ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-24865/07 от 21.03.2008 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

тел.(351)263-44-81, факс (351)266-72-10

E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chel.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск Дело № А76-24865/2007-40-106/97

21 марта 2008 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области И.К. Катульская,  при ведении протокола судебного заседания секретарем Мартын И.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Мавт-Ритейл», г. Челябинск

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области

Об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ

при участии в заседании:

от заявителя: Завьялова Д. В. по доверенности от 15.01.2008 № 5, паспорт,

от ответчика: Приваловой А.В. по доверенности от 09.01.2008 № 3, удостоверение № 3992

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «МАВТ-РИТЕЙЛ» (далее по тексту ООО «МАВТ-РИТЕЙЛ», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы РФ по Челябинской области (далее по тексту Челябинское УФАС России, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 25.10.2007 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 52-2007.

В обоснование требований заявитель указал, что Федеральный закон «О рекламе» не устанавливает на прямой запрет на рекламу продавца алкогольной продукции. Принимая решение о признании ненадлежащей рекламы алкомаркета «Мавт», распространённой ООО «МАВТ-РИТЕЙЛ», комиссия Челябинского УФАС России признала ООО «МАВТ-РИТЕЙЛ» виновным, по основаниям установленным ч.4 ст.2 Федерального закона от 13.03.06. № 38-ФЗ «О рекламе», не приведя никаких доказательств того, что реклама средств индивидуализации алкомаркета «Мавт» явно относится к товару, в отношении рекламы которого установлены специальные требования и ограничения, то есть является недобросоветсной и недостоверной. Признаки, позволяющие явно отнести рекламу к недобросовестной, указаны в п.3 ч.2 ст.5 Федерального закона от 13.03.06. № 38-ФЗ «О рекламе». Указанные положения закона были проигнорированы, что явилось причиной неверных выводов о том, что ООО «МАВТ-РИТЕЙЛ» распространило запрещённым способом рекламу алкогольной продукции.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, по основаниям, изложенным в заявлении.

Челябинское УФАС России не согласно с требованиями заявителя по основаниям, изложенном в отзыве, из которого следует, что комиссия Челябинского УФАС России признала наружную рекламу алкомаркета «Мавт» ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе». что подтверждается собранными по делу доказательствами (л.д. 19-21).

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, арбитражный суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Исследованием материалов дела установлено, что ООО «МАВТ-РИТЕЙЛ» зарегистрировано в качестве юридического лица 14.09.2005 ИФНС РФ по Центральному району г.Челябинска за основным государственным регистрационным номером 1057424596569, о чём выдано свидетельство серии 74 № 003031174 (л.д. 6).

Согласно п.1.6 Устава, утвержденного решением общего собрания учредителей 07.09.05., предметом деятельности общества являются, в том числе: оптовая и розничная торговля алкогольными и безалкогольными напитками (л.д. 9).

На основании лицензии Д 527002, регистрационный номер 619/633 от 04.09.07., выданной Министерством сельского хозяйства Челябинской области ООО «МАВТ-РИТЕЙЛ» разрешено осуществление розничной продажи алкогольной продукции в 29 магазинах, находящихся в Челябинской области, в том числе по адресам: г.Челябинск, ул.Российская, 196 (магазин) и г.Челябинск, ул.С.Кривой, 26 (отдел в магазине) (л.д. 63).

18.06.2007 сотрудниками Челябинского УФАС России установлено, что на здании по ул.С.Кривой, 26 в г.Челябинске размещается наружная реклама алкомаркета «Мавт», принадлежащего ООО «МАВТ-РИТЕЙЛ», с использованием натяжной рекламной конструкции, закрепленной на перилах перед входом в магазин. На натяжной рекламной конструкции крупным шрифтом выполнена надпись: «Мы открылись!». Над рекламной конструкцией на стене здания расположена вывеска с текстом «МАВТ АЛКОМАРКЕТ», являющаяся средством индивидуализации юридического лица. Данные обстоятельства зафиксированы в акте от 18.06.2007 № 38-2007 (л.д. 61) и заявителем не оспариваются.

08.08.2007 сотрудниками Челябинского УФАС России установлено, что на здании по ул. Российская, 196 в г.Челябинске размещается наружная реклама алкомаркета «Мавт», принадлежащего ООО «МАВТ-РИТЕЙЛ», с использованием рекламного панно, закрепленного на стене здания, занимаемого магазином №1 «Мавт». На рекламном панно присутствует наименование сети магазинов «Мавт» в совокупности со словом «алкомаркет» («Алкомаркет Мавт») со следующей текстовой информацией «Напитки со всего света», «Скидки 10% именинникам и молодоженам», а также стилизованными изображениями бутылки, бокала, грозди винограда. Данные факты отражены в акте от 08.08.2007 № 61-2007 (л.д. 62) и заявителем не оспариваются.

Отмеченные выше обстоятельства наглядно подтверждаются копиями фотографий, представленными в материалы дела (л.д. 22-23), достоверность и относимость которых к указанным выше торговым объектам заявитель не отрицает.

13.09.2007 Комиссией Челябинского УФАС России в отношении ООО «МАВТ-РИТЕЙЛ», принято решение по делу №52-2007 о признании ненадлежащей наружной рекламы алкомаркета «Мавт» с использованием натяжной рекламной конструкции (баннерная растяжка), той же натяжной рекламной конструкции в совокупности с панно рядом со зданием по ул. С. Кривой, 28, рекламного панно по адресу: г. Челябинск, ул. Российская, 196 – поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» (л.д. 24-26).

На основе решения заявителю выдано предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе от 13.09.07 (л.д. 27).

15.10.2007 заместителем руководителя Челябинского УФАС России в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении № 52-2007 по ст. 14.3 КоАП РФ за нарушение рекламораспространителем законодательства о рекламе (л.д. 31-34). Протокол составлен в присутствии представителя Общества Завьялова Д.В., действующего на основании надлежаще оформленной доверенности № 5 от 16.04.2007 (л.д. 30).

Постановлением Челябинского УФАС России от 25.10.2007 о наложении штрафа по делу № 52-2007 об административном правонарушении ООО «МАВТ-РИТЕЙЛ» привлечено к административной ответственности за ненадлежащую рекламу по ст. 14.3 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 руб. (л.д. 36-39). Дело рассмотрено с участием представителя ООО «МАВТ-РИТЕЙЛ» по доверенности №5 от 16.04.2007 Заявьлова Д.В., которому 25.10.2007 вручена копия постановления, что подтверждается соответствующей отметкой на постановлении.

ООО «МАВТ-РИТЕЙЛ», считая решение Челябинского УФАС России о привлечении к административной ответственности незаконным и необоснованным, обратилось с жалобой в арбитражный суд.

Заявитель, не отрицая факт размещения вышеописанных конструкций, вместе с тем, считает, что они не рекламируют продажу алкогольной продукции.

Определением от 11.12.2007 производство по делу приостановлено на основании п.1 ч.1 ст. 143 АПК РФ до вступления в законную силу решения Арбитражного суда по делу №А76-24866/2007-59-687 по заявлению ООО «МАВТ-РИТЕЙЛ» о признании незаконным решения Челябинского УФАС России №3888/8-9 от 13.09.2007 по делу 52-2007 (л.д. 89-91).

11.03.2008 производство по делу возобновлено (л.д. 100).

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.12.2007 по делу №76-24866/2007-59-687, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда № 118/2008-6413(1) от 26.02.2008, в удовлетворении требований ООО «МАВТ-РИТЕЙЛ» о признании незаконным решения (исх. № 3888/8 от 25.09.2007), принятого 13.09.2007 Комиссией Челябинского УФАС по делу № 52-2007, возбужденному по признакам нарушения законодательства о рекламе отказано (л.д. 94-99).

В силу ч. 3 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вышеуказанным решением арбитражного суда Челябинской области установлено соответствие решения Челябинского УФАС России от 13.09.2007 Федеральному закону «О рекламе», а также установлено, что антимонопольный орган обоснованно признал наружную рекламу алкомаркетов «МАВТ», распространенную на зданиях по ул. С. Кривой, 26 и по ул. Российской, 196 в г. Челябинске, ненадлежащей рекламой. Суд признал, что содержание наружных конструкций отвечает признакам рекламы алкогольной продукции, чем нарушены требования п.5 ч.2 ст.21 ФЗ «О рекламе».

Отношения в сфере рекламы, регулируются Федеральным законом № 38-ФЗ от 13.03.06. «О рекламе» (далее по тексту ФЗ «О рекламе»).

В соответствии с п. 1, п. 2 ст.3 ФЗ «О рекламе» рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно п.5 ч.2 ст.21 ФЗ «О рекламе», реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и распространяемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

В силу ч.4 ст.2 ФЗ «О рекламе», специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требований и ограничения.

Указанные нормы свидетельствуют, что специальные требования и ограничения, установленные Законом в отношении рекламы алкогольной продукции, распространяются также на рекламу продавцов алкогольной продукции, за исключением случая, если реклама продавца явно не относится к алкогольной продукции.

Рассматриваемые судом случаи не относятся к исключениям из общего правила, так как реклама продавца алкогольной продукции - алкомаркета «МАВТ» не является явно не относящейся к алкогольной продукции.

Административным органом правильно установлено, что распространенная с помощью рекламных конструкций информация, предназначенная для неопределенного круга лиц, призвана информировать потребителей о конкретных местах реализации алкогольной продукции ООО «МАВТ-РИТЕЙЛ» (алкомаркеты «Мавт» по указанным адресам), формировать и поддерживать их интерес к алкогольной продукции, реализуемой в магазинах «Мавт», способствовать ее реализации, и в силу пункта 1 статьи 3 Закона «О рекламе» является рекламой.

Текстовое и визуальное содержание наружных конструкций, установленных по вышеуказанным адресам, отвечает признакам рекламной информации, имеет побудительный, призывающий характер, устойчиво и однозначно позволяет вызвать интерес неопределенного круга лиц (потребителей) к реализуемой алкогольной продукции. Визуальные стилизованные изображении бутылки, бокала, грозди винограда дополнительно ассоциативно определяют вид реализуемого товара как алкогольную продукцию. Этимология используемого заявителем слова «алкомаркет» недвусмысленно ассоциирует данный объект (магазин) в восприятии потребителя как место торговли алкогольной продукцией.

Информация - алкомаркет «Мавт» - является коммерческим обозначением ООО «МАВТ-РИТЕЙЛ» и является средством индивидуализации данного юридического лица.

Обязательной информацией об изготовителе (продавце) в силу статьи 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» являются сведения о наименовании организации, месте ее нахождения, режиме работы. Данные сведения размещены при входе в магазины.

Коммерческое обозначение «алкомаркет «Мавт» в виде дополнительной вывески не является обязательным, оно содержит указание на специфику деятельности организации по продаже алкогольной продукции и служит целями идентификации продавца.

Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных частью 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», несет рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламораспространителем указанной рекламы является ООО «МАВТ-РИТЕЙЛ», как лицо, определившее способ и средство распространения рекламы.

Статьей 14.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о наличии у административного органа оснований для привлечения ООО «МАВТ-РИТЕЙЛ» к административной ответственности, поскольку факт нарушения Обществом п.5 ч.2 ст. 21 ФЗ «О рекламе» подтверждается материалами дела.

Соблюдение административным органом порядка привлечения к административной ответственности заявителем не ставится под сомнение и судом при рассмотрении дела нарушений указанного порядка не установлено.

Поскольку при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд установил, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, в удовлетворении заявленного требования, в силу положений ч.3 ст.211 КоАП РФ, должно быть отказано.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований ООО «Мавт-Ритейл», г. Челябинск  , о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 25.10.2007 по делу № 52-2007 о применении к ООО «Мавт-Ритейл» административного наказания в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу по ст.14.3. Кодекса об административных правонарушениях в размере 100 000 руб., отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда – www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа – www.fasuo.arbitr.ru.

Судья И. К. Катульская