РђР Р‘РТРАЖНЫЙ РЎРЈР” ЧЕЛЯБРРќРЎРљРћР™ ОБЛАСТР
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
РЕШЕНРР•
г. Челябинск
27 июня 2016 года                                                     Дело № А76-25514/2015
Резолютивная часть решения оглашена           20 июня 2016 года
Решение в полном объеме изготовлено           27 июня 2016 года
Арбитражный суд Челябинской области в составесудьи               Наконечной О.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Любой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
общества с ограниченной ответственностью «Центр управления проектами», г. Челябинск (ОГРН <***>)
к администрации города Челябинска, г. Челябинск (ОГРН <***>)
комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, г. Челябинск (ОГРН <***>)
обществу с ограниченной ответственностью «КПД Заказчик», г.Челябинск (ОГРН <***>)
РїСЂРё участии РІ деле РІ качестве третьих лиц, РЅРµ заявляющих самостоятельных требований относительно предмета СЃРїРѕСЂР°: открытого акционерного общества «Южно – Уральская Корпорация жилищного строительства Рё ипотеки», Рі. Челябинск; общества СЃ ограниченной ответственностью «Новый РґРѕРјВ», Рі. Челябинск; общества СЃ ограниченной ответственностью «Агентство «ЛРРљВ», Рі. Челябинск; общества СЃ ограниченной ответственностью «Созидание», Рі. Челябинск; общества СЃ ограниченной ответственностью «Метчелстрой», Рі. Челябинск; Управления Федеральной антимонопольной службы РїРѕ Челябинской области, Рі. Челябинск
о признании недействительными действий, выразившихся в протоколе от 20.08.2015 № 113 рассмотрения заявок на участие в аукционе, договора от 04.09.2015 о комплексном освоении территории и договора от 04.09.2015 УЗ № 013984-К-2015 аренды земельного участка, а также о применении последствий недействительности сделок
при участии в заседании:
заявителя: Р¤РРћ1 - представителя РїРѕ доверенности РѕС‚ 24.12.2014,в„–142/ЦУП/2014 паспорт;
заинтересованных лиц:
общества СЃ ограниченной ответственностью «КПД Заказчик»: Р¤РРћ2 – представителя РїРѕ доверенности РѕС‚ 01.12.2015, паспорт;
комитета РїРѕ управлению имуществом Рё земельным отношениям РіРѕСЂРѕРґР° Челябинска: Р¤РРћ3 – представителя РїРѕ доверенности РѕС‚ 24.02.2016 в„– 4456, удостоверение;
третьих лиц:
акционерного общества «Южно – Уральская Корпорация жилищного строительства Рё ипотеки»: Р¤РРћ4 – представителя РїРѕ доверенности РѕС‚ 11.01.2016 в„–6, паспорт;
общества СЃ ограниченной ответственностью «Метчелстрой»: Р¤РРћ5 – представителя РїРѕ доверенности РѕС‚ 28.08.2015 в„– 74РђРђ 2677791, паспорт,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
общество с ограниченной ответственностью «Центр управления проектами» (далее – ООО «ЦУП») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением;
Рѕ признании незаконными действий комитета РїРѕ управлению имуществом Рё земельным отношениям РіРѕСЂРѕРґР° Челябинска (далее – РљРЈРРёР—Рћ) РїРѕ отказу РІ РґРѕРїСѓСЃРєРµ заявителя Рє участию РІ аукционе РїРѕ лоту в„– 1 Рё принятию решения Рѕ заключении СЃ обществом СЃ ограниченной ответственностью «КПД Заказчик» (далее - РћРћРћ «КПД Заказчик») РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° Рѕ комплексном освоении территории РІ целях строительства жилья экономического класса РїРѕ лоту в„– 1, выразившихся РІ протоколе РѕС‚ 20.08.2015 в„– 113 рассмотрения заявок РЅР° участие РІ аукционе;
о признании недействительным договора между администрацией города Челябинска (далее – Администрация) и ООО «КПД Заказчик» от 04.09.2015 о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса и применении последствий недействительности сделки;
Рѕ признании недействительным РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° между РљРЈРРёР—Рћ Рё РћРћРћ «КПД Заказчик» РѕС‚ 04.09.2015 В В РЈР— в„– 013984-Рљ-2015  аренды земельного участка для комплексного освоения территории РІ целях строительства жилья экономического класса Рі.Челябинска Рё применении последствий недействительности сделки (СЃ учетом изменения оснований заявленных требований РѕС‚ 04.02.2016, которое СЃ соблюдением положений статьи 49 РђРџРљ Р Р¤ принято арбитражным СЃСѓРґРѕРј; С‚. 7 Р».Рґ. 1-7).
В обоснование заявления указано, что оспариваемые действия и сделки совершены в противоречие законодательству Российской Федерации, нарушают права и законные интересы заявителя в экономической сфере.
ООО «КПД Заказчик» представило отзыв на заявление от 03.12.2015 и дополнение к отзыву от 10.06.2016, в которых требования заявителя считает неправомерными (т.1 л.д. 90; т.8 л.д. 20, 21).
РљРЈРРёР—Рћ представил возражения заявление РѕС‚ 15.12.2015, РІ котором СЃ требования заявителя находит безосновательными (С‚.1 Р».Рґ. 91-92).
Администрация представила отзыв на заявление от 18.01.2016, в котором просит отказать в удовлетворении требований ООО «ЦУП» (т.2 л.д. 17-21).
РќР° основании статьи 51 РђРџРљ Р Р¤ определениями СЃСѓРґР° РѕС‚ 15.12.2015, РѕС‚ 19.01.2016, РѕС‚ 11.05.2016 Рє участию РІ деле РІ качестве третьих лиц РЅРµ заявляющих самостоятельных требований относительно предмета СЃРїРѕСЂР°, привлечены акционерное общество «Южно – Уральская Корпорация жилищного строительства Рё ипотеки» (далее – РћРћРћ «ЮУ РљР–РЎРВ»); общество СЃ ограниченной ответственностью «Новый РґРѕРјВ» (далее – РћРћРћ «Новый РґРѕРјВ»); общество СЃ ограниченной ответственностью «Агентство «ЛРРљВ» (далее - РћРћРћ «Агентство «ЛРРљВ»); общество СЃ ограниченной ответственностью «Созидание» (далее - РћРћРћ «Созидание»); общество СЃ ограниченной ответственностью «Метчелстрой» (далее – РћРћРћ «Метчелстрой»); Управления Федеральной антимонопольной службы РїРѕ Челябинской области (далее -  Челябинское УФАС Р РѕСЃСЃРёРё).
РђРћ «ЮУ РљР–РЎРВ» представило отзыв РЅР° заявление РѕС‚ 15.01.2016 (С‚.2 Р».Рґ. 6-7) Рё дополнение Рє отзыву РѕС‚ 18.02.2016 (С‚.7 Р».Рґ. 28-31), РІ которых требования заявителя считает РЅРµ подлежащими удовлетворению.
ООО «Метчелстрой» представило отзыв на заявление от 04.04.2016 № 167-16, в котором просит отказать в удовлетворении заявленных требований (т.7 л.д. 52-56).
Челябинское УФАС России представило мнение на заявление от 08.06.2016 № 7321/07, в котором разделяет позицию заявителя (т.8 л.д. 30-32).
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали позиции, изложенные ими в заявлении и в отзывах, в возражениях, во мнении на заявление соответственно.
РћРћРћ «Новый РґРѕРјВ», РћРћРћ «Агентство «ЛРРљВ» Рё РћРћРћ «Созидание» мнения РїРѕ СЃРїРѕСЂСѓ.
Администрация, РћРћРћ «Новый РґРѕРјВ», РћРћРћ «Агентство «ЛРРљВ» Рё РћРћРћ «Созидание», Челябинское УФАС Р РѕСЃСЃРёРё СЏРІРєСѓ СЃРІРѕРёС… представителей РІ судебное заседание 20.06.2016 РЅРµ обеспечили, Рѕ времени Рё месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом посредством направления РІ РёС… адрес РєРѕРїРёР№ определений заказными письмами СЃ уведомлениями (С‚.7 Р».Рґ.42, С‚.8 Р».Рґ. 1,2,4,8,15), Р° также размещения данной информации РЅР° официальном сайте СЃСѓРґР°, ссылка РЅР° который имеется РІ определениях СЃСѓРґР° (С‚.8 Р».Рґ.59).
О надлежащем извещении Администрации свидетельствует также явка ее представителя в судебное заседание 15.12.2015, 19.01.2016, 05.04.2016 и соответствующие судебные расписки (т.1 л.д. 103, т.2 л.д.161, т.7 л.д.59).
О надлежащем извещении Челябинского УФАС России свидетельствуют также  ходатайство указанного лица от 10.06.2016 № 7443/07 о рассмотрении спора в отсутствие представителя (т.8 л.д.47).
РќР° основании статьи 156 РђРџРљ Р Р¤ судебное заседание проведено РІ отсутствие представителей Администрации,РћРћРћ «Новый РґРѕРјВ», РћРћРћ «Агентство «ЛРРљВ», РћРћРћ «Созидание» Рё Челябинского УФАС Р РѕСЃСЃРёРё.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд считает заявление ООО «ЦУП»подлежащим удовлетворению по следующим мотивам.
Как следует РёР· материалов дела, РІ соответствии СЃ пунктом 1 распоряжения Администрации РѕС‚ 22.07.2015 в„– 7915 РљРЈРР—Рћ поручено организовать проведение аукциона РЅР° право заключения РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° Рѕ комплексном освоении территории РІ целях строительства жилья экономического класса земельного участка площадью 274 257 РєРІ.Рј, кадастровый номер 74:36:0000000:48351, расположенного РїРѕ адресу: Рі. Челябинск, <...> (С‚.2 Р».Рґ. 22).
РќР° официальном сайте РІ сети В«Рнтернет» для размещения информации Рѕ проведении торгов – www.torgi.gov.ru, 23.07.2015 опубликовано извещение Рѕ проведении аукциона (извещение в„– 230715/0123135/01, лот 1) (С‚.2 Р».Рґ. 27-30).
В соответствии с извещением о проведении торгов дата начала приема заявок на участие в торгах – 24.07.2015, дата окончания приема заявок на участие в торгах – 19.08.2015, дата проведения Аукциона 24.08.2015.
Начальная цена предмета аукциона (цена за 1 кв.м общей площади жилых помещений) составляет 35 000,00 руб. Срок аренды земельного участка - 5 лет.
ООО «ЦУП» 19.08.2015 подало заявку на участие в аукционе на право заключения договора о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса земельного участка, площадью 274 257 кв.м, кадастровый номер 74:36:0000000:48351, расположенного по адресу: г. Челябинск, <...> (т.2 л.д. 54-157).
К заявлению приложены, в том числе: копии разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию в количестве 25 штук (т.2 л.д. 63-112) .
На основании протокола от 20.08.2015 № 113 рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договоров о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, договора об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, по лоту № 1 ООО «ЦУП» отказано в допуске к участию в аукционе по причине несоответствия требованиям к участникам аукциона, указанным в пункте 1.1. извещения о проведении аукциона (т.2 л.д. 31-33, 35).
Согласно указанному протоколу единственным участником, допущенным к аукциону на право заключения договоров о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, договора об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, по лоту № 1, явилось ООО «КПД Заказчик», являющееся стороной простого товарищества «Патриот».
Аукцион признан несостоявшимся РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ признанием участником аукциона только РѕРґРЅРѕРіРѕ заявителя. РћРћРћ «КПД Заказчик», являющееся стороной простого товарищества «Патриот», РЅРµ ранее чем через десять дней СЃРѕ РґРЅСЏ размещения РЅР° официальном сайте РІ сети В«Рнтернет» протокола рассмотрения заявок, РЅРѕ РЅРµ позднее чем через тридцать дней СЃРѕ РґРЅСЏ её размещения вправе заключить РґРѕРіРѕРІРѕСЂ Рѕ комплексном освоении территории РІ целях строительства жилья экономического класса.
На основании протокола от 20.08.2015 № 113 с ООО «КПД Заказчик» заключены:
договор от 04.09.2015 о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса в Челябинской области, г. Челябинске, <...> на земельном участке из земель населенных пунктов с кадастровым номером 74:36:0000000:48351, площадью 274 257,00 кв. м, с разрешенным использованием - для комплексного освоения территории в целях жилищного строительства (т.1 л.д.24-29);
договор от 04.09.2015  УЗ № 013984-К-2015 аренды земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 74:36:0000000:48351, площадью 274 257,00 кв. м, с разрешенным использованием - для комплексного освоения территории в целях многоэтажного жилищного строительства (т.1 л.д.30-33).
РќРµ согласившись СЃ вышеуказанными действиями РљРЈРРёР—Рћ Рё данными сделками, полагая, что последние нарушают права Рё законные интересы заявителя РІ экономической сфере, РћРћРћ «ЦУП» обратилось РІ арбитражный СЃСѓРґ СЃ настоящим заявлением, РІ частности, СЃ соблюдением СЃСЂРѕРєР°, установленного частью 4 статьи 198 РђРџРљ Р Р¤,
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 46.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) комплексное освоение территории в целях строительства жилья экономического класса осуществляется в соответствии с договором о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, заключенным в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящей статьей, и включает в себя:
1) подготовку документации по планировке территории (при отсутствии такой документации);
2) образование земельных участков в границах этой территории;
3) строительство на земельных участках в границах этой территории многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки и (или) объектов индивидуального жилищного строительства при условии, что все жилые помещения в многоквартирных домах, жилых домах блокированной застройки и (или) все объекты индивидуального жилищного строительства либо определенный в соответствии с частью 6 настоящей статьи их минимальный объем соответствуют условиям отнесения к жилью экономического класса и подлежат передаче или продаже по договорам участия в долевом строительстве жилья экономического класса, договорам купли-продажи жилья экономического класса гражданам, имеющим право на приобретение жилья экономического класса, и (или) по государственным и (или) муниципальным контрактам, если заключение государственных и (или) муниципальных контрактов предусмотрено договором о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса;
4) строительство на земельных участках в границах этой территории иных объектов в соответствии с документацией по планировке территории, в том числе объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур.
Договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса заключается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка для комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса, с победителем аукциона на право заключения данного договора или лицом, имеющим право заключить данный договор в соответствии с частями 24 - 27 статьи 46.7 настоящего Кодекса (часть 2 статьи 46.6 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 46.7 ГрК РФ решение о проведении аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договора о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса (далее также в настоящей статье - аукцион) принимается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на заключение данных договоров в соответствии с настоящим Кодексом.
Организатором аукциона наряду с исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления, указанными в части 1 настоящей статьи, может являться специализированная организация, действующая на основании договора с указанными органами (часть 2 статьи 46.7 ГрК РФ).
По результатам проведения торгов на право заключения договора о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса одновременно заключаются договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса и договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и указанного в извещении о проведении аукциона (часть 28 статьи 46.7 ГрК РФ).
Частью 12 статьи 46.7 ГрК РФ установлен исчерпывающий перечень документов, которые представляют заявители для участия в аукционе:
1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме. В случае, если установлено требование об обеспечении заявки на участие в аукционе, в заявке должны быть указаны банковские реквизиты счета для возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе;
2) документы, указанные в частях 6 и 7 статьи 46.8 настоящего Кодекса;
3) документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, в случае, если установлено требование об обеспечении заявки на участие в аукционе.
Согласно части 13 статьи 46.7 ГрК РФ организатор аукциона не вправе требовать представление документов, которые не указаны в части 12 названной статьи.
Частью 17 статьи 46.7 ГрК РФ установлено, что заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях:
1) непредставление определенных в части 12 названной статьи документов или представление недостоверных сведений;
2) непоступление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе в случае, если установлено требование об обеспечении заявки на участие в аукционе;
3) подача заявки на участие в аукционе лицом, которое не соответствует установленным статьей 46.8 настоящего Кодекса требованиям к участникам аукциона.
В соответствии с частью 18 статьи 46.7 ГрК РФ отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, которые не предусмотрены частью 17 названной статьи, не допускается.
К участникам аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, за исключением случаев определения иных требований к участникам аукциона Правительством Российской Федерации, предъявляются согласно части 1 статьи 46.8 ГрК РФ следующие обязательные требования:
1) осуществление юридическим лицом деятельности в качестве застройщика не менее чем три года при условии, что совокупный объем ввода многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки, объектов индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, составляет не менее чем минимальный объем ввода многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки, объектов индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, установленный в соответствии с частью 4 или 5 настоящей статьи и предусмотренный извещением о проведении аукциона;
2) наличие у юридического лица полученного в соответствии с настоящим Кодексом свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, строительство которых предусмотрено договором об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договором о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, право на заключение которых является предметом аукциона;
3) непроведение ликвидации юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о введении внешнего управления или продлении его срока, о признании юридического лица несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства на день подачи заявки на участие в аукционе;
4) неприостановление деятельности юридического лица в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в аукционе;
5) отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и в реестре недобросовестных застройщиков, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», сведений о юридическом лице (в том числе об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа юридического лица) в части исполнения им обязательств, предусмотренных контрактами или договорами, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства или организации таких строительства, реконструкции и капитального ремонта либо приобретение у юридического лица жилых помещений;
6) соблюдение юридическим лицом нормативов оценки финансовой устойчивости его деятельности, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
7) отсутствие у юридического лица недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника аукциона, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Заявитель считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном законодательством Российской Федерации порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в аукционе не принято;
8) отсутствие у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере строительства, реконструкции объектов капитального строительства или организации таких строительства, реконструкции и административного наказания в виде дисквалификации.
Минимальный объем ввода многоквартирных домов или жилых домов блокированной застройки в эксплуатацию при проведении аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса определяется как максимальная площадь многоквартирного дома или жилого дома блокированной застройки, которые могут быть построены на предоставляемом по результатам такого аукциона земельном участке в соответствии с максимальными значениями предельных параметров разрешенного строительства, предусмотренных градостроительным регламентом (часть 4 статьи 46.8 ГрК РФ).
Минимальный объем ввода многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки и (или) объектов индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию при проведении аукциона на право заключения договора о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса определяется как отношение максимальной площади многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки и (или) объектов индивидуального жилищного строительства, которые могут быть построены в границах территории, подлежащей комплексному освоению, в соответствии с максимальными значениями предельных параметров разрешенного строительства, предусмотренных градостроительным регламентом, к сроку, на который заключается данный договор (часть 5 статьи 46.8 ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 46.8 ГрК РФ в целях подтверждения выполнения предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 указанной статьи требований к участникам аукциона заявители представляют в установленный извещением о проведении аукциона срок копии разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, копии актов приемки объектов капитального строительства (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство) за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, копии документов, подтверждающих ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, по установленной в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» форме федерального статистического наблюдения.
Указанное требование также установлено в пункте 4.1 раздела «Требования к участникам аукциона» извещения о проведении Аукциона.
Согласно пункту 1.1. раздела «Требования к участникам аукциона» в извещении о проведении Аукциона установлено, что претендент (участник аукциона) должен предоставить доказательства, осуществления юридическим лицом деятельности в качестве застройщика не менее чем три года при условии, что совокупный объем ввода многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки, объектов индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, составляет не менее чем минимальный объем ввода многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки, объектов индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, предусмотренный извещением о проведении аукциона (164 000 кв.м).
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договоров о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, договора об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, по лоту № 1 от 20.08.2015 № 113 и уведомлению от 21.08.2015 единственным основанием недопуска ООО «ЦУП» к участию в аукционе по лоту № 1 явилось несоответствие поданной заявителем заявки требованиям, указанным в пункте 1.1. извещения о проведении аукциона – не предоставлены доказательства осуществления ООО «ЦУП» деятельности в качестве застройщика не менее, чем три года, при условии, что совокупный объем ввода многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки, объектов индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, составляет не менее 164000 кв.м (т.2 л.д. 31-33, 35).
Однако, согласно материалам настоящего дела при подаче 19.08.2015 ООО «ЦУП»заявки на участие в аукционе на право заключения договора о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса земельного участка, площадью 274 257 кв.м, кадастровый номер 74:36:0000000:48351, расположенного по адресу: г. Челябинск, <...>, к заявлению были приложены 25 копий разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию (т.2 л.д. 63-112).
Согласно данным разрешениям на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию общая площадь введенных ООО «ЦУП» в эксплуатацию многоквартирных домов за последние три года составляет 214 996 кв.м.
Довод ответчиков о том, что необходимо учитывать только площадь жилых помещений, введённых в эксплуатацию за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в многоквартирных домах, жилых домах блокированной застройки, объектов индивидуального жилищного строительства, по мнению суда, противоречит законодательству Российской Федерации.
Так, согласно пункту 1 части 1 статьи 46.8 ГрК РФ к участникам аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса предъявляются следующие обязательные требования, в частности:
осуществление юридическим лицом деятельности в качестве застройщика не менее чем три года при условии, что совокупный объем ввода многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки, объектов индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, составляет не менее чем минимальный объем ввода многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки, объектов индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, установленный в соответствии с частью 4 или 5 настоящей статьи и предусмотренный извещением о проведении аукциона.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 46.8 ГрК РФ в целях подтверждения выполнения предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 указанной статьи требований к участникам аукциона заявители представляют в установленный извещением о проведении аукциона срок копии разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, копии актов приемки объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдаётся в целом на объект капитального строительства, в соответствии с разрешением на строительство, и не выдаётся отдельно по жилым и нежилым помещениям, объединённых одной конструктивной системой здания.
На основании пункта 10 статьи 1 ГрК РФ объектом капитального строительства являются - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Таким образом, СЃСѓРґ считает, что действия РљРЈРРёР—Рћ РїРѕ исключению РїСЂРё рассмотрении заявки ООО «ЦУП» РЅР° участие РІ аукционе РЅР° право заключения РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° Рѕ комплексном освоении территории РІ целях строительства жилья экономического класса земельного участка, площадью 274 257 РєРІ.Рј, кадастровый номер 74:36:0000000:48351, расположенного РїРѕ адресу: Рі. Челябинск, <...>, лот в„– 1, РёР· общей площади, указанной РІ разрешениях РЅР° РІРІРѕРґ объектов капитального строительства РІ эксплуатацию(многоквартирных РґРѕРјРѕРІ) Р·Р° последние три РіРѕРґР°, предоставленных заявителем (214 996 РєРІ.Рј) площадей, занятых нежилыми помещениями, являются неправомерными.
РљСЂРѕРјРµ того, решением Челябинского УФАС Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 07.09.2015 РїРѕ делу в„– 39-07/18.1/15 рассмотрена жалоба РђРћ «ЮУ РљР–РЎРВ» РЅР° неправомерные действия РљРЈРРёР—Рћ РїСЂРё организации Рё проведении аукциона РЅР° право заключения РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° Рѕ комплексном освоении территории РІ целях строительства жилья экономического класса земельного участка, расположенного РїРѕ адресу: Рі. Челябинск, <...>, извещение в„– 230715/0123135/01, лот 2 (С‚.7 Р».Рґ. 8-12).
Пунктом 1.3. решения Челябинского УФАС России от 07.09.2015 по делу № 39-07/18.1/15 установлено:
«Довод заявителя о неправомерном допуске к участию в торгах ООО «ЦУП» ввиду отсутствия в составе заявки документов, подтверждающих необходимый объем ввода многоквартирных домов в эксплуатацию, отклонен Комиссией Челябинского УФАС России по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 46.8 ГрК РФ в целях подтверждения выполнения предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 указанной статьи требований к участникам аукциона заявители представляют в установленный извещением о проведении аукциона срок копии разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, копии актов приемки объектов капитального строительства (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство) за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, копии документов, подтверждающих ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, по установленной в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» форме федерального статистического наблюдения.
Указанное требование также установлено в пункте 4.1 раздела «Требования к участникам аукциона» извещения о проведении Аукциона.
ООО «ЦУП» (застройщик) является лицом, осуществляющим строительство - генеральным подрядчиком, в связи с чем акты приемки объектов капитального строительства не оформлялись, следовательно, копии таких актов не представлены в составе заявки.
При этом проектные декларации, представленные заявителем при рассмотрении дела, не свидетельствуют о том, что ООО «ЦУП» не является лицом, осуществляющим строительство - генеральным подрядчиком.
Довод заявителя о том, что копии документов, подтверждающих ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, за 2014 год, представленные ООО «ЦУП» в составе заявки на участие в торгах, не соответствуют форме федерального статистического наблюдения, не может быть принят во внимание Комиссией антимонопольного органа, поскольку на указанных документах стоит отметка о принятии их Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области, в связи с чем у организатора торгов отсутствовали основания для принятия решения об отказе в допуске к участию в торгах данному участнику.».
Решение Челябинского УФАС России от 07.09.2015 по делу № 39-07/18.1/15 являлось предметом рассмотрения в Арбитражном суде Челябинской области в рамках дела № А76-24481/2015.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 10.05.2016 по делу № А76-24481/2015 решение Челябинского УФАС России от 07.09.2015 по делу № 39-07/18.1/15 признано правомерным.
Также в постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2016 по делу № А76-24481/2015 установлено, что:
«Вместе с тем, в пункте 1.1 раздела «Требования к участникам аукциона» извещения о проведении торгов установлен минимальный объем ввода многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки, объектов индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, рассчитанный не в соответствии с частью 5 статьи 46.8 ГрК РФ, а в размере минимальной общей площади жилых помещений, соответствующих условиям отнесения к жилью экономического класса и подлежащих продаже или передаче на условиях, предусмотренных договором об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договором о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, право на заключение которых является предметом аукциона, установленной во исполнение пункта 6 части 8 статьи 46.7 ГрК РФ.
Указанные действия организатора торгов привели к несоблюдению порядка рассмотрения заявок на участие в торгах на предмет соответствия их требованиям, установленным статьей 46.8 ГрК РФ.
Таким образом, РљРЈРР—Рћ нарушен РїРѕСЂСЏРґРѕРє организации Рё проведения торгов, установленный пунктом 1 части 1, частью 5 статьи 46.8 ГрК Р Р¤.
Довод заявителя о том, что указанные расчеты произведены на основании информации, представленной главным управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска, не может быть принят во внимание, поскольку указанные обстоятельства не освобождают организатора торгов от обязанности утвердить извещение о проведении торгов, содержащее сведения соответствии с требованиями статьи 46.8 ГрК РФ.».
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Следовательно, факты, которые входили в предмет доказывания, исследованы и затем отражены в судебных актах по ранее рассмотренному делу, приобретают качество достоверности и не подлежат переоценке до тех пор, пока не отменены или не изменены такие судебные акты.
РљСЂРѕРјРµ того, согласно заключению Челябинского УФАС Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 20.04.2016 РѕР± обстоятельствах дела в„– 102-07/15, действия РљРЈРРёР—Рћ РїРѕ утверждению извещения Рѕ проведении торгов РЅР° право заключения РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° Рѕ комплексном освоении территории РІ целях строительства жилья экономического класса земельного участка, расположенного РїРѕ адресу: Рі. Челябинск, <...>, извещение в„– 230715/0123135/01, лот 1, которым установлены требования Рє участникам аукциона Рѕ минимальном объёме РІРІРѕРґР° многоквартирных РґРѕРјРѕРІ, жилых РґРѕРјРѕРІ блокированной застройки, объектов индивидуального жилищного строительства РІ эксплуатацию, рассчитанном РЅРµ РІ соответствии СЃ частями 4, 5 статьи 46.8 ГрК Р Р¤, РјРѕРіСѓС‚ привести Рє недопущению, ограничению или устранению конкуренции РїСЂРё проведении торгов, РІ том числе РІРІРёРґСѓ сокращения количества участников торгов Рё неправильного определения победителя торгов, что противоречит частям 1, 2 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» (С‚.8 Р».Рґ. 24-29).В
Данный вывод Челябинского УФАС России от 20.04.2016 об обстоятельствах дела № 102-07/15 подтверждается отказом в допуске ООО «ЦУП» к участию в аукционе по лоту № 1 только по указанным выше основаниям.
Таким образом, требованиеООО «ЦУП» Рѕ признании незаконными действий РљРЈРРёР—Рћ РїРѕ отказу РІ РґРѕРїСѓСЃРєРµ РћРћРћ «ЦУП» Рє участию РІ аукционе РїРѕ лоту в„– 1 (протокол рассмотрения заявок РЅР° участие РІ аукционе РЅР° право заключения РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІВ Рѕ комплексном освоении территории РІ целях строительства жилья экономического класса, РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° РѕР± освоении территории РІ целях строительства жилья экономического класса РѕС‚ 20.08.2015 в„– 113), подлежит удовлетворению.
Кроме того, ООО «ЦУП» в дополнении к заявлению ссылается на нарушение заинтересованными лицами порядка проведения торгов на право заключения договора о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса земельного участка, расположенного по адресу: г. Челябинск, <...>, извещение № 230715/0123135/01, лот 1.
Согласно части 9 статьи 46.7 ГрК РФ организатор аукциона обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения указанного в этом извещении земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
Организатором торгов извещение о проведении Аукциона опубликовано в газете «Вечерний Челябинск» 29.07.2015 при условии, что дата проведения Аукциона - 24.08.2015.
Кроме того, извещение о проведении Аукциона, опубликованное в газете «Вечерний Челябинск», не содержит сведений, подлежащих указанию в извещении в соответствии с пунктами 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17 части 8 статьи 46.7 ГрК РФ.
Таким образом, организатором торгов в нарушение части 9 статьи 46.7 ГрК РФ осуществлена публикация извещения в печатном издании менее, чем за тридцать дней до дня проведения аукциона, которое также не содержало обязательных сведений, предусмотренных действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 5 части 8 статьи 46.7 ГрК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать место, дату, время и порядок проведения аукциона.
В извещении о проведении Аукциона, размещенном на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru и утвержденном организатором торгов (далее - извещение о проведении Аукциона), указано, что порядок проведения торгов регламентируется статьей 46.7 ГрК РФ. Вместе с тем, ссылка на данную норму не исключает обязанность организатора торгов указать в извещении о проведении торгов обязательные сведения о порядке проведения аукциона, предусмотренные градостроительным законодательством.
Таким образом, организатором торгов в нарушение пункта 5 части 8 статьи 46.7 ГрК РФ в извещении о проведении торгов не указана информация о порядке проведения аукциона.
В соответствии с пунктом 10 части 8 статьи 46.7 ГрК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать форму заявки на участие в аукционе, порядок приема заявок, адрес места приема заявок, даты и время начала и окончания приема заявок на участие в аукционе.
Рзвещение Рѕ проведении Аукциона РЅРµ содержит сведений Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ приема заявок, РІ том числе сведений Рѕ перечне документов, представляемых для участия РІ торгах, РІ соответствии СЃ частью 12 статьи 46.7 ГрК Р Р¤; РїРѕСЂСЏРґРєР° возврата заявки, поступившей после истечения СЃСЂРѕРєР° приема заявок, отзыва заявки, оформления заявок.
В нарушение части 12 статьи 46.7 ГрК РФ извещение о проведении торгов не содержит требования к претендентам на участие в торгах о представлении в составе заявки документов, подтверждающих внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе при условии, что организатором торгов установлено требование об обеспечении заявки на участие в аукционе.
Таким образом, извещение о проведении торгов не соответствует пункту 10 части 8 статьи 46.7 ГрК РФ.
В соответствии с пунктом 11 части 8 статьи 46.7 ГрК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, банковские реквизиты счета организатора аукциона для перечисления указанных денежных средств, если решением о проведении аукциона предусмотрено требование об обеспечении заявки на участие в аукционе.
РР· содержания пункта 2 части 7 статьи 46.7 ГрК Р Р¤ следует, что денежные средства РІ качестве обеспечения заявки РЅР° участие РІ аукционе должны поступить РЅР° дату рассмотрения заявок РЅР° участие РІ аукционе, непоступление денежных средств РЅР° указанную дату является основанием для отказа РІ РґРѕРїСѓСЃРєРµ Рє участию РІ торгах.
В извещении о проведении Аукциона указано, что обеспечение заявки на участие в Аукционе составляет 1 771 664,57 руб., которые вносятся в валюте Российской Федерации на указанный счет организатора и должны поступить до дня окончания приема документов для участия в аукционе.
Поскольку датой окончания приема заявок на участие в торгах является 19.08.2015 (до 17 часов 00 минут), то из буквального толкования положений извещения о проведении торгов следует, что последний день поступления денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе - 18.08.2015, при условии, что дата рассмотрения заявок на участие в Аукционе 20.08.2015. В связи с чем, организатором торгов фактически сокращен срок приема заявок на участие в торгах, установленный извещением о проведении торгов.
Таким образом, порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, установленный организатором торгов в извещении о проведении Аукциона, не соответствует положениями статьи 46.7 ГрК РФ и может привести к сокращению срока подачи заявок на участие в торгах, определенному в извещении.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 46.8 ГрК РФ участником аукциона на право заключения договора о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, за исключением случаев определения иных требований к участникам аукциона Правительством Российской Федерации, может быть признано юридическое лицо, осуществляющее деятельности в качестве застройщика не менее чем три года при условии, что совокупный объем ввода многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки, объектов индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, составляет не менее чем минимальный объем ввода многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки, объектов индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, установленный в соответствии с частью 4 или 5 указанной статьи и предусмотренный извещением о проведении аукциона.
Согласно части 5 статьи 46.8 ГрК РФ минимальный объем ввода многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки и (или) объектов индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию при проведении аукциона на право заключения договора о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса определяется как отношение максимальной площади многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки и (или) объектов индивидуального жилищного строительства, которые могут быть построены в границах территории, подлежащей комплексному освоению, в соответствии с максимальными значениями предельных параметров разрешенного строительства, предусмотренных градостроительным регламентом, к сроку, на который заключается данный договор.
Пунктом 1 части 6 статьи 46.8 ГрК РФ установлен перечень документов, представляемых заявителями в целях подтверждения выполнения предусмотренных пункта 1 части 1 статьи 46.8 ГрК РФ требований к участникам аукциона.
Вместе с тем, в пункте 1.1 раздела «Требования к участникам аукциона» извещения о проведении торгов установлен минимальный объем ввода многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки, объектов индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, рассчитанный не в соответствии с частью 5 статьи 46.8 ГрК РФ, а в размере минимальной общей площади жилых помещений, соответствующих условиям отнесения к жилью экономического класса и подлежащих продаже или передаче на условиях, предусмотренных договором об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договором о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, право на заключение которых является предметом аукциона, установленной во исполнение пункта 6 части 8 статьи 46.7 ГрК РФ.
Указанные действия организатора торгов привели к несоблюдению порядка рассмотрения заявок на участие в торгах на предмет соответствия их требованиям, установленным статьей 46.8 ГрК РФ.
Таким образом, РљРЈРР—Рћ нарушен РїРѕСЂСЏРґРѕРє организации Рё проведения торгов, установленный пунктом 1 части 1, частью 5 статьи 46.8 ГрК Р Р¤.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 46.7 ГрК Р Р¤ обязательными приложениями Рє размещенному РЅР° официальном сайте РІ сети В«Рнтернет» извещению Рѕ проведении аукциона является проект РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° Рѕ комплексном освоении территории РІ целях строительства жилья экономического класса.
В соответствии с пунктом 8 части 4 статьи 46.6 ГрК РФ в договоре о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса должно содержатся обязательство сторон данного договора обеспечить строительство на земельном участке, в отношении которого заключен данный договор, или на земельных участках, образованных из такого земельного участка, объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур в соответствии с проектом планировки территории, и ввод указанных объектов в эксплуатацию, максимальные сроки выполнения этого обязательства.
Согласно пункту 6.2.5 проекта договора о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, являющегося приложением к извещению о проведении торгов, застройщик обязуется обеспечить строительство на земельном участке или на земельных участках, образованных из земельного участка, объектов инженерной, коммунальной инфраструктуры в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, а также ввод указанных объектов в эксплуатацию в срок действия данного договора. Согласно пункту 2.1 проекта договора он действует в течение 5 лет с даты подписания.
Согласно пункту 6.1.4 проекта договора о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса Администрация города Челябинска обязуется осуществить строительство объектов социального назначения, а также дорог в сроки, предусмотренные соответствующими адресными программами Администрации города Челябинска.
Указание на то, что сроки выполнения таких обязательств предусмотрены соответствующими адресными программами органа местного самоуправления, не позволяет сделать вывод об установлении в проекте договора сведений о конкретных максимальных сроках выполнения обязательств по строительству объектов социального назначения и транспортной инфраструктуры и вводу их в эксплуатацию.
Таким образом, проект договора о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса не содержит максимальных сроков выполнения обязательства органа местного самоуправления по обеспечению строительства на земельном участке (земельных участках, образованных из такого земельного участка) объектов транспортной и социальной инфраструктур в соответствии с проектом планировки территории и ввода указанных объектов в эксплуатацию, что не соответствует пункту 8 части 4 статьи 46.6 ГрК РФ.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 46.6 ГрК РФ в договоре о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса должно содержаться обязательство сторон данного договора осуществить на земельном участке, или на земельных участках, образованных из указанного земельного участка, предусмотренные данным договором мероприятия по благоустройству, в том числе озеленению, и сроки их осуществления.
Пунктом 6.2.4 проекта договора о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса застройщик обязан осуществить на земельном участке или на земельных участках, образованных в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, мероприятия по благоустройству, в том числе озеленению в срок действия настоящего договора.
Вместе с тем, из буквального толкования пункта 4 части 4 статьи 46.6 ГрК РФ следует, что такие обязательства должны быть установлены для всех сторон данного договора. Однако, обязанности по осуществлению мероприятий по благоустройству, в том числе озеленению, на земельном участке (земельных участках) на орган местного самоуправления в соответствии с данным проектом договора не возложены.
Более того, договором о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса должны быть предусмотрены мероприятия по благоустройству, в том числе озеленению, и сроки их осуществления. При этом перечень указанных мероприятий со сроками их осуществления в рассматриваемом проекте договора не установлен.
Таким образом, проект договора о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, являющейся приложением к извещению о проведении торгов, не соответствует пункту 4 части 4 статьи 46.6 ГрК РФ.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 46.7 ГрК Р Р¤ обязательными приложениями Рє размещенному РЅР° официальном сайте РІ сети В«Рнтернет» извещению является проект РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° аренды земельного участка, предоставляемого для освоения территории РІ целях строительства жилья экономического класса или для комплексного освоения территории РІ целях строительства жилья экономического класса.
Пунктом 2 части 8 статьи 46.7 ГрК РФ установлено, что извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о земельном участке, предоставляемом для комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса.
РР· системного толкования указанных РЅРѕСЂРј следует, что Рє извещению Рѕ проведении аукциона Рѕ комплексном освоении территории РІ целях строительства жилья экономического класса должен быть приложен проект РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° аренды определенного извещением Рѕ проведении торгов земельного участка.
Вместе с тем, в проекте договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса, являющегося приложением к торгам с извещением № 210715/0123135/01, отсутствуют сведения о конкретном земельном участке, сроке договора аренды, размере арендной платы.
Таким образом, действия организатора торгов по размещению на официальном сайте торгов в приложении к извещению проекта договора аренды земельного участка, не содержащего существенных условий договора, в том числе сведений о земельном участке по лоту № 1, сроке аренды земельного участка, размере арендной платы, не соответствуют пункту 2 части 10 статьи 46.7 ГрК РФ.
Необходимо отметить, что пунктом 4.4.1 проекта договора аренды земельного участка установлена обязанность арендатора выполнить работы по обустройству территории земельного участка посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих по окончании строительства передаче в государственную или муниципальную собственность либо в собственность ресурсоснабжающих или иных организаций, а также выполнить условия такой передачи в сроки, предусмотренные графиком осуществления мероприятий по освоению Участка и договором о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса.
При этом проект договора аренды земельного участка, извещение о проведении торгов не содержат порядка осуществления такой передачи объектов инженерной инфраструктуры, в том числе случаи их передачи в государственную или муниципальную собственность либо в собственность ресурсоснабжающих или иных организаций, а также сведений о том, на какой основе (платной или безвозмездной) буду переданы данные объекты.
Как указано выше, данные обстоятельства отражены в решении Челябинского УФАС России от 07.09.2015 по делу № 39-07/18.1/15.
Решения Челябинского УФАС России от 07.09.2015 по делу № 39-07/18.1/15 явилось предметом рассмотрения в Арбитражном суде Челябинской области в рамках дела № А76-24481/2015.
Вступившим в законную силу решением Арбитражном суде Челябинской области от 10.05.2015 по делу № А76-24481/2015 решение Челябинского УФАС России от 07.09.2015 по делу № 39-07/18.1/15 признано правомерным.
Так как аукционная документация в отношении лота № 1 и лота № 2 одна и та же, то и доводы, изложенные в решении Челябинского УФАС России от 07.09.2015 по делу № 39-07/18.1/15 и подтверждённые решением Арбитражного суда Челябинской области от 10.05.2015 по делу № А76-24481/2015, постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2016, следует учесть при принятии решения по настоящему спору.
Порядок организации и проведения торгов урегулирован статьями 447 - 449 ГК РФ.
Пункт 1 статьи 447 ГК РФ предусматривает возможность заключения договора, если иное не вытекает из его существа, путем проведения торгов. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Допуск претендентов к участию в конкурсе (аукционе) является одним из этапов проведения торгов. Нарушения, допущенные комиссией на этой стадии, влияют на действительность конкурса (аукциона) в целом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 ГК РФ  торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
При этом этапы организации и проведения торгов, на которых допущенные нарушения установленных законом правил влекут указанные последствия, не разграничены.
Таким образом, независимо от того, на каком этапе организации или проведения торгов допущены нарушения, защита прав заинтересованных лиц осуществляется способом, установленным названной статьей, - путем предъявления иска о признании торгов недействительными.
По смыслу законодательства под правилами проведения торгов следует понимать те процедурные требования, которые должны быть соблюдены для обеспечения возможности всех заинтересованных лиц принять участие в представлении своих конкурентных заявок на торгах, надлежащего проведения торгов и определения победителя.
Данные процедуры, непосредственно направленные на проведение торгов, и определяют порядок проведения торгов.
Отказ в участии в аукционе лицам, подавшим заявку на участие в аукционе, относится к процедурным вопросам, поскольку касается соблюдения равных для всех заинтересованных лиц возможностей принять участие в представлении своих заявок в целях развития добросовестной конкуренции.
Таким образом, к спорным отношениям по настоящему делу применимы положения статьи 449 ГК РФ.
На основании абз. 3 пункта 1 статьи 449 ГК РФ торги могут быть признаны недействительными в том числе, в случае, если кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах (ООО «ЦУП» был не обосновано отстранён от участия в торгах).
Согласно пункту 2 статьи 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, а недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Общим последствием недействительности сделки является возврат каждой из сторон всего полученного по сделке (статья 167 ГК РФ).
Таким образом, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ незаконными действиями РљРЈРРёР—Рћ РїРѕ проведению торгов РЅР° право заключения РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° Рѕ комплексном освоении территории РІ целях строительства жилья экономического класса земельного участка, расположенного РїРѕ адресу: Рі. Челябинск, <...>, извещение в„– 230715/0123135/01, лот 1 Рё неправомерным отказом РІ РґРѕРїСѓСЃРєРµ РћРћРћ «ЦУП» Рє участию РІ аукционе РїРѕ лоту в„– 1, Р° также принятием решения Рѕ заключении СЃ РћРћРћ «КПД Заказчик» РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° Рѕ комплексном освоении территории РІ целях строительства жилья экономического класса РїРѕ лоту в„– 1, выразившиеся РІ протоколе РѕС‚ 20.08.2015 в„– 113 рассмотрения заявок РЅР° участие РІ аукционе, СЃСѓРґ считает возможным признать недействительными РґРѕРіРѕРІРѕСЂ РѕС‚ 04.09.2015 Рѕ комплексном освоении территории РІ целях строительства жилья экономического класса РІ Челябинской области, Рі. Челябинске, <...> РЅР° земельном участке РёР· земель населенных пунктов СЃ кадастровым номером 74:36:0000000:48351, площадью 274 257,00 РєРІ. Рј, СЃ разрешенным использованием - для комплексного освоения территории РІ целях жилищного строительства Рё РґРѕРіРѕРІРѕСЂ РЈР— в„– 013984-Рљ-2015 РѕС‚ 04.09.2015 аренды земельного участка РёР· земель населенных пунктов СЃ кадастровым номером 74:36:0000000:48351, площадью 274 257,00 РєРІ. Рј, СЃ разрешенным использованием – для комплексного освоения территории РІ целях жилищного строительства Рё применить последствия недействительности указанных сделок.
Оценив и исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства каждое в отдельности, а также всю их совокупность, суд считает, что требования ООО «ЦУП» подлежат удовлетворению.
Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска арбитражным судом подлежат распределению в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд Челябинской области
РЕШРР›:
Требования заявителя удовлетворить.
Признать незаконными действия комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска по отказу в допуске общества с ограниченной ответственностью «Центр управления проектами» к участию в аукционе по лоту №1 и принятию решения о возможности заключения с обществом с ограниченной ответственностью «КПД Заказчик» договора о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса по лоту №1, выразившегося в протоколе от 20.08.2015 №113 рассмотрения заявок на участие в аукционе.
Признать недействительным заключенный между администрацией города Челябинска и обществом с ограниченной ответственностью «КПД Заказчик» договор от 04.09.2015 о комплексном освоении территории в целях строительства территории в целях строительства жилья экономического класса.
Признать недействительным заключенный между комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска и обществом с ограниченной ответственностью «КПД Заказчик» договор от 04.09.2015 УЗ №013984-К-2015 аренды земельного участка с кадастровым номером 74:36:0000000:48351 для комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса г.Челябинска.
Применить последствия недействительности сделки. Обязать общество с ограниченной ответственностью «КПД Заказчик» возвратить комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска земельный участок с кадастровым номером 74:36:0000000:48351 в течение 10 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Взыскать с администрации города Челябинска в пользу общества с ограниченной ответственностью «Центр управления проектами» государственную пошлину в сумме 3 000 руб., уплаченную по платежному поручению от 02.10.2015 № 2860 при обращении в арбитражный суд; государственную пошлину в сумме 2 000руб., уплаченную по платежному поручению от 27.05.2016 № 562 при подаче заявления о принятии обеспечительных мер.
Взыскать с комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации города Челябинска в пользу общества с ограниченной ответственностью «Центр управления проектами» государственную пошлину в сумме 6 000 руб., уплаченную по платежному поручению от 02.10.2015 № 2860 при обращении в арбитражный суд; государственную пошлину в сумме 2 000руб., уплаченную по платежному поручению от 02.10.2015 № 2861 при подаче заявления о принятии обеспечительных мер.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «КПД Заказчик» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Центр управления проектами» государственную пошлину в сумме 6 000 руб., уплаченную по платежному поручению от 16.10.2015 № 2915 при обращении в арбитражный суд; государственную пошлину в сумме 1 000руб., уплаченную по платежному поручению от 27.05.2016 № 562 и в сумме 1 000руб., уплаченную по платежному поручению от 02.10.2015 № 2861 при подаче заявления о принятии обеспечительных мер.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья                                                        О.Г. Наконечная