстановлении (рекультивации) земельного участка обосновано только в случае нарушения земель, в ситуации, когда деградация земель приводит к невозможности их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием земельного участка.

Процесс рекультивации предусматривает проведение двух последовательных этапов: технического и биологического, в соответствии с требованиями ГОСТ 17.5.1.01-83 (пункт 1.8 ГОСТ 17.5.3.04-83). Основные работы, которые должны быть выполнены при проведении технического этапа рекультивации земель, предусмотрены пунктом 1.9 ГОСТ 17.5.1.01-83 и предполагают, в том числе покрытие поверхности потенциально плодородными и (или) плодородными слоями почвы.

Следовательно, основной целью рекультивации является восстановление плодородия почв и (или) создание условий для дальнейшего использования земель по целевому назначению.

В рамках дела №А76-32197/2016, судебные акты по которому имеют преюдициальный характера относительно рассматриваемого спора, установлено, что факт размещения иловых осадков вне иловых карт не оспаривался, вместе с тем, по результатам экспертного исследования деградации почв на земельном участке площадью 1918 кв.м. установлено не было, поскольку на земельном участке отсутствует почва. Судами сделан вывод о недоказанности причинения предприятием вреда почвам в результате размещения иловых осадков вне иловых карт.

С учетом указанных обстоятельств, подтвержденных судебными актами арбитражного суда, предписание о восстановлении земельного участка должно содержать конкретные сведения о том, в чем выражено нарушение земельного участка, какие мероприятия должны быть осуществлены для приведения земельного участка в состояние, пригодное для использования в соответствии с его целевым назначением.

Между тем, из оспариваемого предписания не следует до какого состояния следует восстановить земельный участок площадью 1918 кв.м., не установлено имеется ли на момент выдачи предписания нарушение спорного земельного участка, которое привело к ухудшению качества земель и невозможности его использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.

Требование о восстановлении земельного участка обусловлено только фактом размещения иловых осадков вне иловых карт в 2016 году, без установления факта ухудшений качества земель.

Таким образом административным органом не доказано, что земельный участок в связи с размещением спорных отходов утратил первоначальную хозяйственную ценность и на момент выдачи предписания является источником отрицательного воздействия на окружающую среду.

Акт осмотра от 12.07.2018, согласно которому на земельном участке имеются следы очистки иловых осадков (сдвинут верхний слой земли до глиняного замка на площадке размером 3,8х15,2 м., имеются следы техники) сам по себе не подтверждает факт деградации земель на земельном участке площадью 1918 кв.м.

В связи с указанными обстоятельствами доводы заявителя о неисполнимости предписания в связи с отсутствием в нем конкретных мероприятий, направленных на устранение нарушений земель на спорном земельном участке, суд полагает обоснованными.

С учетом обстоятельств дела, предписание о восстановлении земельного участка в соответствии с Положением о рекультивации от 22.12.1995 №525/67 (Положением о рекультивации №800), предусматривающее восстановление почвы на земельном участке, предназначенном для эксплуатации очистных сооружений канализации, не является обоснованным и нарушает права и законные интересы заявителя. Иные основания для восстановления земельного участка площадью 1918 кв.м. в предписании и акте проверки не указаны.

Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление об оспаривании ненормативного правового акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как следует из материалов дела, в обоснование пропуска срока заявитель ссылается на оспаривание в административном порядке постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушение требований природоохранного законодательства, в рамках которых предприятие заявляло доводы о неправомерности требований Управления в части вывода о причинении вреда земельному участку.

По итогам административного обжалования, вышестоящим должностным лицом было отменено постановление о привлечении предприятия к административной ответственности и дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение (л.д. 70-74 том 1). В связи с этим заявитель полагал, что предписание будет отозвано с учетом заключения судебной экспертизы в рамках дела №А76-32197/2016, однако Управлением Роспотребнадзора 21.12.2018 вынесено новое постановление о привлечении к административной ответственности (л.д. 75-81), в связи с чем подано заявление в суд об оспаривании предписания.

Суд принимает доводы заявителя об уважительности пропуска срока обращения в суд, поскольку из материалов дела следует, что предприятие не было согласно с квалификацией спорных действий и было намерено оспорить предписание в судебном порядке.

Уважительность причины пропуска срока на обжалование оспариваемого предписания, обществом подтверждена, выражена в соответствующем ходатайстве, соответственно указанный срок подлежит восстановлению.

На основании изложенного требования МУП «ПОВВ» подлежит удовлетворению в связи с наличием оснований для отмены ненормативного правового акта, предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 168, 176, 200, 201 АПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области от 27.07.2018 №163/180/191-зем-2 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья                                                                                    В.В. Добронравов