ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-26094/14 от 30.01.2015 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

тел.(351)265-78-24, факс (351)266-72-10

E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chel.arbitr.ru

ИМЕНЕМ    РОССИЙСКОЙ    ФЕДЕРАЦИИ 

РЕШЕНИЕ 

г. Челябинск

02 февраля  2015 г.                                               Дело  № А76-26094/2014

Резолютивная  часть  решения   объявлена    30  января  2015года

Решение  в  полном  объеме  изготовлено    02  февраля   2015года

Судья  Арбитражного  суда  Челябинской  области  В.В. Худякова

При ведении протокола судебного заседания  помощником судьи И.В. Додиной,

Рассмотрев в открытом  судебном  заседании заявление

открытого акционерного общества "Златоустовский  машиностроительный  завод", г. Златоуст  Челябинской области

к  Министерству  тарифного регулирования  и энергетики  Челябинской области , г. Челябинск,

о  признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности

в судебном заседании приняли участие представители:  заявителя: Куркина Тамара Алексеевна (личность установлена по паспорту, на основании доверенности 01.01.2015), ответчика: Косинская Наталья Владимировна (личность установлена по служебному удостоверению, действующая на основании доверенности от 08.09.2014),  Першукова Ирина Алексеевна (личность установлена по служебному удостоверению, действующая на основании доверенности).

г. Челябинск

В  судебном   заседании объявлялся  перерыв  до  10  часов  25  минут  30  января  2015года, о  чем  надлежащим  образом  размещена  информация  на  сайте  Арбитражного суда.

Открытое акционерное общество «Златоустовский  машиностроительный  завод», (далее – заявитель, общество), обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с  заявлением к Государственному комитету "Единый тарифный орган Челябинской области" , (далее – ответчик, административный  орган), о  признании незаконным и отмене постановления от 02.10.2014 № 218/09 о привлечении к административной ответственности по части 2 ст.14.6  Кодекса Российской  Федерации   об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей

Постановлением  Губернатора  Челябинской области  от 27 октября  2014года №  157 «О  структуре  органов  исполнительной  власти Челябинской области» в  редакции   постановления  Губернатора  Челябинской области  от 17.12.2014 № 246   Государственный  комитет  «Единый  тарифный  орган Челябинской области»   переименован   в    Министерство тарифного регулирования  и энергетики  Челябинской области , г. Челябинск  в  связи с  чем   судом  произведена  замена.

  Заявитель    считает  постановление  от 02.10.2014г.    незаконным,  ссылаясь на  отсутствие  события  административного правонарушения  и  привлечение    общества к  административной  ответственности   за  пределами срока   давности,  установленного   ст. 4.5  КоАП РФ.

Представителем  ответчика    заявленные требования  отклонены,  ссылаясь на  совершение   обществом  административного правонарушения,  в  связи,  с  чем    оно  привлечено к  административной ответственности.

Доводы  о  пропуске  срока   давности   считает   необоснованным,  полагая,  что  заявителем   неправильно   определена  дата  начала  течения   срока  давности:  её  следует  исчислять   с  декабря   2013года  по декабрь   2014года. Полагает,  что  в  соответствии с Правилами регулируемая организация до 01 мая года предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов.Обществом заявления  об установлении тарифов  представлены 30.04.2013 г. отдельно  на питьевую воду и  на техническую воду. Рассмотрение представленных материалов производится в течение периода, отведенного для установления  тарифов, в соответствии с пунктом 8 раздела 3 Правил тарифы устанавливаются органами регулирования тарифов до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего началу очередного периода, регулирования, в соответствии с регламентом установления регулируемого тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным Федеральной службой по тарифам. Кроме того, специалистами ЕТО в рамках открытого дела ю установлению тарифов были подготовлены экспертные заключения  27.01.2014 г., в которых отражены замечания к представленным для утверждения тарифа сведениям, в том числе подтверждение ведения раздельного учета.

Заслушав  представителей  заявителя,  административного  органа,  а  также,  исследовав  все  материалы дела   арбитражный  суд 

УСТАНОВИЛ:

Постановлением от 02.10.2014 № 218/09   административным органом ОАО «Златоустовский   машиностроительный  завод» признано  виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначило наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Полагая, что оспариваемым постановлением нарушаются его права и законные интересы,   общество  обратилось в суд с настоящим заявлением.

Открытым акционерным обществом   «Златоустовский  машиностроительный  завод» оказываются услуги по холодному  водоснабжению потребителей по технической  воде  и  питьевой воде.

С 01.01.2012 отношения в данной области регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", согласно пункту 12 статьи 31 которого установлена обязанность организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системой классификации таких затрат, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно пункту 15 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520, в целях установления тарифов и надбавок организации коммунального комплекса ведут учет объемов товаров и услуг, доходов и расходов раздельно по осуществляемым видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам на которые подлежат регулированию в соответствии с настоящим документом. Финансовые потребности для реализации организацией коммунального комплекса производственной и инвестиционной программ определяются раздельно применительно к видам деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, Правила определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его учета, а также Правила расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения. Указанные нормативные акты вступили в законную силу 23.05.2013.

Пунктом 2 постановления N 406 установлено, что к отношениям, связанным с регулированием тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", не применяются со дня вступления в силу настоящего постановления.

Пунктом 18 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения установлено, что регулируемые организации обязаны вести раздельный учет расходов и доходов, объемов поданной воды (принятых сточных вод) в сфере холодного водоснабжения, в сфере горячего водоснабжения, в сфере водоотведения.

Учет расходов и доходов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также единой системой классификации таких затрат, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (п. 20 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения).

Суд установлено, что обществу   вменено в вину нарушение установленного порядка ценообразования:  отсутствие  ведения  раздельного учета   расходов  и доходов  по регулируемым  видам деятельности  отдельно  по технической  воде  и   питьевой воде.

Из представленного в материалы дела заключения органа регулирования тарифов по рассмотрению заявления предприятия об утверждении тарифов на 2013 год следует, что управлением была проведена экспертиза предложений предприятия об установлении тарифов.

При данных обстоятельствах, суд сделан  вывод о  доказанности наличия в действиях общества события правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Данный порядок ведения раздельного бухгалтерского учета расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения предусмотрен также и в пункте 12 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416 "О водоснабжении и водоотведении".

По результатам проверки административный орган установил факт того, что не ведется раздельный бухгалтерский учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, что является нарушением пункта 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушение требований пункта 12 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416 "О водоснабжении и водоотведению", пункта 15 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразованиях и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", пункта 19 Приказа Минрегиона РФ от 15.02.2011 N 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" по установлению, правильностью применения порядка ценообразования предусмотренной настоящими нормативными правовыми актами, является нарушением порядка ценообразования.

Общество имело возможность не допустить нарушений порядка ценообразования, но не приняло всех зависящих для этого мер, в установленном порядке за утверждением тарифов не обратилось, что отражено в постановлении по делу об административном правонарушении.

Обществом не представлены доказательства невозможности принятия всех исчерпывающих мер для соблюдения порядка ценообразования.

Частью 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Вместе  с  тем,  в  соответствии с ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере государственного регулирования цен (тарифов) не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения правонарушения.

В силу ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", п. 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 тарифы на холодную и горячую воду, водоотведение и очистку сточных вод отнесены к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Пунктом 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 установлено, что для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса до 1 мая текущего года представляют соответствующие документы в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов. По результатам рассмотрения дел об установлении тарифов орган регулирования принимает решение об установлении тарифов.

Органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим реализацию единой государственной ценовой политики является Государственный комитет "Единый тарифный орган Челябинской области" (Постановление Губернатора Челябинской области от 01.09.2004 N 477).

Из материалов дела усматривается, что Обществом заявления  в  орган исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим реализацию единой государственной ценовой политики Государственный комитет "Единый тарифный орган Челябинской области"  (на  день принятия  оспариваемого постановления) об установлении тарифов  представлены 30.04.2013 г. отдельно  на питьевую воду и  на техническую воду.  Суд  считает,  что   30.04.2014 года   административному  органу  стало  известно   о нарушении   обществом  порядка  ценообразования.

Таким образом, предусмотренный законом годичный срок давности его привлечения к административной ответственности истек   30.04.2014года , что в силу положений ч. 6 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим  производство по делу об административном правонарушении,

  При таких обстоятельствах заявленные требования  подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования  удовлетворить

Признать незаконным и отменить  постановление от 02.10.2014 № 218/09 о привлечении открытого акционерного общества "ЗЛАТМАШ", г. Златоуст

к административной ответственности по части 2 ст.14.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти  дней  со дня его принятия (изготовления в полном объёме) через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru

Судья:                                                                                 В.В. Худякова