АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Решение
г. Челябинск
03 февраля 2022 года Дело № А76-25258/2021
Решение в полном объеме изготовлено 03 февраля 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 31 января 2022 года
Судья Арбитражного суда Челябинской области Худякова В.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пьянковым Д.К.., рассмотрев в судебном заседании в помещении Арбитражного суда Челябинской области по адресу: г. Челябинск, ул. Воровского, д. 2, кабинет № 424, дело по заявлению
акционерного общества «Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания – Челябинск», ОГРН 1187456012886, г. Челябинск,
к Главному управлению «Государственная жилищная инспекция Челябинской области», ОГРН 1147451012400, г. Челябинск,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Абсолют», г. Челябинск,
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
в судебном заседании приняли участие:
Представитель заявителя: Косова Юлия Вячеславовна (личность установлена по паспорту, копия доверенности в материалах дела).
Представитель ответчика: Хальфин Дмитрий Айратович (личность установлена по служебному удостоверению, копия доверенности в материалах дела).
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания – Челябинск» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» (далее – ответчик. Административный орган) о признании незаконным и отмене постановления №104 от 05 апреля 2021 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) , в виде наложения административного штрафа в размере 5 000 руб.
Судом на основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: привлечено Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Абсолют», г. Челябинск,
Заявитель, оспаривая постановление о привлечении к административной ответственности, считает, что административным органом неверно определено лицо, являющееся субъектом правонарушения. Как следует из акта проверки было установлено, что горячее водоснабжение МКД по улице Вагнера 72 А осуществляется из группового бойлера, размещенного в административном здании по улице Вагнера 78 А через наружно проложенный трубопровод протяженностью около 50 метров. Наружный трубопровод находится в аварийном состоянии. отсутствует теплоизоляция, имеет место наличие не герметичности. Сведения о принадлежности данного участка трубопровода отсутствуют . Из ответа ООО «Уралэнергосбыт» следует, что МКД запитан от группового бойлера и является бесхозяйным объектом; сети ГВС, расположенные после группового бойлера . относятся к внутридомовым сетям и должны обслуживаться организацией. осуществляющей управлении и обслуживание данного МКД.
Кроме того, считает, что при вынесении постановления не учтено, что в городе Челябинске нормативно предусмотрена и фактически действует нецентрализованная система горячего водоснабжения. В эксплуатационной ответственности АО «УСТЭК-Челябинск» отсутствуют трубопроводы горячего водоснабжения. В случае предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием общего имущества собственников помещений многоквартирного дома; исполнителем такой коммунальной услуги является организация , осуществляющая управление многоквартирным домом.
Главным управлением «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» требования отклонены, ссылаясь на то, что Обществом совершено административное правонарушение в связи, с чем оно привлечено к административной ответственности, наличие события правонарушения подтверждено материалами административного дела, порядок административного производства, предусмотренный ст. 25.1 КоАП РФ соблюден.Считает, что вывод о наличии в действиях заявителя вменяемого ему административного правонарушения подтверждается действующей судебной практикой Арбитражного суда Челябинской области, например, решением от 31.12.2019 г. по делу № А76-43665/2019, оставленным без изменения Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом и Арбитражным судом Уральского округа, решением от 03.12.2019 г. по делу № А76-27069/2019, оставленным без изменения Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом и Арбитражным судом Уральского округа.Несоблюдение АО «УСТЭК-Челябинск» требования Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 привело к нарушению требований, предъявляемых к нормативному уровню и режиму обеспечения предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, а также, исследовав все материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства:
На основании обращения собственника помещения в многоквартирном доме №72А по ул. Вагнера г. Челябинска административным органом по распоряжению от 05.02.2021 № 21-473 465 проведена проверка в отношении общества «Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания – Челябинск»
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.12.2018 №1129 АО «УСТЭК-Челябинск» присвоен статус единой теплоснабжающей организации в городе Челябинске.
В ходе проведенной проверки установлено, что коммунальная услуга горячего водоснабжения в квартирах вышеуказанного дома не оказывалась с 22.01.2021 по 04.02.2021 в связи с аварийным состоянием участка наружного трубопровода горячего водоснабжения, проложенного от группового бойлера, размещенного в административном здании 78А по ул. Вагнера через централизованные сети инженерно-технического обеспечения дома №72А.
По результатам проведенной проверки в отношении Заявителя составлен протокол №21-473 465 от 09.02.2021 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ.
Постановлением № 104 от 05.04.2021 . АО «УСТЭК-Челябинск» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, а также наложен административный штраф в размере 5 000 рублей.
Считая, что постановление о привлечении Акционерного общества «Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания – Челябинск» к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.23 КоАП РФ является незаконным , заявитель обратился в суд с настоящим требованием
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из этой нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
В силу статьи 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении действия (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг. Участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (статья 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
На основании части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или
товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным
специализированным потребительским кооперативом договоров с
ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила) регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В силу пункта 2 Правил под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). В свою очередь, исполнитель -это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы пли индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Подпункт «а» пункта 31 Правил устанавливает обязанность исполнителя предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами.
В соответствии с п. 4 и раздела II Правил, горячее водоснабжение обеспечивается круглосуточно, бесперебойно.
Как следует из обстоятельств дела, в соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.12.2018 № 1129 АО «УСТЭК-Челябинск» присвоен статус единой теплоснабжающей организации в г. Челябинске, а также в силу фактически сложившихся взаимоотношений с гражданами-потребителями заявитель является лицом, реализующим им за плату коммунальную услугу по горячему водоснабжению, в связи, с чем АО «УСТЭК-Челябинск» является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Субъектом указанного правонарушения является лицо, которое в результате реализации предоставленных ему полномочий допустило виновные противоправные действия (бездействие), повлекшие нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Следовательно, АО "УСТЭК-Челябинск" является субъектом административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ.
Факт нарушения обществом пункта 4 Приложения 1 Правил, то есть отсутствие бесперебойного круглосуточного предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения с 22.01.2021 по 04.02.2021 установлен материалами дела.
Таким образом, АО «УСТЭК-Челябинск» совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины юридического лица в совершении административного правонарушения был исследован административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Согласно постановлению о привлечении к административной ответственности Акционерным обществом «УСТЭК-Челябинск» не обеспечено выполнение обязательных требований в части допустимого срока отключения горячей воды в жилых домах, установленного Правилами № 170, Правилами № 354 и нормами СанПиН 2.1.4.2496-09, тогда как названное общество имело возможность для соблюдения требований вышеуказанных нормативных актов, однако им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств существования обстоятельств непреодолимой силы или вины самих потребителей, наличие которых является единственным основанием для освобождения исполнителя от ответственности за несоблюдение нормативного уровня коммунальных услуг, в деле не имеется.
Доводы Заявителя о том, что Главным управлением при вынесении оспариваемого постановления не была учтена действующая в г. Челябинске системы теплоснабжения, являются необоснованными в силу того, что Правила не ставят качество коммунальных услуг в зависимость от той или иной системы обеспечения подачи коммунального ресурса; требования Правил № 354 едины для лиц, участвующих в процессе предоставления коммунальных услуг гражданам.. В соответствии с Правилами N 354 при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах необходимых потребителю.
При этом судом установлено, что порядок и сроки привлечения общества к административной ответственности не нарушены; штраф назначен в минимальных размерах санкции статьи 7.23 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации и арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течении десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда httр://www.18aas.аrbitr.ru.
Судья В.В. Худякова